Методическое сообщение "Начальный этап постановки правой руки." (класс гитары)
методическая разработка по музыке

Этапы постановки правой руки, звукоизвлечение, упражнения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МБУ ДО “Детская школа искусств имени С.А.Кусевицкого города Вышний Волочек”

Начальный этап постановки правой руки.

Методическое сообщение

Преподаватель Ваваев Ю.В.

23.11.2022


       Гитара один из самых “неудобных” музыкальных инструментов. В отличие  от пианино, трубы, продольной флейты и ряда других инструментов, играя на которых исполнитель сидит прямо, и его спина находится в симметричном положении, гитара обрекает гитариста на посадку, искривляющую верхнюю часть туловища.  И по сравнению с другими инструментами гитаристы “обречены”  на неподвижность, поскольку гитара соприкасается  с нашим телом в пяти точках (грудь, ноги и руки), то есть мы ее держим, и это ограничивает движение тела, а если какая-то его часть долгое время остается неподвижной из-за пребывания в одной позе, мышцы аккумулируют напряжение. Последствия постоянного напряжения скажутся на спине, подмышках, предплечье и пальцах.

Для его нейтрализации необходимо движение.  Именно поэтому рациональная посадка, постановка аппарата - является базовым фактором в освоении инструмента с  точки зрения здоровье сберегающих технологий.

       В идеале гитару следует держать так, чтобы правая и левая часть спины сохраняли свое естественное положение. Ориентиром служит левая часть и нужно постараться выровнять обе стороны.

       Обычно гитарист смотрит на левую руку, поэтому иногда его голова  и шея слишком выдвинуты вперед и сильно повернуты влево. Многолетняя игра в такой позе вызывает боль в спине и нарушает равновесие позвоночника, стягивая мышцы шеи справа. В некоторых случаях возможно смещение позвонков.

Как я уже говорил естественное положение корпуса, плеч, головы является важным условием для повышения работоспособности ученика. Сутулость отрицательно влияет на качество звука. Правильная посадка на стуле сочетается с собранностью и подтянутостью корпуса, отсутствием излишнего напряжения в мышцах спины. В то же время мышцы корпуса не должны быть чрезмерно расслаблены - при игре необходимо упругое, активное состояние мышц. Цель в нахождении природного баланса, который требует максимального распределения напряжения, а не полного расслабления. Это первый шаг к пониманию, где гитарист чрезмерно напрягает тело во время игры: в плечах, бедрах, челюстях. Такое положение ног, корпуса, плеч, головы ученику может казаться необычным, поэтому необходимо проделывать с учеником гимнастические упражнения для закрепления посадки. Несколько таких упражнений предлагает в своей авторской методике Ю.П. Кузин. Это наклоны туловища без инструмента вперед, назад, вправо, влево и его повороты вправо, влево. Здесь же он советует применять упражнения, которые позволяют ученику понять состояния “напряжения-расслабления”, “зажатости-свободы”:

-максимальное напряжение рук: сжать пальцы в кулак - затем расслабить;

-сделать глубокий вдох (корпус напряжен), затем выдох (корпус расслаблен). Учащийся должен понимать и фиксировать три состояния корпуса и рук:

  1. Максимальное напряжение;
  2. Полное расслабление-состояние покоя и отдыха;
  3. Оптимальное, активное напряжение-состояние бодрости, радости, легкости-оно является основным при игре на гитаре.

    Наиболее рациональное положение корпуса на стуле - это на его краю и ближе к правому краю сидения, что предупреждает изоляцию правой ноги во время игры на инструменте. Правильное положение инструмента определяется исходя из физиологических особенностей учащегося. Под левую ногу нужно ставить скамеечку.  Выбор высоты подставки под ногу или высоты стула зависят от длины туловища учащегося. Правая нога по отношению к корпусу должна быть под острым углом. Сохранению естественного положения корпуса помогает уверенная опора на ноги. Если у ученика правая нога не достает до пола следует под ногу подложить дощечку для полной устойчивости ноги, и чуть отодвинуть ногу вправо. Иногда имеет смысл использовать регулируемый по высоте или не высокий стул.

           Гитара выемкой кладется на бедро левой ноги так, чтобы обечайка поверхностью изгиба полностью легла на бедро. Нижняя часть корпуса гитары упирается в бедро правой ноги. Предплечье правой руки в районе локтевого сустава находится на  выпуклой части корпуса гитары. Главный критерий - положение головки грифа, она должна находиться выше плеча ученика.  Важно помнить, что предплечье не изолировано от плеча и не лежит пассивно на обечайке гитары, оно может свободно перемещаться по корпусу. Но на начальном этапе оно не перемещается, поскольку это вызывает подъем плеча вверх и как следствие происходит зажим правой руки.

           Во время игры используется целый комплекс ощущений-пальцев, кисти, предплечья и плеча. Ни одна из названных частей руки не занимает при игре пассивной позиции. Все они образуют единую систему, главенствуют в которой пальцы. От контакта пальцев со струнами в большей степени зависят плотность и качество звука.

           После того как правая рука заняла исходную позиция на корпусе гитары следует определить положение ее кисти. Сразу же происходит ознакомление учащегося с понятием “аппликатура”. Большой палец правой руки обозначается буквой р (pulgar-пульгар), указательный i (indice-индике), средний m (-medio медио), безымянный а (аnular-ануляр). Номер струны обозначается арабской цифрой в кружочке. Следующим этапом идут упражнения для правой руки.

Педагог должен неустанно, требовательно следить за процессом формирования гитарного звука через слух и эмоциональную отзывчивость ученика. Нужно стремиться, не только всесторонне овладевать звуком, но и чутко относиться к нему. Если ученик не приобретёт верные представления о чистом звуке, то какими бы другими качествами он не обладал, исполнение его не будет художественным, не принесет радости и удовлетворения.

Наглядный показ и объяснение как правильно сидеть с инструментом. Преподаватель сам показывает на своем примере классическую посадку. Далее идет подбор стула, подставки под ногу, выбор инструмента. Ученик садится на край стула, левая нога на подставке, правая нога по отношению к корпусу должна быть под острым углом.     Делаем несколько упражнений, которые позволяют ученику понять состояния “напряжения-расслабления”, “зажатости-свободы”: максимально напрягли руки, сжали пальцы в кулак – расслабили. Повторяем несколько раз. Делаем глубокий вдох, напрягаем тело, выдыхаем, расслабляемся. Поднимаем плечи, зажимаемся, бросаем плечи вниз, расслабляемся.  Делаем повороты и наклоны корпуса, следим за осанкой.

Следующим этапом идет постановка инструмента. Гитара выемкой кладется на бедро левой ноги так, чтобы обечайка поверхностью изгиба полностью легла на бедро. Нижняя часть корпуса гитары упирается в бедро правой ноги. Следим, чтобы головка грифа не была ниже плеча.  Фиксируем предплечьем правой руки в районе локтевого сустава положение гитары. Проверяем, чтобы правая и левая часть спины сохраняли свое естественное положение. Не сутулимся, держим спину прямо. Палец правой руки ставим на шестую струну. Делаем фотографию на сотовом телефоне для родителей и для самого ученика, который может в любой момент посмотреть, как правильно сидеть и держать гитару. Можно несколько раз повторить посадку и постановку правой руки.

Меняем сферу деятельности. Для продолжения занятий необходимо объяснить учащемуся понятие “аппликатура”, применительно к правой руке. Конечно же интересуемся, знает ли ученик название пальцев, показываем рисунки из каких либо гитарных школ, самоучителей с изображением правой и левой кисти рук. Большой палец правой руки обозначается буквой р (pulgar-пульгар), указательный i (indice-индике), средний m (medio-медио), безымянный а (аnular-ануляр). Номер струны обозначается арабской цифрой в кружке. Делаем запись в тетради этих обозначений.

       Возвращаемся к посадке и постановке правой руки. Переходим к звукоизвлечению. Большой палец находится на шестой струне. Постепенно округляя кисть приготавливаем указательный и средний пальцы для игры с опорой (апояндо) по первой струне, далее по второй и третьей. Опора это когда после щипка струны, палец, извлекший звук, останавливается на соседней струне после проведенного щипка, как бы опираясь на нее. Объясняем что для извлечения звука необходимо движение всех трех фаланг пальцев, а для этого необходимо следить за положением кисти, ее выпуклостью (между кистью и декой гитары должно помещаться четыре пальца левой руки). Кисть в это время должна находиться в устойчивом положении, не качаться. Играем со счетом раз, два, три, четыре – четыре звука по первой струне, затем четыре по второй, четыре по третьей, четыре по второй и четыре по первой. Ученик встраивается в метр. Метрическая устойчивость - вот что важно на первом этапе. Игра в ансамбле с педагогом, который задает эту метрическую устойчивость и приводит к первому успеху, увлекает  в мир музыки. Записываем в тетрадь это упражнение под номером 1.

       Упражнение № 2. Игра с опорой большим пальцем по 6-ой,5-ой,4-ой струнам. Преподаватель, извлекая звук на 6-ой, а затем на 1-ой струне спрашивает, чем два звука друг от друга отличаются, как они звучат. То есть в данный момент происходит знакомство с диапазоном гитары и понимание что такое бас (басовые струны изготовлены с навивкой  серебряной канители и отличаются от первых трех). Для выполнения данного упражнения необходимо поставить указательный, средний и безымянный пальцы на соответственно на 3,2 и 1 струны, округлить кисть. Следим за посадкой, проверяем отсутствие зажатости (выражается оно в непроизвольном поднятии правого плеча).  При выполнении этого упражнения ученику дается понятие о движениях большого и указательного пальцев, когда эти пальцы, извлекая поочередно звук, не мешают друг другу,  так называемое положение “креста”. Особенно это наглядно при игре большим пальцем по 4-ой струне. Правильное положение кисти, ее округлость, дает возможность большому пальцу извлекать звук левой частью подушечки. Можно даже отметить это место на пальце шариковой ручкой. Итак, четыре раза щипаем 6-ую струну, четыре 5-ую, столько же 4-ую, 5-ую и снова 6-ую. Повторяем несколько раз. Совместно играем песню В. Шаинского “Кузнечик”. Для этого записываем партию баса в тетрадь. Два раза извлекается звук на 5-ой струне, два на 6-ой, еще два на 6-ой и два раза на 5-ой.

       Для смены сферы деятельности предлагаем прочитать вслух стих Е. Ефимовского. В пропущенное слово вставляем имя учащегося.

 

Как солдат маршировал (а)

………………… в коридоре.

Песню пел (а) отбивал (а)

Каждым шагом доли.  

Доли сильно прозвучали.

Снизу ……………….. постучали.

Звук короткий, звук протяжный.

Ритм понять ребятам важно.  

Пробуем маршировать и выделять сильную долю.

     

       Продолжаем урок. Переходим к упражнению № 3.

      Следующим этапом в освоении звукоизвлечения на гитаре является игра без опоры (тирандо). Умение извлекать звук без опоры является основой для исполнения арпеджио (последовательного извлечения звуков аккорда). Прежде чем извлекать звук, проделываем следующие упражнения:

-большой палец на шестой струне, указательный ставим на третью струну и кончиком пальца подтягиваем ее к четвертой струне и удерживаем в течение 2-3 секунд, при этом ощущая напряжение и сопротивление струны, затем расслабляем палец  i и возвращаем ее в первоначальное положение. Повторяем это несколько раз. По тому же принципу делаем упражнения со средним (m) и безымянным (a) пальцами. Этими упражнениями достигается непосредственный контакт со струной, ощущение ее упругости и силы. Продолжаем делать это упражнение, но уже, не возвращая струну на место, а просто сбрасываем с нее палец, защипываем. Палец после щипка идет внутрь ладони. Необходимо следить за положением “креста”. Щипаем по два раза третью струну указательным (ii), следом два раза вторую средним (mm) и также два раза первую безымянным (aa) пальцами. Записываем упражнение в тетрадь ii mm aa.

       Упражнение № 4 является практически таким же как и № 3, но здесь происходит обратное движение пальцев, то есть начинаем с третьей струны и заканчиваем тоже третьей. Записываем в тетрадь ii mm aa mm ii . Под пальцами можно поставить номера струн в кружках. Последние два упражнения необходимо повторять не менее десяти раз, следя за качеством извлекаемых звуков, постановкой правой руки. Важно не допустить прогиба кисти и ее рывков. Звук извлекается только пальцами, левой стороной подушечки и участвует в этом процессе весь палец, все его три фаланги. Никаких кистевых движений на первых этапах желательно не допускать. Поможет в этом устойчивое положение большого пальца на шестой или пятой струнах (иногда это называют “временной опорой”, Сергей Руднев). После отработки двойными репетициями играем те же упражнения одиночными щипками. Записываем i m a под номером 5  и  i m a m i  под номером 6.

       Упражнение № 7. Большой палец на шестой струне, указательный на третьей, средний на второй, безымянный на первой. Большой палец два раза щипает с опорой шестую струну и останавливается на пятой струне. Указательный два раза без опоры щипает третью струну, средний два раза вторую, безымянный два раза первую. Мы соединяем упражнения № 2 и № 3 в одно. Записываем в тетрадь pp ii mm aa.

       Упражнение № 8. После отработки предыдущего упражнения двойными репетициями переходим к одиночным щипкам. Играем, а затем записываем в тетрадь p i m a. Контролируем ритмическую ровность игры посредством счета вслух (раз, два, три, четыре). Можно подключить метроном, объяснив конечно же его предназначение.

        Упражнение №9 это соединение упражнений №2 и №4 pp ii mm aa mm ii .

        Упражнение № 10 это игра одиночными щипками предыдущего упражнения p i m a m i .

В заключении урока проводится закрепление освоенного материала и дается задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника дирижирования на начальном этапе постановки дирижерского аппарата.

    От степени владения техникой дирижирования во многом зависит действенность восприятия дирижерских жестов коллективом.     «Чтобы быть свободным в искусст...

Открытый урок на тему: "Основные этапы начального обучения игры на гитаре"

План урока:  1)Организационный момент 2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. 3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбре...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»

Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...

Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков

Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков, на этапе автоматизации звука, по дифференциации звуков, при дизартрии и при коррекции ОНР III уровня....

Виды нарушений произношения свистящих звуков, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.

Презентация представляет сравнительную характеристику нарушений произношения свистящих звуков у детей без специфических нарушений развития, у детей с ТНР и у детей с нарушением слуха; этапы постановки...

Методическая работа преподавателя народных струнных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Позиция правой руки на гитаре"

В методической работе разобраны основные проблемы, связанные с постановкой правой руки у обучающихся в классе гитары. Описаны решения для форимирования правильной позиции, освещены формы введения ногт...