Рабочая программа курс "Музыка" (5-7 классы) основного общего образования
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс)

Светлана Ивановна Маркелова

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-7_klassy_muzyka_rabochaya_programma_po_fgos_3_pokolenie.docx132.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1002»

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания МО

№______ от ______2023 г.

Председатель МО

________/(_____________)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР

________/(А.В. Булеева)

_____/__________/2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

ГБОУ Школа № 1002

_______/(Е.Г. Солодуха)

____/__________/2023 г.

Рабочая программа

курса

«МУЗЫКА»

(полное название курса)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (5 – 7 КЛАССЫ)

(ступень, классы)

Составлена в соотвествии с примерной программой «Музыка» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), авторской программы «Музыка»для обучающихся 5 – 7 классов под редакцией Г.П.Сергеевой,Е.Д.Критской, Издательство «Просвещение» 2023г

Срок действия программы 3 года

Количество часов в год

5 класс – 34 часа

6 класс – 34 часа

7 класс – 34 часа

Составитель программы:

Маркелова Светлана Ивановна,

учитель музыки

ШО № 3 ГБОУ Школа № 1002

Москва

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная запиcка, аннотация                                                                                 3

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»                                                  5

Цель изучения учебного предмета «Музыка»                                                                5

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане                                                 7

Содержание учебного предмета «Музыка»                                                                    7

Модуль № 1 «Музыка моего края»                                                                                  8

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»                                          9

Модуль № 3 «Музыка народов мира»                                                                            10

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»                                                       11

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»                                                                13

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»                              15

Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»                                                           17

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»                                         18

Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»                     19

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

на уровне основного общего образования                                                                     21

Личностные результаты                                                                                                   21

Метапредметные результаты                                                                                           23

Предметные результаты                                                                                                   26

Модуль № 1 «Музыка моего края»                                                                                 26

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»                                         26

Модуль № 3 «Музыка народов мира»                                                                            26

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»                                                       27

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»                                                               27

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»                             27

Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»                     27

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»                                        27

Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»                                                          27

Тематическое планирование                                                                                           28

Учебно-методическое обеспечения образовательного процесса                                29

Аннотация к рабочей программе

 основного общего образования

 «Музыка»

(5-7 классы)

Место в учебном плане/ недельная нагрузка

основной уровень образования, учебный план 5-7 класс,

 1 ч./нед.;

Базовый/ профильный/ углубленный курс

Базовый курс

Документы в основе составления рабочей программы

1.ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт.

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;

4.Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (послед. ред. от

11.12.2020 № 712);

6.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.06.2001 № 22-06- 770 «О соблюдении Законодательства Российской Федерации при применении новых образовательных технологий в образовательных

учреждениях»;

7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287

8.Учебный план ГБОУ Школа № 1002

9.Примерная рабочая программа основного общего образования «Музыка», одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол 3/21 от 27.09.2021)

Учебники (желательно со ссылкой на ресурс)

Музыка, учебники/  Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской- Просвещение 2023

5-7 классы

Другие пособия (если используются)

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской- М.: Просвещение, 2023г.;

Электронные ресурсы (если используются)

1.http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

2. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

3. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

4. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».

5.Библиотека МЭШ

Структура дисциплины (порядок изучения основных тем)

Программа предмета «Музыка», сгруппирована по учебным модулям. Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием примерного количества учебного. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

Модуль № 1 «Музыка моего края»;

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;

Модуль № 3 «Музыка народов мира»;

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»;

Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;

Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и на-

правления»;

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;

Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

Форма контроля

Наблюдение, творческая работа, устный опрос, тестирование.

Основные требования к результатам освоения дисциплины.

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка»

обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство

трёх групп результатов: личностных, метапредметных и

предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по

музыке для основного общего образования достигаются во

взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной

и внеурочной деятельности. Они должны отражать готов-

ность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

-Овладение универсальными познавательными действиями.

-Овладение универсальными коммуникативными  действиями.

-Овладение универсальными регулятивными действиямию

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность

у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного

общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования по предмету «Музыка»; Примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».

Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя

интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой —глубокая степень психологической вовлечённости личности.

Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.

Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная реф-

лексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.

Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и пере-

дачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает

музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.

Музыка — временнoе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство

времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и на-

выки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом, музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад

в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала.

Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения

и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между

людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:

1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.

2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в

человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.

3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей.

Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.

4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:

а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого,осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным

музыкальным произведением);

б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);

в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);

г) музыкальное движение (пластическое интонирование,  инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);

д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);

е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.

6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития  музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный под- ход к очерёдности изучения модулей, принципам компонов-

ки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и

образовательной области «Искусство» на протяжении всего

курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыка моего края»;

модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;

модуль № 5 «Русская классическая музыка»;

модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;

модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;

модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;

модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искус-

ство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательного учреждения. При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равно-

мерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю.

 Общее количество —не менее 136 часов (по 34 часа в год).

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основан-

ных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,«Литература», «География», «История», «Обществознание»,«Иностранный язык» и др. 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени.

Модульный принцип допускает перестановку блоков перераспределение ко-

личества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в начальной

школе.

Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений теа-

тров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 25.3 ФГОС ООО).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Модуль № 1 «Музыка моего края»

Количество часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Деятельность  с учетом рабочей программы воспитания

3—4 учебных часа

Фольклор -народное

творчество

Традиционная музыка — отражение

жизни народа.

Жанры детского и

игрового фолькло-

ра (игры, пляски,

хороводы и др.)

Знакомство со звучанием фольклорных образцов в

аудио- и видеозаписи. Определение на слух:

— принадлежности к народной или композиторской

музыке;

— исполнительского состава (вокального, инструмен-

тального, смешанного);

— жанра, основного настроения, характера музыки.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев,

инструментальных наигрышей, фольклорных игр на классных часах.

3—4 учебных часа

Календарный фольклор

Календарные обря-

ды, традиционные

для данной местно-

сти (осенние, зимние, весенние —

на выбор учителя)

Знакомство с символикой календарных обрядов,

поиск информации о соответствующих фольклор-

ных традициях.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев.

Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Участие в народном гулянии, празднике на

улицах своего города, посёлка

3—4 учебных часа

Семейный фольклор

Фольклорные жанры, связанные с

жизнью человека:

свадебный обряд,

рекрутские песни,

плачи-причитания

Знакомство с фольклорными жанрами семейного

цикла. Изучение особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов.

Разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя).

Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора»

3—4 учебных часа

Наш край

сегодня

Современная музыкальная культура

родного края.

Гимн республики,

города (при нали-

чии). Земляки —

композиторы, исполнители, деятели

культуры. Театр,

филармония, консерватория

Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных композиторов.

Знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства.

Посещение местных музыкальных театров, музеев,

концертов; написание отзыва с анализом спекта-

кля, концерта, экскурсии.

Исследовательские проекты, посвящённые деяте-

лям музыкальной культуры своей малой родины

(композиторам, исполнителям, творческим коллек-

тивам).

Творческие проекты (сочинение песен, создание

аранжировок народных мелодий; съёмка, монтаж

и озвучивание любительского фильма и т. д.), на-

правленные на сохранение и продолжение музы-

кальных традиций своего края

Модуль №2 «Народное музыкальное творчество России».

Количество часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Деятельность  с учетом рабочей программы воспитания

3—4 учебных часа

Россия —

наш общий дом

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны.

Музыка наших

соседей, музыка

других регионов

Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи.

Определение на слух:

— принадлежности к народной или композиторской

музыке;

— исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);

— жанра, характера музыки.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев,

инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России на школьных мероприятиях.

3—4 учебных часа

Фольклорные жанры

Общее и особенное в фольклоре

народов России:

лирика, эпос, танец.

Знакомство со звучанием фольклора разных регионов

России в аудио- и видеозаписи. Аутентичная манера

исполнения. Выявление характерных интонаций и

ритмов в звучании традиционной музыки разных народов.

Выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев,

эпических сказаний. Двигательная, ритмическая, ин-

тонационная импровизация.

Исследовательские проекты, посвящённые музыке разных народов России. Музыкальный фестиваль «Наро-

ды России».

3—4 учебных часа

Фольклор

в творчестве профессио-

нальных

композиторов

Народные истоки

композиторского

творчества: обработки фольклора,

цитаты; картины

родной природы и

отражение типичных образов, характеров, важных

исторических событий. Внутреннее родство

композиторского и

народного творчества на интонационном уровне.

Сравнение аутентичного звучания фольклора и фоль-

клорных мелодий в композиторской обработке. Раз-

учивание, исполнение народной песни в композиторской обработке.

Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений

(опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т.

п.), в которых использованы подлинные народные ме-

лодии. Наблюдение за принципами композиторской

обработки, развития фольклорного тематического ма-

териала.

Исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профес-

сиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции).

Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма,

телепередачи), посвящённого данной теме. Обсуждение

в классе и/или письменная рецензия по результатам

просмотра.

3—4 учебных часа

На рубежах культур

Взаимное влияние

фольклорных традиций друг на

друга.

Этнографические

экспедиции и фе-

стивали.

Современная

жизнь фольклора.

Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях.. Выявление

причинноследственных связей такого смешения.

Изучение творчества и вклада в развитие культуры

современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора.

Участие в этнографической экспедиции, посещение/

участие в фестивале традиционной культуры.

        

Модуль № 3 «Музыка народов мира».

Количество часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Деятельность  с учетом рабочей программы воспитания

3—4 учебных часа

Музыка —

древнейший язык

человечества

Археологические

находки, легенды

и сказания о му-

зыке древних.

Древняя Греция —колыбель европейской культуры (те-

атр, хор, оркестр,

лады, учение о

гармонии и др.)

Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации.

Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному и т. п.).

Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке.

Квесты, викторины, интеллектуальные игры. Исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков».

3—4 учебных часа

Музыкальный

фольклор народов Европы

Интонации и ритмы, формы и

жанры европейского фольклора. Отражение евро-

пейского фолькло-ра в творчестве

профессиональных

композиторов

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы.

Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев.

Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо) на занятиях ОДО.

3—4 учебных часа

Музыкальный

фольклор

народов

Азии и Африки.

Африканская му-

зыка — стихия

ритма.

Интонационно-ла-

довая основа му-

зыки стран Азии,

уникальные тради-

ции, музыкальные

инструменты.

Представления о

роли музыки в жизни людей.

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии.

Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев.

Коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах.

Творческие проекты по теме «Музыка стран

Азии и Африки» в рамках внеурочной деятельности.

3—4 учебных часа

Народная

музыка

Американского

Континента.

Стили и жанры

американской музыки(кантри, блюз, спиричуэлс,

самба, босса-нова

и др.). Смешение

интонаций и ритмов различного

происхождения.

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латино-американского фольклора,

прослеживание их национальных истоков.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев.

Индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой

Традиции на школьных мероприятиях.

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка».

Количество часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Деятельность  с учетом рабочей программы воспитания

2—3 учебных часа

Национальные

истоки

классической музыки.

Национальный

музыкальный

стиль на примере

творчества

Ф. Шопена,

Э. Грига и др.

Значение и роль

композитора —

основоположника

национальной

классической музыки.

Характерные

жанры, образы,

элементы музыкального языка.

Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей,

творчества изучаемых композиторов.

Определение на слух характерных интонаций, ритмов,

элементов музыкального языка, умение напеть наибо-

лее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений.

2—3 учебных часа

Музыкант

и публика.

Кумиры публики

(на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа

и др.). Виртуозность. Талант,

труд, миссия

композитора, ис-

полнителя. При знание публики.

Культура слушателя. Традиции слушания музыки в

прошлые века и

сегодня.

Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографий великих музыкантов —

как любимцев публики, так и непoнятых современниками.

Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов,

элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие

ритмо-интонации.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий

и авторов изученных произведений. Знание и соблюдение общепринятых норм слушания

музыки, правил поведения в концертном зале, театре

оперы и балета.

Работа с интерактивной картой (география путешествий,

гастролей), лентой времени (имена, факты, явления,

музыкальные произведения).

Посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе.

Создание тематической подборки музыкальных произ-

Ведений на занятии внеурочной деятельности для домашнего прослушивания в рамках.

4—6 учебных часа

Музыка —

зеркало

эпохи.

Искусство как отражение, с одной

стороны — образа

жизни, с другой —

главных ценностей,

идеалов конкретной

эпохи. Стили барокко и класси-

цизм (круг основ-

ных образов, ха-

рактерных инто-

наций, жанров).

Полифонический и

гомофонно-гармо-

нический склад на

примере творчества И. С. Баха и

Л. ван Бетховена.

Знакомство с образцами полифонической и гомофонно-

гармонической музыки.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального

произведения, сочинённого композитором-классиком

(из числа изучаемых в данном разделе).

Исполнение вокальных, ритмических, речевых кано-

нов.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий

и авторов изученных произведений.

Составление сравнительной таблицы стилей барокко и

классицизм (на примере музыкального искусства, либо

музыки и живописи, музыки и архитектуры).

Просмотр художественных фильмов и телепередач, по-

свящённых стилям барокко и классицизм, творческому

пути изучаемых композиторов на занятии внеурочной деятельности.

4—6 учебных часа

Музыкальный

Образ.

Героические об-

разы в музыке.

Лирический ге-

рой музыкального

произведения.

Судьба человека — судьба человечества (на примере творче-

ства Л. ван Бет-

ховена, Ф. Шу-

берта и др.). Стили классицизм и

романтизм (круг

основных образов, характерных

интонаций, жан-

ров)

Знакомство с произведениями композиторов — вен-

ских классиков, композиторов-романтиков, сравнение

образов их произведений. Сопереживание музыкально-

му образу, идентификация с лирическим героем про-

изведения.

Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, эле-

ментов музыкального языка изучаемых классических

произведений, умение напеть их наиболее яркие темы,

ритмо-интонации.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального

произведения, сочинённого композитором-классиком,

художественная интерпретация его музыкального об-

раза.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий

и авторов изученных произведений.

Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора. Составление сравнительной та-

блицы стилей классицизм и романтизм (только на

примере музыки, либо в музыке и живописи, в музы-

ке и литературе и т. д.) на занятии объединения дополнительного образования.

3—4 учебных часа

Музыкальная

Драматургия.

Развитие музы-

кальных образов.

Музыкальная те-

ма. Принципы

музыкального

развития: повтор,

контраст, разработка.

Музыкальная

форма — строение музыкального

произведения.

Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов,

восприятие логики музыкального развития. Умение

слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии. Узнавание на слух

музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в

процессе развития.

Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы

строения музыкального произведения.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального

произведения, сочинённого композитором-классиком,

художественная интерпретация музыкального образа в

его развитии.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий

и авторов изученных произведений.

Посещение концерта классической музыки, в програм-

ме которого присутствуют крупные симфонические

произведения.

Создание сюжета любительского фильма (в том числе

в жанре теневого театра, мультфильма и др.), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков на занятии объединения дополнительного образования.

4—6 учебных часа

Музыкальный

стиль

Стиль как единство эстетических

идеалов, круга

образов, драматургических приёмов, музыкаль-

ного языка. (На

примере творче-

ства В. А. Моцарта, К. Дебюсси,

А. Шёнберга и

др.)

Обобщение и систематизация знаний о различных про-

явлениях музыкального стиля (стиль композитора, на-

циональный стиль, стиль эпохи и т. д.).

Исполнение 2—3 вокальных произведений — образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма

(подлинных или стилизованных).

Определение на слух в звучании незнакомого произве-

дения:

— принадлежности к одному из изученных стилей;

— исполнительского состава (количество и состав ис-

полнителей, музыкальных инструментов);

— жанра, круга образов;

— способа музыкального изложения и развития в про-

стых и сложных музыкальных формах (гомофония,

полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и

частей в произведении и др.).

Музыкальная викторина на знание музыки, названий

и авторов изученных произведений.

Исследовательские проекты, посвящённые эстетике и

особенностям музыкального искусства различных стилей XX века

 на занятии внеурочной деятельности.

Модуль №5 «Русская классическая музыка».

Количество часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Деятельность  с учетом рабочей программы воспитания

3—4 учебных часа

Образы

родной

земли.

Вокальная музы-

ка на стихи русских поэтов, программные инструментальные

произведения, посвящённые кар-

тинам русской

природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.)

Повторение, обобщение опыта слушания, проживания,

анализа музыки русских композиторов, полученного

в начальных классах. Выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального

произведения, сочинённого русским композитором-

классиком.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий

и авторов изученных произведений.

Рисование по мотивам прослушанных музыкальных

Произведений на занятии внеурочной деятельности.

Посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов.

4—6 учебных часа

Золотой

век русской культуры

Светская музыка

российского дворянства XIX века: музыкальные

салоны, домашнее

музицирование,

балы, театры.

Увлечение западным

искусством, появление своих гениев. Синтез запад-

но-европейской

культуры и русских интонаций,

настроений, образов (на примере

творчества

М. И. Глинки,

П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова

и др.)

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века,

анализ художественного содержания, выразительных

средств.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального

произведения лирического характера, сочинённого русским композитором-классиком.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий

и авторов изученных произведений.

Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых русской культуре XIX века.

Создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции

на основе музыки и литературы XIX века.

Реконструкция костюмированного бала, музыкального

Салона на занятии объединения дополнительного образования.

4—6 учебных часа

История

страны и

народа в

музыке

русских

композиторов.

Образы народных

героев, тема служения Отечеству

в крупных театральных и симфонических

произведениях

русских композиторов

 (на примере сочинений

композиторов —

членов «Могучей

кучки»,

С. С. Прокофьева,

Г. В. Свиридова

и др.)

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов

выражения патриотической идеи, гражданского пафоса.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального

Произведения патриотического содержания, сочинённого русским композитором-классиком.

Исполнение Гимна Российской Федерации.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий

и авторов изученных произведений.

Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых творчеству композиторов — членов кружка «Могучая кучка».

Просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, осно-

ванного на музыкальных сочинениях русских композиторов.

3—4 учебных часа

Русский

балет.

Мировая слава

русского балета.

Творчество композиторов

(П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев,

И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров, артистов

балета. Дягилевские сезоны.

Знакомство с шедеврами русской балетной музыки.

Поиск информации о постановках балетных спектаклей,

гастролях российских балетных трупп за рубежом.

Посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи). Характеристика отдельных музыкальных номеров

и спектакля в целом.

Исследовательские проекты, посвящённые истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров. Съёмки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации и т. п.) на музыку

какого-либо балета (фрагменты)

 на занятии объединения дополнительного образования.

3—4 учебных часа

Русская

исполнительская

школа.

Творчество выдающихся отечественных исполнителей

(С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в

Москве и Санкт-

Петербурге,родном

городе. Конкурс

имени П. И. Чай-ковского

Слушание одних и тех же произведений в исполнении

разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации.

Создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений.

Дискуссия на тему «Исполнитель — соавтор композитора».

Исследовательские проекты, посвящённые биографиям

известных отечественных исполнителей классической

музыки на занятии внеурочной деятельности.

3—4 учебных часа

Русская

музыка —

взгляд в

будущее.

Идея светомузыки. Мистерии

А. Н. Скрябина.

Терменвокс, син-

Тезатор  Е. Мурзи-

на, электронная

музыка (на примере творчества

А. Г. Шнитке,

Э. Н. Артемьева и

др.)

Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства.

Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия о значении технических средств в создании современной

музыки.

Исследовательские проекты, посвящённые развитию

музыкальной электроники в России.

Импровизация, сочинение музыки с помощью цифро-

вых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов на занятии объединения дополнительного образования.

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки».

Количество часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Деятельность  с учетом рабочей программы воспитания

3—4 учебных часа

Храмовый

синтез искусств.

Музыка право-

славного и католического  богослужения (коло-кола, пение a capella / пение в сопровождении

органа). Основные

жанры, традиции.

Образы Христа,

Богородицы,

Рождества, Воскресения.

Повторение, обобщение и систематизация знаний о

христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства

музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства.

Определение сходства и различия элементов разных

видов искусства (музыки, живописи, архитектуры),

относящихся:

— к русской православной традиции;

— западноевропейской христианской традиции;

— другим конфессиям (по выбору учителя).

Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике.

Посещение концерта духовной музыки.

4—6 учебных часа

Развитие

церковной

музыки.

Европейская музыка религиозной

Традиции

(григорианский хорал,изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал).

Русская музыка

религиозной традиции

(знаменный распев, крюковая запись,партесное пение).

Полифония в за-

падной и русской

духовной музыке.

Жанры: кантата,

духовный концерт, реквием.

Знакомство с историей возникновения нотной записи.

Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты).

Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых

церковных распевов (одноголосие).

Слушание духовной музыки. Определение на слух:

— состава исполнителей;

— типа фактуры (хоральный склад, полифония);

— принадлежности к русской или западноевропейской

религиозной традиции.

Работа с интерактивной картой, лентой времени с

указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей,

жанров, связанных с развитием религиозной музыки.

Исследовательские и творческие проекты, посвящённые отдельным произведениям духовной музыки.

3—4 учебных часа

Музыкальные

жанры богослуже-

ния.

Эстетическое со-

держание и жизненное предназначение духовной

музыки.

 Многочастные произведения на канонические тексты:

католическая мес-

са, православная

литургия, всенощ-

ное бдение.

Знакомство с одним (более полно) или несколькими

(фрагментарно) произведениями мировой музыкальной

классики, написанными в соответствии с религиозным каноном.

Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных

произведений.

Определение на слух изученных произведений и их авторов. Иметь представление об особенностях их построения и образов.

Устный или письменный рассказ о духовной музыке

с использованием терминологии, примерами из соот-

ветствующей традиции, формулировкой собственного

отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции на занятии внеурочной деятельности.

3—4 учебных часа

Религиозные темы

и образы

в современной

музыке.

Сохранение традиций духовной

музыки сегодня.

Переосмысление

религиозной темы

в творчестве ком-

позиторов XX—

XXI веков. Религиозная тематика

в контексте

поп-культуры.

Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX—XXI веков.

Исполнение музыки духовного содержания, сочинённой современными композиторами.

Исследовательские и творческие проекты по теме

«Музыка и религия в наше время».

Посещение концерта духовной музыки.

Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства».

Количество часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Деятельность  с учетом рабочей программы воспитания

3—4 учебных часа

Камерная

музыка.

Жанры камерной

вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия,

каприс и др.).

Одночастная,

двухчастная,

трёхчастная репризная форма.

Куплетная форма.

Слушание музыкальных произведений изучаемых

жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.

Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы.

Разучивание и исполнение произведений вокальных

и инструментальных жанров.

Импровизация, сочинение кратких фрагментов с со-

блюдением основных признаков жанра (вокализ —

пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.).

Индивидуальная или коллективная импровизация

в заданной форме.

Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок,

пластический этюд на занятии объединения дополнительного образования.

4—6 учебных часа

Циклические формы и

жанры.

Сюита, цикл миниатюр

(вокальных, инструментальных).

Принцип контра-

ста.

Прелюдия и фуга.

Соната, концерт:

трёхчастная форма, контраст основных тем, раз-

работочный прин-

цип развития.

Знакомство с циклом миниатюр. Определение принципа, основного художественного замысла цикла.

Разучивание и исполнение небольшого вокального

цикла.

Знакомство со строением сонатной формы. Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат.

Посещение концерта (в том числе виртуального).

Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт на занятии внеурочной деятельности.

4—6 учебных часа

Симфоническая музыка.

Одночастные сим-

фонические жанры (увертюра,

картина).

Симфония.

Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии.

Освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за

процессом развёртывания музыкального повествования.

Образно-тематический конспект.

Исполнение (вокализация, пластическое интонирова-

ние, графическое моделирование, инструментальное

музицирование) фрагментов симфонической музыки.

Слушание целиком не менее одного симфонического

произведения.

Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки. Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей,

как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт на занятии внеурочной деятельности.

4—6 учебных часа

Театральные жанры.

Опера, балет.

Либретто. Строение

музыкального

спектакля:

 увертюра, действия,

антракты, финал.

Массовые сцены.

Сольные номера

главных героев.

Номерная структура и сквозное

развитие сюжета.

Лейтмотивы.

Роль оркестра в

музыкальном

спектакле.

Знакомство с отдельными номерами из известных

опер, балетов.

Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы. Слушание данного хора в аудио- или

видеозаписи. Сравнение собственного и профессионального исполнений.

Различение, определение на слух:

— тембров голосов оперных певцов;

— оркестровых групп, тембров инструментов;

— типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.).

Музыкальная викторина на материале изученных

фрагментов музыкальных спектаклей.

Посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального). Предварительное изучение информации

о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и

исполнители, наиболее яркие музыкальные номера).

Последующее составление рецензии на спектакль на занятии внеурочной деятельности.

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства».

Количество часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Деятельность  с учетом рабочей программы воспитания

3—4 учебных часа

Музыка и

литература.

Единство слова и

музыки в вокальных жанрах (песня,

романс, кантата,

ноктюрн, баркарола, былина и др.).

Интонации рассказа, повествования в

Инструментальной

музыке (поэма,

баллада и др.).

Программная музы-

Ка.

Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки.

Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодия-

ми, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение

сочинённого»).

Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением

от восприятия инструментального музыкального про-

изведения.

Рисование образов программной музыки.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий

и авторов изученных произведений на занятии внеурочной деятельности.

3—4 учебных часа

Музыка и

живопись.

Выразительные

средства музыкального и изобразительного искусства.

Аналогии: ритм,

композиция, линия — мелодия,

пятно — созвучие,

колорит — тембр,

светлотность — ди-

намика и т. д.

Программная музы-

ка. Импрессионизм

(на примере творчества французских

клавесинистов,

К. Дебюсси,

А. К. Лядова и др.).

Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобрази-

тельного характера.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий

и авторов изученных произведений.

Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.

Рисование под впечатлением от восприятия музыки

программно-изобразительного характера.

Сочинение музыки, импровизация, озвучивание кар-

тин художников на занятии объединения дополнительного образования.

3—4 учебных часа

Музыка и

театр.

Музыка к драматическому спектаклю (на примере

творчества Э. Гри-

га, Л. ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).

Единство музыки,

драматургии, сценической живописи, хореографии.

Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра.

Разучивание, исполнение песни из театральной постановки. Просмотр видеозаписи спектакля, в котором

звучит данная песня.

Музыкальная викторина на материале изученных

фрагментов музыкальных спектаклей.

Постановка музыкального спектакля на занятии объединения дополнительного образования.

Посещение театра с последующим обсуждением (уст-

но или письменно) роли музыки в данном спектакле.

Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра.

3—4 учебных часа

Музыка

кино и телевидения.

Музыка в немом и

звуковом кино.

Внутрикадровая и

закадровая музыка.

Жанры фильма-

оперы, фильма-ба-

лета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на

примере произведений

 Р. Роджерса,

Ф. Лоу,

Г. Гладкова, А. Шнитке).

Знакомство с образцами киномузыки отечественных и

зарубежных композиторов.

Просмотр фильмов с целью анализа выразительного

эффекта, создаваемого музыкой.

Разучивание, исполнение песни из фильма.

Создание любительского музыкального фильма.

Переозвучка фрагмента мультфильма.

Просмотр фильма-оперы или фильма-балета на занятии внеурочной деятельности. Аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чём отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы

(фильма-балета)?»

Модуль №9 «Современная музыка: основные жанры и направления».

Количество часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Деятельность  с учетом рабочей программы воспитания

3—4 учебных часа

Джаз.

Джаз — основа

популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля

(свинг, синкопы,

ударные и духовые инструменты,

вопросо-ответная

структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).

Знакомство с различными джазовыми музыкальными

композициями и направлениями (регтайм, биг-бэнд,

блюз).

Определение на слух:

— принадлежности к джазовой или классической

музыке;

— исполнительского состава (манера пения, состав

инструментов).

Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных»

джазовых тем. Элементы ритмической и вокальной

импровизации на её основе.

Сочинение блюза на занятии объединения дополнительного образования.

Посещение концерта джазовой музыки

3—4 учебных часа

Мюзикл.

Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы

середины XX века

(на примере творчества

Ф. Лоу,

Р. Роджерса,

Э. Л. Уэббера

и др.).

Современные постановки в жанре

мюзикла на российской сцене.

Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический

спектакль).

Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ.

Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки.

Разучивание и исполнение отдельных номеров из мю-

зиклов на школьных мероприятиях.

3—4 учебных часа

Молодёжная музыкальная

культура.

Направления и

стили молодёжной

музыкальной

культуры XX—

XXI веков (рок-н-

ролл, рок, панк,

рэп, хип-хоп

и др.).

 Социальный и коммерческий контекст

массовой музыкальной культуры.

Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодёжной культуры

(группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли,

Виктор Цой, Билли Айлиш и др.).

Разучивание и исполнение песни, относящейся к од-

ному из молодёжных музыкальных течений.

Дискуссия на тему «Современная музыка».

Презентация альбома своей любимой группы

 На занятии внеурочной деятельности.

3—4 учебных часа

Музыка

цифрового

мира.

Музыка повсюду

(радио, телевиде-

ние, Интернет, на-

ушники). Музыка

на любой вкус

(безграничный вы-

бор, персональные

плей-листы).

Музыкальное творчество в условиях

цифровой среды

Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас.

Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя. Анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств.

Разучивание и исполнение популярной современной

песни.

Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека.

Создание собственного музыкального клипа на занятии объединения дополнительного образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной

и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

1. Патриотического воспитания:

-осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знаниеГимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; -проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народовРоссии;

-знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;

 -интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

2. Гражданского воспитания:

-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,отражёнными в них;

- активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качествеволонтёра в дни праздничных мероприятий.

3. Духовно-нравственного  воспитания:

-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях

нравственного выбора;

-готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;

- придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотруд-

ничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

4. Эстетического воспитания:

-восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;

- осознание ценности творчества, таланта;

- осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и са-

мовыражения;

-понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5. Ценности научного познания:

-ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с  природной, социальной, культурной средой;

-овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;

-овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале

самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

6. Физического воспитания, формирования культуры здо-

ровья и эмоционального благополучия:

-осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;

-соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;

- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;

-сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудового воспитания:

-установка на посильное активное участие в практической деятельности;

- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

-интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

-уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

8. Экологического воспитания:

-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

-стремление перенимать опыт, учиться у других людей —как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

-смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, об-

ращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

-способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и

навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

  1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

-устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий

и ритмов, других элементов музыкального языка;

-сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

-обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

-выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

-выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

-самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

-следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

-формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

-составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

-проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

-понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

-использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

-выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

-использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

-оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

-различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями.

Невербальная коммуникация:

-воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведе-

ния;

-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

-осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общенииэффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

-распознавать невербальные средства общения (интонация,мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий

уровень общения.

Вербальное общение:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

-выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

-вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

-публично представлять результаты учебной и творческой

деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

-развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения ивосприятия музыки; понимать ценность такого  социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

-понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при

решении поставленной задачи;

-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению ( распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлятьготовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

-сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность кпредставлению отчёта перед группой.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

-ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво про-

двигаться к поставленной цели;

-планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

-самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

-выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар-

гументировать предлагаемые варианты решений;

-делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

-давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;

-понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

-использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости),отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.

Эмоциональный интеллект:

-чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

-развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

-выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;

- регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

-уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

-признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

-принимать себя и других, не осуждая;

-проявлять открытость;

-осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизнен-

ных навыков личности (управления собой, самодисциплины,устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную про-

грамму по предмету «Музыка»:

— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на

эту тему;

— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление;

- знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и отражают сформированность умений.

Модуль № 1 «Музыка моего края»:

-знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

-исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:

-определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее

трёх региональных фольклорных традиций на выбор учите-

ля);

-различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

-определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов;

-объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.

Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

-определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к

отдельным самобытным культурно-национальным традициям;

-различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

-определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов;

-различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:

-различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

-определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

-исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

-характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

-характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:

-различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

-характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; -исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

-характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:

-различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;

-исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;

-приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.

Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:

-определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;

-различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;

-исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:

-определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;

-импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального

произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

-высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.

 Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:

-различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры;

-рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;

выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

Распределение тематических модулей по учебным четвертям.

1-я четверть (8 часов)

2-я четверть (7 часов)

3-я четверть (10 часов)

4-я четверть (9 часов)

5 класс

Музыка моего края

Русская классическая

музыка

Европейская классическая музыка

Связь музыки с другими видами искусства

6 класс

Народное музыкальное творчество России

Русская классическая

музыка

Европейская классическая музыка

Жанры музыкального

искусства

7 класс

Музыка народов мира

Истоки и образы русской

и европейской духовной

музыки

Европейская

классическая музыка

Жанры музыкального

искусства

Связь музыки с другими

видами искусства

Распределение тематических модулей по месяцам.

Сентябрь

(4 часа)

Октябрь

(4 часа)

Ноябрь

(3 часа)

Декабрь

(4 часа)

Январь

(3 часа)

Февраль

(4 часа)

Март

(3 часа)

Апрель

(5 часов)

Май

(4 часа)

5 класс

Музыка

моего

края

Народное

музыкальное творчество России

Жанры

музы-

кального

иску-сства

Русская

Класс-ческая

музыка

Музыка

народов

мира

Европей-

ская

класси-

ческая

музыка

Истоки

и образы русской и

европей-

ской ду-

ховной

музыки

Связь музыки с другими видами

искусства

Современная

музыка: основные жанры и направ-

ления

       6 класс

Музыка

моего

края

Народное

музыкальное творчество России

Музыка

народов

мира

Европей-

ская

класси-

ческая

музыка

Истоки

и образы русской и

европей-

ской духовной

музыки

Русская

класс-ческая

музыка

Связь музыки с другими видами

искусства

Жанры му-

зыкального

искусства

Современная

музыка: основные жанры и направ-

ления

     7 класс

Музыка

моего

края

Народное

музыкальное творчество России

Русская

класс-ческая

музыка

Истоки

и образы русской и

европей-

ской духовной

музыки

Европей-

ская

класси-

ческая

музыка

Жанры му-

зыкального

искусства

Связь музыки с другими видами

искусства

Современная

музыка: основные жанры и направ-

ления

 Музыка

народов

мира

При разработке рабочей программы в тематическом планировании были учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, яв-

ляющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности

ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

Учебно-методическое обеспечение.

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных организаций.

 В комплекты входят следующие издания авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской:

1.Учебники:

-«Музыка. 5 класс»

-«Музыка. 6 класс»

-«Музыка. 7 класс»

2.Пособия для учащихся:

-«Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс»

-«Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»

-«Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс»

3.Пособия для учителей:

 -«Музыка.   Фонохрестоматия   музыкального материала 5 класс» (МРЗ)

-«Музыка.   Фонохрестоматия   музыкального материала 6 класс» (МРЗ)

-«Музыка.   Фонохрестоматия   музыкального материала 7 класс» (МРЗ)

-«Уроки музыки. 5-6 классы»

 -«Уроки музыки. 7 класс»

Список литературы:

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. http://mon.gov.ru/press/news/8286.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2021.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» – М., 2011.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2020.

6. Примерные программы по учебным предметам.  Искусство.  5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

8. Рабочие программы по предмету «Музыка» для 5 – 7 (8) классов образовательных учреждений разных авторов – издательства  «Вентана Граф», «Дрофа», «Просвещение», 2012.

9. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие. – М.: Педагогическая академия, 2010.

Дополнительная литература:

1.Асафьев Б.В. «О симфонической и камерной музыке» М. 2019;

2.Иванченко Г.В. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы».М.:2021;

3.Медведева Е.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М.:2021;

4.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» - М., 2005;

5.Медущевский В.В. «Интонационная форма музыки: исследование. – М.,2020

6.Назайкинский Е.В. «Стиль и жанр в музыке» - М., 2018;

7.Рапацкая Л.А. «Русская музыка в школе» - М.,2017;

8.Селевко Г.К. «Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация» - М.. 2019;

9.Стулова Г.П. «Акустико – физиологические основы вокальной работы с детским хором. – М., 2021;

10.Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе»: учебное пособие для студентов – М..2019.

Интернет-ресурсы:

1. Cайт  Министерства образования и науки РФ.

2.  http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

3. http://www.informika. ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

4.  http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

5. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

7. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

8. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».

9. Библиотека МЭШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 5 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год

Составлена для общеобразовательных учреждений по учебнику И.И.Зубаревой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

Рабочая программа по истории 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год

Рабочая программапо истории8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класса основного общего образования

    Настоящая рабочая программа по математике для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:-   Федеральный Закон «Об образовании в Рос...

Методическая разработка. Примерная рабочая программа для 7-8 классов основного общего образования. предмет ТЕХНОЛОГИЯ Модуль «Основы чертежной графики» -7 класс Модуль «Черчение» - 8 класс

Программа ТЕХНОЛОГИЯ для 7-8 классов составлена из 2 модулейВ рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных ...