Программа ПРАКТИКА Игнатова Т.Д..docx
рабочая программа по музыке (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Игнатова Татьяна Дмитриевна

____ 

 

 

 

            ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                       ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

            ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

                     «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ. ПРАКТИКА»

 Уровень программы: углубленная

Вид программы:модифицированная

Тип программы: модульная

Возраст детей: от 13 до 17лет

Срок реализации: 144 часа групповых занятий )  и

216 часов (подгруппы, соло, дуэты, трио)

Разработчик: педагог доп. образования          Игнатова Т.Д. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_praktika_ignatova_t.d.docx142.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Муниципальное учреждение отдел образования администрации

                                   города Донецка Ростовской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

              дом детского творчества Муниципального образования

                                              «Город Донецк»

ПРИНЯТО                                  

на заседании педагогического

совета                                                

Протокол от

«____» ________ 202_ г.

№ ____

РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании методического объединения

Протокол от

«___»__________202__г.

№ ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО ДДТ г.Донецка

______________Гуцу Т.А.

Приказ от

«____» _________ 202_ г.

№____

        

             ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                        ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

             ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

                      «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ. ПРАКТИКА»

Уровень программы:  углубленная

Вид программы: модифицированная

Тип программы: модульная

Возраст детей: от 13 до 17 лет

Срок реализации: 144 часа ( групповых занятий )  и

216 часов (подгруппы, соло, дуэты, трио)

Разработчик: педагог доп. образования          Игнатова Т.Д.

                                              г. Донецк

                                       2023г.                                                                                                            


ОГЛАВЛЕНИЕ

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

II.        УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК        4

2.1 Учебный план        4

2.2 Календарный учебный график        4

III.        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        5

3.1 Условия реализации программы        5

3.2 Формы контроля и аттестации        5

3.3 Планируемые результаты        5

IV.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        6

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ        7

VI.        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        8

VII.ПРИЛОЖЕНИЯ        9

Приложение 1        9


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность и профиль программы

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида «Вокальный ансамбль» Практика (далее — Программа) относится к программам художественной направленности. Программа направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование и воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; 
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
  • формирование общей культуры учащихся.

 

Вид программы

Программа является модифицированной, разработана на основе программ: «Мир вокального искусства» под редакцией Г.А. Суязовой, образовательной программы по эстрадному вокалу Р.Ж. Кузьгова, программы О. Поляковой, для детского вокального коллектива «Глобус» и программы Ю.Б. Алиева для музыкальных школ. Вокально-хоровую работу провожу по адаптированной мною методике А.Н. Стрельниковой, по постановке певческого и разговорного дыхания. Использую фонопедический метод В. В. Емельянова по развитию и тренингу голоса, методику вокально-хорового воспитания Г.А. Струве, Г.П. Стуловой, распевание с солистами-эстрадниками провожу по методике С. Риггза. Возможна дистанционная форма обучения во время карантина (или иных рекомендательных мероприятий).

 Уровень Программы – углубленный, реализуется на базе детского объединения «ЧИЗКЕЙК» МБУДО ДДТ г. Донецка в течении 1 года.

 Программа обеспечивает права ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, предполагает выявление и поддержку детей, проявивших высокие способности в области вокального искусства.

Программа реализуется с 2022 года, в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта  2022 г. № 1726-р), Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано 29 ноября 2018г. №52831);  Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН  2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к  организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей дома детского творчества муниципального образования «Город Донецк», Образовательной программой МБУДО ДДТ г. Донецка.

Отличительные особенности программы 

Образовательная программа «Вокальный ансамбль» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • в принципах обучения (принцип природоспособности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность).
  • в формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии).
  • в методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов). 

Основным видом деятельности кружка «Вокальный ансамбль» является учебная деятельность. Особенность методики состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей. Наиболее эффективными педагогическими средствами, побуждающими детей к творчеству, являются:

  • неформальная обстановка;
  • игровые и соревновательные элементы.

Для решения воспитательных, образовательных и развивающихся задач предполагается разнообразная деятельность:

  • подготовка и участие в мероприятиях ДДТ;
  • проведение традиционных мероприятий на каникулах;
  • концертная деятельность;
  • взаимодействие с организациями города;

Актуальность программы

Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Программа «Вокальный ансамбль» востребована современными детьми и подростками, потому удовлетворяет их потребности быть внутренне свободными, открытыми всему новому, уверенными в себе, естественными и креативными.

Вокальное искусство подразумевает наличие у исполнителя многих талантов: он должен уметь одинаково хорошо петь, пластически двигаться, обладать превосходной дикцией, а главное уметь донести до зрителя образ исполняемого произведения.

Обучающиеся, осваивающие программу «Вокальный ансамбль», занимаются совместным творчеством: подбирают репертуар, работают над сценическими номерами, сочиняют, занимаются концертной деятельностью, принимают участие в областных конкурсах и фестивалях.

Новизна программы 

Программа  предназначена для разновозрастного контингента учащихся. Она  является интеграцией методов обучения вокалу  детей разного возраста. Новизна программы в первую очередь состоит в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся разновозрастного коллектива  и последовательности, сопровождающей систему практических занятий.

Именно на индивидуальных занятиях по вокалу, на групповых занятиях всего ансамбля  можно проследить все линии музыкально-творческого развития учащегося, начиная с музыкальной восприимчивости на музыку и заканчивая творческим проявлением в исполнении различных музыкальных произведений. Чистое, красивое пение, достаточная координация слуха и голоса, гибкость и подвижность музыкально-слуховых представлений, свободная импровизационная манера исполнения, органичность в сценическом материале и т.д., так же, как и непрерывное расширение музыкального кругозора и интерес ко всему новому, - всё это входит в единую цепь музыкально-творческого развития детей в процессе обучения навыкам пения и основам актёрского мастерства. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия вокалом способствуют развитию художественных способностей детей, формированию эстетического вкуса, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству содействует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно- исторического субъекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.

Целесообразность программы также обоснована её ориентацией на поддержку каждого учащегося в его продвижении по индивидуальной траектории обучения, созданной с учетом его личностных особенностей, потребностей и возможностей. 

Успешность прохождения ребенком индивидуальной образовательной траектории определяется практическим содержанием развивающих образовательных индивидуальных часов.

Важным условием самореализации ребенка является совместное творчество родителей и детей. Во время проведения открытых занятий, поездок на конкурсы и фестивали  и других форм творческого взаимодействия происходит обогащение личностно значимых отношений: родители начинают лучше чувствовать, понимать и эмоционально сближаться со своим ребенком, поддерживать и развивать его творческие стремления.

Цель

  • обучение детей искусству пения в вокальной группе и сольного пения;
  • развитие мотивации к творчеству;
  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование навыков певческой установки;
  • обучение использованию при пении мягкой атаки;
  • формирование вокальной артикуляции;
  • формирование музыкальной памяти;
  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля.

Развивающие:

  • развитие гармонического и мелодического слуха;
  • совершенствование речевого аппарата;
  • развитие вокального слуха;
  • развитие певческого дыхания;
  • преодоление мышечных зажимов;
  • развитие артистической смелости и непосредственности ребенка;
  • развитие гибкости и подвижности мягкого неба;
  • расширение диапазона голоса.

Воспитательные:

  • воспитание эстетического вкуса обучающихся;
  • воспитание интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
  • воспитание воли, дисциплинированности;
  • формирование навыков взаимодействия с партнерами;
  • воспитание трудолюбия, целеустремленности,
  • воспитание высокой исполнительской культуры.

Личностные:

  • формировать устойчивый интерес к пению;
  • формировать ценностное отношение к музыке, как культурному явлению, вокальной практике и способу самореализации;
  • развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
  • воспитывать трудолюбие, ответственность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, устойчивую потребность к  здоровому образу жизни.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формирование навыков информационно-познавательной деятельности в области вокального искусства;
  • формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для решения творческих задач.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование умений работать в команде и продуктивно общаться в процессе совместной деятельности.

Регулятивные:

  • формирование умений самостоятельно определять цели деятельности, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • формирование навыков рефлексии (контроля, анализа) и корректировки образовательной, творческой и социально-значимой деятельности.

Адресат программы

Программа рассчитана на 1 год обучения и охватывает детей в возрасте от 13 до 17 лет. В коллектив принимаются мальчики и девочки   с базовым уровнем подготовки.

Возрастные особенности участников программы

Средний школьный возраст или младший подростковый возраст охватывает период жизни от 13-17 лет. Подросток постепенно осознаёт, что он уже не ребёнок, что он взрослеет, и хочет, чтобы это признавали те, кто его окружает, особенно взрослые.  

К возрастным особенностям младших подростков относят следующие: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в  подростковом коллективе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам педагогов; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

В 13-17 -летнем возрасте у подростков заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к своему внутреннему миру, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.

На этой ступени необходимо создать условия, в которых возможно: двигаться в освоении творческой деятельности по собственной индивидуальной траектории, экспериментировать с собственным действием, возможность пробовать различные творческие интересы.

Основной задачей воспитания подросткового голоса является культура звука, поддержание лёгкого звучания и охрана от перегрузки насыщенным, так называемым грудным звучанием. Занятия с мальчиками, у которых мутация проходит бурно, должны проводиться очень осторожно. Если мутация протекает плавно, индивидуальные занятия не прекращаются или прерываются на очень незначительное время. На занятиях используются упражнения и песни, специально подобранные для каждого ученика, в соответствии с его диапазоном и характером голоса.

Голоса девушек и юношей - подростков (13-17), почти сформировавшиеся, приближающиеся по характеру звучания к взрослому голосу. Воспитание голоса сводится к выработке правильного соотношения между головным и грудным звучанием. Работать надо преимущественно над укреплением середины диапазона, от которой будет всецело зависеть будущее развитие голоса.

Объем программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. 2 раза в неделю по 2 часа групповых занятий  (40+40+10 минут перерыв)  – 144 часа и 6 часов индивидуальных занятий в неделю с подгруппой, дуэтом, трио, солистом ( 40 мин +10 минут перерыв) – 216 часов. Это 10 часов в неделю. Всего – 360 часов в год.

 

Формы организации образовательного процесса

Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие.

Используются такие формы как: мастер-класс, беседа, видео-урок, экскурсия, коллективное посещение концертов, спектаклей, массовых мероприятий.

На занятиях наряду с фронтальными формами используются работа с дуэтом, трио, индивидуальная работа, работа в микро-группах.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

1 год обучения

Образовательные:

Знают:

  • правила охраны голоса в предмутационный  и мутационный периоды;
  • дыхательные упражнения, способствующие улучшению нижнебрюшного дыхания;
  • разминку для снятия внутреннего напряжения и ощущения психологической и физической раскованности (по Струве и Емельянову);
  • резонансы;
  • мелизмы;
  • поведение и правила сцены.

Умеют:

  • петь в разных стилях;
  • управлять голосовыми связками;          
  • петь в ансамбле многоголосные произведения;
  • управлять диафрагмой;
  • сценически перевоплощаться на сцене.

Владеют:

  • вокальными техническими навыками;
  • развитым речевым аппаратом, вокальным  слухом;
  • навыками ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве;
  • артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью. 

       

Личностные:

  • эстетический вкус, дисциплинированность, трудолюбие;
  • добросовестное отношение к делу;
  • мотивация на здоровый образ жизни.

Метапредметные:

Познавательные:

  • имеют навыки информационно-познавательной деятельности в области вокального искусства;
  • используют средства информационных и коммуникационных технологий для решения творческих задач.

Коммуникативные:

  • умеют работать в команде и продуктивно общаться в процессе совместной творческой деятельности;
  • демонстрируют культуру поведения за кулисами и сценическую культуру во время сценического исполнения.

Регулятивные:

  • владеют нормами саморегуляции (умеют управлять собой и своим эмоциональным состоянием);
  • умеют справиться с волнением в момент выступления;
  • умеют адекватно оценивать причины своего успеха/неуспеха.

Критерии результативности программы

  • владение знаниями по программе. 
  • активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. 
  • умение работать как самостоятельно, так и в коллективе. 
    уровень воспитанности и культуры учащихся. 
    творческий рост и личностные достижения воспитанников. 
  • стабилизация психоэмоционального состояния детей, формирование навыков здорового образа жизни;
  • количество и качество конкурсных работ, получивших  признание (наличие диплома, сертификата, грамоты);
  • количество и качество самостоятельно реализованных                      творческих проектов, участие в групповой и индивидуальной                      проектной деятельности.

Отслеживание результативности Программы

Отслеживание предметных результатов Программы происходит в ходе промежуточных и итоговой аттестации по завершении всего курса обучения.

Формы проведения аттестации: фестивали, конкурсы, отчётные концерты.

Отслеживание метапредметных результатов проводится 2 раза в год на основе наблюдений, анкетирования, тестов.

Учебный план

Название раздела

Углубленный уровень

1 год

«Введение»

                                          22

«Совершенствование вокальных навыков»

                                          76

«Вокально-хоровая работа»

                                          58

«Основы музыкальной грамоты»

                                          76

«Сценическое воплощение. Режиссура песни»

                                          64

«Концертная деятельность»

                                          44

«Проектная деятельность»

                                          10

«Досуговая деятельность»

                                          10

Всего

                                         360

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание Программы по разделам

1. «Введение»;

2. «Совершенствование вокальных навыков»;    

3. «Вокально-хоровая работа»;

4. «Основы музыкальной грамоты»;

5. «Сценическое воплощение. Режиссура песни»;

6. «Концертная деятельность»;

7. «Проектная деятельность»;

8. «Досуговая деятельность».

1. Раздел «Введение» 

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с музыкальной аппаратурой     (микрофоном), закрепление правил поведения на занятиях в вокальном классе, знаний о безопасном поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни. Диагностика. Прослушивание голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся.  Правила охраны голоса. Характеристика и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке.  

2. Раздел «Совершенствование вокальных навыков»

Дыхательная гимнастика,по методике А.Н.Стрельниковой. Строения дыхательного аппарата.  Типы, виды вокального дыхания. Фазы (этапы) певческого дыхания. Опора дыхания.  Вокальные упражнения. Расширяется круг понятия вокальные упражнения. Усложнение комплексов вокальных упражнений на ощущение опорного звука. Ритмодекламация. Работа над артикуляцией и мускулатурой. Развитие органов речи с помощью специальных упражнений, направленных на отработку произношения, улучшения дикции, скороговорки. Работа с микрофоном, помогающая привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон.

3. «Вокально-хоровая работа»

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Певческое дыхание. Основные типы дыхания. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Разучивание и исполнение песен. Эскизное изучение песни, технологическое изучение песни, заключительный этап «впевание». Разучивание и исполнение песен с использованием учебно – ролевых игр, учебных заданий.

4. «Основы музыкальной грамоты»

Вокально-интонационные навыки, сольфеджирование, развитие чувства метроритма, музыкального восприятия (анализ на слух), творческих навыков. Теоретические сведения. Социальная практика.

5. Раздел «Сценическое воплощение. Режиссура песни».

Глубокое проникновение в содержание песни и поиск адекватной ему формы сценического решения. Она может выражаться как в статике, так и в динамике, - всё диктует содержание песни. Сценическое оформление     предполагает соответствующие костюмы, сценические атрибуты, даже      декорации. Задачи: отразить в костюме художественно-исполнительскую     направленность в творческой деятельности, сохранить в костюме     художественную меру и вкус.

6. Раздел «Концертная деятельность». 

Концертное и конкурсное выступление — эффективная форма нравственного и эстетического развития юных исполнителей, т.к.  каждое концертное выступление коллектива продумывается, готовится, анализируется совместно   педагогом   и учащимися.

Содержание раздела знакомит учащихся с основными правилами сценической культуры и с основными этапами подготовки и участия юных исполнителей в конкурсах различного уровня.

7.Раздел « Проектная деятельность»  

 Постановка детского мюзикла, музыкальной сказки, участие в тематических проектах. Данный вид  творческой деятельности позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, выразить свои вокальные и артистические возможности.

8. Раздел «Досуговая деятельность».

Содержание раздела направлено на повышение социальной активности учащихся. Приобретение социального опыта и практических умений осуществляется через различные мероприятия: традиционные дела коллектива «Чизкейк» ( посвящение юных вокалистов в артисты,  календарные праздники); массовые дела Дома детского творчества (благотворительные акции, Новогодние представления, встречи с интересными людьми); социально - значимые дела города, области, страны (шествие «Бессмертного полка», День города…..).

Учебно-тематический план  

1 год обучения

№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

всего

теория

практика

Индивидуальные занятия и консультации

                                             1.Раздел «Введение»

1.1

Тема.

Вводное  занятие. Диагностика.

12

1

5

6

Беседа. Анализ.

Диагностика.

Прослушивание

Устный опрос.

1.2

Тема.

Техника безопасности

на занятиях.

Правила поведения.

6

1

5

Опрос,

тестирование,

викторина.

Устный опрос.

1.3

Тема.

Гигиена голоса в мутационный период.

4

1

3

Беседа.

Опрос.

Устный опрос.

                              2.Раздел «Совершенствование вокальных навыков»

2.1

Тема.

Дыхательная гимнастика.

8

8

Показ.

Практическое занятие.

Выполнение задания.

Наблюдение.

2.2

Тема.

Вокальные упражнения.

16

6

10

Показ.

Практическое занятие.

Наблюдение.

2.3

Тема.

Работа артикуляционного аппарата в пении.

Упражнения для развития речи и голоса.

6

1

1

4

Вокальный практикум.

Выполнение задания на примере изучаемого произведения.

Наблюдение.

2.4

Тема.

Нюансы, фразировка.

16

1

7

8

Урок-исследование.

Наблюдение.

Прослушивание.

2.5

Тема.

Работа с микрофоном.

16

1

7

8

Показ-демонстрация.

Анализ конкретных ситуаций

2.6

Тема.

Опора

звука.  Диафрагма.

14

1

5

8

Урок-исследование.

Выполнение задания на примере изучаемого произведения.

3.Раздел «Вокально-хоровая работа»

3.1

Тема.

Многоголосие.

8

1

7

Показ.

Практическое занятие.

Выполнение задания на примере изучаемого произведения.

3.2

Тема.

Дыхание.

Формирование силы звука.

18

1

9

8

Беседа. Показ.

Дискуссия.

Выполнение задания на примере изучаемого произведения.

3.3

Тема.

Звуковедение.

16

1

9

6

Урок-исследование.

Выполнение задания на примере изучаемого произведения.

3.4

Тема.

Певческие регистры.

16

1

11

4

Беседа.

Урок-поиск.

Наблюдение.

Прослушивание.

4.Раздел «Основы музыкальной грамоты»

4.1

Тема.

Аккорды.

24

2

18

4

Беседа. Показ.

Анализ конкретных ситуаций

4.2

Тема.

Ритм. Синкопа.

14

2

8

4

Беседа.

Показ.

Опрос-прослушивание

4.3

Тема.

Паузы. Акцент. Модуляция.

14

2

8

4

Показ.

Вокаль ное музици рование.

Наблюдение.

4.4

Тема.

Мелизмы. Филирование.

24

2

14

8

Показ.

Практическое занятие.

Выполнение задания на примере изучаемого произведения.

5.Раздел «Сценическое воплощение. Режиссура песни»

5.1

Тема.

Законы сцены. Чувство сцены.

8

2

2

4

Беседа.

Дискуссия.

Выполнение задания на примере изучаемого произведения.

5.2

Тема. Исполнительская культура.

Создание художественного образа.

18

4

6

8

Беседа. Урок-поиск.

Анализ конкретных ситуаций

5.3

Тема.

Сценическая хореография.

16

8

8

Показ.

Выполнение задания на примере изучаемого произведения.

5.4

Тема.

Репетиционная работа.

 

22

10

12

Показ.

Практическое занятие.

Анализ конкретных ситуаций

6.Раздел «Концертная деятельность»

6.1

Тема.

Концертная деятельность.

44

2

28

14

Концерт.

Анализ концертного выступления.

7. Раздел «Проектная деятельность»

7.1

Тема.

Проектная деятельность.

10

8

2

Творческая работа.

Анализ.

8. Раздел «Досуговая деятельность»

8.1

Тема.

Обьединение –участник различных мероприятий ДДТ, города, области.

10

1

9

Итого часов

360

28

202

130

Содержание Программы (1 года обучения)

1.Раздел «Введение»

Тема 1. Вводное  занятие

Диагностика. 

Теория: Дальнейшая  степень интересов и уровень подготовленности обучающихся к занятиям, природные физические и вокальные данные, уровень развития общей культуры, степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей,  их личностных качеств, уровень развития общей культуры.

Практика: Прослушивание голосовых данных. Уровень исполнения песенного произведения.

Контроль: Диагностика. Прослушивание по голосам. Устный опрос.

Тема 2.  Техника безопасности на занятиях.  Правила поведения.

Теория: детьми закрепляются правила поведения на занятиях в вокальном классе, как пользоваться музыкальной аппаратурой (микрофоном),  бережно относиться к имуществу кабинета, соблюдать дисциплину, чистоту и порядок. Правила поведения на дорогах. Антитерроризм. Закрепление знаний о безопасном поведении детей в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Практика: тест о «Правилах поведения в общественных местах, правила безопасного поведения». Викторина по ПДД «Умный пешеход», «Как ты знаешь правила  дорожного движения?»

Контроль: Устный опрос.

Тема 3 . Гигиена голоса в мутационный период.

Теория: Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны голоса, норм санитарной гигиены в помещении. Регулярно в ходе занятий проводятся:

  • беседы об охране голоса в разное время года;
  • беседы  о  правилах пения, дыхания и соблюдения  певческого режима;
  • беседы об охране голоса в мутационный период.

Практика: правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.

  • избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика;
  • избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению напряжения, шепотной речи;
  • исключение, по возможности, побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках;
  • правильная работа с микрофонами.

Контроль: устный опрос.

2. Раздел «Совершенствование вокальных навыков»

Тема 1. Дыхательная гимнастика.

Практика: тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник» по методике А.Н.Стрельниковой.

Контроль: показ. Выполнение задания. Наблюдение.

Тема 2. Вокальные упражнения.

Теория: с помощью упражнений  добиваться:

1.Чистоты интонации;

2. Расширения диапазона;

3. Значительного увеличения силы звучания голоса;

4. Усиления насыщенности звука;

5. Полётности звука;

6. Улучшения вибрато;

7. Большей певучести звука;

8. Свободы;

9. Раскрепощённости певческого звучания.

 В формировании звука задействованы многие группы мышц.

 Распевка у певца–это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.

 Первые упражнения - распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях певец должен разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

 Вторая часть вокальных распевок, уже на разогретом голосовом аппарате, направлена, на расширение диапазона и развитие хорошей дикции.

Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

 Третья часть упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. 

 Практика: упражнения на развитие вокальных навыков: пропевание трезвучий мажорных и минорных на различных слогах, пение с закрытым ртом,  пение слогов на одном звуке постепенно по полутонам, начиная с примарной зоны,  а капельное исполнение кантиленно, стаккато,  легато,  упражнения на выработку вибрато, пение интервалов от терции до октавы.

Котроль: показ. Выполнение упражнений. Наблюдение.

Тема 3. Работа артикуляционного аппарата в пении.

Упражнения для развития речи и голоса.

Теория: продолжается ознакомление с понятием «Артикуляция» и с понятием «Звукообразование». Артикуляционная гимнастика. Значение гласных и согласных букв в образовании звука. Понятие «Звук». Изучение механизма звукообразования.  

Практика: работа над артикуляцией и мускулатурой. Развитие органов речи с помощью специальных упражнений, направленных на отработку произношения, улучшения дикции.  Пение скороговорок и произношение от медленного до быстрого темпа. Работа по формированию гласных звуков. Работа по формированию согласных звуков.  Работа с текстом каждой песни. Работа над репертуаром. Применение изучаемого материала в произведениях.

Контроль: выполнение задания.  Применение изучаемого материала в произведениях. Наблюдение.

Тема 4. Нюансы, фразировка.

Теория: фразировка – это деление музыкальной ткани на фразы. В свою очередь фраза – это всякий небольшой относительно завершенный музыкальный оборот. Фразы отделяются одна от другой цезурой (дыханием, паузой, люфт паузой). Длина фразы зависит от «длины» дыхания исполнителя. Музыкальную фразу надо чувствовать. Фраза определяется логикой развития музыкальной мысли. Фразировка применяется в целях раскрытия содержания того или иного произведения. Важно умение верно передать мысль автора, подчеркнуть и выделить оттенки, правильно расставить акценты и в целом достигнуть предельной выразительности и воздействия на слушателей. 

Нюансы или динамические оттенки - подвижные (крещендо, диминуэндо) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые).  Нюансировка служит важным средством выразительности, она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения. Нюансом называется также обозначение характера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.)

Практика: осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое, в законченную мысль. Для достижения выразительной фразировки используются все  средства музыкального выражения: динамика, а так же дыхание, тембр,  расставление акцентов, штрихи, цезуры и другие средства музыкальной выразительности.

Контроль: наблюдение. Прослушивание.

Тема 5. Работа с микрофоном.

Теория: микрофон – это основной элемент в работе  певца на современной сцене, связующее звено между реальным акустическим звуком и его представление слушателями. Правила работы с микрофоном.

Практика: приобретенные навыки работы с микрофоном довести до автоматизма, сформировать навыки слухового самоконтроля и во время репетиции, и во время выступления на сцене.

Контроль: анализ конкретных ситуаций.

Тема 6. Опора звука.  Диафрагма.

Теория:  певческая опора – это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата.  Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука.  Звук собранный, богатый тембровыми красками, округленный вокалисты определяют как «опёртый» звук. В противоположность ему «неопёртый» звук беден по тембру, вялый, тусклый. Роль дыхания в вокальном искусстве. Понятие «Вокальное дыхание». Типы дыхания. Особенности дыхания. Объяснение физиологии взаимодействия голосового и дыхательного механизмов.

Практика: дыхательные упражнения для развития и укрепления дыхательного аппарата. Работа по формированию певческого дыхания.  

Контроль: применение изучаемого материала в произведениях.

                        3.Раздел «Вокально-хоровая работа»

Тема 1. Многоголосие.

Теория: в музыкальном развитии большая роль принадлежит многоголосному пению, в процессе которого особенно активно развиваются гармонический слух, ладовое чувство, чистота певческой интонации, совершенствуется хоровое исполнительство. Гармонический слух позволяет «подстроиться» к звучанию другого голоса, слить с ним звучание собственного голоса, охватывать вниманием сразу несколько звучащих линий — линию своей хоровой партии и другого голоса. А такого качества слуха можно добиться лишь путем специально подобранного песенного материала и вокально-хоровых упражнений. 

Практика: 

  • пение канонов;
  • пение произвольно выбранных звуков каждым участником коллектива (удерживание звучание кластера), чередование с пением в унисон одного звука;
  • пение аккордов с остановками: повторяя мелодически разные аккорды, вокалисты должны остановиться, «тянуть» один из трех, четырех звуков в соответствии со своей партией, в конечном итоге все должны услышать стройный аккорд;
  • пение септаккордов с разрешением, когда каждая партия осознанно слышит устойчивые ступени лада;
  • пение всего ансамбля с остановками на каждом созвучии, чтобы можно было прослушать гармоническую вертикаль (это приносит большую пользу).

Контроль: выполнение задания на примере изучаемых  произведений.

Тема 2.Дыхание. Формирование силы звука.

Теория: одно из важнейших условий в пении - умение владеть дыханием. Если считается, что дыхание - это жизнь, то для певца правильно поставленное дыхание – фундамент его профессии. Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма и, прежде всего, голосового аппарата. Правильный вдох и выдох - лучшее средство для укрепления легких. Великий певец Э.Карузо говорил: «Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем дыхания». Дыхание – это двигательная сила голоса. Сила звука (интенсивность) определяется силой проходящего через связки звукового потока. При громком пении усиливается давление воздуха, подкрепленное опорой на дыхание. При этом необходимо снять зажатие с внешних и внутренних мышц и освободить артикуляционный аппарат.

Практика: беседа. Показ. Упражнения для развития певческого дыхания и силы голоса.  

Контроль: выполнение задания на примере изучаемых  произведений.

Тема 3. Звуковедение.

Теория: важным этапом подготовки вокального произведения к исполнению, после предварительного разучивания музыкального и поэтического текста, является работа над звуковедением, от которого зависит цельность, красота и яркость художественного образа

Звуковедение — в вокальном искусстве термин применяется для обозначения различных видов ведения голоса по звукам мелодии (кантилена, портаменто, маркато и т. п.).

Работа над звуковедением – это есть работа над нужной подачей выдыхаемого воздуха,  который, прорываясь через голосовые складки, ведёт за собой образование звука и не только одного звука, но целой фразы или предложения. 

Практика: проверка и закрепление знаний, полученных ранее. Умение  применять различные приемы звуковедения.

Контроль: выполнение задания на примере изучаемых произведений.

Тема 4. Певческие регистры.

Теория:  дать определение понятиям тесситура, регистр и  диапазон певческого голоса. Охарактеризовать понятие детские голоса. Дать характеристику женским голосам. Изучить характеристику мужских голосов.

 Практика:  обратить внимание на мягкость атаки, на хорошую поддержку звука спокойным дыханием, на одновременное озвучивание грудного и головного резонаторов, на свободное, полное произношение гласных звуков. При поисках наиболее правильного звучания центрального участка диапазона, необходимо учитывать как индивидуальные свойства голосового аппарата обучающихся, так и специфику данного вида голоса.

Контроль: наблюдение. Прослушивание.

                 

4.Раздел «Основы музыкальной грамоты»

Тема 1. Аккорды.

Теория: классификация аккордов.

Практика: петь в ансамбле интонационно чисто и слажено трехголосные и четырехголосные песни средней трудности с сопровождением. Без сопровождения петь трехголосные песни с элементами четырех - пятиголосия. Понимать и следовать всем дирижерским указаниям.

Разучивание  мелодий движение по звукам обращений Д7 и др., пройденных аккордов, включающих интонации ув.4, ум.5 в гармоническом мажоре и миноре.

Контроль:  анализ конкретных ситуаций.

Тема 2. Ритм. Синкопа.

Теория: Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности.

Почему ритм является основой музыки? Как отмеряется музыкальное время? Что такое пульс в музыке?

Синкопа и ее виды. Примеры синкоп. Выразительные свойства синкоп. Когда возникают синкопы? Синкопы в народной, фольклорной, классической музыке. Специфические приемы исполнения, стиль, импровизационность, синкопа – это характерные черты джазовой музыки.

Практика: Выполнение заданий на примере изучаемых произведений.

Контроль: Опрос-прослушивание.

Тема 3. Паузы. Акцент. Модуляция.

Теория: Пауза – это тоже средство выразительности. Паузы между фразами призваны разделять музыкальные мысли. После сильного подъема пауза как бы завершает предыдущий эпизод, дает возможность слушателю ощутить, осознать, прочувствовать его, и наоборот, пауза подготавливает новый эпизод, дает возможность исполнителю подготовиться, перестроиться, сосредоточиться на предстоящем эпизоде. Бывают произведения, написанные без пауз, просто каждая фраза кончается длинной нотой или двумя залигованными нотами. В этом случае исполнитель имеет полное право сделать паузы между фразами, сделать вдох за счет укорачивания последней длинной ноты.

Пауза несет на себе большую смысловую нагрузку – это и недосказанность, и вопрос, порыв или раздумье. Чрезмерно сокращать или удлинять паузы нельзя, чтобы не нарушать стройности формы произведения.
        Акценты бывают грамматическими, ритмическими, эстетическими (патетическими). Все три рода акцентов применяются в вокальной музыке.

Модуляция - переход из одной тональности в другую. Переливы, изменение высоты и тембра голоса, придающие выразительность.

Практика: Вокальное музицирование.

Контроль: Наблюдение.

Тема 4. Мелизмы. Филирование.

Теория: Мелизматика — это распев текста, при котором на один слог слова приходится четыре и более мелодических звуков.

В вокале мелизматика — это украшение звука, при котором темп песни не изменяется. Задача мелизматики — это украшение мелодии через придание ей большего очарования, превращение песни в более текучую и искусную. Использование мелизматики. Особенности вокальных мелизмов, их разновидности.

Филирование – динамический звуковой оттенок, также относится к средствам выразительности. Он придает исполнению тонкое разнообразие. Практика: Упражнения для укрепления связок и развития дыхания при помощи диафрагмы.

Контроль: Выполнение задания на примере изучаемых произведений.

         

5.Раздел «Сценическое воплощение. Режиссура песни»

Тема 1.Законы сцены. Чувство сцены.

Теория: Как вести себя на сцене вокалисту правильно: визуальный контакт с публикой. Взаимодействие с другими участниками коллектива. Перемещение по сцене без суеты. Быть уверенным в себе.

В режиссуре песни важен баланс использования составляющих  комплекса выразительных средств, который зависит от индивидуальности исполнителей, характера музыки и текста песни, жанровой разновидности песни.

Практика: Упражнения: «Настрой и самовнушение»,«Обретение внутренней свободы», «Снятие психических зажимов», «Голос, как средство выразить себя» по Н.Б.Гонтаренко

Контроль: Выполнение заданий на примере изучаемых произведений.

Тема 2. Исполнительская культура. Создание художественного образа.

Теория: Исполнительская вокальная культура – это культура мышления и артистизм, владение вокально-техническими навыками, культура вокального интонирования и сценического воплощения. Сценическое воплощение – это глубокое проникновение в содержание песни и поиск адекватной ему формы сценического решения. Она может выражаться как в статике, так и в динамике, - всё диктует содержание песни.

Создание художественного образа предполагает соответствующие костюмы, сценические атрибуты, даже декорации.

Практика: Выбор репертуара. Выбираются песни, которые могут служить основой для построения действия. В них должен быть сюжет, образы, ясная и простая драматургия.

Идейно - тематический анализ песни.

Определение действенного содержания будущей постановки.

Выстраивание событийного ряда.  

Если сюжет в песне отсутствует, то определяются эпизодное построение сценария и функциональная нагрузка эпизодов.

Поиск зримого ряда. Фонограмма или театрализация в живом исполнении.

Контроль: Выполнение заданий на примере изучаемых произведений.

Тема 3. Сценическая хореография.

Теория: Понятие танцевальные движения, стили, манеры исполнения.

Практика: Показ. Зрелищный элемент, заключённый в песнях, даёт возможность исполнить их динамичнее, иногда даже в развёрнутой сценической композиции  (диалога и монолога-обращения). В танцевальных песнях представляется большая свобода для раскрытия индивидуальных черт средствами хореографии. Каждый танец имеет свой ритм, заключённый в структуре музыки данной песни. Внутренняя сущность произведения состоит в том, что исполнитель обязан развивать в себе умение «видеть танец» (движения), не отрываясь от текста.

Контроль: Выполнение задания на примере изучаемых  произведений.

Тема 4.  Репетиционная работа.

Теория. Основные этапы проведения репетиционной работы.

Практика. Работа над техническим совершенствованием исполнения репертуара  по заданию педагога.

Контроль: Анализ конкретных ситуаций.

                       

6.Раздел «Концертная деятельность»

Тема 1. Концертная деятельность.

Теория: Сценическое оформление.   Использование документальных фактов, использование эпизодов-символов, использование светового и музыкального оформления, использование видеороликов, презентаций. 

Практика: Концертные и конкурсные  выступления.

Контроль: Анализ номеров.

                         

7. Раздел «Проектная деятельность»

Тема 1. Проектная деятельность.

Практика: Постановка детского мюзикла, музыкальной сказки, участие в тематических проектах. Данный вид  творческой деятельности позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, выразить свои вокальные и артистические возможности.

                         

8.Раздел «Досуговая деятельность»

Тема 1. Обьединение –участник различных мероприятий ДДТ, города, области.

Практика. Отчётные концерты ДДТ, участие в новогодних представлениях, рождественских, пасхальных праздниках; Дне города, различных социально – значимых мероприятий.

Контроль. Выполнение поручений при организации и поведении дела.

Организационно-методические основы преподавания

Принципы построения программы: 

Личностная ориентация содержания программы, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.

Гуманизация и культуросообразность отражения в содержании программы на каждом уровне обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно- нравственное и коммуникативное образование учащихся.

Приоритет сохранения здоровья учащихся, в том числе за счет приведения содержания программы в соответствие с возрастными особенностями учащихся, усиление в содержании программы деятельностного компонента.

Профилирование дифференциации содержания программы как условие выбора учащимися уровня и направленности дальнейшего изучения.

 Методы и формы организации образовательного процесса

Формы занятий:

  • учебное тренировочное занятие с группой и индивидуально с учащимися;
  • постановочное занятие;
  • репетиционное занятие;
  • комбинированное занятие;
  • занятие – экскурсия;
  • интегрированное занятие с элементами импровизации;
  • мастер-класс;
  • мини-концерты;
  • конкурсное занятие;
  • итоговое занятие (аттестационное занятие).

Методы обучения:

  • словесные (беседа, объяснение, убеждение);
  • демонстративные (показ, пример, мастер-класс) просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся вокалистов, вокалисток, вокальных коллективов, посещение концертов и спектаклей̆ для повышения общего уровня развития учащихся;
  • практические (упражнения,  игры, репетиции);
  • аналитические (сравнение и обобщение, самоконтроль, самоанализ);
  • стимулирующие (поощрение, награждение, благодарность);
  • поисково-творческие (дискуссия, проекты, исследования).

Формы организации деятельности:

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Ведущие образовательные технологии, применяемые в программе

Ведущей технологией является технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Индивидуализация обучения заключается в организации индивидуального образовательного процесса, способствующего развитию у каждого ребенка общих и специальных способностей.

Дифференциация обучения по программе осуществляется по интересам детей (интерес к определенному музыкальному жанру: народной музыке, популярной музыке (фолк, блюз, баллады, рок-н-ролл, поп, джаз, романс.)

 и желание исполнять концертный номер, построенный в определенном вокальном жанре)

Технология проблемно - развивающего обучения, которая направлена на развитие художественно-творческого мышления юного вокалиста и исполнителя, включает в себя:

проблемную ситуацию и сознание некого «поля напряженности», которое заставляет искать пути решения проблемы;

созревание, инкубация некой идеи, замысла; выдвижение определенной задачи, ее формулирование и решение; процесс мышления становится сознательным.

поисковая фаза, желание воплотить задуманное с помощью, импровизации и поиска движений, выражение в зримой форме своих внутренних ощущений.

анализ всех форм решений, контроль созданного творческого произведения.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся.

Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Наиболее часто игры применяются в вокальной  подготовке детей дошкольного и младшего школьного возраста, однако игровая форма применима и в занятиях с более старшими занимающимися, если содержание игры будет адаптировано к их возрасту.

Игра повышает настроение, развивает координационные способности, физические качества, помогает лучше воспринимать материал, повышает функциональные возможности организма.

Игровая форма стимулирует у детей, занимающихся вокальным искусством, интерес к выполнению того или иного задания, позволяет педагогу несколько раз повторить одно и то же задание с целью усвоения какого-либо вокального навыка.

Музыкальные игры и игровые упражнения развивают музыкальную память, чувство ритма; способствуют совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков, а также помогают лучше воспринимать материал.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии. 

В программу входит информация о технике безопасности и сохранности жизни и здоровья детей. Беседы по технике безопасности проводятся и оформляются в журнале установленной формы. Занятия проводятся в специальном, хорошо освещённом, регулярно проветриваемом помещении.  Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны голоса детей, норм санитарной гигиены в помещении и правил пожарной безопасности. Регулярно в ходе занятий проводятся:

  • беседы об охране голоса в разное время года;
  • беседы  о  правилах пения, дыхания и соблюдения  певческого режима;
  • беседы об охране голоса в мутационный период;
  • экскурсии на природу в тёплое время года;
  • физминутки с упражнениями по профилактике сколиоза, переутомления зрительной системы, мышечной системы воспитанников,  для снятия напряжения и расслабления мышц лица;
  • дыхательная гимнастика по Стрельниковой, Струве и Емельянова;

 

   Основные критерии здоровьесберегающего занятия:

     1. Наличие на занятии педагогической технологии развивающего обучения, не вызывающей  хронического переутомления.

  1. Возможность коллективного сотворчества.
  2. Возможность саморегуляции текущего функционального состояния, с

целью достижения оптимальной работоспособности (смена позы, релаксация, активизирующие и расслабляющие упражнения, чередование вида деятельности, работа в индивидуально приемлемом темпе, выбор формы отдыха и т. д.).

  1. Развитие значимых функций воспитанников средствами содержания

занятия (логическое мышление, воображение, слухоречевая и музыкальная память, коммуникативные способности).

  1. Эмоционально положительное восприятие учебной деятельности.
  2. Естественная и сенсорно- разнообразная образовательная среда.

Технология коллективно – творческой деятельности используется в подготовке и проведении как основных досуговых дел, так и отчетных концертов. Выполнение практических и творческих заданий осуществляется советом дела и творческими группами, в состав которых вместе с учащимися входят и родители.

Методы и приемы  обучения основам вокала.

        Концентрический метод.

        Основоположником этого метода, как и русской вокальной школы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. «...Упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса». Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике. Он основан на ряде положений:

– плавное пение и без придыхания;

– при вокализации на гласную, например а, должна звучать чистая фонема;

– непринужденное пение, свобода голосообразования;

– при пении рот открывать умеренно;

– не делать никаких гримас и усилий;

– петь не громко и не тихо;

– уметь долго тянуть ноту ровным по силе голосом;

– петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком;

– без некрасивых «подъездов», прямо попадать в ноту;

– соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений:

Фонетический метод.

Фонетический метод в работе с обучающимися  является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.

Большое значение для тембра голоса имеет манера артикуляции: насколько широко открывается рот, активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, расположение губ — на улыбке или округлое. Для нивелирования гласных, кроме стабильного положения гортани, необходимо сохранять и единую манеру артикуляции.

Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным.

Значительное место в работе с обучающимися  занимает метод вокальной иллюстрации, или демонстрация музыкального материала голосом педагога.

Показ мелодии голосом педагога  сочетается  с объяснением технологии способов звукообразования, вовлекая юных вокалистов  в обсуждение характера звучания и интерпретации исполняемых произведений.  Показ раскрывает лишь сущность певческого приема, а ученик сам находит нужные внутренние установки для выполнения той или иной исполнительской задачи. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогают  обучающимся найти соответствующие исполнительские приемы, проявлять инициативу. Это создает условия для развития мышления, проявления самостоятельности и творчества.

Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным — путь творческого развития вокалистов.

Прием «Основы вокальной импровизации».

Импровизацию можно рассматривать, как владение и управление музыкой, абсолютная свобода творчества, форма самовыражения. С ее помощью успешно развиваются творческие способности, вокальная техника, гибкость голоса, гармонический, интонационный и ритмический слух, а также музыкальная память, воображение.

Диагностические материалы

Для фиксации результативности обучения используется Диагностическая карта мониторинга результативности (см. Приложение 1).

Условия реализации программы

  • Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
  • Наличие репетиционного зала (сцена).
  • Столы, стулья.
  • Фортепиано, синтезатор.
  • Музыкальный центр, компьютер.
  • Микрофоны.
  • Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
  • Электроаппаратура.
  • Зеркала.
  • Нотный материал, подборка репертуара.
  • Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
  • Записи выступлений, концертов.
  • Костюмы для выступлений  (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                                Для педагога:                        

1.Н.Б.Гонтаренко «Сольное пение. Секреты   вокального     мастерства»:

«Музыка», 2006г.

2.Н.В.Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»: Москва,2010г.

3.Л.В. Романова. «Школа эстрадного вокала», М.: « Музыка»,2012г.

5.У.Сарджент  «Джаз», М.: « Музыка»,2012г..

6.Н.С.Лейтеса  « Психология одарённости детей и подростков», М.: 2000;

7. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса».

8. Емельянов В. В. «Развитие голоса – и координация, и тренаж».

9.Е.А.Гальцова «Детско-юношеский театр мюзикла»: «Учитель»,2009г.

10. Иванченко В. Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы»,  издательство «Учитель», 2007 г.

11. Конен В. Рождение джаза, М: «Музыка», 1984 г.

12.Коллиер Дж.-Л. Становление джаза, М: «Радуга», 1986 г.

13. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей: методическая служба, изд-во «Учитель», 2005 г.

14. Малинина Е. М.  Вокальное воспитание детей, Ленинград, 1967г.

15. Менабени А. Г. Методика обучению сольному пению, М, 1987г.

16. Морозов В. П.  «Тайны вокальной речи», М, 1967г.

17. Морозов В. П. Искусство резонансного пения, М, 2002г.

18. Охомуш Т. В. «Чистый голос», методическое пособие по эстрадному вокалу, Иваново, 2002 г.

19. Павлищева О. П. «Методика постановки голоса»

20. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано, М: «Нота», 2006г.

21. Соловей С. Д. «Оздоровление детей в организованных коллективах: практическое руководство» – СПб, 1995 г.

22. Суязова Г. Я. «Мир вокального искусства», издательство «Учитель», Волгоград, 2008

23. Способин И. В. «Элементарная теория музыки» - М., издательство «Музыка», 1973 г.

24. Стулова Г. П.  «Теория и практика работы с детским хором»,  Москва, ГИЦ «Владос» 2002г.

25.Теплов Б. М  «Психология музыкальных способностей».

26. Чугунов Ю., Джазовая мозаика, литературно-музыкальный альманах «Молодёжная эстрада», М: «Молодая гвардия», 1997 г.

27. Агарков О. М. «Интонирование и слуховой контроль в сольном пении / вопросы физиологии пения и вокальной методики» – М., 1975 г.

28.Антонова М. «Лучшие дыхательные практики» (А. Н. Стрельникова «Парадоксальная дыхательная гимнастика»), Санкт – Петербург «Вектор» 2008г.

29. Апраксина О. А. «Методика развития детского голоса: учебное пособие», 1983г.

 

Список интернет-ресурсов

1. Лучшие упражнения для развития силы голоса. Развитие голоса

https://drafteea.ru/call/luchshie-uprazhneniya-dlya-razvitiya-sily-golosa-    uprazhneniya-dlya-vokala/ 

2. 11 уникальных упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой
 http://prostoy-put.ru/11-unikalnyx-uprazhnenij-dyxate..

3. Правила работы с микрофом.

 http://vocalmuzshcola.ru/rubriki/vokal/rabota-vokalista-s-mikrofonom

Литература для детей

1.Г.Н. Абрамян  «Солнечный круг», Москва: Музыка,2008г .

2.Г.В. Ивашева  «Твой друг музыка», Санкт-Петербург: Просвещение, 2007г .

3.Н.В.Кирьянова « История мировой литературы и искусства»,  М.: Наука, 2006.

4.Р.Ж.Кузьгов  «Основы эстрадного вокала», сборник упражнений.- 
Павлодар, 2012г.

5.Э.Г.Кузнецова « Игры, викторины, праздники», Москва: Просвещение,2010г.

6.Т.А. Москалёва   «Музыка вокруг», Москва: Музыка,2012г.

Е.В. Сокольский «Мой парус.- Иваново»: Просвещение, 2010г .

7. Булучевский Ю, Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся, М: Музыка, 1998г.

8. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь, Ленинград: Музыка, 1986г.

9. Крунтяева Т. С., Молокова Н. В. Словарь иностранных музыкальных терминов, Москва – Санкт-Петербург:  Музыка, 1996г.

10. Кутерский И. Ю., Минина Е. В. Энциклопедия для юных музыкантов, «Золотой век», 1996 г.

11. Леонов Э. Краткий музыкальный словарь-справочник,  М: «Кифара», 2002г.

12. Назаренко И., Прянишников И. П. Советы обучающимся пению, 1958г.

13. Петрушин В. И. Слушай. Пой. Играй: пособие для музыкального самообразования - М., ВЛАДОС, 2000 г.

14. Салмина Н. Г. , Манакова И. П. «Дети. Мир звуков», Музыка, Свердловск, 1991 г.

15.«Солнечный круг: музыкальная азбука», - М, Линка-Пресс, 1997 г.

16. Эстрада в России, XX век, Лексикон – Москва: «Российская политическая энциклопедия», 2000г.

17. Яных Е. А.  Словарь музыкальных терминов, М: АСТ Донецк, Владимир: ВТК, 2009г.


Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе общеразвивающего вида

Детское объединение

Дополнительная образовательная

 Программа общеразвивающего вида

Группа № ___

Год обучения

Педагог

Фамилия, имя обучающегося

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Сроки диагностики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Показатели

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Промежуточная аттестация

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУТЬТАТЫ

Теоретическая подготовка

Теоретические знания, предусмотренные программой

Владение специальной терминологией

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Владение специальным оборудованием и оснащением

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу

Пользоваться компьютерными источниками информации

Осуществлять  учебно-исследовательскую работу

Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Планировать, организовывать работу, распределять учебное время

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Соблюдение в процессе деятельности правил ТБ

Итого

средний балл

Средний балл высчитывается по формуле:   средний балл =   ,  где Ʃ– сумма баллов по 11 показателям. Например, учащийся набрал в сумме 20 балов, 20/11=1,8  (близко к 2 – средний уровень)

Р.S/ Р.S.  высокий уровень освоения программа: от 2, 5  до 3 баллов;

                 средний уровень – от 1,5 до 2,4  балла;

                 низкий уровень – 0-1,4 балла.

Достижения учащихся детского объединения_____________________________________________(группа № ) в 2_______________ у.г.

Ф.И.О. обучающегося

Уровень

На уровне детского объединения

На уровне дома детского творчества

На уровне города

На областном уровне

На всероссийском уровне

На международном уровне

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе общеразвивающего вида

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая    подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • практически не усвоил   теоретическое содержание программы;
  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных знаний составляет более ½;
  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины;
  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;
  • сочетает специальную терминологию с бытовой;
  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам  программы)

Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;
  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;
  • объем усвоенных  умений и навыков составляет более ½;
  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными  программой за конкретный период

 0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание и т.д

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • не пользуется специальными приборами и инструментами;
  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
  • работает с оборудованием с помощью педагога;
  • работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание и т.д.

 Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и работе с литературой

  • учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  • работает с литературой с помощью педагога или родителей;
  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

     0

1

2

3

Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

  • не использует, работать с ними не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при  работе с компьютерными источниками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  • работает  с помощью педагога или родителей;
  • работает  самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

     0

1

2

3

Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

  • не осуществляет учебно-исследовательскую работу;
  • испытывает серьезные затруднения при  работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  •  осуществляет учебно-исследовательскую работу с помощью педагога или родителей;
  • работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

0

1

2

3

      Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

  • рабочее место организовывать не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога;
  • организовывает  рабочее место и убирает за собой  при  напоминании педагога;
  • самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу,   распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

  • организовывать работу и распределять время не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при  планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога и родителей;
  • планирует и организовывает работу, распределяет время при  поддержке (напоминании) педагога и родителей;
  • самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1

2

3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;
  • испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;
  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании  педагога;
  • аккуратно, ответственно выполняет работу,  контролирует себя сам.

0

1

2

3

Соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • правила ТБ не запоминает и не выполняет;
  • овладел менее чем ½ объема  навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных навыков составляет более ½;
  • освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1

2

3

Таблица результативности детского объединения

___________________________________________________________________________ 

(педагог ___________________________________________________)______________г.г.    

Качество обученности

Год обучения

Общее количество детей в группе

Количество детей, усвоивших общеобразовательную программу

на высоком уровне

на среднем уровне

на низком уровне

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Уровень обученности

Год обучения

Общее количество детей в группе

Количество аттестованных детей, усвоивших общеобразовательную программу

кол-во

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа практики для получения первичных профессиональных навыков

эта разработанная программа направлена на формирование первичных профессиональных навыков...

Программа практики по ПМ.02. Конструирование швейных изделий

Комплект учебно-программных документов профессионального модуля ПМ.02. Конструирование швейных изделий включает в себя: рабочую программу профессионального модуля, программы учебной и производственной...

Программа практик

Представлены рабочие программы учебной и производственной практик для специальности 080114...

Программа практико ориентированного курса "Экологическая культура и здоровь"раздел "Экология животных"

Программа вклюсает в себя пояснительную записку и календарно -тематическое планирование....

Рабочая программа практики для специальности"Программирование компьютерных систем"

Рабочая программа практики по ПМ 02 Разработка и администрирование баз данных...

Программа практик по ПМ 01

Прорграмма практик...

Рабочая программа по информатике 5 класс.docx

Рабочая программа по информатике  для 5  класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:-...