СПОСОБЫ ИГРЫ АРПЕДЖИО НА ФОРТЕПИАНО
методическая разработка по музыке

Останина Ольга Владимировна

СПОСОБЫ ИГРЫ АРПЕДЖИО НА ФОРТЕПИАНО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_igry_arpedzhio_na_fortepiano.docx590.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Способы игры арпеджио на фортепиано

  Современный подход во многом не является чем-то новым, скорее это компиляция знаний, накопившихся за всю многовековую исполнительскую практику. «Всё новое – хорошо забытое старое» − гласит народная мудрость.Всем современным исполнителям на классической гитаре знаком так называемый процесс подготовки на струне(-ах) во время звукоизвлечения пальцами правой руки. Подготовка – это один из этапов звукоизвлечения пальцами правой руки, при котором происходит контакт пальца(-ев) со струной/струнами с последующим звукоизвлечением. Насчёт подготовки существует несколько мнений среди исполнителей: кто-то считает, что подготовка необходима, другие же считают, что это пагубно влияет на без того быстро гаснущий звук на гитаре. На мой взгляд, мнения разделились из-за недопонимания или неправильного использования подготовки в процессе игры. Во-первых, если бы мы понаблюдаем за процессом звукоизвлечения на гитаре в замедленной съёмке, то убедимся в том, что подготовка во время звукоизвлечения неизбежна и происходит всегда, когда мы собираемся извлечь звук, ведь перед тем, как это сделать, мы сначала прикасаемся к струне, а потом уже выводим её из состояния покоя и высвобождаем для получения необходимого звука. Этот момент прикосновения пальца к струне и есть подготовка. Во-вторых, благодаря подготовке мы можем влиять на звук. Только непосредственно в момент прикосновения происходит передача замысла исполнителя от кончика пальца к струне, только в этот момент мы можем повлиять на звук, на то, каким он будет после звукоизвлечения. Благодаря подготовке возможна ясная и чёткая артикуляция. Таким образом мы можем получить богатую палитру штрихов, ограниченную только фантазией и возможностями исполнителя. В-третьих, ещё одно достоинство подготовки – это контроль и стабильность при игре. Несомненно, подготовка в правой и левой руке помогает исполнителю, в особенности при игре виртуозных и технически трудных произведений, там, где это возможно, мы можем заранее поставить пальцы на струны.

Подготовка при игре арпеджио бывает трёх видов:

1)                 Подготовка каждого пальца в отдельности;

2)                 Подготовка сразу нескольких пальцев;

3)                 Совмещение первого и второго вида подготовки.  

 Давайте рассмотрим первые два вида подготовки на примере простого и часто используемого арпеджио:

1.bmp

В первом случае процесс подготовки происходит так:

1)   Ставим палец p на пятую струну, при этом пальцы i и m уже находятся над второй и первой струнами как можно ближе к ним;

2)   Далее начинаем извлекать звук пальцем p, а в это время палец i движется ко второй струне, чтобы в тот момент, когда звук на пятой струне будет извлечён, палец i уже стоял на второй струне;

3)   В тот момент, когда палец i встал на вторую струну, палец p после звукоизвлечения за счёт максимально быстрого рефлекторного расслабления возвращается в исходное положение, располагаясь над пятой струной;

4)   Затем точно так же в момент, когда палец i начинает извлекать звук, палец m начинает двигаться к первой струне и в тот момент, когда звук на второй струне будет извлечён, палец m должен встать на первую струну;

5)   В тот момент, когда палец m встал на первую струну, палец i после звукоизвлечения за счёт максимально быстрого рефлекторного расслабления возвращается в исходное положение, располагаясь над второй струной;

6)   Далее в тот момент, когда палец m начинаем извлекать звук, палец p начинает движение к пятой струне, чтобы в момент извлечения звука на первой струне, палец p встал снова на пятую струну;

7)   При этом, в тот момент, когда палец p встал на пятую струну, палец m после звукоизвлечения за счёт максимально быстрого рефлекторного расслабления возвращается в исходное положение, располагаясь над первой струной.

Существует ещё один подход в расслаблении пальцев после звукоизвлечения относительно пунктов 5 и 7 в процессе игры арпеджио с подготовкой каждого пальца в отдельности. Палец p расслабляется так же, как описано в пункте 3, а после извлечения звука на второй струне палец i не возвращается в исходное положение над второй струной, а остается согнутым, как бы замирает в конечной точке своего движения в строну ладони, при этом необходимо удерживать палец максимально естественно, не прикладывая особых усилий, палец в этот момент должен чувствовать расслабление, а не напряжение. В тот момент, когда палец i пришёл в конечную точку своего движения, палец m уже стоит на второй струне и начинает извлекать звук. После звукоизвлечения палец m так же, как палец i, не возвращается в исходное положение над первой струной, а остается согнутым, замирая в конечной точке своего движения, при этом удерживаясь в этом положении максимально естественно, без усилий, ощущая при этом расслабление. В тот момент, когда палец m идёт в конечную точку своего движения, палец p встает на пятую струну, и в тот момент, когда палец p встал на пятую струну, пальцы i и m вместе максимально быстро рефлекторно расслабляются и возвращаются в исходное положение над второй и первой струнами. Далее цикл повторяется.

            Во втором случае процесс подготовки происходит так:

1)   Ставим палец p на пятую струну, при этом пальцы i и m уже находятся над второй и первой струнами как можно ближе к ним;

2)   Далее начинаем извлекать звук пальцем p, а в это время пальцы i и m движутся ко второй и первой струнам, чтобы в тот момент, когда звук на пятой струне будет извлечён, пальцы i и m уже стояли на второй и первой струне;

3)   В тот момент, когда пальцы i и m встали на свои струны, палец p после звукоизвлечения за счёт максимально быстрого рефлекторного расслабления возвращается в исходное положение, располагаясь над пятой струной;

4)   Далее палец i извлекает звук и, как было уже выше описано, останавливается в конечной точке своего движения, при этом необходимо удерживать его максимально естественно, не прикладывая при этом особых усилий, палец в этот момент должен чувствовать расслабление, а не напряжение;

5)   Затем палец m извлекает звук и идёт в конечную точку своего движения, а в этот момент палец р начинает движение к пятой струне;

6)   В тот момент, когда палец p встал на пятую струну, пальцы i и m вместе максимально быстро рефлекторно расслабляются и возвращаются в исходное положение над второй и первой струнами;

7)   Далее цикл повторяется;

Ещё один вариант – это поставить на струну сразу все три пальца pi и m и затем извлекать звук. Как мне кажется, способ подготовки сразу нескольких пальцев при игре арпеджио вытекает из особенностей технологии игры арпеджиато (быстрое взятие звуков аккорда последовательно, чаще всего снизу вверх), ведь на любом струнно-щипковом инструменте для того, чтобы сыграть арпеджированный аккорд, необходимо поставить пальцы на нужные струны, а затем ими друг за другом извлекать звук.         

Исполнители расходятся во мнениях о том, каким способом лучше играть арпеджио, подготавливать сразу несколько пальцев или каждый в отдельности. Контроль, чёткость и скорость при игре арпеджио можно достичь и первым и вторым способом. Если мы подготавливаем сразу несколько пальцев, то мы автоматически укорачиваем длительность звука, чего не происходит при подготовке каждого пальца в отдельности. С другой стороны, если нам необходимо сыграть череду восходящих повторяющихся арпеджио в быстром темпе, то подходит подготовка сразу нескольких пальцев, т.к. осуществляется меньше этапов. И тем более если мы будем постепенно разгонять восходящее арпеджио, подготавливая каждый палец в отдельности, то в очень быстром темпе от 180 до 200 и более ударов метронома в минуту мы начнем неосознанно подготавливать сразу несколько пальцев, т. к. звукоизвлечение каждым пальцем будет превращаться в единое движение нескольких пальцев, как при игре баса и аккорда/интервала. В предыдущих двух предложениях стоит выделить термин восходящее арпеджио, потому что при игре нисходящего арпеджио очень удобно подготавливать каждый палец в отдельности и, наоборот, совсем не удобно и нецелесообразно подготавливать сразу несколько пальцев, что говорит о не универсальности второго способа. Вообще движение пальцев очень естественно при игре нисходящего арпеджио. В этом мы убеждаемся, когда начинаем играть такое арпеджио очень быстро, и если мы начнём пальцы собирать в кулак от мизинца, то это будет сделать очень легко, зато очень трудно и неуклюже получается собирать пальцы в кулак от указательного пальца. Ниже представлена одна из разновидностей нисходящего арпеджио.2.bmp

Этапы игры этого арпеджио будут отличаться от восходящего только порядком действий, совершаемых пальцами. Очень редко встречаются моменты, когда необходимо сыграть нисходящее арпеджиато, это можно сделать, например, одним пальцем, но его также можно сыграть, приготовив все пальцы сразу на нужных струнах, и последовательно от верхнего к нижнему извлечь все звуки. 3.bmp

Восходящее и нисходящее арпеджио с использованием четырёх пальцев, представленные ниже, необходимо играть по тому же принципу, что и трёхпальцевое, только с добавлением новых этапов для пальца а.

В первом способе при восходящем и нисходящем арпеджио добавится несколько этапов для пальца a, аналогичных этапам для пальцев i и m. Во втором случае при игре восходящего арпеджио после пальца p встают вместе на струны не два, а сразу три пальца (ima), и затем добаляются ещё несколько этапов для пальца а, аналогичных этапам для пальцев i и m.

В доказательство невозможности универсального применения метода подготовки сразу на нескольких струнах давайте рассмотрим третий способ подготовки, то есть комбинированный, на примере ниже представленного арпеджио из первой части Школы игры Op.1 М. Джулиани.4.bmp

Если мы попробуем поставить все пальцы сразу, то быстро сыграть это арпеджио у нас не получится, это будет сложно и неудобно. Куда проще после одновременного извлечения звука пальцами р и а поставить сразу два пальца i и m на третью и второю струну, или же играть это арпеджио с подготовкой пальцев i и m каждого в отдельности. Это прослеживается и во многих других арпеджио, например арпеджио № 86 и 106 из 120 арпеджио Мауро Джулиани.

Из всего вышесказанного о процессе подготовке в арпеджио стоит сделать вывод о том, что не стоит придерживаться только одного способа, необходимо владеть обоими и подстраиваться под конкретное арпеджио и под определенные художественные задачи. Несомненно, музыка диктует требования к технике. Будет очень глупо играть арпеджио с подготовкой сразу нескольких пальцев в медленной пьесе кантиленного характера, где это будет противоречить образу и художественным задачам сочинения.

Принцип временной опоры

В комбинации с подготовкой современные исполнители активно используют принцип временной опоры. Временную опорую можно трактовать двояко: с одной строны, когда при игре арпеджио происходит подготовка каждого пальца в отдельности, то в тот момент, когда палец находится на струне, он является временной опорой для всей кисти и для лучшего ориентирования на струнах. С другой строны, иногда исполнители фиксируют большой или безымянный палец на одной из струн, чтобы другим пальцам было проще ориентироваться в струнах и свести до минимума колебания кисти, дабы повысить точность при игре. Более ясно это видно при игре пассажей, когда большой палец стоит на одной из басовых струн, чтобы лучше фиксировать кисть правой руки. Мануэль Барруэко часто ставит палец а на первую струну при игре арпеджио или репетиций. Давайте рассмотрим это на примере нескольких тактов бессмертного сочинения великого Исаака Альбениса – «Астурия» из «Испанской сюиты» в переложении для гитары Мануэля Барруэко.

6.bmp

Если обратить внимание на правую руку Мануэля Барруэко во время игры, то будет заметно, что с 1 по 16 такт, где пальцам i и m приходится все время играть по второй струне, Барруэко ставит палец а на первую струну. Тоже самое происходит в тактах с 25 по 36, где также играется некая разновидность арпеджио в виде репетиций, в этот момент Маэстро Барруэко фиксирует палец а на первой струне.

7..bmp

Аналогично при игре раздела Allegro из «Севильяны» Хоакино Турина (Joaquin Turina – «Sevillana»), Марко Тамайо (Marco Tamayo) фиксирует палец а на первой струне и играет арпеджио.

5.bmp

          Интересно и подробно описывает принцип временной опоры Сергей Иванович Руднев в своей книге «Русский стиль игры на классической гитаре», изданной в городе Туле издательством «Ясная поляна» в 2002 году. Ниже представлено несколько страниц из этой книги:

8.bmp9..bmp

Некоторые советы касательно техники игры арпеджио

 

Природа подарила исполнителям рефлекторный самовозврат пальцев, то есть самостоятельное возвращение пальца в исходное положение без специальных усилий. Этим необходимо пользоваться при игре не только арпеджио, но и всех остальных элементов техники правой руки. После короткого импульсного сгибательного движения обязательно должно следовать рефлекторное расслабление пальца. Ошибка многих гитаристов в том, что они с силой возвращают палец после напряжения в исходное положение, при этом давая дополнительную нагрузку на слабые мышцы-разгибатели, что в последствии ведёт к перенапряжению и проблемам в технике. Расслабление должно быть естественным, а не специальным действием. Чем быстрее происходит расслабление, тем быстрее вы будете играть. От природы мышцы- разгибатели пальцев, расположенные на тыльной стороне предплечья, слабо развиты в сравнении с мышцами-сгибателями, поэтому необходимо тренировать мышцы-антагонисты (разгибатели) с помощью игры расгеадо.

       Также надо помнить о балансе силы всех пальцев правой руки. Пальцы должны быть сбалансированно развиты. Дисбаланс в кисти негативно влияет на технику правой руки в целом. У сбалансированной кисти движение пальцев более независимое. В особом внимании нуждается мизинец. С ним следует тщательно поработать, полноценно включить его в процесс игры. Существует сборник этюдов и упражнений для пятипальцевой техники правой руки, его автор Чарльз Поствейт – «Этюды для пяти пальцев правой руки», опубликована эта книга издательством MELBAY в 1999 году. Вот некоторые примеры упражнений из этой книги:10.bmp

11.bmp

Никогда не надо гнаться за темпом. Ключ к успеху качественной игры арпеджио – это концентрация внимания на каждом движении, чуткий слуховой и двигательный контроль. Правильные движения лучше всего закрепляются в памяти, когда их заучивание происходит в медленном темпе. Во время отработки навыка необходимо постоянно «считывать» ощущения, возникающие во время игры, чтобы, во-первых, можно было контролировать процесс занятий и, во-вторых, чтобы в тот момент, когда технический навык будет получаться, запомнить именно те ощущения в теле, которые были в момент успеха. 

Пальцы правой руки должны располагаться максимально близко к струнам, чтобы не выходить из контакта с ними. Дэвид Рассел на одном из своих мастер-классов сказал: «Избегайте манерных жестов и «красивых» движений кистью или предплечьем: от этого музыка не станет красивее, а вот рука выйдет из надлежащей позиции».[1] Это не значит, что надо совсем отказаться от художественных движений, но надо использовать только те, которые будут помогать технике.

Всегда и во всём доверяйте своему телу и очень внимательно прислушивайтесь к нему при разучивании нового произведения, отработке технического навыка, в посадке за инструментом и т.д. Тело всегда укажет правильное направление и укажет на проблему, т.к. оно знает кратчайший путь к успеху.

При игре арпеджио внимательно отслеживайте ощущения в кисти, предплечье, плече, лопаточной зоне. В этих зонах не должно накапливаться напряжение, наоборот, вы должны чувствовать гибкость и здоровый мышечный тонус. Основная проблема у начинающих исполнителей – это блокировка запястья и его перенапряжение. Если чувствуете напряжение в какой-либо из зон, то сбавьте темп, играйте медленно, отслеживая ощущения. Используйте вес рук при игре, как это уже давно и успешно делают скрипачи и пианисты.

Очень хорошее упражнение на тренировку ровности арпеджио показал Денис Азабагич в одном из своих видео уроков, где он говорит об арпеджио, как об обычном приёме тирандо, только на разных струнах.     

Упражнение предназначено для динамического и ритмического выравнивания арпеджио. Оно заключается в том, что первые четыре восьмые играются staccatissimo, т.е. с максимально быстрой подготовкой, а в последующих шестнадцатых подготовка и ощущения в кисти сохраняются. Необходимо очень внимательно следить за ровностью звучания. Упражнение играется на открытых струнах, но для большего эффекта его можно тренировать на натуральных флажолетах, например, на 12 и 7 ладах или, подложив кусок поролона под струны, так ритмическая составляющая арпеджио будет звучать отчетливее. Далее арпеджио перейдет в пятом такте к своему привычному виду, при этом сохраняйте на восьмых нотах максимально быструю подготовку, как будто вы играете staccatissimo. Выглядит упражнение так:12.bmp

Великий Пепе Ромеро в своей книге «Стиль и техника», изданной в Нью-Йорке в 1982 году издательством Брэдли, пишет о том, что точка соприкосновения на кончике пальца и кромки ногтя со струной во время игры должна быть всегда одной и той же. Книга П. Ромеро очень полезна всем исполнителям, в ней он освещает все аспекты техники игры на классической гитаре.

Для того, чтобы более сложные арпеджио получались, необходимо тренировать арпеджио с простыми комбинациями пальцев, во всех возможных вариациях.

Например, варианты для арпеджио с аппликатурой p i m:13.bmp

 

Можно придумать ещё множество других комбинаций. Такую работу можно и нужно проделывать с каждым арпеджио. Подключите к правой руке любую простую аккордовую последовательность, чтобы скрасить однообразное звучание упражнения.

Заключение

В курсовой работе были рассмотрены особенности гитарного арпеджио относительно других инструментов, исторические моменты становления арпеджио и взгляды мастеров разных поколений на его исполнение, начиная с классического периода и заканчивая современностью. Был описан процесс развития арпеджио за счёт анализа различных методов и подходов к исполнению этого приёма выдающихся мастеров гитарного искусства прошлого и современности. Было выяснено, что во всех проанализированных методиках игры на гитаре в большей или меньшей степени уделяется внимание арпеджио, и каждый автор выделяет этот приём, как неотъемлемую и важную часть исполнительской техники и как потрясающий звуковой эффект.

На основе знаний и навыков современных гитарных методик были сформулированы многие моменты, касающиеся игры арпеджио, и особенно подробное описание необходимого и неизбежного в процессе звукоизвлечения этапа подготовки. Особое внимание было уделено процессу подготовки с целью развеять все неверные убеждения, его правильного применения в дальнейшем и созданию зачатков к общей методике игры арпеджио.

 Всё, что было написано, направлено исключительно на повышение технического уровня исполнителей. Все советы, приведённые в данной работе, имеют подтверждение на практике, им пользуются многие успешные исполнители, а также педагоги при работе с учащимися. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Тема: « Арпеджио. Основные тезисы в работе над арпеджио гаммах».

Арпеджио – одна из основ фортепианной исполнительской школы для каждого музыканта.Разучивание арпеджио в гаммах  и работа над ними, зачастую, не доставляет удовольствие исполнителю. Но необ...

Развитие навыков ансамблевой игры в классе фортепиано

Игра в ансамбле всегда привлекает детей, дарит им удовольствие от совместного творчества. Именно ансамбли знакомят детей не только с фортепианной, но и симфонической, камерной, балетной, оперной музык...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...

СПОСОБЫ ИГРЫ НА СВИРЕЛИ Методическая разработка

В данной методической разработке показаны основные способы и приемы освоения игры на свирели. Данная работа будет полезна всем желающим научиться игрань на этом удивительном инструменте....

Статья "Музыкально- дидактическая игра на уроке фортепиано, как средство музыкального развития учащихся младшего школьного возраста"

Данная статья рассказывает о важности применения игровых технологий на уроке фортепиано с младшими школьниками. В этом возрасте шаблонное изучение теоретических основ  музки и  небольших пье...