Конспект урока музыки для 2 класса
план-конспект урока по музыке

Чистова Кристина Олеговна

Конспект урока музыки для 2 класса по теме : "Опера Руслан и Людмила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruslan_i_lyudmila.docx30.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 25.04.2024

Школа №137
Студентки 40 группы ЧПК№1
Чистовой Кристины

Учитель музыки – Варламова С.В.

Тема урока музыки: «Опера Руслан и Людмила».

Цель:  Знакомство с содержанием оперы «Руслан и Людмила»,с особенностями построения оперного спектакля,выявление взаимосвязи музыки слова.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности, привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.
  2. Метапредметные: развивать критическое, образное, ассоциативное мышление посредством анализа музыкальных произведений, совершенствовать навык работы с информацией.
  3. Предметные: Научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя,знакомство с содержание м оперы «Руслан и Людмила», ознакомление с словарными словами из учебника.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный (беседа); метод сопереживания; наглядный метод; метод наблюдения за музыкой; метод «возвращения» к пройденному материалу; метод размышления о музыке

Материалы и оборудование: колонки, компьютер, проектор, флэш накопитель, пианино,

Музыкальный репертуар:

  1. М.И Глинка опера «Руслан и Людмила» Марш Черномора
  2. М.И Глинка опера «Руслан и Людмила» сцена похищение Людмилы
  3. М.И Глинка опера «Руслан и Людмила» песня Баяна
  4. Г.Гладков -  «Спор Маши и Вити»

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;

Конспект

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

5

Мин

Музыкальное приветствие

Здравствуйте ребята!

Скажите,а вы занете такого великого русского поэта как А.С.Пушкин?

А можете мне назвать какие произведения у него вы знаете?

Молодцы,ребята,я вижу,что вы много прочитали его произведений.
А вы знали,что у Пушкина есть одно произведение,из которой сделали музыкальную скузку?
Компоизтору М.И. Глинке так понравилась эта сказка,что после ее прочтения он сочинил оперу и назвал ее так же как и называлась сама сказка «Руслан и Людмила»

Ребята,как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Какая сегодня будет тема нашего урока?

Верно, сегодня мы с вами познакомимся с этой оперой.  Но кроме знакомства с оперой нам так же предстоит выявить особенности построения оперного спектакля и выявить взаимосвязь между словом и музыкой.
Запишите тему урока .

-Здравствуйте!

 

- Да

-Перечисляют

-Нет

-Опера «Руслан и Людмила»

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

2.

Организация слушательской деятельности

15мин

Но прежде чем мы начнем наше с вами путшествие в сказку я хочу проверить ваши знания :

Вы помните ребята,как называются места где можно посмотреть музыкальные спектакли?

Правльно,представим ,что мы с вами попали в музыкальный театр. Какие спектакли там можно посмотреть?

Молодцы,правльно.

Как я уже сказал «Руслан и Людмила» это опера. А вы помните ,что такое опера?

Верно,молодцы,ребята.

В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).

Посмотрите, как изобразил художник Илья Репин Михаила Ивановича Глинку в период сочинения оперы "Руслан и Людмила". У него сосредоченный и внимательный вид. Он со всей серьезности отнесся к написанию оперы и трудился не покладая рук.

 Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.
И так первое действие оперы посвящено созданию величественных образов Киевской Руси. На свадебном пиру в честь Людмилы, дочери киевского князя Владимира, и витязя Руслана звучит яркая праздничная музыка. вокальная партия Баяна, народного певца, гусляра.

-Кто такой Баян? (рассказчик)

-Обратите внимание на костюм. Он- русский народный.

-На каком инструменте играет баян?(гусли)

-А сейчас давайте послушаем «Песнь Баяна»
И скажите кто её исполняет ? (солист и хор)
Что такое хор вы знаете? Хор — это коллективное пение
А солист? Это певец исполняющий сольную партию.

Запишите термины себе в тетрадь.
-Каким вы представляли героя?

-Какой характер носит пение баяна? (взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокровенном).
А теперь сравните песнь Баяна с началом поэмы Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» В чем их сходство , и в чем различие ?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Послушайте ещё раз «Песнь Баяна»

А сейчас мы послушаем еще одно произведение из оперы «Руслан и Людмила» - «Марш Черномора»
(Слушание «Марш Черномор» ).  Именно Черномор олицетворяет зло в данном произведении.
М.И. Глинка даже лишил этого персонажа голоса и Черномор единственный персонаж в данной опере ,не имеющий своей песни.

Так Пушкин описывал его в своей сказке:
Коварный, злобный Черномор,Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...
После прослушивания я вам задам вопросы о данном произведении:Совпадает ли музыкальное описание композитора Черномора с его описанием поэта??Какие эмоции вы испытали во время прослушивания данного отрывка? Какая музыка по характеру? Как вы сможете охарактеризовать характер черномора?
В музыке есть 3 кита - определите какой из них композитор использовал для этого героя?

А теперь мы с вами заново послушаем это произведение. Мы разделимся на группы. Одна группа  будет рисовать образ черномора ,опираясь на музыку. А другая выбирет подходящие слова из словаря эстетических эмоций.

-Ребята,а вы можете предположить,что случилось в этой опере,после того,как начала играть это произведение?
-В опере этот фрагмент называется - сцена похищения Людмилы.
Злым волшебником Черномором со свадебного пира была похищена красавица Людмила. Гремит гром,сцена во мраке. Постепенно гром утихает.
-Послушайте, как сцена похищения Людмилы звучит в поэме Пушкина.
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане…
-Посмотрите видеофрагмент из оперы и сравните его с поэмой.( «Сцена похищения Людмилы»)
Ребята,какой по характеру этот эпизод?
Какое настроение он нам передает?
-Молодцы. Музыка и в самом деле волнительная и тревожная,даже, местами,таинсвенная.

- Музыкальные театры

Оперу, сказку, балет

это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

Без музыки

Дети слушают и отвечают

отвечают

Грозный,коварный

коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы

Слушают,рисуют

Появился колдун

Сравнивают

Тревожный,волнительный

Р.Принимают и решают поставленную задачу.

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

Учувствуют в диалоге с учителем

3.

Организация исполнительской деятельности

17 мин

После похищения Людмилы в Руслане замерла душа.

Ребята,давайте поможем Руслану собарться с силами и вернуть Людмилу домой. А для этого мы с вами споем нашу задорную песенку.
«Спор Маши и Вити о сказках»

Но сначала мы с вами распоёмся

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Скачки

Ритмические -Быстрый темп

Дикционные

- Слова, которые оканчиваются на согласную букву.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Звуковысотный показ; дирижерский жест.

Распеваются

Вспоминаем песню и поем

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

4.

Итог

3 мин

Вот и закончился наш спектакль а вместе с ним заканчивается наш урок.

Сегодня мы с вами познакомились с оперой «Руслан и Людмила». Подскажите мне, на чью поэму была написана эта опера И.М. Глинки?

А какие темы мы сегодня с вами слушали?

Верно. На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!

 

 

А.С Пушкина

Увертюра, Марш Черномора, Финал

До свидания!

 Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...