Курсовая
статья по музыке

Гусева Мария Сергеевна

Курсовая работа "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kursovaya_rabota_gusevoy_marii_1.doc271.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Гусева Мария Сергеевна

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовой проект допущен к

защите

«_____» декабря 2022 г.

Заместитель директора по НМР

____________ / Анищенко И.Л.

Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

«_____» декабря 2022 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Специальность: 53.02.01

Музыкальное образование

Курс: 3, группа: 30

Руководитель: Гапонова М.А.,

преподаватель МДК 03.01

Вокальный класс

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Характеристика понятия «Музыкальные способности»

5

1.2 Возрастные особенности развития музыкальных способностей старших дошкольников

10

1.3 Классификация детских музыкальных инструментов и приемы игры на них

14

1.4 Роль детских музыкальных инструментов в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

19

Выводы по 1 главе

21

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

2.1 Анализ методической литературы по теме: «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников

23

2.2 Методика приобщения старших дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах

30

2.3 Структура и содержание методического пособия «Творим. Играем. Развиваем.»

36

Выводы по 2 главе

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Современной российской системой образования признается самоценность дошкольного детства — понимание детства как самого значимого периода жизни человека. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольного образования от 17 октября 2013 года, и в соответствии с ним, образовательная программа должна обеспечивать развитие личности в различных видах деятельности и создавать условия для гармоничного, всестороннего развития личности ребенка.  ФГОС дает нам ориентир на развитие музыкальных способностей дошкольников, что является важнейшей задачей современного образования.

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для развития личности ребенка, в том числе его музыкальных способностей. Развитие музыкальных способностей в ДОУ происходит в НОД в различных видах деятельности, таких как пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Проблемой развития музыкальных способностей детей посредством игры на детских музыкальных инструментах занимались выдающиеся музыканты-просветители Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, австрийский композитор и педагог Карл Орф. Над проблемой развития музыкальных способностей детей в данном виде исполнительства совместно с Н. А. Метловым работали известные педагоги — Т. С. Бабаджан, М. А. Румер и другие. Большое значение игре на детских музыкальных инструментах придавали и создатели действующей системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Н. Г. Кононова и другие.

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкальные способности, развивает эстетические представления детей, формирует их как гармонично развитую личность. Поэтому, хотелось бы, чтобы игре на детских музыкальных инструментах уделялось больше внимания в процессе непосредственно образовательной деятельности.

В этом состоит актуальность темы нашего исследования.

Тема: «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников».

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и    методической литературы обосновать возможность развития музыкальных способностей старших дошкольников путём обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности в ДОО.

Предмет исследования: развитие музыкальных способностей у детей через приобщение их к игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

          1)   Изучить понятие «музыкальные способности» как одно из важнейших составляющих развития личности ребенка;

          2)   Изучить возрастные особенности старших дошкольников;

3) Изучить классификацию детских музыкальных инструментов и рассмотреть их роль в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;

4) Рассмотреть методику приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах;

5)    Представить структуру и содержание сборника «Творим. Играем. Развиваем».    

Методы исследования:

  1. отбор, изучение и анализ литературы
  2. систематизация изученного материала
  3. обобщение полученных сведений

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Характеристика понятия «Музыкальные способности»

Музыка — один из специфичных и сложных видов искусства. Особенность исполнения музыки заключена в использовании особых средств выразительности — звука, ритма, темпа, силы звучания, ладогармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности, воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в старшем дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Чтобы воспроизводить музыкальные образы, необходимо обладать музыкальными способностями. Рассмотрим, что такое способности в общем и музыкальные способности, в частности.

Способности — это индивидуальные особенности личности, они обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. Б. М. Теплов, советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, определяет способности, как такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких видов деятельности. В толковых словарях термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способности. 

Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. 

Музыкальные способности — это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности». Такое определение музыкальным способностям дал Б. М. Теплов в своем труде «Психология музыкальных способностей». [7, с.11]. Комплекс музыкальных способностей, который формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности обозначают общим термином «музыкальность». Музыкальные способности в различной степени проявляются почти у всех людей.

Музыкальные способности развиваются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие: слушание музыки, исполнение музыки, сочинение музыки.

Для того чтобы выделить комплекс способностей, составляющих понятие музыкальность, важно определить специфику содержания музыки и, следовательно, качества, необходимые для ее восприятия. Главная функция музыки выразительная. Б. М. Теплов подчеркивает, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б. М. Теплов называет эмоциональное переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Таким образом, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Поэтому понятие «музыкальные способности» включает в себя музыкальный слух и чувство ритма, неразрывно связанные с эмоциями.

Музыкальный слух — способность воспринимать отдельные качества музыкальных звуков: высоту, громкость, тембр, а также ощущать функциональные связи между звуками в музыкальной системе и в музыкальных произведениях. Эта способность комплексная, многогранная, сложная, затрагивающая многие стороны интеллекта и обладающая бесконечным многообразием индивидуальных качеств. Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха следует отметить следующие:

  1. Относительный слух — способность определять звуковысотные соотношения, то есть расстояния между нотами в мелодии, гармонии и аккордах.
  2. Абсолютный слух — способность точно помнить высоту звука, позволяющая человеку определить и назвать любую услышанную ноту без предварительного прослушивания. Это явление очень редкое, оно не приносит значительных музыкальных преимуществ.
  3. Внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего по нотной записи или по памяти) отдельных звуков определенного тембра, мелодических и гармонических построений, а также целых музыкальных произведений. Этот вид слуха связан со способностью слышать и переживать музыку «про себя», без внешних источников. Эту способность называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
  4. Мелодический слух — обеспечивает целостное восприятие всей мелодии или музыкальной фразы, а не только ее отдельных нот и звуковых интервалов.
  5. Гармонический слух — способность целостно воспринимать сочетания одновременно звучащих нот (гармонических интервалов, аккордов), а также воспроизводить одновременно звучащие ноты по одной, голосом или на инструменте.
  6. Полифонический слух — способность воспринимать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов.
  7. Интонационный слух — способность воспринимать выразительность музыки, ее эмоционально-смысловые аспекты.
  8. Тембральный слух — способность ощущать и различать тембральную окраску звуков разных музыкальных инструментов и певческих голосов.
  9. Ладовый слух — способность воспринимать и различать музыкальные лады и ладово-тональные функции каждой ноты музыкальной композиции, характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение».

Музыкальный слух может быть развит в процессе восприятия музыки: её узнавания, в чувствительности к точности интонации, во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Как уже отмечалось музыкальный слух теснейшим образом связан с

эмоциями. Особенно ярко проявляется эта связь при восприятии музыки, различении эмоциональной, ладовой окраски, настроений, чувств, выраженных в ней. При воспроизведении мелодии действует другое качество слуха — необходимость иметь представление о расположении звуков по высоте, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.  Эти два компонента — эмоциональный и слуховой — выделяются Б. М. Тепловым как две музыкальные способности, названные им ладовое чувство и музыкально-слуховые представления.

Ладовое чувство, чувство ритма и музыкально-слуховые представления составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

Ладовое чувство — это способность чувствовать различие не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками — устойчивыми, завершёнными (при окончании на них мелодии) или требующими продолжения (в развитии), это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуко-высотного движения.  Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.  Ладовое чувство одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Одной из важнейших музыкальных способностей является чувство ритма.

Чувство ритма — это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, созидание, исполнение ритмической стороны музыкальных образов. Это способность ощущать музыкальное время, переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В дошкольном возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес. Для развития чувства ритма важно, чтобы музыкальный материал был несложным и хорошо знаком детям.

Развитию внутреннего ритмического слуха служит запоминание различных ритмических рисунков, формул, построенных на материале знакомых произведений.   Это способствует осознанию выразительной и изобразительной сущности ритма, его значения для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.

Музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении мелодий по слуху. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкальная память — это способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал, способность к запоминанию, сохранению в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Это сложносоставная способность, она труднее поддается искусственным способам развития. Формирование музыкально-слуховых представлений — мелодических, гармонических, метроритмических — важнейшее условие для развития памяти. Чем больше развиты музыкальный слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы музыкальной памяти. Музыкальная память не включается Б. М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как «непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма».  [7, с.26].

Все музыкальные способности относятся к специальным способностям, которые необходимы для успешных занятий музыкальной деятельностью.

  1. Возрастные особенности развития музыкальных способностей старших дошкольников

Старший дошкольный возраст ребенка является очень ответственным и важным в жизни, в плане его становления и формирования как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе. У детей этого возраста происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации. У ребенка развивается зрительная, слуховая, мышечно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети старшего дошкольного возраста способны давать первичные эстетические оценки: красиво — некрасиво, нравится — не нравится. У них развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности.

 В этом возрасте, а именно от пяти до семи лет, продолжается развитие основных и музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, музыкально-ритмического чувства.

Музыкальные способности у всех детей проявляются совершенно по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности проявляются довольно ярко, развиваются быстро и легко. Это говорит о музыкальности детей. У других детей способности проявляются позже и труднее развиваются.

В дошкольном возрасте главным показателем по всем формам деятельности является желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которые они получают от совместной исполнительской деятельности.

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то — танцевать. В этом возрасте дети очень энергичны, подвижны, эмоциональны. Однако, внимание, память и поведение ещё отличаются непроизвольностью. Поэтому поддерживать внимание необходимо игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские способности. Значительно возрастает активность детей, они энергичны, подвижны, эмоциональны.

У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словари, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.

Возраст 6-7 лет — это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. Формируется произвольность познавательных и психических процессов — памяти, внимания, мышления, восприятия.

Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня.

Благодаря возросшим возможностям, дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на детских музыкальных инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это является базой для разностороннего музыкального развития ребенка.

К важнейшим показателям музыкального развития, интенсивно проявляющимся в старшем дошкольном возрасте, относятся:

  1. развитая музыкальная память, возросший уровень запоминания, произвольность внимания;
  2. умение оперировать музыкальными представлениями;
  3. умение произвольно управлять музыкальной деятельностью;
  4. качественные отличия детского исполнительства, появляющиеся на основе осознанной цели;
  5. возросшая творческая активность в ее индивидуальных проявлениях.

В этом возрасте ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие.

Происходит дальнейшее развитие слуховых ощущений для восприятия, различения, запоминания и воспроизведения музыкальных звуков различной высоты, тембровой окраски, организованных во временном и ладовом отношении.

Мелодический слух шестилетних детей проявляется в точном воспроизведении сложных интонационных оборотов мелодии (восходящая секста, малая и большая секунды, квинтовые интонации), различении и воспроизведении интервалов от секунды до октавы. Певческая интонация становится более точной. Дети этого возраста способны к различению устойчивых и неустойчивых звуков лада, к запоминанию и различению тоники, что свидетельствует о восприятии ладовых тяготений.

Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.

Продолжают развиваться и формируются музыкально-слуховые представления, а именно – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. 

Следует предоставлять детям возможности для самостоятельного восприятия музыки и проникновения в ее образную сущность, поощрять организацию музыкальных игр, театрализацию игр и сказок, игру на музыкальных инструментах. При этом важно поддерживать стремление детей к проявлению скромности и естественности, потребность в сотрудничестве.

 

  1. Классификация детских музыкальных инструментов и приемы игры на них

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Существует несколько вариантов классификаций детских музыкальных инструментов.

Н. А. Ветлугина, доктор педагогических наук, указывала, прежде всего, на два типа музыкальных игрушек и инструментов. Первый тип — беззвучные игрушки, изображающие какие-либо музыкальные инструменты, с помощью которых дети воображают себя музыкантами и под аккомпанемент педагога изображают игру на этих инструментах, развивая в себе тем самым чувство ритма, чувство музыкальной формы. Второй тип — звучащие игрушки-инструменты, которые дают возможность детям участвовать в живом исполнении музыки.

Н. Г. Кононова классифицировала детские музыкальные инструменты на:

         1. неозвученные музыкальные игрушки-инструменты, помогающие создавать игровые ситуации: пианино, рояль, балалайка, гармошка, изготовленные из фанеры или картона. Трех-, пяти-, 8-ступенчатая лесенка — дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, которая дает представления о звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух. В эту группу также относятся: звуковые книжки, звуковые картинки, проигрыватель и все это изготавливается из картона.

2. озвученные музыкальные игрушки-инструменты:

а) игрушки-инструменты с нефиксированным звуком (погремушки, бубны, трещотки, кастаньеты, барабаны);

б) игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки);

в) игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию музыкального сенсорного восприятия, развитию слухового сосредоточения;

г) игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, музыкальная лесенка, детское пианино, гармоники, губные гармоники, цитры, домры, гусли, цимбалы и др.) [4, с.87].

Среди детских музыкальных инструментов и игрушек, используемых в музыкальном воспитании дошкольников, А. Н. Зимина выделяет две группы:

  1. созданные на основе народных (трещотка, бубен, барабан, ложки, баян и другие);
  2. созданные по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой и др.) и являющиеся упрощенным подобием настоящих. [3, с.158].

Существует еще одна классификация детских музыкальных инструментов по аналогии с классификацией инструментов симфонического оркестра (у Н. А. Ветлугиной и Н. Г. Кононовой):

  1. струнные (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных);
  2. духовые (флейта, губная гармошка, триола и другие);
  3. ударно-клавишные (игрушечные пианино, рояль);
  4. клавишно-язычковые (аккордеон, баян, саратовская гармоника);
  5. ударные (ложки, трещотки, треугольник, колотушка, бубенцы, коробочка, музыкальные молоточки, колокольчики, бубны, кастаньеты, барабаны, металлофоны, ксилофоны).

Ударные инструменты и игрушки, как и инструменты, по типу которых они созданы, разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены.

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укрепленных на раме. Звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам. Металлофоны могут иметь диатонический или хроматический звукоряд. У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд, диатонический, соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний, хроматический — черным. Светлые, прозрачные звуки металлофона напоминают звучание колокольчиков.

Ксилофон представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укрепленных на раме. Звук извлекается при помощи деревянных палочек.

Постановка рук и приемы игры на металлофоне и ксилофоне идентичны, поэтому осваивать их можно одновременно. Инструмент ставят на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребенка. Играют на нем сидя или стоя двумя палочками. Кисти рук с палочками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки палочек кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони.

Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук, резиновой — более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) —«звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик - тихо, нежно и звонко.

Деревянные ложки используют как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.

Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок. Детей учат извлекать звук путем их легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.

Коробочка — небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и у бубенцов.

Буковые палочки не обязательно должны быть буковыми, однако изготавливать их необходимо из довольно твёрдого дерева. Приём игры на них самый обычный — удар одной о другую, но с их помощью активно развивается чувство музыкального ритма и чувство динамики.

Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой. Игра на треугольнике, требует особой сноровки в связи с возможностью вращения его по оси во время ударов. Сделанный коротким кольцевой шнурок надевают на четыре горизонтально расположенных пальца левой руки, что частично предотвращает закручивание треугольника. При игре на треугольнике надо ударять металлической палочкой по середине горизонтальной части. Тремоло достигается частыми, но не сильными ударами по двум сторонам треугольника.

Трещотки — их видов много, тембр их различен. Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.

Кастаньеты — лучше использовать парные, которые предполагают три способа игры. Первый — это удар «лепестками» о ладонь левой руки, второй – резкие встряхивания инструмента и третий – наиболее сложный – удерживая кастаньеты по центру, резко разворачивать их то вправо-вниз, то влево-вниз.

Маракасы издают своеобразный звук, похожий на шорох. Игра на них тоже требует определённого навыка, чтобы добиться ритмически точного исполнения в ансамбле с другими инструментами.

В детском саду используются также электромузыкальные инструменты, как правило, имеющие звукоряд. Их разновидностей в настоящее время очень много.

Музыкальные игрушки и инструменты, используемые в работе с детьми, должны отвечать ряду требований:

  1. быть хорошо настроенными;
  2. иметь определенный чистый тембр;
  3. быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;
  4. обладать простой конструкцией;
  5.  быть прочными, пригодными для частого использования.

  1. Роль детских музыкальных инструментов в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок по своей природе любознателен, открыт всему новому и обладает разнообразными индивидуальными способностями, как общими, так и специальными, в том числе музыкальными. Выявлять и развивать их — особая задача, которая стоит перед всеми участниками современной системы образования в России, включая дошкольные образовательные учреждения.

Музыкальные способности обусловлены природными свойствами личности, непосредственно связаны с деятельностью и индивидуализированы.   Когда в руках ребенка что-то звенит, шумит или стучит, ребенок испытывает огромную радость и интерес.

Исполнительство на детских музыкальных инструментах — это важный вид деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания дошкольников, наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты ребенка: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир звуков, осознаннее воспринимают красоту звучания различных музыкальных инструментов. У детей улучшается качество пения, они чище интонируют, улучшаются музыкально-ритмические движения, четче воспроизводят ритм. Использование детских музыкальных инструментов в детском музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности. Начиная от различных помахиваний, постукиванием погремушками, до исполнения знакомых мелодий по слуху.

Игра на ударных музыкальных инструментах помогает выработать у детей чувство ритма и расширяет тембровые представления детей. Использование ксилофонов и металлофонов дает возможность более правильно подойти к развитию интонационного слуха с опорой на звуковысотность. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, чувство ритма и внутренний музыкальный слух.

В игре на музыкальных инструментах происходит совершенствование навыков и приемов исполнения. Расширяются познания и представления детей о различных группах инструментов оркестра. Увеличивается исполнительский репертуар. Дошкольники объединяются в небольшие ансамбли и с радостью исполняют его не только на музыкальных занятиях, но и также во время разных мероприятий, праздников.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек, как на занятиях, так и в повседневной жизни, обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности:

  1. для развития звуковысотного слуха рекомендуется использовать колокольчики, звучащие различно по высоте, или металлофон;
  2. для развития ритмического чувства используются все инструменты ударной группы или же любой инструмент, имеющий звук одной определенной высоты;
  3. для развития тембрового слуха предлагается сравнивать звучание инструментов различных групп-струнной, духовой или ударной;
  4. для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствует эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развивает мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых является элементарное музицирование.

Выводы по I главе

В данной главе в параграфе 1.1. мы рассмотрели характеристику понятия «Музыкальные способности» и выяснили, что музыкальные способности — это индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки.

В параграфе 1.2. мы рассмотрели возрастные особенности развития музыкальных способностей старших дошкольников. Проанализировав особенности развития детей, мы выяснили, что в этом возрасте активно развиваются мышление, внимание, память. Эти процессы становятся произвольными. Все это помогает детям осваивать различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, в которых развиваются их музыкальные способности. Это происходит очень индивидуально и постепенно. Главным же показателем развития музыкальных способностей является желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, получать радость и удовольствие от совместного творчества.

Параграф 1.3. мы посвятили классификации детских музыкальных инструментов и приемам игры на них. Детские музыкальные инструменты классифицировали музыкальные педагоги и методисты, такие как: Ольга Петровна Радынова, Наталья Григорьевна Кононова, Ангелина Николаевна Зимина. Мы выяснили, что их классификации совпадают. Все инструменты делятся на неозвучные и звучащие. Звучащие подразделяются на ударные, шумовые, имеющие неизменную высоту звучания или звукоряд (диатонический или хроматический). Существует группа детских музыкальных инструментов, повторяющих инструменты симфонического оркестра, а также инструменты русского народного оркестра. Для овладения приемами игры на инструментах и правильного звукоизвлечения, необходимо достаточное развитие физического аппарата ребенка, развитое произвольное внимание, мышечная свобода и координация движений.

В параграфе 1.4. мы проанализировали, какова роль детских музыкальных инструментов в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрели, что нужно делать, чтобы ребенок развивался как творческая личность и не стеснялся играть на музыкальных инструментах. Нам удалось узнать, что игре на детских музыкальных инструментах в детском объединении уделяется особое внимание, так как именно детское музицировании расширяет сферу музыкальной деятельности старших дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка, а также, способствует развитию музыкальных способностей.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

2.1. Анализ методической литературы по теме: «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников»

Существует большое количество разнообразных методик по музыкальному развитию детей дошкольного возраста. В этой главе мы провели анализ методической литературы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста и литературы по обучению детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.

Традиции музыкального воспитания детей имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного воспитания, и методы народной педагогики, это и различные системы, созданные такими педагогами как Эмиль Жак-Далькроз, Карл Орф, Мария Монтессори. Большое внимание уделяли обучению игре на детских музыкальных инструментах педагоги Николай Афанасьевич Метлов, Лидия Ивановна Михайлова, которые понимали значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе: «Методике музыкального воспитания» под редакцией Николая Афанасьевича Метлова, «Методике музыкального воспитания» под редакцией Натальи Алексеевны Ветлугиной, Бублей Светланы Поликарповны «Детский оркестр», Кононовой Наталией Григорьевны «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». 

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-40 годы ХХ века стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов.

В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Н. А. Метлов был первым автором программ музыкальных дисциплин, которые изучаются на разных уровнях подготовки педагогов-музыкантов и воспитателей детских садов: от краткосрочных курсов до высших учебных заведений. Комплекс дисциплин состоит из теории музыки, нотной грамоты, музыкальной литературы и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Важным элементом в развитии музыкальных способностей детей раннего возраста является пение. Н. А. Метлов в своей методике начинает обучение детей с развития музыкального звуковысотного слуха с применением различных попевок, детских и народных песен. Познавательный процесс в развитии музыкальных слуховых представлений Н. А. Метлов предлагает начинать с ознакомления детей со звуковысотностью.

После того, как дети усвоили высоту звуков, упражнения постепенно приобретают более сложный характер, преподавателем используются различные музыкальные игры, загадки, упражнения для развития музыкального и звуковысотного слуха.

Проблемы развития ритмических способностей у детей раннего возраста Н. А. Метлов предлагал решать с помощью движений, сопровождающих определенные ритмические рисунки. По его мнению, собственное музицирование ребенка способствует развитию чувства ритма и музыкального слуха.

Совместно с Н. А. Метловым в 20-40-е годы работали известные педагоги Тотеш Симовна Бабаджан, Мария Александровна Румер. Впоследствии разработкой вопросов методики занимались Наталья Алексеевна Ветлугина, Наталья Григорьева Кононова, Ольга Петровна Радынова.

Методика музыкального воспитания в детском саду Н. А. Ветлугиной направлена на применение творчества на музыкальных занятиях. Она считает, что творчество является неотъемлемой частью в развитии музыкальных способностей и предлагает идею о взаимосвязи творчества и обучения детей. Творчество помогает детям раскрыть музыкальные способности и является стимулом для успешного развития и усваивания определенных навыков и умений в области музыкальной деятельности. В процессе обучения работа по развитию творческих способностей у детей строится поэтапно: первоначально идет ознакомление с программой, при этом даются конкретные задания на создание нового (выучить, сочинить, изменить); следующий этап – это освоение пройденного материала, поиск определенных решений; последний этап предполагает самостоятельные действия обучающихся.

По мнению многих психологов (Бориса Михайловича Теплова, Леонида Абрамовича Венгера, Льва Семеновича Выготского) творчество играет большую роль и является необходимым компонентом в развитии музыкальных способностей.  

Методика обучения Владимира Викторовича Кирюшина отталкивается от понимания того, что дети обладают талантом от рождения, и этот талант надо раскрывать благодаря развитию у них эмоционально-образного чувства. Развитие творческого мышления, музыкального интеллекта и эмоционального восприятия В. В. Кирюшин предлагает осуществлять с помощью различных мифов, волшебных сказок, написанных самим им в несложном жанре, которые понимают даже дети раннего возраста. В сказках описываются различные животные, обладающие разными характерами, эти животные также проживают различные эмоциональные состояния, которые передаются в музыке. В. В. Кирюшин пришел к выводу, что ребенок 2 лет слышит в звучании секунды что-то острое, грубое, колючее, на вопрос «на что похожи эти звуки?» ребенок в возрасте 3-х лет, овладевший речью, охарактеризовал секунду «как что-то похожее на ежа». Владимиром Викторовичем Кирюшиным была написана «Библиотека музыкального мифа», включающая сорок книг в прозаическом и стихотворном варианте.

Обращая внимание на психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, советский композитор и педагог Павел Филиппович Вейс пишет о том, что музыкальные занятия должны проходить в форме игры, но в то же время необходимо обучать детей наблюдать, слушать, сравнивать музыкальные явления и называть правильно музыкальную терминологию.

П. Ф. Вейс в своей книге «Ступеньки в музыку» предлагает первоначально уделять внимание развитию у детей ритмических способностей и развивать их в процессе игры. Так же немаловажная роль отводиться исполнению и слушанию музыки, так как в этом процессе у детей складываются представления о музыке.

По мнению П. Ф. Вейса, основой развития ритмических способностей является передача ритма музыки несложными, разнообразными движениями. Наиболее легко приблизить к игровой форме именно ритмические упражнения. Это использование ритмических элементов («шаг», «бег», «Дон-дили», «Та-тити»); наглядные изображения ритмических фраз (рисунки птичек); сочинение ритмического аккомпанемента; ритмические упражнения (хлопки, шлепки, притопы); пение с перекличкой (исполняют попеременно педагог и дети).

П.Ф. Вейс считает, что систематическое проведение таких занятий помогает детям дошкольного возраста на первоначальных ступенях обучения овладеть навыками, необходимыми для точного воспроизведения ритма, чтения ритмических рисунков. Все это является подготовительным этапом к процессу обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Ольга Петровна Радынова — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста «Московского педагогического государственного университета» создала методику, которая описывается в книге «Музыкальное развитие детей». «Пособие содержит теоретический, музыковедческий, методический материал, раскрывающий основы работы с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности дошкольников и формам их организации с учетом уровня развития способностей каждого ребенка» [6, с. 256].

Значительное место О. П. Радынова в своей методике отводит эмоциональной отзывчивости детей, которая проявляется во всех видах музыкальной деятельности и является основой таких способностей, как ладовое чувство и чувство ритма. По ее мнению, «чувство ритма – это способность, позволяющая активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить». Для его развития она предлагает «использовать на занятиях музыкально-дидактические игры, сопровождающиеся воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках или притопах, для облегчения дальнейшего исполнения на инструменте» [6, с. 305].

О. П. Радынова в своих работах классифицирует различные игры, упражнения и пособия по степени их сложности в процессе развития основных способностей, таких как ладовое чувство, чувство ритма, способность музыкального и слухового представления. При всем этом, особое внимание заостряет на развитии музыкально-сенсорных способностей. Опираясь на проведенные исследования, в результате которых были выявлены особенности развития музыкальных способностей, Радынова предлагает:

1) пособия и игры, развивающие ладовое чувство и способствующие узнаванию ранее услышанных мелодий, умению определять характер музыки, дать характеристику жанра (танец, песня, марш). На таких занятиях могут использоваться все виды игр (хороводные подвижные, настольные);

2) пособия и игры, развивающие музыкально-слуховые представления, которые связаны с умением различать и воспроизводить звуковысотность. В этом случае используются музыкально-дидактические игры и пособия, с помощью которых у детей моделируется соотношение звуков по высоте, вырабатывается умение определять направление движения звуков и воспроизводить различные мелодии на музыкальном инструменте или голосом. В результате таких занятий у детей развиваются различные способности, творческое мышление, воображение, звуковысотных слух.

3) игры и пособия, позволяющие развить у детей чувство ритма, связанные с определенными упражнениями и воспроизведением точного ритмического рисунка мелодии с помощью хлопков, притопов, различных движений или с применением предметов. Например, это могут быть деревянные ложки, палочки небольшой величины, детские музыкальные инструменты – барабан, треугольник, в общем, любые предметы, с помощью которых можно извлекать короткие и долгие звуки [6, с. 320].

По мнению Радыновой, творческий подход в развитии ритмических способностей стимулирует детей и облегчает процесс выполнения известных им движений, в ходе которых ребенок может передать характер и ритм музыки.

Своеобразный подход к массовому музыкальному воспитанию демонстрирует система Марии Монтессори. Предметом педагогического воздействия являются мелодический и гармонический слух ребенка. Здесь Мария Монтессори оказалась особенно изобретательной — она впервые предлагает использовать множество специальных инструментов, играя на которых дети упражняют отдельные музыкальные способности.

Ведущим, развивающим фактором у Жак-Далькроза всегда оказывается ритм. Ритмическое чувство, изначально, элементарно и поэтому, может быть, именно оно представляет собой основное свойство музыкальности. Развивая чувство ритма, можно создать условия для формирования и других сторон музыкальности детей. Чувство ритма позволяет осваивать коренные свойства музыки, развивать общую эмоциональность и художественный вкус ребенка. Жак-Далькроз считал, что музыкальный ритм должен быть усвоен и претворен в движении. После занятий по системе Далькроза дети становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность. Система Далькроза по развитию музыкально-ритмических способностей так же популярна в мире, как и система Карла Орфа.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования. Под термином "коллективное инструментальное музицирование" подразумевается музыкально-исполнительская деятельность в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности исполнителей разного возраста.

Выдающиеся музыканты просветители Борис Владимирович Асафьев, Болеслав Леопольдович Яворский, австриец Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития музыкальных способностей детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в 20-е годы Н. А. Метлов и Л. И. Михайлова говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов — металлофона, ксилофона, детской цитры, флейты, гобоя. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар для детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей, играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Николай Афанасьевич Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры, произведения, специфики инструмента.

 

2.2. Методика приобщения старших дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах нужно проводить организовано и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется как на музыкальных занятиях (5-7 минут), так и во время индивидуальной работы с детьми. При этом применяются разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, слушание музыки.

При обучении необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников.

Существует несколько возможностей применения музыкальных инструментов на занятиях и в повседневной жизни детского сада и семьи. Это игра на шумовых и звуковысотных инструментах в виде оркестровки произведений в соответствии со сменой характера музыки, дидактические игры с применением музыкальных инструментов, творческое музицирование детей в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье.

Обучении детей игре на музыкальных инструментах помогает решать следующие задачи:

а) развивать музыкальные способности, вызывая положительное эмоционально-оценочное отношение как к игре на музыкальных инструментах, так и к самой музыке;

  1. развивать слуховое внимание, способность сосредоточения в процессе обучения игре на звуковысотных инструментах, умение слышать партнеров, не заглушая их;
  2. развивать навыки игры на звуковысотных музыкальных инструментах;
  3. развивать представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в процессе знакомства с разными тембрами инструментов, а также при выполнении творческих заданий;
  4. развивать творческое мышление и воображение.

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществляется через разные формы работы:

  1. фронтальные и подгрупповые занятия;
  2. тематические занятия;
  3. развлечения, праздники;
  4. театрализованные игры с музыкальным сопровождением;
  5. музыкально-дидактические игры;
  6. индивидуальная работа с детьми;
  7. создание музыкальных зон в группах.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом — дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором — подбирают попевки, на третьем —исполняют их по своему желанию.

Изучив программные требования, мы выяснили, что к концу пребывания в детском саду дети должны знать:

  1. названия инструментов;
  2. характер звучания инструментов (тарелки – громкие, звонкие, барабан – гремящий), различать звучание инструментов;
  3. правила пользования музыкальными инструментами;
  4. приемы игры на различных инструментах и владеть приемами игры на них (мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне и др.);
  5. расположение высоких и низких звуков на инструмент;
  6. название нот (до-си) и их место на пластинках металлофона и клавишах других инструментов.

Кроме этого, они должны уметь:

  1. правильно расходовать дыхание при игре на триолах, свирели, приглушать звучание тарелок, треугольников, правильно держать руки на бубне, барабане, встряхивать кастаньеты, маракасы;
  2.  играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру;
  3. пользоваться элементарными динамическими оттенкам;
  4. играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
  5. подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, попевки;
  6. импровизировать ритмические и мелодические попевки.

В методике обучения игре на инструментах важно установить систематичность и последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Как и во всяком исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов игры на различных инструментах. Познакомив детей на фронтальном занятии с внешним видом музыкального инструмента, с основными приемами игры на нем, инструмент, в дальнейшем, передается в группу. Там, во время игр, дети уже по собственной инициативе продолжают знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Ударные инструменты требуют меньше затрат времени на ознакомление. На занятие можно принести сразу 2-3 инструмента: барабан, бубен, кастаньеты, так как на них дети воспроизводят только ритм.

 Важна преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях.

Для обучения детей игре на музыкальных инструментах используют следующие методы:

  1. словесный метод (указания, разъяснения, образные сравнения при проведении музыкально-дидактических игр, при знакомстве с новым инструментом);
  2. наглядно-слуховой метод (при знакомстве с инструментом, показе приемов игры на нем, при исполнении эталона звучания мелодии, которую ему предстоит воспроизвести по слуху, при экспериментировании);
  3. практический метод (при организации продуктивной деятельности, показ приемов игры, которые помогают ребенку овладевать способами игры на инструменте);
  4. игровой метод (в учебно-игровой деятельности, действие от лица сказочных персонажей, образные сравнения и пояснения).

Вначале обучения методические приемы направлены на то, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому виду занятия. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогии с какими-либо явлениями природы – звуками природных явлений, голосами животных, а также с речью человека, например, металлофон хорошо передает звуки капель дождя, ручейка, барабан – грома и др. Смысл подобных приемов – в ознакомлении детей с выразительными возможностями инструмента.

Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности: сначала осваивается игра на одном инструменте, потом на другом. При этом увеличивается объем навыков исполнения: сначала ритмические рисунки, затем мелодии на узких интервалах, позже мелодии, включающие значительные отрезки звукоряда и более широкие интервалы.

Разучивая мелодию несложных песен, пьес, дети должны справиться с двумя трудностями: воспроизвести ритмический рисунок и мелодическую линию.

При знакомстве с каждым новым инструментом детей необходимо научить правильным приемам звукоизвлечения из инструмента. При игре на ударных и шумовых инструментах, а в дальнейшем и на инструментах со звукорядом очень важно добиваться правильного исполнения ритмического рисунка. При этом широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка. На первоначальном этапе полезно подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать чувство ансамбля. С этой целью применяются «ритмические оркестры». Одна группа детей хлопает в ладоши, притоптывает ногой, другая постукивает клависами, кубиками, маракасами. Детям нужно объяснить, что приемы звукоизвлечения могут быть разными, в зависимости от того, как ударять: плоскими ладонями, пальцами по ладони. Аналогично — с притопами, шлепками. Подобные упражнения могут варьироваться в отношении ритма и разных способов хлопков, шлепков, притопов. Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических этюдов — ритмических речитативных интонаций голоса (приговорки, короткие стишки, речевые интонации с акцентами, паузами). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии можно использовать принятые обозначения, показывая их на интерактивном экране. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей: четверти обозначаются слогом «та», восьмушки слогом «ти».

        Обучение детей на мелодических инструментах (металлофон, ксилофон) может происходить разными способами: по нотам, по цветам или цифровым обозначениям, по слуху. Рассмотрим каждый из них.

Обучение детей по нотам, очень трудоемкое занятие и не используется в детском саду.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладевания детьми игрой на детских музыкальных инструментах. Определенное цветовое обозначение закрепляется за каждым звуком, например нота ля обозначается красным цветом, соль — зеленым. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Цифровая система, предложенная в 30-е годы Н. А. Метловым, в то время, может быть оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки.

 Когда идет освоение приемов правильного звукоизвлечения на металлофоне или ксилофоне, педагог предлагает детям легкие задания из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной, а также известные русские народные песни и попевки в обработке Е. Тиличеевой. Их художественное преимущество в том, что ритмические прибаутки даны с фортепианным сопровождением, это делает их более выразительными. После исполнения педагогом попевки дети поют ее и прохлопывают ритм. Затем на металлофоне ребенок отсчитывает (например, 6-ю) ноту от начала и играет ритмический рисунок попевки. Необходимо добиваться точного исполнения ритмического рисунка. При повторном исполнении педагог аккомпанирует на ф-но, затем ее исполнение сопровождается коллективным пением. Важно, чтобы даже самую простейшую попевку на одном звуке дети играли выразительно, передавая настроение, которое они почувствовали. Тем самым развивается эмоциональная отзывчивость на музыку — основа музыкальности.

 После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. В старшей группе диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии действуют более самостоятельно. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру. 

В старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения музыкального опыта ребенка, рекомендуется использовать репертуар с более сложными ритмическими рисунками, более широким диапазоном, а также применять дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков.

При проведении обучающих музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях у детей в доступной игровой форме развиваются музыкальные способности и вырабатываются навыки игры на детских музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры должны быть подобраны по возрастам, а музыкальные инструменты и пособия, используемые во время их проведения, должны быть эстетично и красочно оформлены.

Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми.

В работе с детьми необходимо использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей с удовольствием играть на различных музыкальных инструментах. Для обучения детей игре на детских музыкальных инструментах с большим успехом применяются музыкально-дидактические игры Элеоноры Павловны Костиной, Натальи Григорьевны Коновой и др.

2.3. Структура и содержание методического пособия «Творим. Играем. Развиваем»

Результатом работы над темой «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» стал сборник «Творим. Играем. Развиваем», представляющий из себя методическое пособие для музыкальных руководителей детского сада по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах. Сборник включает в себя следующие разделы: в первом разделе представлен теоретический анализ музыкальных способностей и их возрастных особенностей у детей старшего дошкольного возраста, во втором разделе представлена информация о детских музыкальных инструментах, их классификация, описание строения инструментов и приемов игры на них, в третьем разделе собраны музыкально-дидактические игры и упражнения по развитию музыкальных способностей при игре на детских музыкальных инструментах для конкретного инструмента и группы инструментов.

Рассмотрим содержания сборника.

 В первом разделе пособия, мы проанализировали музыкальные способности: термин «музыкальные способности», какие три вида музыкальных способностей нужно развивать в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом разделе вы сможете найти термины «Музыка» и «Музыкальные способности».

Во втором разделе мы рассматривали детские музыкальные инструменты. Представили классификацию инструментов, их строение, приемы игры на детских музыкальных инструментах и описали способности, которые развиваются с помощью того или иного инструмента. Инструменты в сборнике представлены разных категорий: звуковысотные (металлофон, ксилофон), ударные (коробочка, кастаньеты, бубенцы, колокольчики и т.д.). Именно с помощью этих музыкальных инструментов у дошкольников развивается чувство ритма, ладовое чувство и эмоциональная отзывчивость.

Коробочка — небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и у бубенцов.

Ксилофон представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укрепленных на раме. Звук извлекается при помощи деревянных палочек.

В третьем разделе сборника, мы представили музыкально-дидактические игры и упражнения для музыкальных инструментов, которые мы рассмотрели. Вы сможете найти дидактические игры и упражнения конкретно на каждый инструмент, а также на группы инструментов. После описания методики проведения каждой игры, мы указали музыкальные способности, которые развиваются у детей во время игры. Эти упражнения и дидактические игры достаточно простые и интересные для использования в НОД. Их можно использовать как одиночно, так и организовать небольшой детский оркестр из разных инструментов.

Музыкально-дидактическая игра: «Веселый оркестр»

Музыкальный репертуар: веселая мелодия. Методика проведения: дети встают в круг, у каждого в руках свой инструмент. Дети играют на инструментах и поют:

Эх раз, еще раз,

Вот как весело у нас.

Эх раз, еще раз,

Поиграем мы сейчас!

Дети кладут инструменты на пол, и маршируют по кругу под веселую мелодию и проговаривают текст. По окончании, берут инструмент, лежащий перед ними, и все вместе играют.

Играя на инструментах, прежде всего развивается ладовое чувство, чувство ритма, музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость.

Упражнение «Веселые зайчата»

Методика проведения: Дети берут молоточки и показывают, как маленький зайчик прыгает — удары по маленькой пластинке — высокий звук. Большой зайчик прыгает на большой пластинке — низкий звук. Зайчик прыгает по лесенке вверх, по лесенке вниз. Дети показывают на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз. Остановился и прыгает на одной ступеньке. Дети играют на одной пластинке металлофона.

 Играя на металлофоне, прежде всего, развивается чувство ритма, ладовое чувство, музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость.

Упражнения и игры, представленные в данном сборнике, достаточно простые и интересные для использования в НОД. Их можно использовать как в индивидуальной работе, так и организовать небольшой детский оркестр из разных детских музыкальных инструментов.

Дети очень любят играть на детских музыкальных инструментах, поэтому, мы считаем, что сборник «Творим. Играем. Развиваем» поможет музыкальным руководителям разнообразить музыкальную деятельность детей, создать атмосферу радости на занятиях и воспитывать любовь и интерес к музыке.

Выводы по II главе

В данной главе в параграфе 2.1. мы проанализировали методическую литературу по теме: «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста». Анализ методической литературы, изучение опыта педагогов-музыкантов и музыкальных руководителей позволяют судить о том, что существующая практика не выработала единого методического подхода к инструментальному музицированию дошкольников, и на современном этапе педагоги занимаются переработкой имеющегося методического материала, с целью более эффективного его использования в современных условиях воспитания.

Параграф 2.2. мы посвятили методике приобщения старших дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах. Нам удалось выяснить, какие задачи решаются при обучении детей игре на музыкальных инструментах, какие формы и методы работы используются в процессе обучения, какие способы обучения игре на детских музыкальных инструментах существуют, а также выяснили, что наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху.

В параграфе 2.3. мы описали структуру и содержание методического пособия «Творим. Играем. Развиваем». Представили примеры музыкально-дидактических игр и упражнений, включенных в сборник, а также рассмотрели примеры детских музыкальных инструментов и приемы игры на них музыкальные способности, которые развиваются в той или иной игре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема исследования: «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста». Анализ литературы по теме показал, что проблема развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста является одной из центральных проблем в формировании личности. Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах позволяет успешно формировать весь комплекс музыкальных способностей.

Следуя поставленной цели исследования (на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы обосновать возможность приобщения детей старшего дошкольного возраста к игре на детских музыкальных инструментах), были решены следующие задачи:

          1) изучено понятие «музыкальные способности» как одно из важнейших составляющих развития личности ребенка;

          2)    изучены возрастные особенности старших дошкольников;

3) изучена классификацию детских музыкальных инструментов и рассмотреть их роль в развитии музыкальных способностей старших дошкольников;

4) рассмотрена методика приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах;

5) представлена структуру и содержание сборника «Творим. Играем. Развиваем».

Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены. В выпускной квалификационной работе мы планируем завершение создания сборника и апробацию методического пособия при прохождении практики в группах старшего дошкольного возраста.

Мы предполагаем, что в результате апробации сборника дошкольники овладеют навыками игры на детских музыкальных инструментах, повысят уровень развития своих музыкальных способностей и проявят большой интерес к игре на детских музыкальных инструментах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». — Москва: Просвещение, 2011. — 33 с.

Монографии, учебники, учебные пособия

Книги одного автора

  1. Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. –  М., «Академия». – 1958. – 248 с.
  2. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., «ВЛАДОС». –  2000. – 304 с.
  3. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., «Просвещение». – 1990. – 159 с.
  4. Метлов, Н. А. Музыка — детям: Пособие для воспитателя и музыкального дет. сада / Сост. С. И. Чешева., А. П. Николаичева. – М., «Просвещение». – 1985. – 144 с.
  5. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. – М., «ВЛАДОС». – 1997. – 606 с.
  6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., «Академия педагогических наук РСФСР». – 1947. – 335 с.

Книги двух авторов

  1.        Гончарова, О. В. Теория и методика музыкального воспитания / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская; – М., «Академия». – 2017. – 254 с.
  2.         Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Декркунская; – М., «Академия». – 2017. – 285 с.
  3. Метлов, Н. А. Играем и поем: музыкальные игры, танцы и инсценировки для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста / Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова; – М., «Современный композитор». – 1978. – 87 с.
  4.  Метлов, Н. А. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях: учебное пособие для пед. Техникумов. 2 издание / Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова;– М., «Учпедгиз». – 1939. – 140 с.
  5.  Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова; – М., «Юрайт». – 2019. – 294 с.

Книги трех авторов

  1. Бабаджан, Т. С. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях / Т. С. Бабаджан, Ю. Двоскина, Н. А. Метлов; – М., «Просвещение». –1930. – 213 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду
    Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова; – М., «Просвещение». – 1982. – 271 с.

Электронные ресурсы

Сайты в сети Интернет

  1.  Гончарова, М. В. методическое пособие по обучению детей игре на музыкальных инструментах в ДОУ: [сайт]. 2022. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2020/04/07/metodicheskoe-posobie-po-obucheniyu-detey (дата обращения: 27.11.2022).
  2.  Ермакова, С. С. Боронина, С. А. роль игры на детских музыкальных инструментах в развитии музыкальных способностей детей младшего возраста: [сайт]. 2022. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31626 (дата обращения: 06.11.2022).
  3.  Кулыгина, А. А. возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста: [сайт]. 2022. – URL: http://127dzn.dounn.ru/sites/default/files/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_0.pdf (дата обращения: 16.10.2022).
  4.  Мысова, И. А. способы и приемы игры на ДМИ: [сайт]. 2019. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2019/10/23/sposoby-i-priyomy-igry-na-dmi (дата обращения: 05.11.2022).
  5.  Сабо, А. Е. особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста: [сайт]. 2020. – URL: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-muzykalnyh-sposobnostej-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-4173879.html (дата обращения: 22.10.2022).
  6.  Цокур, Н. Д. особенности приобщения дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах: [сайт]. 2022. – URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013003984 (дата обращения: 12.11.2022).

Статьи с сайтов

  1. Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития музыкальности ребенка в процессе элементарного музицирования // Студенческая библиотека онлайн: [сайт]. 2022 – URL: https://studbooks.net/1810252/pedagogika/provedenie_organizatsiya_opytno_eksperimentalnoy_raboty (дата обращения: 25.11.2022).
  2.  Возрастные особенности детей в музыкальной деятельности // Школа №21 Василевского района Санкт-Петербурга: [сайт]. 2021 – URL: https://spbschool21.ru/vozrastnyie-osobennosti-razvitiya-detej-v-muzyikalnoj-deyatelnosti.html (дата обращения: 12.10.2022).
  3.  Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах // Познавательное развитие дошкольников: [сайт]. 2022 – URL: https://i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye40.html (дата обращения: 18.11.2022).
  4.  Теоретический обзор литературы по проблеме игры на детских музыкальных инструментах как средства развития музыкальных способностей у старших дошкольников // Росдиплом: [сайт]. 2022 – URL: https://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=497550 (дата обращения: 30.11.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая курсовая работа на курсах повышения квалификации при АППО

В данной работе даются различные упражнения для развития навыков аудирования у учащихся  в 9-х классах. Хорошая подборка текстов помогает при подготовке к ГИА....

Курсовая работа «Дидактические основы дистанционного обучения»

Работа выполнена по окончанию курсов «Актуальные проблемы развития образования. Теория и методика преподавания информатики», ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» г. Тула, 2010 г., 162 часа, удостоверение № 239 ...

Курсовая работа по теме "Обучение чтению в средней общеобразовательной школе"

Современный урок иностранного языка носит комплексный характер и каждый учитель стремится провести его, включ...

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Курсовая работа. Орловский район

Курсовая работа группы учителей Орловского района Маяк И.В., Плешакова Г.И. и Семченко В.П. содержит презентазию урока математики в 5 классе "Угол. Измерение углов", разработку для ИД smart, конспект ...