Открытый урок: «Работа над развитием вокальных навыков»
план-конспект урока по музыке

Дирти Айдыс Чургуй-ооловна

Цель урока: ознакомиться с различными методиками музыкально-певческого воспитания школьников с целью развития певческих способностей и навыков, а так же укрепления организма ребёнка в целом.

Задачи урока:

- работа над дыханием и опорой звука;

- развитие артикуляционного аппарата;

- достижение точности интонирования;

- достижение ровности звучания голоса;

- овладение различными видами звуковведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok._rabota_nad_razvitiem_vok._nav.docx22.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Мугур-Аксынская детская школа искусств»

План–конспект открытый урок по предмету «Сольное пение»

Преподаватель: Дирти Айдыс Чургуй-ооловна

Учащийся: Бады Хаяажык - 2 класс

Дата проведения: 14. 04. 2023г.

Продолжительность урока – 40 мин.

Форма проведения урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Методы ведения:

- наглядный (слуховой, зрительный);

- словесный (объяснение);

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированная;

- здоровьесберегающая;

- проблемного обучения;

- развивающая;

Оборудование: фортепиано, учебно-методическое пособие, нотные материалы.

Тема урока: «Работа над развитием вокальных навыков»

Цель урока: ознакомиться с различными методиками музыкально-певческого воспитания школьников с целью развития певческих способностей и навыков, а так же укрепления организма ребёнка в целом.

Задачи урока:

- работа над дыханием и опорой звука;

- развитие артикуляционного аппарата;

- достижение точности интонирования;

- достижение ровности звучания голоса;

- овладение различными видами звуковведения.

Структура урока:

1) Организационный момент (1 мин.)

2) Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (5 мин.)

3) Артикуляционная гимнастика

4) Вокальные упражнения (8 мин.)

5) Работа над репертуаром (20 мин.)

6) Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент

Преподаватель задаёт ученице вопрос: О каких вокальных или певческих навыках ты знаешь? Ученица даёт ответ (певческая установка, певческое дыхание и опора звука, высокая вокальная позиция, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, использование различных видов звуковедения, дикционные навыки).

  1. Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Поработаем над дыханием. Несколько упражнений из основного комплекса. Упражнения повторяем по 12 раз по 8 вдохов.

«Ладошки» Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладошки зрителю» (поза экстрасенса). Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (делая хватательные движения). Следите за тем, чтобы в момент вдоха не поднимались плечи.

«Насос», «Кошка».

  1. Артикуляционная гимнастика

- Упражнение на согласные. Ш-Ш-Ш-Ш-С-С-С-С…….

- Вибрация губами, затем на «Р-Р-Р»

- Скороговорка «Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы». Исполняем упражнение, поднимаясь по полутонам вверх.

  1. Вокальные упражнения - Пение с закрытым ртом, образуя во рту «купол», затем на слог «ма», при этом следить за тем, чтобы ребёнок правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках. Упражнение разогревает голосовые связки, сглаживает вокальную позицию, налаживает «кантиленную» работу диафрагмы.

–Упражнение «Кумма». На развитие нижнего регистра. – Гамма. Поём сверху вниз. Сначала пропеваем гамму, затем поём каждую ноту на активном, но мягком стаккато по два (до-о, си-и…), затем по четыре (до-о-о-о,си-и-и-и…). Это упражнение хорошо налаживает правильную работу диафрагмы и накачивает её, как мышцу (при этом диафрагма работает в режиме, похожем на её работу во время смеха или кашля, поэтому хорошо активизируется), а также быстрое попадание потока воздуха в головные резонаторы, что очень нужно при пении верхних нот. При этой распевке нужно следить, чтобы у ребёнка работали нужные части тела, без плеч и груди. Двигался только живот, выталкивая звук.

- Распевка в пределах квинты на слогах «ми-я-ми-я-ми…». Следить, чтобы ребёнок не «выпячивал» слог «я» и хорошо открывал рот на слоге «ми». Распевка способствует хорошему открыванию рта, освобождению нижней челюсти при пении и выглаживанию вокальной позиции, высветлению звука на всех регистрах. На этой распевке нужно брать и хорошо распеть верхние ноты в диапазоне ребёнка. Объяснить, что удобнее их взять, направляя как будто бы в голову, хорошо открыв рот, и освободив нижнюю челюсть, немного «удивиться», чтобы звук пошёл в вокальную маску, при этом как бы «кусая» верхними зубами высокие нотки. Можно предложить ребёнку самому себе помочь при этом пальчиками, вставив их по бокам щёк между челюстями, чтобы ротик у ребёнка хорошо открывался.

Также обращаем внимание на дыхание и поём по две фразы на одном дыхании. Важно объяснить ребёнку, что дыхание – это, прежде всего расслабление, чтобы он не зажимался при взятии воздуха от старания (как часто бывает), объяснить, что при правильном дыхании возникает ощущение, будто берёшь воздух желудком, а не лёгкими, и весь воздух идёт как будто бы сразу при вдохе в животик по ощущениям.

Очень важно объяснить ребёнку, почему такое дыхание так важно. Нужно ему сказать, что при неправильном, грудном дыхании, (при котором поднимаются ещё и плечи), мы берём воздух той частью лёгких, вокруг которой нет мышц, и при выдохе воздух не получает нужного напора, чтобы пойти сразу в резонаторы. При этом наши голосовые связки и мышцы вокруг них выполняют двойную работу - мало того, что они создают высоту звука, они ещё и сдерживают и проталкивают воздух (из-за этого сип и частая усталость связок как у маленьких, так и у взрослых певцов). Когда же мы берём воздух правильно, то диафрагма, которая является одной из самых сильных мышц нашего организма, даёт воздуху нужный «посыл», и он сразу идёт в резонаторы - грудной и головной, где ими уже легче управлять, и там звучит, наполняя наше тело звуком. Связки при этом спокойно делают свою работу, создавая звуку нужную нам высоту.

5. Работа над репертуаром

1. Музыка Ж.Б.Векерлен, сл. Рибута «Ах, зачем я не лужайка»

Цель: овладение новым материалом, добиться ровного и звонкого звучания как наверху, так и в центре голоса. Характер песни лирический, светлый, что помогает звуку быть светлее и ярче. Также важна артистичность исполнения - каждый куплет должен быть «раскрашен» по - разному, как нюансами, так и интонациями и выделениями важным слов в исполнении маленького певца.

При этом следить, чтобы на протяжении всего произведения ребёнок брал дыхание правильно, не судорожно, а практически незаметно и без шума.

Сначала спеть на каком-то одном слоге (в зависимости от того, какие вокальные недочёты есть у ребёнка ) – на «ми-ми»,«ди-ли-ди-ли», если не хватает естественной звонкости и близости, высветления вокальной позиции, или «лё-лё» , если звук слишком прижат и звучит противно и визгливо.

Когда музыкальный материал закреплён, подключаем слова куплетов и партию концертмейстера. Желательно быстрое выучивание стихотворного текста. Следить за чётким пропеванием текста произведения, чтобы ученик не прожёвывал слова и правильно пел распевы слогов.

Одновременно со словами обращаем внимание ребёнка на нюансы в произведении, штрихи и т.д.

Подключаем артистические моменты – жесты, мимика, которые будут не мешать при пении ученику и будут вписываться в общее настроение произведения. В заключении - пропеть песню целиком.

2. РНП «На горе-то калина» (обработка Т.Бейдер)

Цель: артистично передать смысл произведения, чисто и ровно по позиции проинтонировать скачки, хроматизмы, оформить хорошее легато в припеве и передать нюансы.

Сыграть и спеть целиком песню ученику.

Пропеть песню на удобном для него слоге («ми», «лё» или др.) целиком, сначала в спокойном темпе, потом постепенно увеличивая его до настоящего. Прочесть стихотворный текст и спеть с ним, подключив партию концертмейстера, который в трудных для интонирования местах будет подыгрывать тихо вокальную мелодию. Следить за правильностью взятия дыхания. После выучивания первого куплета можно попробовать спеть произведение без подыгрывания мелодии концертмейстером и следить при этом, чтобы ученик точно выпевал все хроматизмы и скачки. Если всё получилось, разбираем второй куплет.

В заключении – пропеть песню полностью, учитывая всю проделанную работу.

6. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Развитие вокальных навыков и творческих способностей на уроках музыки

"Ах, голос! Как он чист, силён и ровен. Душа открыта настежь в нём. Как он прекрасен, благороден, что в сердце трепетно моём..." ...

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"Цель урока:·         ознакомление с вокально-техническими требо...

Открытый урок "Особенности в развитии технических навыков в работе над музыкально - художественным образом в произведении"

В каждом музыкальном произведении есть свои скрытые художественные образы, которые исполнитель должен прочитать в нотном тексте. На примере произведения Гаврилова "Колобок", мы попытались развить и со...

Открытое занятие на тему: "Развитие вокально-певческих навыков эстрадного исполнения в ансамбле"

Цель: развитие навыков ансамблевого пения и художественного вкуса, умений работы в коллективе и формирование навыков самоорганизации и творческой активности. Задачи: - формировать устойчивый инт...

Методическая разработка Работа над развитием вокально – ансамблевых навыков в ансамбле, как составляющая часть в формировании профессиональной компетентности юного вокалиста

Работа с вокальным ансамблем, как с творческим коллективом, строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. По мере развития музыкальной культуры и возросш...

Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»

В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...