Статья на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках музыки».
статья по музыке

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках музыки».

Битнер Наталья Николаевна,

учитель музыки

МБОУ «Гуровская СОШ»

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

На уроках музыке формируется музыкальная грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий.

Музыкальная грамотность (Д.Б. Кабалевский):

- Это способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывное с жизнью связанное»;

- Это особое чувство музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого»;

- Это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения»;

- Это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы»

Учитель музыке ставить перед собой следующие вопросы:

  1. Как интерпретировать функциональную грамотность применительно к уроку музыки?
  2. Какие виды функциональной грамотности мы развиваем на уроках музыки?
  3. Как урок музыки способствует личностному росту учащихся, их действиям в конкретной культурной среде?

В первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали духовно богаче и грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.

Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.

главная задача учителя музыки – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения.

Условия формирования функциональной грамотности на уроках музыки:

• поисковая деятельность;

• преемственность, взаимосвязь разных уровней образования;

• межпредметные связи и параллели;

• развитие рефлексии;

• развитие мышления, а на его основе – речи;

• развитие гибких или мягких навыков и коммуникативных умений.

Пути формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка»:

• восприятие музыки и размышления о ней;

• певческая деятельность: хоровая, сольная, ансамблевая;

• музицирование: игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, импровизации;

• освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной

грамоты;

• работа с «текстами» учебников и рабочих тетрадей;

• при поиске информации в Интернете, словарях;

• в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников;

• в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;

• при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования;

• при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки;

• в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;

• при музыкальном самообразовании школьников.

Процесс формирования функциональной грамотности в области восприятия музыки зависит от различных факторов:

- индивидуальных особенностей ребенка – слушателя и исполнителя;

- его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов;

- от социального окружения, организации музыкальной среды дома и в школе.

Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Общая грамотность развивается у учащихся, когда дается задание:

  • написать эссе (небольшое сочинение) - поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении;
  • подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;
  • ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, так как на столах лежат музыкальные словари с определениями настроения в музыке;
  • заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями.

Информационная грамотность:

  • найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;
  • посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;
  • использовать данные из СМИ;
  • пользоваться услугами детской и школьной библиотеки;
  • анализировать информацию по теме урока.

Коммуникативная грамотность:

  • работать в парах, группе, команде;
  • расположить к себе других людей;
  • не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса.

Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть в постоянном творческом поиске. И, конечно же, развивать духовный мир ребёнка, помочь с определением музыкальных предпочтений, потому что музыка вечна, она всегда с нами и в горе, и в радости. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик.

Список литературы.

  1. Басова Е.А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): автореф. дис…канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2012.
  2. Бахарева Н.В. Развитие профессиональной компетентности учителя по развитию функциональной грамотности учащихся основной школы: автореф. дис…канд. пед. наук. Москва, 2009.
  3. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования/Начальная школа плюс до и после,2009, № 12.
  4. Журавлёва О. Н. Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: автореф. дис. д-ра пед. наук: – СПб, 2013.
  5. Журавлёва О. Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности /Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 11.
  6. Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 //Учительская газета, № 47, г. URL:
  7. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: НВП «ИНЭК», 2014.
  8. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования.– Дубна: Феникс+, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...