Урок музыки в 5 классе по теме: «Героическая тема в искусстве»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Урок в 5 классе на примерах героических тем разных истоических эпох.

Открытый урок был проведен с целью формирование представления о героическом прошлом и настоящем русского народа.

Обучающиеся познакомились с: 

-былинами  о богатырях;

- кантатой С. Прокофьева «А, Невский», триптихом Нестерова «А. Невский»;

- музыкальностью повести А.П. Гайдара "Судьба барабанщика".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur_geroicheskaya_tema_v_iskusstve_urok.doc113 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе по теме:

«Героическая тема в искусстве»

Цель: формирование представления о героическом прошлом и настоящем русского народа.

Задачи:

- познакомить с Кантатой С. Прокофьева «А, Невский», триптихом Нестерова «А. Невский»;

- поощрять желание детей отвечать на вопросы, закреплять умение четко формулировать мысли;

- воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к героям России, желание им подражать и передавать полученные  знания о героях и их

подвигах;

- корригировать образное мышление через упражнения в сравнении, в объяснении понятий.

- корригировать навыки активного слушания, активизировать музыкальное внимание, учить,

- зрительно представлять музыку;

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесный, частично- поисковый, наглядно – иллюстративный, репродуктивный.

Межпредметные связи: музыка, чтение, ИЗО.

Средства обучения:  учебно-методическая литература, презентация.

Оборудование: звуко-усилительная аппаратура, мультимедиа, синтезатор, презентация, видеофильмы, карточки.

Этапы учебного

занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I. Вводная часть

1. Орг.момент. Приветствие

Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся к работе на уроке. Организация внимания.

Приглашает учащихся войти в класс под музыку «О героях былых времен»

Приветствует детей.

Учащиеся входят в класс под музыку.

Приветствуют учителя.

Слайд 1

2. Музыкальная разминка.

Цель:  развитие речевого аппарата и подготовка голоса к пению

- Добрый день

- этими словами здороваемся с вами

Добрый день

Добрый день

- этими словами здороваемся с вами

Добрый день

Слайд 2,3

Поочередно.

Поют вместе.

II. Основная часть

1. Целеполагание и мотивация

Цель: определение цели и задач урока.

- Я хочу еще раз обратить внимание на песню, которая звучала в начале урока.

- Попробуйте назвать тему урока.

- О ком мы будем говорить сегодня?

Сегодня мы продолжим разговор о взаимосвязи двух видов искусств-музыки и изобразительного искусства.

Можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?

- Тема урока звучит так: «Героическая тема в искусстве»

«От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля». Откуда эти слова?

Действительно, Россия - самая большая страна в мире.

 (слайд)

Со всех сторон на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, нашими природными богатствами, поработить русский народ.

И, конечно, всегда находились защитники земли русской, имена некоторых дошли до наших дней, многие остались неизвестными.

Ответы уч-ся: о героях, о памяти, о подвигах.

Ответы уч-ся: из Гимна РФ.

Слайд 4

(1 куплет)

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

2. Актуализация знаний и умений.

Цель: организация познавательной деятельности учащихся. Выявление знаний учащихся по пройденному материалу.

Но прежде чем перейти к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним наш прошлый урок.

Спасает бедных, детей, и стариков и малышей.

Силен, как вольный ветер, могуч, как ураган,

Он защищает землю от злобных басурман.

Он силой, добротой богат.

Он защищает стольный град.

- О ком речь?

Русь всегда славилась сильными и мужественными людьми, которых называли богатырями.

(слайды)

Тысяча лет прошло, а мы гордимся подвигами этих витязей-богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Микулы Селиновича, Вольги Святославовича.

- Откуда мы узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?

 

Кто эти люди, которые рассказывали нараспев эти сказания?

(слайд)

(слайд)

Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, что было, о делах и победах богатырей, о том как

доброту передавали былины в русском народе из уст в уста.  От деда к внуку переходили былины, в которых отражалась жизнь русского народа.

А вот это богатырь?

Когда богатырь обладал (СЛАЙД 3 БОГАТЫРЯ) определенными качествами, которые обозначил Виктор Михайлович Васнецов в своей картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.

- Назовите эти качества.

Когда Васнецов закончил работу над картиной, он говорил: «Я хотел, чтобы картина звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня»

Удалось ли это художнику?

Серьезная музыка требует

 внимательного вслушивания, лишь тогда она становится понятной, вы это поняли на прошлом уроке.

Сейчас мы выполним задание.

Нужно прослушать 2 муз.фрагмета, а затем:

  1. Под цифрами 1 и 2  правильно расположить названия, прослушанных фрагментов.
  2. положить портрет композитора рядом с цифрами.

Ответы уч-ся: о

богатырях.

Ответы: из былин, сказаний.

Ответы уч-ся: баяны-певцы -сказители.

Ответы уч-ся:

Добрыня (доброта, умение доровориться, убедить без войны), Муромец (сила), Попович(находчивость, хитроумие).

Ответ: да, звучит, навевает народные мелодии

Слушают музыку.

Учащиеся выполняют задания.

Слайд 9

Слайд 10-14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд17

Слайд 18

Слайд 19,20

3. Изучение новой темы.

Цель: формирование представления о героическом прошлом и настоящем русского народа.

Слайд

Гней Марций – не знакомое для вас имя, а ведь это и есть Кориолан – герой-полководец времен Древнего Рима. Трагедию его жизни вы знаете, Кориолан был героем, предал, раскаялся и заплатил жизнью за предательство.

Как вы считаете: Римляне ненавидели Кориолана за предательство, или уважали за то, что он одумался и принял смерть от врагов, оставшись патриотом Рима.

 Но вот прозвище Кориолан откуда оно? Тут надо вспомнить, что он завоевал город Кориол

- Это высшая почесть за доблестную победу, взятие города Кориол.

(слайды)

 Дмитрий Донской, Александр Невский, Александр Суворов-Рымникский, Григорий Потемкин-Таврический, Орлов-Чесменский.

Во времена даже, когда не было фамилий, были прозвища, они давались по заслугам.

Потемкин стал Таврическим за присоединение Крыма, Суворов за победу над турками на реке Рымник.

- Как назовем этих людей, совершивших доблестное, важное для многих людей действие?

Их подвиги воспеты в литературе, живописи, скульптуре, музыке.

Сегодня мы рассмотрим это на примере образа князя Псковского и Новгородского Александра Невского

Сегодня мы рассмотрим это на примере образа князя Александра Невского

(слайды)

Перед Великой Отечественной войной был очень восстребован ярко патриотический фильм и такой фильм снял известный режиссер С. Эйзенштейн о героических событиях 13 в.- борьбе Новгородского княжества против тефтонских рыцарей. Музыку к фильму написал композитор С. Прокофьев Фильм имел колоссальный успех, но вся задуманная музыка в фильм не вошла – вот почему, у композитора возникло желание продолжить работу. Результатом этой работы стала кантата «Александр Невский»

С. Прокофьев воспел патриотизм русского народа во главе с князем А, Невском

 Фильм определение  кантата.

В кантате противопоставлены темы 2-х лагерей (слайд-битва) русских воинов и немецких псов-рыцарей. Композитор с первого звука показывает свое отношение к героям.

-Обратите внимание на звучание музыки.

Вторая часть- «Песня об Александре Невском».В ней три части. Вторая часть отличается по характеру. Поднимите руку, когда услышите, что характер музыки изменился.Какой характер главной мелодии?

«Вставайте, люди русские».

Так же трехчастная

 Как звучит первая часть? Как вторая?.

Завершается кантата встречей дружины А. Невского. Обратите внимание на характер музыки. (слайд со звуком).

В самые тяжелые годы ВОВ художник П.Д. Корин обратился к образу полководца Древней Руси (фильм).

Обьясните значение слова «триптих»

-Давайте и мы на минутку станем богатырями и покажем свою богатырскую силушку.

Физминутка.

- Да, герои были и есть во все времена на русской земле. Есть и в настоящее время. В нашем Благовещенском районе есть герой Советского Союза – Санников Федор Ефимович (слайд орден). 

Наши парни-земляки, которые сегодня могли бы ходить по нашим улицам, жить среди нас, но они геройски отдали свои жизни в разных горячих точках.

- Давайте посмотрим фильм.

 (слайды).

Скажите, кто может стать героем, только ли сильные богатыри? Только ли взрослые? (слайды пионеры-герои)

Сегодня мы с вами прослушаем и начнем разучивать песню о мальчике-герое, который во время войны заменил погибшего командира и поднял солдат в атаку.

Слушание и разучивание «Песни о маленьком трубаче»

Учащиеся предполагают, отвечают: у него прошлое героическое, в народной памяти - он герой, своей смертью искупил ошибку.

Отвечают дети: герои.

Дети смотрят фильм.

Учащиеся смотрят фильм.

Учащиеся отвечают: у врагов музыка резкая, завывающая (преобладают медные духовые инструменты), а русских напевная мелодия в исполнении русских народных инструментов.

Первая часть-повествование. Вторая- героическая.

Ответ: первая-как набат

Вторая-как русская песня

Отвечают: торжественно.

На площади освобожденного Пскова народ празднует победу.

Триптих-это картина,состоящая из трех частей и в то же время составляет единое целое.

Дети выполняют.

Учащиеся предполагают, отвечают.

Дети слушают и разучивают песню.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23-26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

слайд 32 со звуком

слайд 33

видео-

слайд 34

слайд 35

слайд 36

Физкультминутка

Слайд-фильм 37

слайд 38

слайд 39, 40,41, 42

Слайд 43

 Слайд 44 +, слайд  - 45

III. Заключительная часть

Цель: подведение итогов на уроке,  выявление пробелов и их коррекция

-С какими муз.произведениями мы познакомились?

- С работой какого художника?

Что общего у триптиха и кантаты?

- Наша страна всегда нуждалась в защите, любви, поддержке. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить эти заветы и свято выполнять их: (слайды)

Назовите заветы защитника Родины

В современном мире, в отличие от древних времен, очень много разных источников информации: интернет, телевидение и т.д. Часто они несут много ненужной информации, опасной для нашей страны. Поэтому, сегодня я, а далее вы, как баяны-сказители в древности, должны нести в будущее славные страницы подвигов героев разных веков нашей родной страны – России.

Дети отвечают: кантата А. Невский, «Песня о маленьком трубаче».

П.Корин, триптих А. Невский.

- защищать и беречь нашу Родину;

- защищать слабых, бедных стариков и детей;

- быть сильными, мужественными и отважными;

- любить свою родную землю, свой народ, свою страну – Россию.

слайд 46

Слайд 47

IV. Рефлексия, завершение занятия.

Цель: оценивание собственной деятельности.

Закончим предложения.

- Сегодня я узнал…

- Было интересно узнать, что…

- Я понял, что…

- Мне захотелось рассказать…

Герой- это…

Подвиг-это…

Дети заканчивают предложения.

Слайд 48,49,50,51,52,53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе по теме "Героическая тема в музыке"

В 7 классе в 1 четверти  по программе Критской - Сергеевой блочно изучается тема "Героическая тема в русской музыке". в качестве обобщающего урока по этой теме я включила национально-региональный...

урок музыки в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи"

Открытый урок по музыке в 7 классе, ярко раскрывающий межпредметные связи. На уроке отчётливо продемонстрирована героическая тема через музыку, литературу, живопись....

Конспект урока музыки в 7 классе по теме Героическая тема (национальный компонент)

"О поколении судят по героям, которые ему принадлежат..." продолжение темы в музыке на примере творчества Н.Жиганова и его оперы "Джалиль". (национально-региональный компонент)....

Сценарий урока по музыке на тему "Героическая тема в музыке".

Материал знакомит детей с темой героизма в музыке и рассматривает её различные проявления....

Реферат на тему "Героические темы в искусстве как музыковедческие проблемы"

Реферат на тему "Героические темы в искусстве как музыковедческие проблемы"...

Презентация к уроку музыки по теме "Героическая тема в музыке" в 7 классе.

В презентации представлен материал о музыкальных произведениях героико-патриотического содержания....