Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального исполнительства "Музыкальный инструмент (фортепиано)", музицирование (ансамбль, подбор, чтение)
рабочая программа по музыке (5 класс)

Арапова Светлана Витальевна

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и предназначена для реализации на отделении музыкального исполнительства (фортепиано).

Программа составлена на основании Федерального закона РФ «Об образовании», Типового Положения об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844), санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 1251-03, Устава МБУДО «ДШИ г. Макарова» Сахалинской области.

Актуальность представленной программы отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, дает для одного и того же класса разные по уровню трудности варианты программ (репертуарных комплексов), позволяющие учесть разные возможности учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств г. Макарова» Сахалинской области

(МБУДО «ДШИ»)

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБУДО

«ДШИ г. Макарова»

____________ Н.А. Сталевская

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

по учебному предмету

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (фортепиано)»

«МУЗИЦИРОВАНИЕ (ансамбль, подбор, чтение)»

Срок реализации - 4 года (1-4 классы)

                                                  г. Макаров

2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

 «Музыкальный инструмент (фортепиано)»

СОСТАВЛЕНА на основании примерных программ, рекомендованных федеральным агентством по культуре и кинематографии научно - методическим центром по художественному образованию (Москва 2002-2006г.)

Одобрено школьным

методическим объединением

МБУДО «ДШИ»

«19» сентября 2020 г.

Разработчик: Арапова Светлана Витальевна, преподаватель музыкального отделения (фортепиано) МБУДО «ДШИ» г. Макарова Сахалинской области.

Рецензент: Петрова Марина Викторовна, преподаватель музыкального отделения (фортепиано) МБУДО «ДШИ» г. Макарова Сахалинской области.

               

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

-направленность образовательной программы;

- на основании, каких документов составлена программа;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи образовательной программы;

- отличительные особенности данной образовательной программы от существующих;

- возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;

- сроки реализации образовательной программы;

- формы и режим занятий;

- принципы обучения;

- условия реализации программы;

- учебный план;

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- формы контроля, подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции, зачет, контрольный урок и т. д.);

- критерии оценки.

  1. Содержание изучаемого курса

- (краткое описание тем).

  1. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

- формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу;

- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

- формы подведения итогов по теме или разделу.

  1. Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и предназначена для реализации на отделении музыкального исполнительства (фортепиано).

Программа составлена на основании Федерального закона РФ «Об образовании», Типового Положения об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844), санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 1251-03, Устава МБУДО «ДШИ г. Макарова» Сахалинской области.

Актуальность представленной программы отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, дает для одного и того же класса разные по уровню трудности варианты программ (репертуарных комплексов), позволяющие учесть разные возможности учащихся.

Цель образовательной программы

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Задачами предмета

«Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:

  • ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Отличительная особенность данной программы, в том, что преподаватели пытаются учесть реальные возможности большинства учащихся, при этом учитывая значительно возросшую нагрузку на детей в общеобразовательных школах, в связи с введением ФГОС, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. Программа позволяет педагогам более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребенка. Помимо подготовки программы для публичного выступления в работе должны присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка, который должен приобрести учащийся за время обучения в детской музыкальной школе, -  навыка разбора и чтения с листа. Именно в этой активной форме музицирования сможет проявить себя выпускник фортепианного отдела после окончания школы.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 – 12 лет. Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю, 66 - 68 часов в год. Академический час составляет 40 минут. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен. Продолжительность учебных занятий первого года обучения – 33 недели (дополнительные каникулы, во втором полугодии), со второго по четвертые годы обучения составляет 34 недели в год. 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

17

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

34

32

36

32

36

32

36

270

Самостоятельная работа

32

34

32

36

32

36

32

36

270

Максимальная учебная нагрузка

64

68

64

72

64

72

64

72

540

Формы и режим занятий:

 Занятия проходят в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Принципы обучения

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • комплексный подход к обучению;
  • систематичность и последовательность;
  • наглядность;
  • уважение к ребенку, процессам и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническое обеспечение: мебель, соответствующая требованиям СанПиН, стеллаж для хранения учебных принадлежностей, музыкальные инструменты - фортепиано, музыкальный центр, синтезатор.

Методическое обеспечение: дидактические и учебные пособия, нотные тексты, раздаточный материал, иллюстрации и т.д. Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектован печатной, учебно-методической и нотной литературой. 

Учебный план

Год обучения

Количество

учебных часов

Аттестация

по полугодиям

Итоговая

аттестация

1 год

66

1 полугодие - прослушивание

2 полугодие – зачет

2 год

68

1 полугодие – академ.концерт

2 полугодие – академ.концерт

контрольный урок

3 год

68

1 полугодие – академ.концерт

2 полугодие – академ.концерт

 контрольный урок

4 год

68

1 полугодие – академ.концерт

2 полугодие – академ.концерт

контрольный урок

Прослушивание

ИТОГО

540

Ожидаемый результат и способы проверки:

Итоговый результат 1 года обучения:

В течение учебного года учащийся должен освоить 15 – 20 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли. Подбирать по слуху и петь от разных звуков песенные попевки. Освоить нотную грамоту, простейшие упражнения в чтении нот с листа.

Итоговый результат 2 года обучения:

В течение учебного года учащийся должен освоить 14-18 музыкальных произведений: 5 - 6 разнохарактерных пьес, 1-2 пьесы с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления. Читать с листа простейшие мелодии.

Итоговый результат 3 года обучения:

В течение учебного года учащийся должен освоить 12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 4-5 разнохарактерных пьес, 2-3 произведения в порядке ознакомления. Читать с листа пьесы различного характера (уровня трудности первого класса). Играть в ансамбле. Подбор по слуху простых мелодий.

Итоговый результат 4 года обучения:

В течение учебного года учащийся должен освоить 12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2-3 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 5-6 разнохарактерных пьес. Читать с листа постепенно сложные произведения различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых учеником).

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;

- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.

Формы и методы контроля.

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Промежуточная аттестация   проводится каждую четверть:

I четверть –зачет по сдаче этюда, выученного самостоятельно,

II, III, IV четверти – академические зачеты.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

4 («хорошо»)

Оценка    отражает    грамотное    исполнение    с небольшими   недочетами (как   в   техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы

игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие   домашней   работы, а   также плохая посещаемость аудиторных занятий

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематический план 1-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Знакомство с инструментом

2

1

1

Донотный период

4

1

3

Изучение нотной грамоты

5

2

3

Постановка рук

7

-

7

Развитие технических навыков

15

-

15

Ансамбль

15

15

Работа над эмоционально-художественным развитием

16

2

14

Зачеты и выступления

2

-

2

                    Итого:

66

6

60

Тематический план 2-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Работа над развитием координации                        

7

1

6

Работа над аппликатурой

8

2

6

Работа над звуковым решением произведения

8

2

6

Работа над игровыми приемами и упражнениями

10

1

9

Ансамбль

16

-

16

Зачеты и выступления

3

-

3

                    Итого:

68

8

60

Тематический план 3-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Работа над аппликатурой

7

1

6

Работа над звукоизвлечением

7

2

5

Работа над полифонией

7

2

5

Работа над игровыми приемами и упражнениями

7

2

5

Работа над    развитием технических навыков

6

2

4

Ансамбль

14

-

14

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

11

57

Тематический план 4-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Продолжение работынадразвитиемтехнических навыков

7

1

6

Работа над педалью

5

1

4

Работа над полифонией

7

2

5

Работа над крупной формой

7

2

5

Работа над художественным образом произведения

6

2

4

Ансамбль.

16

-

16

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

10

58

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 год обучения

1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 15-20 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более продвинутых учащихся) – легкие сонатины и вариации.

2. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок, а затем на протяжении всего года - песен (типа «Во поле береза стояла»). Освоение нотной грамоты, простейшие упражнения в чтении нот с листа.         Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с преподавателем простейших пьес в четыре руки).

Вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей.

- ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;

- развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения.

3. Упражнения в виде различных последований пальцев (нон легато, легато, стаккато) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.

4. Технические требования: мажорные гаммы (2-3 по выбору) в две октавы, в противоположном движении двумя руками при симметричной аппликатуре, хроматическая гамма, тонические трезвучия, арпеджио по три звука, T-S-D-T.

Этюды

  1. Визная И. «Эхо»
  2. Эрнесакс Г. «Едет паровоз»
  3. Геталава О. «Лягушки танцуют», «В лесу», «Мишки в цирке»
  4. Беркович И. «Маленькие этюды»: № 1-14
  5. Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих»: № 1-3, 7, 9-13, 15, 19
  6. Шитте А. Соч. 108, 25 маленьких этюдов: № 1-15.

Соч. 160, 25 легких этюдов: № 1-20

  1. Школа игры на фортепиано. Под редакцией А. Николаева (по выбору)

Пьесы

  1. Арроэ. Эстонский народный танец.
  2. Гедике А. «Заинька»
  3. Волков В. «Солнечный зайчик»
  4. Кравченко Б. «Упрямый козлик»
  5. Майкапар С. «Вальс», «Дождик», «В садике», «Пастушок»
  6. Парусинов А. «Марш»
  7. Раутио В. «Танец»
  8. Сигмейстер Э. «Кукушка танцует»
  9. Слонов Ю. «Вальс»
  10. Степовой Я. «На качелях», «Пчелка»
  11. Холминов А. «Дождик»
  12. Алексанров А. «Новогодняя полька»
  13. Книппер Л. «Полюшко – поле»
  14. Крутицкий М. «Зима»
  15. Любарский Н. «Курочка»
  16. Назарова – Метнер Т. «Латышская полька»
  17. Кореневская И. «Дождик», «Осень», «Танец»
  18. Корепанов А. «Танцующий слон»
  19. Галынин Г. «Зайчик»
  20. Кабалевский Д. «Ёжик», «Маленькая полька»
  21. Филипп И. «Колыбельная»
  22. Хаджиев П. «Светяки»
  23. Ляховицкая С. «Где ты, Лека?»
  24. Гретри А. «Кукушка и осел»
  25. Берлин П. «Марширующие поросята»
  26. Лонкшам – Друшкевичова К. «Краковяк», «Полька»,
  27. «Из бабушкиных воспоминаний»
  28. Игнатьев В. «Марш барбоса», «Негритянская колыбельная»
  29. Сборник И. Королькова «Кроки-музыканту», «Я буду пианистом»
  30. Ф. Брянская ч.II «Фортепианная школа»

Полифонические произведения

  1. Кригер И. «Менуэт» ля минор
  2. Сперонтес «Менуэт»
  3. Моцарт Л. «Менуэт» ре минор
  4. Сен – Люк «Бурре»
  5. Телеман Г.Ф. «Пьеса»
  6. Тюрк Д.Г. «Веселые ребята», «Маленький балет»
  7. Шевченко С. «Канон»
  8. Гедике «Ригодон» ре минор
  9. Гайдн Й. «Менуэт» фа мажор

Произведения крупной формы

  1. Дебюк А. «Русская песня с вариациями»
  2. Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»
  3. Литкова И. Вариации на тему бел.н. п. «Славка и Гришка сделали дуду»
  4. И. Корольковой Сборник вариаций

Примерные исполнительские программы:

  1. Моцарт Менуэт Ре мажор
  2. Мясковский Вроде вальса
  3. Кригер Менуэт Ля минор
  4. Майкапар Пастушок
  5. Сен-Люк Бурре
  6. Шостакович Вальс
  7. Беркович, вариации на тему р.н.п. Во саду-ли в огороде
  8. Ч.н.п. Аннушка обработка Ребикова

  1. год обучения

1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 14-18 музыкальных произведений: 6-7 разнохарактерных пьес, 1-2 пьесы с элементами полифонии, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления

2. Чтение с листа мелодии песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармония в басу. Игра с преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров. Подбор по слуху песенных мелодий (типа «Заинька, попляши», «Маленькой ёлочке») с простейшим сопровождением. Транспонирование песенных мелодий (например, «Как пошли наши подружки») из до мажора в ближайшие тональности. Опыты сочинения музыки (возможно на заданное стихотворение), изображение звуками на инструменте сказочного образа, досочинение мелодий, например, ответных предложений.

3. Работа над пальцевой техникой на различный вид упражнениях, а также над развитием навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.

4. Технические требования: мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно в прямом и противоположном движении (при синхронной аппликатуре) на две октавы для более способных учеников в четыре октавы, хроматические гаммы, тонические трезвучия с обращениями, аккорды T-S-D-T.

Этюды

  1. Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ред. Гернера
  2. Ч. 1: № 10, 11, 13 – 18, 20, 23 – 29
  3. Шитте А.  Соч. 108 25 маленьких этюдов: № 16, 21 -23.
  4. Соч. 160 25 легких этюдов: № 23, 24
  5. Гедике Соч. 32 № 7
  6. Лимуан А. Соч 37 № 17
  7. Берлин Г. Соч 70 № 33
  8. Гурлит       № 8, 15
  9. Гнесина Е. № 48 ре мажор  
  10. Лешгорн      № 43 фа мажор
  11. Беркович И. Этюд на тему Паганини

Пьесы

  1. Бах И. С. «Волынка»
  2. Беркович И. «На опушке»
  3. Бетховен Л. «Два экосеза», «Сурок»
  4. Гайдн Й. «Немецкий танец»
  5. Гедике А. «Маленькое рондо», «Медленный вальс»
  6. Герченинов А. «Вальс», «Мазурка»
  7. Глинка М. «Жаворонок», «Полька»
  8. Дварионас Б. «Прелюдия»
  9. Куперен Ф. «Кукушка»
  10. Майкапар С. «Вальс», «Колыбельная», «Маленький командир»,                        «Мимолетное видение», «Полька», «Раздумье», «Мотылек»
  11. Ребиков В. «Дети вокруг елки»
  12. Тюрк Д.Г. «Детская кадриль», «Пьеса»
  13. Чайковский П. «Старинная французская песенка»,
  14.  «Марш деревянных солдатиков»
  15. Роули А. «В стране гномов»
  16. Корепанов А. «Колыбельная»
  17. Петерсен «Марш гусей»
  18. Ф. Брянская ч.II «Фортепианная школа»

Полифонические произведения

  1. Коттинг Ф. «Куранта»
  2. Моцарт В. «Менуэт» до мажора
  3. Моцарт Л. «Полонез»
  4. Гендель «Сарабанда» ре минор, фа мажор
  5. Бах И. С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»:
  6. Менуэт ре минор, Волынка ре мажор, Полонез соль минор № 2
  7. Пахельбель И. «Сарабанда»
  8. Ккорели А. «Сарабанда» ре минор
  9. Шевченко С. «Канон»
  10. Павлюченко С. «Фугетта»
  11. Бём Г. «Менуэт» соль мажор

Произведения крупной формы

  1. Клементи. «Сонатина» № 2 до мажора
  2. Кабалевский. «Легкие вариации»
  3. Андре А. «Сонатина» соль мажор
  4. Беркович И. «Сонатина» до мажора
  5. Хаслингер Т. «Сонатина» до мажора
  6. Бейл А. «Сонатина» соль мажор
  7. Плейель И. «Сонатина» ре мажор
  8. Чичков «Маленькая сонатина»
  9. Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
  10. Благой Д. «Маленькие вариации» соль минор
  11. Сборник И. Корольковой «Вариации на темы рус.н.п.»

Примерные исполнительские программы:

1. Моцарт Л. Полонез

Майкапар Колыбельная

  1. Бах Волынка

Гречанинов Мазурка

  1. Бем Менуэт соль мажор

Бетховен Сурок

  1. Хаслингер Сонатина до мажора

Градески Задиристые буги

  1. Плейель Сонатина ре мажор

Роули В стране гномов

3год обучения

  1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 4-5 разнохарактерных пьес,2-3 произведения в порядке ознакомления.
  2. Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности первого класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение.
  3. Технические требования: мажорные и минорные гаммы до трех знаков включительно на четыре октавы в прямом и противоположном движении (при синхронной аппликатуре), хроматические гаммы, короткие арпеджио по три звука, аккорды, T-S-D-T.

Этюды

  1. Беркович И. Соч. 32 «40 мелодических этюдов для начинающих» № 23, 29 -  32.

Соч. 47 «30 легких этюдов» № 10, 16, 18, 21, 26.

Соч. 58 «25 легких пьес» № 13,18, 20.

  1. Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающего» Тетр. 4: № 31, 33
  2. Лак Т. Соч. 172 «Этюды» № 5, 6, 8
  3. Лемуан А. Соч. 37 «50 характерных прогрессивных этюдов» № 4, 5, 9, 11, 12, 15, 16, 20–23, 35, 39
  4. Лешгорн А. Соч. 65 «Избранные этюды для начинающих» (по выбору)
  5. Черни К. Соч. 821 «Этюды» № 5, 7, 24, 26, 33, 35
  6. Черни К. Избранные фортепианные этюды ред. Гермера. Ч. 1: № 17, 18,
  7. 21 – 23, 25, 26, 28, 30 – 32, 34 – 36, 38, 41 – 43, 45, 47
  8. Шитте А. Соч. 68 «25 этюдов» № 2, 3, 6, 9
  9. Ф. Бургмюллер Сборник этюдов

Пьесы

  1. Барток Б. «Пьеса»
  2. Вайнштеин Л.  «Сицилиана»
  3. Глинка М. «Чувство»
  4. Гуммель И. «Аллегретто»
  5. Косенко «Скерцино»
  6. Кабалевский Д. «Медленный вальс»
  7. Корепанов Г.  «Полька», «Шутливая песенка»
  8. Чайковский П. «Полька», «Итальянская песенка», «Новая кукла»
  9. Хачатурян А. «Андантино»
  10. Шуман Р. «Смелый наездник», «Первая утрата», «Веселый крестьянин», «Сицилийская песенка»
  11. Шостакович «Шарманка»
  12. Жилин «Вальс»
  13. Ребиков В. «Восточный танец»
  14. Сильванский Н «Песня»
  15. Майкапар «Росинки»
  16. Э. Градески «Мороженое»
  17. В. Гиллок «Колокола», «Каприччио», «Жонглёр»
  18. О. Геталова «На волнах»
  19. А. Скарлатти «Испанские фолии»
  20. Сборник «Высокие образцы классической и эстрадной музыки», составитель Б. Поливода

Полифонические произведения

  1. Арман Ж. «Фугетта»
  2. Бах И. К. Ф. «Аллегро» до мажора
  3. Бах И. С. «Ария», «Маленькие прелюдии» до минора №2, до минора № 3,
  4. ми минор №7, соль минор № 10, «Марш» ре мажор, ми бемоль        мажор, «Менуэт» доминор, соль мажор, соль минор, ля минор
  5. Бах Ф.Э. «Марш» соль мажор, «Менуэт» фа минор
  6. Гедике А. «Инвенция»
  7. Гендель Г. Ф. «Менуэт» ре минор, «Фугетта»
  8. Корелли А. «Сарабанда» ми минор
  9. Кригер И. «Сарабанда»
  10. Куперен Ф. «Невинность»
  11. Люлли Ж. Б. «Ария» соль минор
  12. Лядов А. «Подблюдная»
  13. Марпург Ф. В. «Аллегретто» до мажора
  14. Пахельбель И. «Гавот» ми минор, «Сарабанда» си бемоль мажор
  15. Рамо Ж. Ф. «Ригодон»
  16. Тюрк Д. Г. «Аллегро»
  17. Фишер И. К. Ф. «Чакона»
  18. Щуровский Ю. «Канон»

Произведения крупной формы

  1. Андрэ А. «Сонатина» № 5 фа мажор Ч. 1
  2. Бирюков Ю. «Сонатина» до мажора, «Лирическая сонатина»
  3. Беркович И. «Сонатина» соль мажор
  4. Бетховен Л. «Сонатина» фа мажор
  5. Глиэр «Рондо»
  6. Клименти «Сонатина» соль мажор Ч. 1, 2, «Сонатина» до мажора Ч. 2, 3
  7. Кулау «Сонатина» до мажора соч. 55 Ч. 1, 2
  8. Шпиндлер Ф. «Сонатина» до мажора Ч 1, 2

Примерные исполнительские программы:

  1. Бах Маленькая прелюдия до мажора
  2. Кабалевский Клоуны
  3. Бах Полонез соль минор
  4. Дварионас Вальс
  5. Арман Фугеттадо мажор
  6. Глинка Чувство
  7. Бах Менуэт соль мажор
  8. Шуман Веселый крестьянин

4год обучения

  1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2-3 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 5-6 разнохарактерных пьес.
  2. В IV классах чтение с листа постепенно усложняется произведениями различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых учеником)
  3. Технические требования: мажорные и минорные гаммы до четырех знаков в прямом и расходящемся движении, хроматические гаммы, арпеджио: длинные, короткие по четыре звука, ломаные, аккорды, T-S-D-T.

Этюды

  1. Бургмюллер Ф. Соч. 109 №1
  2. Беренс Г. «32 избранных этюда» соч. 61: № 1 – 3, 26, Соч. 88 «Этюды» № 5, 7
  3. Бертини А. «28 избранных этюдов» соч. 32 № 4, 5, 9  
  4. Гедике А. Соч. 47 «30 легких этюдов» № 20, 26
  5. Киркор Г. Соч. 15 «12 пьес – этюдов» № 1
  6. Лемуан А. Соч. 37 «Этюды» № 28 – 30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48, 50
  7. Лешгорн А. Соч. 66 «Этюды» № 1 – 4
  8. Майкапар С. Соч. 31 «Стаккато – прелюдия»
  9. Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермера ч. 2 № 6, 8, 12; Соч. 299 № 1, 2, 4, 14
  10. А. Мармонтель «Искусство разбора» 100 лёгких этюдов, соч. 60; 50 салонных этюдов Соч. 108
  11. Т. Кирхнер 100 маленьких этюдов Соч. 71
  12.  Л. Гобартс 12 лёгких этюдов Соч. 63

Пьесы

  1. Сигмейстер «Пьеса» ля минор
  2. Прокофьев С. Соч. 65 «Сказочка», «Прогулка»
  3. Шуман «Маленький романс»
  4. Чайковский П. «Вальс»
  5. Ребиков В. «Вальс», «Дервиш»
  6. Майкапар С. Соч. 8 «Мелодия», соч. 33 «Элегия»
  7. Григ Э. «Вальс»
  8. Корепанов А. «Весенний день»
  9. Раков Н. «Снежинки», «Грустная мелодия», «Вальс» фа диез минор, ми минор, «Полька», «Сказка»
  10. Щуровский «Танец», «Утро»
  11. Рамо «Скерцо»
  12. Караев «Задумчивость»
  13. Парцхаладзе «Танец»
  14. Скулте «Ариэтта»
  15.  В. Гиллок «В старой Вене», «Ариэль»
  16. С. Джоплин «Артист эстрады»
  17. Э. Градески «По дороге из школы домой»
  18. Сборник «Избранные страницы мировой классики», составитель Б. Поливода
  19. И. Парфёнов Сборник «Детский альбом»

Полифонические произведения

  1. Бах И. С. «Ария» фа минор, ми бемоль мажор «Маленькие прелюдии» тетр. 1 № 1 домажор, № 3 ре минор, № 5 ре минор, № 6 ре минор; тетр. 2 № 1 до мажора, № 5 ре минор, № 6 ре минор, № 12 ре минор
  2. Бах Ф. Э. «Фантазия»
  3. Гендель Г. Ф. «Жига» ре минор, «Куранта» фа мажор, «Сарабанда с вариациями»
  4. Глинка М. «Фуга» до мажора
  5. Моцарт Л. «Ария» соль минор
  6. Рамо Ж. Ф. «Жига» ми минор
  7. Циполи Д. «Фугетто» ми минор

Произведения крупной формы

  1. Гайдн Й. «Романс с вариациями»
  2. Гендель Г. «Сонатина» си бемоль мажор
  3. Диабелли А. Соч. 168 № 4 «Сонатина» Ч. 1, 2; Соч. 168 № 3 «Сонатина»
  4. Дмитриев Г. «Вариации в очень старинном стиле»
  5. Душек Ф. «Соната» си бемоль мажор финал
  6. Дюссек Я. «Русская песня с вариациями», «Сонатина» до мажора Ч. 1
  7. Кабалевский Д. Op. 51 № 3 «Легкие вариации на тему словацкой     народной песни»
  8. Клементи М. Соч. 36 № 3 «Сонатина» домажор, № 4 фа мажор, № 5 соль мажор
  9. Краузе А. Соч. 12 № 3 «Сонатина» Ч. 1
  10. Кулау Ф. Соч. 55 № 1 «Сонатина» до мажора
  11. Моцарт В. А. «Рондо» фа мажор
  12. Чимароза Д. «Соната № 1» соль минор
  13. Халаимов «Легкие вариации на тему чешской песни Аннушка»
  14. Холминов А. «У ворот, у ворот» (вариации на русскую народную тему)

Примерные исполнительские программы:

  1. И.С. Бах Маленька прелюдия до минора
  2. Купревич Осенний эскиз
  3. Ф.Е. Бах Фантазия ре минор
  4. Билаш Тарантелла
  5. Бетховен Санатина фа мажор
  6. Прокофьев Сказочка
  7. Циполи Фугетта ми минор
  8. Пахульский В мечтах
  9. Кулау Вариации соль мажор
  10. Шуман Охотничья песенка

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по программе «Музыкальное исполнительство» (вторая ступень), продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей фортепиано, рассказать о выдающихся пианистах и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, которые применяются при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

  1. Артоболевская А. Учебное пособие «Первая встреча с музыкой». Москва, 1990г.
  2. Белых С.Л., Копотева Г.Л. Рекомендации по составлению рабочих программ для педагогов сферы искусства и культуры.  Ижевск. 2009г.
  3. Крюкова В., Левченко Г. Особенности образовательного процесса и учебных программ детских музыкальных школ. Сб.: «Музыкальная педагогика», «Феникс». Ростов - на - Дону. 2002 г.
  4. Программа по классу специального фортепиано для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). Москва, 2001 г.
  5. Примерные репертуарные списки для фортепиано. Приложение к программе «Музыкальный инструмент» для детских музыкальных школ (Музыкальных отделений школ искусств). Москва, 1989 г.
  6. А.Алексеев, «Методика обучения игры на фортепиано». М., 2000 г.
  7. Л. Боренбойм «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства», М., 2001г.
  8. И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе» М., 2005г.
  9. Е. Гнесина «Подготовительные упражнения», М., 2003г.
  10. Н. Голубовская «Искусство педализации» Л., 2007г.
  11. А.Николаев «Работа над этюдами и упражнениями», М., 1967г.
  12. Б. Теплов «Психология музыкальных способностей» М., 1947г.
  13. И. Браудо «Обучение клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», «Классика-XXI». М.,2001г.
  14. Виницкий «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением», «Классика-XXI». М.,2003г.;
  15. С. А. Айзенштадт «Детский альбом П.И.Чайковский». «Классика-XXI». М.,2009г.
  16. Н. Любомудрова. Хрестоматия для фортепиано 4кл. «Музыка». М., 1981г.
  17. Н. Любомудрова. Хрестоматия для фортепиано. Музыка». М., 1981г.
  18. Г. Тараева «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике, интерактивное тестирование», «Классика ХХI», М., 2007г.
  19. Г. Тараева «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике, технология презентации», «Классика ХХI», М., 2007г.
  20. А. М. Меркулов «Как исполнять Моцарта», «Классика ХХI», М., 2003г.
  21. А. Вицинский «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением», «Классика ХХI», М., 2004г.
  22. А. П. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище», «Классика ХХI», М., 2002г.
  23. В. Ю. Григорьев «Исполнитель и эстрада», «Классика ХХI», М., 2006г.
  24. С. В. Грохотов «Как научиться играть на рояле», «Классика ХХI», М., 2005г.
  25. Й. Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре», «Классика ХХI», М., 2003г.
  26. Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой», «Классика ХХI», М., 2003г.
  27. М. Толстобродова «Как исполнять Баха», «Классика ХХI», М., 2006г.
  28. Л. Маккиннон «Игра наизусть», «Классика ХХI», М., 2006г.
  29. Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе», «Классика ХХI», М., 2006г.
  30. А. В. Засимова «Как исполнять Шопена», «Классика ХХI», М., 2005г.
  31. А. М. Меркулов «Как исполнять Гайдна», «Классика ХХI», М., 2003г.
  32. С. Савшинский «Работа пианиста над музыкальным произведением», «Классика ХХI», М., 2004г.
  33. С. Савшинский «Пианист и его работа», «Классика ХХI», М., 2002г.
  34. А. Вицинский «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением», «Классика ХХI», М., 2003г.
  35. К. А. Мартинсен «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано», «Классика ХХI», М., 2003г.
  36. Н. Светозарова и Б. Кременштейн «Педализация в процессе обучения игре на фортепиано», «Классика ХХI», М., 2002г.

Рекомендуемая нотная литература:

  1. А11еgго тетрадь № 1. Т.И. Смирнова
  2. Хрестоматия для фортепиано. Бакулов
  3. Бусинки. Гречанинов. Ред. Белов
  4. А11еgго тетрадь № 2, 3. Т.И. Смирнова
  5. Юный пианист. Выпуск № 2. Ройзман, Натансон
  6. Этюды. Педагогический репертуар
  7. Бах. Нотная тетрадь
  8. Хрестоматия 4 класс
  9. Пьесы русских композиторов. Хрестоматия 196З г.
  10. Пьесы. Ред. Колос
  11. Детский альбом. Чайковский
  12. Маленькому виртуозу. Ред. Смоляков
  13. А11еgго тетрадь № 4. Т.И. Смирнова
  14. Альбом сонатин. Ред. Сорокина
  15. Сонаты, рондо, вариации. Ред. Ляховицкая
  16. Полифонические пьесы. Ред. Томакина
  17. Этюды для начинающих. Ред. Терентьева
  18. Этюды. Ред. Бакулов
  19. Маленькие этюды. Шитте
  20. Этюды. Ред. Карафинна
  21. Этюды. Ред. Дельнова
  22. Этюды. Черни - Гермер
  23. 50 этюдов. Лемуан. Музыка, 1965 г.
  24. 60 этюдов. Крамер. Ред. Бюлова, 1952 г.
  25. Избранные этюды. Черни - Гермер. Ред. Просыпалова
  26. Избранные этюды. Ред. Натансон
  27. Этюды, пьесы. Ред. Михалик
  28. Избранные этюды, г. Москва
  29. Полифонические пьесы. Ред. Дельнова
  30. Полифонические пьесы. Хрестоматия
  31. Хрестоматия 1 и 2 часть. Киев.
  32. Полифонические пьесы. Ред. Копчевского
  33. Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Черни. Киев, 1973 г.
  34. Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Кувшинников.
  35. Крупная форма. Хрестоматия. Ред. Копчевского
  36. Сонатины и вариации. Ред. Левин
  37. Бах. Нотная тетрадь. А.М. Бах, 1982 г.
  38. Школа игры на фортепиано. Кувшинников 1 класс, 1964 г.
  39. Джазовые и эстрадные композиции. Вып. 1985 г.
  40. Джазовые и эстрадные пьесы, 1985 г.
  41. Прокофьев. Избранные фортепианные произведения, 1981 г.
  42. Кабалевский. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 2, 1984
  43. Прокофьев. Детская музыка, 1987 г.
  44. Народная музыка в обработке для фортепиано. Вып. 5, 1985 г.
  45. Полифонические произведения украинских, советских композиторов. Вып. 1,1979г.
  46. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 5, 1985г.
  47. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 4, 1984г.
  48. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 3, 1983г.
  49. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 2, 1982г.
  50. Час досуга любителя игры на фортепиано. Вып. 13, 1976 г.
  51. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 9, 1987 г.
  52. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 7, 1986 г.
  53. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 4, 1984 г.
  54. Юный пианист. Вып. 2, 1971 г.
  55. Пьесы Зарубежных композиторов. Ред. Дельнова
  56. Сборник «Копилка». Ред. Н. Лукиных
  57. Русский альбом. Вып. 2, 3. Ред. Бакулов
  58. Черни. Этюды. «Искусство беглости». Соч. 740
  59. Бертини. 28 этюдов. Москва, 1974 г.
  60. Чайковский. «Времена года»
  61. Глиэр. Избранные произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкаль...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»

Программа предназначенна для учащихся инструментальных отдлений и отделений общего эстетического развития  Детской музыкальной школы, проявляющих повышенный интерес к вокальному искусству....

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...