Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством народных игр. Картотека народных игр. Презентация.
презентация к уроку по музыке

Наталья Александровна Намятова

Презентация

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ ИРМО Хомутовский детский сад №4 « Сказка » «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством народных игр» Музыкальный руководитель : Намятова Н.А.

Слайд 2

История народных игр В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость , силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Игры народов России имеют многотысячелетнюю историю. Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству и развивает физическую культуру.

Слайд 3

Народная игра - как средство формирования гармонически развитой личности Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Слайд 4

Народная игра способствует у детей дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения . Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей.

Слайд 5

По-видимому, такое широкое применение народных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение . В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками . Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор . Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Слайд 6

Цели и задачи использования народных игр в ДОУ ЦЕЛЬ: - приобщение детей к культуре народов России. ЗАДАЧИ : - познакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения, воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. - развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения. - способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей .

Слайд 7

Классификация народных игр Применение народных игр в образовательном процессе дошкольников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам : - по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт народов России, вечная борьба добра против зла ); - по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности ); - по типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д .)

Слайд 8

Картотека народных игр для младших дошкольников (2-4 года) Игра: « Салки» Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Игра : «Угадай чей голосок» Цель: Развитие слухового внимания Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: Мы собрались в ровный круг, Повернемся разом вдруг, И как скажем скок - скок - скок! - Угадай чей голосок? Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

Слайд 9

Игра: «Мороз Красный Нос » Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге. Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова: Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос. Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики! Девочки и мальчики! (Дети идут навстречу воспитателю.) - Заморожу! Заморожу! Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются . Игра: «Карусели » Цель : Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться. Ход игры: воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит : Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите, Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра! Дети останавливаются.

Слайд 10

Игра: «Хоровод » Цель : учить детей водить хоровод; упражнять в приседании. Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу. Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ! До того мы закружились, что на землю повалились. Бух! При произнесении последней фразы выполняют приседания . Игра: «Пузырь » Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом: Надувайся, пузырь, Надувайся велик! Раздувайся, держись, Да не рвись!

Слайд 11

Игра: «Солнышко и дождик» Цель : учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя. Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется. Светит солнышко сильнее Светит в нашу комнату Мы захлопали в ладоши, Очень рады солнышку! (дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки) Дождик, дождик все быстрей! Все под зонтик поскорей! (Бегут под зонтик) Игра : «Ручеек» Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор и двигается в перед. Он берет понравившегося ему человека за руку. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок – новый водящий.

Слайд 12

Игра: «Дубок » Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения: У нас рос дубок вот таков, вот таков! (Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается) Корень да его — вот так глубок, вот этак глубок! (Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола) Ветки да его — вот так высоки, вот этак высоки! (руки поднимают вверх и покачивают ими) Листья да его — вот так широки, вот этак широки! (хоровод расходится, расширяется) Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д. В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

Слайд 13

Игра: «Мыши водят хоровод» Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят: «Мышки водят хоровод, А на печке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите! Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод!» После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится новым «котом» и игра повторяется сначала . Игра: «Летает - не летает» Цель: Развивать внимание, фантазию Ход игры: Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

Слайд 14

Картотека народных игр старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Игра: «Гори ясно» Цель : упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту . Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Играющие хором поют считалочку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Раз, два, три !» На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

Слайд 15

Игра: « Чурилки » Цель : воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют: Колокольцы , бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги - диги - диги -дон, Отгадай, откуда звон? После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра: «Баба - Яга» Цель : продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ. Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют: Баба-Яга , костяная нога , - Дети ходят по кругу . С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр. Побежала в баньку, испугала зайку. - Из круга обратно. После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

Слайд 16

Игра: «Две тетери» Цель : Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук. Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник ». Дети идут по кругу и поют: Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу.. Останавливаются , поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова: Прилетели две тетери, Поклевали - Тетери клюют Улетели … - Улетают. Ш-ш-ш-ш - Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев . «Охотник» догоняет «тетерев». Игра: «Дедушка» Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег. Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют: Уж ты дедушка седой , Посмотри хоть чуточку. Что сидишь ты под водой ? Мы пришли к тебе на час, Выглянь на минуточку . Ну – ка, тронь попробуй нас!!! « Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

Слайд 17

Игра: «Угадай , кто зовёт?» Цель : учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух. Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют: Медведь , медведь, мы к тебе пришли. Мы к тебе пришли, медку принесли. «Медведь» ходит вперевалочку. Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду: Медведь , медведь, получай-ка мед, Получай-ка мед, угадай, кто зовет ? « Медведь кушает мед». « Медведь» закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь! «Медведь» старается угадать того, кто его позвал. Игра: «Обеги круг» Цель : учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку . Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку: Водица , водица, студеная быстрица , Обеги вокруг, напои наш луг! Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.

Слайд 18

Игра: «Колпачок» Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют: Колпачок , колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили. Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: Танцуй , танцуй, Сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! Водящий кружится с закрытыми глазами. Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Слайд 19

Игра: «Кто у нас хороший?» Цель : закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения. Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий. Ванечка выполняет пружинку с поворотом. На коня садится – Конь завеселится. Плеточкой помашет – Музыкальные игры – одно из наиболее доступных средств развития музыкального слуха, координации движений и способностей к импровизации. Большинство народных игр не имеет чётких правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности. Конь под ним запляшет. Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги. Мимо сада едет – Садик зеленеет, Цветы расцветают, Пташки распевают. Двигается по кругу галопом. К дому подъезжает, Со коня слезает, Со коня слезает – Олечка встречает. Выбирает девочку.Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.

Слайд 20

«Игра с мишкой»

Слайд 21

Игра «Солнышко и дождик»

Слайд 22

Игра «Карусель»

Слайд 23

Игра «Каравай»

Слайд 24

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Консультация "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

      Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самог...

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам игры"

Одним  из  важнейших  факторов  творческого  развития  детей  является создание условий,  способствующих формированию их  творческих  способностей.Тво...

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...