Реферат
материал по музыке

Фазылова Лидия Вахитовна

Реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Реферат176.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Фазылова Лидия Вахитовна

BODY PERCUSSION КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2022 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Специальность:

Музыкальное образование

Курс: 2, группа: 20

Руководитель: Шелепова Д.А.,

Преподаватель МДК

Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных организациях высшей квалификационной категории

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ BODY PERCUSSION НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Определение сущности понятия «чувство ритма»

5

Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки

8

Body percussion как педагогическое средство развития чувства ритма

12

Выводы по 1 главе

15

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ СБОРНИКА РИТМИЧЕСКИХ ПАРТИТУР «……» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

19

Анализ структуры и содержания дидактических материалов по развитию чувства ритма у младших школьников

21

Подходы к созданию сборника ритмических партитур «,,,,,,,» для развития чувства ритма у младших школьников

22

Методические рекомендации по развитию чувства ритма средствами body percussion

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармоничных отношений ребенка с природой и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования. Она должна обеспечивать стабильность, ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического воспитания [9].

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности, что отражается в художественно оформленных музыкально-ритмических упражнениях. Ритм – важное средство музыкальной выразительности. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике как совокупность составляющих его компонентов – темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром, это можно увидеть в работах педагогов, ученых – В.К.Белобородова, Н.А.Ветлугина, В.В.Медушевский, Е.А.Назайкинский, А.Л.Островский, Л.А.Мазель, В.Н. Холопова, В.А.Цуккерман.

Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство ритма. Чувство ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. И для более эффективного его развития можно включать в уроки музыки различные детские музыкальные инструменты.

Существует мнение некоторых музыкантов-педагогов, на что указывают Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, Г.П.Прокофьев и др. о том, что чувство ритма врождённое и почти не развиваемо. Однако другие психологи, а также музыканты-педагоги доказывают, что при определённой методике работы, в основе которой является движение под музыку, чувство ритма успешно развивается (Н.А.Ветлугина, Э.Жак-Далькроз, К. Орф, М.Л.Палавандишвили, К.А.Самолдина, Б.М.Теплов).

Сегодня широко применяется в музыкальном образовании Body Percussion. Body Percussion (телесная перкуссия) – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Дети и танцоры, и музыканты одновременно. Телесная перкуссия позволяет понять ритм на очень глубоком уровне и практиковать разные ритмические навыки. Освоение Body Percussion включает в себя постижение основных знаний по ритму, а также – развитие координации тела. Но применение Body Percussion на уроках музыки мало изучено, и используется педагогами лишь для исполнения песен, в качестве «изображения» слов.

Таким образом, актуальность работы заключается в том, что Body Percussion как средство развития чувства ритма у детей на уроках музыки мало изучено в научно-методической литературе.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Body Percussion как средство развития чувства ритма у школьников».

Цель исследования: изучить возможности Body Percussion в развитии чувства ритма у школьников.

Задачи исследования:

1) Дать определения основным понятиям;

2) Проанализировать особенности развития чувства ритма у школьников;

3) Рассмотреть body percussion как педагогическое средство развития чувства ритма;

4) Изучить методические рекомендации по развитию чувства ритма средствами body percussion.

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА ПОСРЕДСТВОМ BODY PERCUSSION

Определение сущности понятия «чувство ритма»

Ритм и его воздействие на развитие человека постоянно интересовал преподавателей, философов, специалистов по психологии также представителей других наук.

Ритм (греч. Rhythmos – течь, стремиться, устремляться). Равномерное чередование каких-нибудь элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-нибудь) [9]

Б.М. Теплов говорит: «Ритм как всеобъемлющее понятие, по-видимому, характеризуется только одним весьма неопределенным признаком: временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов. Исходя из такого малосодержательного понятия, едва ли можно прийти к психологическому анализу ритмического чувства» [18, с. 133].

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов шло также и развитие ритмической стороны. Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность [12].

Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет ритма. Эта мысль неоднократно высказывалась в психологической литературе, и не раз давались экспериментальные доказательства ее.

Вот пример формулировки тех результатов, к которым приходили авторы исследований, посвященных психологии ритма. Мак-Даугалл: «Элементарным условием феномена ритма является периодическая акцентуация в слуховой последовательности, протекающей при специфических временных отношениях» [21].

Известно, что субъективная акцентировка может возникать и при восприятии последовательности объективно совершенных одинаковых раздражений; происходит это в тех случаях, когда такая последовательность «воспринимается ритмически». Слушая стук метронома, большинство людей совершенно непроизвольно воспринимает его, как последовательность двух- или трехдольных тактов, как раз-два, раз-два и т.д. или раз-два-три, раз-два-три и т.д., т.е. расчленяет последовательность одинаковых звуков на группы, выделяя отдельные звуки как более громкие, акцентируя их. Экспериментальные исследования показывают, что, как только произошло такого рода «субъективное ритмизирование» возникает совершенно своеобразное «переживание ритма». Это явление имеет место, если скорость ударов метронома не выходит за определенные пределы, если она не слишком мала и не слишком велика.

Борис Михайлович Теплов сделал вывод, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушанье музыки у человека возникает потребность (интуитивная) двигаться, дышать в слышимом ритме [18].

Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику. Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку [1].

В. И. Петрушин рассматривает понятие «чувство ритма» как умение слушателя воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить в различных двигательных реакциях [15].

Ритмическое чувство проявляется в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается какими-либо двигательными реакциями, передающими временной ход музыки. Восприятие музыки полноценно лишь тогда, когда оно ритмическое, т.е. имеет активный слухо-моторный характер. Нужно правильно понимать происхождение ритма. Первоначально – это ритм трудовых движений. Из трудового ритма развился ритм художественный (музыкальный, поэтический, танцевальный и т. д.) То есть чувство ритма возникло и развивалось в процессе содержательной деятельности. Поэтому развивать чувство ритма можно лишь в определенных трудовых процессах. Чувство музыкального ритма связано с эмоциональным переживанием содержания музыки во времени.

Мы под чувством ритма понимаем, что это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Чувство ритма - врожденная способность человека. Как и любое врожденное качество, его можно развить с помощью занятий.

Формирование чувства ритма у учащегося - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из сложных. Имея в виду трудности, с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны подчас скептически оценивать сами перспективы этого воспитания.

Развитие чувства ритма у школьников на уроках музыки

Ритм занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).

В музыкальной педагогике очень распространено убеждение о том, что чувство ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонно в этом отношении проводят различие между музыкальным слухом и чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо труднее, чем музыкальный слух. Это широко распространенное мнение нашло отражение в книге Баренбойма, где написано: «В то время, когда развитие чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая практика, чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию».

Чувство музыкального ритма способно развиваться. Музыкантам педагогам хорошо известно, что развитие ритма происходит интенсивней на примере художественных произведений, нежели при изучении гамм и упражнений, имеющих лишь вспомогательное значение. Полезно исполнение пьес с ярко выраженной метроритмической основой, в частности пьес танцевального и маршеобразного характера.

Ритмическое воспитание сводится к усвоению и слуховой переработке учащимися конкретных типов метро - ритмических рисунков. Фортепианный репертуар широк и разнообразен для решения любых ритмических задач. Неоднократное восприятие и воспроизведение музыки, ее ритмического орнамента ведет к хорошему запоминанию. По мере продолжения работы над музыкальным произведением, у учащегося складываются устойчивые представления, что ведет к упрочению метро-ритмического чувства. Основа работы педагога-музыканта - раскрытие эмоциональной, образно-поэтической сущности музыкального ритма. Учитель должен воздействовать на душевные качества учащегося, будить его воображение, впечатлительность. Заставлять чувствовать, мыслить, переживать искусство как саму жизнь. Убедительность ритмического исполнения достигается ежедневными практическими занятиями.

Основным правилом обучения детей ритмической деятельности является внимательное отношение к музыке, что не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно явиться требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения.

Наряду с другими видами деятельности (слушание, пение, игра на ДМИ, творчество) ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие детей. У них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности музыкального произведения. Однако из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения, движениям на уроках музыки отводится незначительное место, а используются лишь их отдельные элементы.

Качество выполнения учениками движений зависит от понимания учащимися музыкального образа, а также выразительного исполнения произведения учителем. Материал ему необходимо знать наизусть. Потому что во время движения нужно следить за учениками, видеть и исправлять их ошибки.

Занятия ритмической деятельностью предполагает решение следующих задач:

  1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
  2. развитие пластической выразительности (ритмичности, быстроты реакции, координации движений);
  3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Детям свойственно ощущение единства музыки и движения, поэтому это качество можно брать за основу музыкального развития ребенка в процессе ритмической деятельности. На уроках музыки школьники имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами, простейшие музыкальные инструменты [5].

В процессе разучивания движений используется образное слово, пояснение, стихотворный текст. Яркое сравнение при объяснении движений помогает правильно и выразительно их исполнить. Качество выполнения учащимися движений зависит от понимания ими музыкального образа, а также выразительного исполнения произведения учителем. Музыкальный материал ему необходимо знать наизусть, т. к. во время движения надо следить за учащимися, видеть и исправлять их ошибки. Все движения учитель должен показать детям. Показ движений активизирует эмоциональную реакцию школьников на музыку.

Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений развивают творческие способности и формирует художественный вкус, особенно если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки и выразительно их исполнить. Во время исполнения педагог помогает детям достичь их выразительности показывает, как лучше выполнить новое, ранее неизвестное движение.

Например, слушая марши разного характера, дети учатся двигаться по-разному: под спортивный – бодро, под игрушечный – легко, шагом на носочках, под военный – высоким шагом. Для двигательных упражнений и входа в класс учитель использует не только марши, но и другие произведения «моторного» характера. Если пьесы, различные по настроению, то выразительное исполнение движений под музыку углубит представления об особенностях их содержания.

Одним из самых простых элементов движений является хлопки и притопы. С их помощью учащиеся могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритм мелодии. С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки.

Занятия ритмической деятельности важно подчинить не только обучению двигательным навыкам, но и развитию способностей детей. Эти занятия позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Движение под музыку развивает у младших школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.

В последующем развитие ритмической способности школьников обеспечивает восприятие единого пространства времени, формирование целостного образа мира, гармонизацию психического развития.

Body Рercussion как педагогическое средство развития чувства ритма

В XX веке в поиске нового звучания, новых технологий, методик музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.

Телесная музыка в форме современного искусства основана на традиционных формах разных стран. Это и индонезийский саман (танец, состоящий из различных движений туловищем и руками, и неизменно сопровождающийся песнями), ирландский стэп, пальмас во фламенко (ритм-секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши), эфиопская музыка подмышки, хамбоне в Соединенных Штатах (музыкальная техника, в которой человеческое тело выступает в качестве инструмента).

Звуки тела или перкуссия – это метод исследования, заключающийся в постукивании по поверхности тела с оценкой возникающих при этом звуков (медицинский подход). Амплитуда, частота и время затухания звуковых волн зависят от физических свойств среды, в которой они возникают, прежде всего, от плотности и массы перкутируемого тела [13].

Body Percussion (перкуссия тела) – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.

Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации и заложил основу этого направления [2].

Многие из нас в детстве занимались body percussion, вот только называлось это совершенно по-другому – «ладушки», «танец маленьких утят» – многие детские танцы и игры, направленные на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы этого музыкально-танцевального направления. Детям нравится заниматься body percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы. В музыкальных школах каждый ученик на первых порах осваивает такие музыкальные элементы как ритм, метр, темп именно с помощью собственного тела – отбивает его ладонями или ногой.

Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко-двигательные выразительные средства, которые широко используются в методике музыкального воспитания по системе Орфа, получившие общее название «звучащих жестов».

Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной, или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляются пощёчины с открытым и закрытым ртом, клацанье языком, свист, стук. И это далеко не полный перечень звуков, легко воспроизводимых любым человеком при помощи собственного тела [3].

Ученики получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыкой.

При определении наиболее благоприятного возраста для применения body percussion следует указать на существование различных научных подходов в данном направлении. По мнению Э.Жак-Далькроза наиболее благоприятным периодом для развития чувства ритма является возраст 6-10 лет [10]. Г.А. Ильина определяет временные рамки этого периода от 3-х до 5 лет, объясняя это тем, что к 2,5-3 годам ребенок уже располагает простейшими ритмическими преставлениями о равномерных отрезках времени. Учёные обосновали целесообразность и возможность эффективного развития чувства ритма в младшем школьном возрасте.

Научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала [14].

Выводы по 1 главе

В нашем исследовании мы рассмотрели общую характеристику понятия «Body Percussion» и «чувства ритма» в современной психолого-педагогической литературе, анализировали особенности развития чувства ритма у школьников, рассмотрели body percussion как педагогическое средство развития чувства ритма, изучили методические рекомендации по развитию чувства ритма средствами body percussion.

В параграфе мы определили сущность понятия «чувство ритма», рассмотрели разные точки зрения значения слова ритм. Проанализировав сущность чувства ритма, мы выяснили, что его формирование у учащегося - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из сложных.

В параграфе мы проанализировали как проходит развитие чувства ритма у школьников на уроках музыки. Нам удалось узнать, что чувство музыкального ритма способно развиваться, и какие задачи могут решить занятия ритмической деятельности.

В параграфе мы узнали, что такое body percussion, элементарные звуко-двигательные выразительные средства. Проанализировав мы пришли к выводу что дети научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.

В параграфе мы узнали какие методические рекомендации по развитию чувства ритма средствами body percussion существуют, а также глубже ознакомились с элементарными звуко-двигательными выразительными средствами, которые существуют в body percussion.

Анализ структуры и содержания дидактических материалов по развитию чувства ритма у младших школьников

В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи.

Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации.

В музыкальном воспитании дошкольника работе по развитию у ребёнка чувства ритма придаётся большое значение. Эта деятельность пронизывает все разделы музыкального воспитания в детском саду: восприятие музыки, пение, музицирование, ну и, конечно же, движение.

Практика работы показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

В данном параграфе мы решили проанализировать существующие методические и дидактические материалы, которые направлены на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Мы обратились к программе «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, по которой происходит реализация программы музыкального воспитания в детском саду. В данной программе существует специальный раздел – «Развитие чувства ритма, музицирование». Поскольку программа носит вариативный характер и допускает внесение педагогом дополнений и изменений, некоторые музыкальные руководители, наряду с предложенным материалом используют методы, приёмы из других методик и технологий по развитию чувства ритма, которые считаются эффективными в работе по данному направлению.

Большую помощь здесь может оказать такое методическое пособие, как «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, использование которого позволяет разнообразить методы и приемы формирования чувства ритма у дошкольников.

Данное пособие поможет музыкальным руководителям, преподавателям музыкальных школ и заинтересованным родителям развить в ребенке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено развитию чувства ритма.

Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе: I ступень - младшая группа, II ступень - средняя группа, III ступень - старшая группа, IV ступень - подготовительная группа. Если работа начинается со старшими детьми, то дети легко и быстро справляются с начальными ступенями.

Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.

Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

Младшая группа (1 ступень). Игры с игрушками и картинками Игры с именами Игры с предметами Знакомство с длинными и короткими звуками Ритм в стихах Ритм в музыкальных произведениях.

Средняя группа (2 ступень). Игры с игрушками Игры с картинками Игры с именами. Игры с предметами Знакомство с длительностями Ритм в стихах Упражнения с ладошками Игры с палочками Стихи и палочки Ритм в музыкальных произведениях.

Старшая группа (3 ступень). Игры с игрушками и картинками Разрезные картинки Игры с именами Знакомство с длительностями Знакомство с паузой Игры с ладошками Стихи с движением Игры с палочками Ритм в стихах.

Подготовительная группа (4 ступень). Игры с картинками Игры с именами Знакомство с длительностями Игры с палочками Игры с ладошками Ритм в стихах Ритмические игры

Сильной стороной данной программы является её дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения. Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав.

Нами была рассмотрена программа С. Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика». Программа «Танцевальная мозаика» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.

Новизна программы заключается в том, что обучение хореографии на подготовительном этапе начинается с трехлетнего возраста с постепенным усложнением содержания, значительно превышающим базовую программу.

Программа направлена на совершенствование традиционной практики по хореографическому и музыкально-ритмическому обучению детей дошкольного возраста. Программа разработана с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка.

Программа «Танцевальная мозаика» рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет. Занятия во всех возрастных группах проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий: младшая группа – 15 мин., средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 мин., подготовительная группа – 30 мин. Диагностика проводится 3 раза в год: вводная (сентябрь), серединный срез (декабрь), итоговая (май).

Нами была рассмотрена программа А.И. Бурениной «танцевальная мозаика».

Основная направленность программы «Ритмическая мозаика» - психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального» инструмента.

Первая отличительная особенность данной программы – ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми».

Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи или при непосредственном «живом» исполнении (а не отрывок из 8-16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях).

Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими движениями. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М. Мусорского, П.И.Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и др.) ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, мир чувств и образов, постигая на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Третья особенность данной программы – акцентирование внимания педагогов не только на формирование двигательных умений, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего – сенсорные мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации, что требует свободного и осознанного владения телом.

А.И.Буренина подчёркивает ещё одну особенность данной программы, включающей всевозможные телодвижения (из области гимнастики, хореографии, ритмики, пантомимы и др.) доступные детям дошкольного возраста, (а также педагогам, не имеющим профессиональной подготовки в области художественного движения и хореографии

Там же указывается, что современный ритмический танец является «результатом взаимодействия ритмического танца, порождённого системой Э. Жака Далькроза, и пластического танца А.Дункан.

Цель программы «Ритмическая мозаика» - развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Также нами был рассмотрен сборник игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшего возраста, автор – Востокина Мария Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 2, г. Крымск.

В сборник помещено 16 игр, которые объединены одной тематикой – мир животных. Игры разнообразные – пение по ритмическим картинками («Лесная прогулка»), ритмо-речевые игры («Козел», «Медведь»), игры-повторялки.

Автор указывает, что развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма может быть обеспечено при выполнении нескольких педагогических условий:

- учёт музыкальных предпочтений и вкусов ребёнка;

- использование системы специально подобранных музыкально - игровых заданий для развития чувства ритма;

- создание музыкально – обогащённой среды в детском саду и дома для самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Таким образом, проанализировав сборники, мы решили создать свой использовав для этого боди-перкуссию.

Подходы к созданию сборника ритмических партитур «Партитуры звучащих жестов» для развития чувства ритма у младших школьников

Сборник – это определённое собрание произведений на одном носителе информации.

Методические рекомендации по развитию чувства ритма средствами body percussion

Техника Body Percussion широко используется в музыкальной педагогической практике по всему миру. Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко-двигательные выразительные средства. Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как эти «инструменты» всегда под рукой. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок, составлять из них ритмо-двигательные партитуры. Именно в звучащих жестах полезно прорабатывать различные ритмические фигуры.

При систематических упражнениях в этом направлении, становится возможно исполнение разнообразных комбинаций и ритмов с использованием только возможностей человеческого тела [8].

В процессе подготовки к исполнению музыкально-ритмических партитур к песне или прослушанному произведению необходимо начинать с элементарных звуко-двигательных выразительных средств.

Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, причем начинать надо с наиболее легкого – с сочетания шлепков и хлопков.

  1. Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки – требует некоторой сноровки и для их разучивания может понадобиться некоторое количество упражнений. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание при этом – спокойным и размеренным. Вначале хлопки лучше проводить стоя; руки перед хлопком должны быть свободными, а сам удар – легким и мягким.

Хлопки могут быть разными:

Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим.

Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным.

Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности.

На хлопках можно познакомить детей с различными видами акцентов, оттенками динамической градации – прежде всего перехода от piano к forte и наоборот.

Piano важнее, чем forte, так как тихие хлопки приучают прислушиваться друг к другу и одновременно чутко различать тонкости звуковых красок. Но, тихие хлопки не должны приводить к ритмическим неточностям. Энергия, прежде всего ритмическая, должна присутствовать и при самом нежном звукоизвлечении.

  1. Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус тем не менее должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку».

В ритмических партитурах для звуковых жестов могут встречаться самые разные комбинации шлепков, для чего в «Шульверке» используются соответствующие виды нотации:

  1. Одновременно двумя руками. Нотация: нотные штили всегда идут вверх.

2) Отдельные удары левой или правой рукой. Нотация – правая – вверх, левая – вниз.

3) Отдельные удары каждой руки в чередовании с одновременными ударами двумя руками (штили вверх и вниз к одной ноте – одновременные шлепки двумя руками).

4) Перекрестные удары (правая рука ударяет по левому бедру и наоборот). Нотация: две линии – верхняя правое бедро, нижняя – левое бедро.

  1. Щелчки. В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками.

Нотация: штили, проставленные только вверх – обе руки щелкают одновременно;

Если штили направлены вверх и вниз, то штили вверх обозначают щелчки правой рукой, штили вниз – щелчки левой рукой.

  1. Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед. Для некоторых детей будут полезны предварительные упражнения: сгибание и выпрямление колен (полуприседание) при сомкнутых ногах; момент выпрямления акцентируется. Исходное положение для самого притопа: голень отведена под углом слегка назад, колено к колену, оба колена слегка согнуты. В момент удара оба колена - выпрямлены.

Нотация: штиль вверх - правая нога, штиль вниз - левая нога.

Наряду с притопами всей ногой можно и должно проводить и другие упражнения: удары носком (пятка остается на полу) или пяткой (носок остается на полу). Прекрасным образцом того, насколько интересным и завораживающим может быть ритм, исполненный только «ногами», дает испанское фламенко, ирландский стэп. Подобные варианты ритмических притопов существуют и в русском, татарском фольклоре, танцевальных традициях других народов России.

Звучащие жесты можно делать стоя или сидя, а чтобы внести разнообразие - стоя на коленях или сидя на полу. В положении «сидя» дополнительные звуковые краски можно извлечь из табуреток с плоским деревянным сидением, или полых деревянных кубов.

Когда звучащие жесты будут детьми освоены, постепенно можно задействовать все большее количество разных «инструментов», ставя все более сложные как ритмические, так и координационные задачи.

Нотация партитуры из звучащих жестов:

В отечественной практике педагоги используют также удары ладонями по плечам, по груди; скольжение ладонью по ладони или по верхней части груди; различные производные варианты звучащих жестов, требующих взаимодействия детей в паре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования можно сделать заключение, что наша тема «Body Percussion как средство развития чувства ритма у школьников», актуальная.

В результате проведенного исследования было определено, что понятие «чувство ритма» исследовано во многих научных трудах. Данное понятие формируется под воздействием большого количества факторов, по некоторым данным это чувство является врождённым, но успешно поддаётся развитию и совершенствованию. Опираясь на определения Б. М. Теплова, В. И. Петрушина, К. Орфа можно сделать вывод, что в основе ритмического чувства лежит эмоциональное переживание музыки, которое имеет моторно-двигательную природу, и связанно с движением, танцами. Необходимо с раннего возраста создать условия для развития чувства ритма.

Нами были рассмотрены возможности Body Percussion как средства развития чувства ритма у детей школьников. Было определено, что Body Percussion – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов, при помощи своего тела.

«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» – говорил К. Орф. Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система «Body Percussion» (звучащие жесты), которую активно используют учителя музыки по всему миру. Хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.

Body Percussion – это:

- исследование всевозможных звуков, ритмов и мелодий, которые можно издавать с помощью тела и голоса;

- развитие координации тела, способствует соединенности с собой и даёт возможность почувствовать большую свободу самовыражения;

- создание музыкальных мини-композиций и мини-представлений. Соединение движений, ударов ногами и руками по разным поверхностям тела;

- координация в группе – упражнения, направленные на развитие языка общения, умения слушать себя и других и на выработку естественного и комфортного партнёрства;

- импровизация. Творческие задания в группах, направленные на самостоятельное исследование, эксперимент и погружение в музыку.

В работе предоставлено подтверждение необходимости развития чувства музыкального ритма у школьников средствами Body Percussion. Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что цель и задачи, которые были поставлены в начале исследования – достигнуты.

В курсовой работе мы планируем подробнее рассмотреть возможности влияния body percussion на развитие чувства ритма младших школьников, на основе теоретического исследования разработать ритмические партитуры для body percussion.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей / Б.В. Асафьев. – М.: Наука, 1986. – 212 с.
  2. Баренбойма, Л. А. Система детского музыкального воспитания К.Орфа / Л. А. Баренбойма. – Л.: «Музыка»,1970. – 160 с.
  3. Венгер, А.А. Педагогика способностей / А.А. Венгер. – М.: Наука, 1984. – 243 с.
  4. Гейнрихс, И.Н. Музыкальный слух и его развитие / И.Н. Гейнрихс. – М.: Наука, 1978. – 189 с.
  5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.:Юнити, 1993. – 219 с.
  6. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз.– М.: Классика-ΧΧΙ, 2006. – 409 с.
  7. Киселев, Г. Музыкальная грамота. Пособие для музыкальных техникумов и музрабфаков / Г. Киселев, Л. Кулаковский. – М.: Музгиз, 1936. – 128 с.
  8. Навайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Навайкинский. – М.: Наука, 1988. – 189 с.
  9. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева. – М. :Юнити, 2001. – 230 с.
  10. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – М. – Академический проект, 2006. – 400 с.
  11. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе / Г.П. Сергеева. – М.: Наука, 1998. – 219 с.
  12. Скребкова-Филиппова, М.С. Фактура в музыке / М.С. Скребкова-Филиппова. – М. :Юнити, 1985. – 230 с.
  13. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1977. – 210 с.

Интернет-ресурсы

14. Елисеева М. Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 187-189. – URL (дата обращения: ).

15. Субота М. В. История развития музыкальной психологии донаучного периода // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 808-815. – URL (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реферат "Фигурные числа"

реферативная работа ученика 6 класса для ознакомления на внеурочных занятиях...

Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".

Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности...

Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты.9 класс.

На данном уроке подробно рассматриваются  структура и требования к оформлению реферата....

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Реферат

Требования к содержанию, оформлению реферата. Что должно быть в реферате, а чего там быть не должно. Рефераты зачастую создаются не только в старших классах, поэтому ресурс будет полезен для школьнико...

Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"

Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...