Планы - конспекты уроков
план-конспект урока по музыке

Коспекты уроков, проводимых  по актуальным вопросам - чтение с листа, формирование навыков разбора  нотного текста, грамотный разбор нотного текста, формирование начальных исполнительских навыков, формирование базовых тенических навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

“МБУДО «Чунская ДМШ»

План-конспект урока

преподавателя по классу аккордеона

Прокопьевой Е. В.

Заявленная категория: первая

Презентация урока

Дата проведения урока: 23.03.2020 г.

Фамилия, имя обучающегося: Пастухова Анастасия

Образовательная программа: Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовительный класс раннего музыкального развития.».

Специализация: Аккордеон.

Учебный предмет: Музыкальный инструмент

Класс: подготовительный

Тема занятия: «Формирование навыка грамотного разбора нотного текста у обучающихся подготовительного класса по специальности аккордеон»

Цель: создать условия для систематизации полученных знаний, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом практической творческой деятельности.

Задачи урока:

Образовательные: формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для освоения нотного текста; содействие формированию у ученицы положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

Развивающие: развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности ученицы; развитие музыкальных способностей: гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; развитие творческой познавательной активности обучающейся

Воспитательные: воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремлённости, трудолюбия; воспитание упорства для достижения цели, уверенности в себе; развитие коммуникативной культуры поведения и общения

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный.

Место урока в решении задач обучения, воспитания и развития: Урок повторения и закрепления знаний, совершенствования практических умений и навыков. В процессе занятия, обучающаяся закрепляет теоретические знания, необходимые для освоения нотного текста. В процессе урока вырабатывается творческое отношение обучающейся к практическому применению знаний и умений в работе над освоением нотного текста на более сложном музыкальном материале.

Образовательные технологии, применяемые в ходе урока: личностно-ориентированное обучение, методы проблемного обучения, приемы здоровьесберегающей технологии.

Методы:

Словесные: вопрос – ответ, объяснение, устный разбор, обобщение.

Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.

Практические: методы учебной работы по применению знаний на практике: методы проверки и оценки знаний и навыков обучающегося.

Оборудование:

Аккордеон, баян, два стула, пюпитр, подставка под ноги для обучающейся, нотная тетрадь, план урока.

Дидактический материал: карточки с изображением знаков нотного письма.

                                                                                 План урока

I. Организационный этап: приветствие, представление ученицы, сообщение темы урока.

II. Подготовительный этап: вступительное слово преподавателя по теме урока.

III. Основной этап: ход урока

IV. Заключительный этап: анализ, подведение итогов урока

Ход урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащегося

I. Организационный этап

Добрый день! Урок по заявленной теме будет проведен с ученицей подготовительного класса по УП «Музыкальный инструмент. Аккордеон» Пастуховой Анастасией.

Ученица готовится к уроку.

II. Подготовительный этап. Введение.

Вступительное слово:

Одно из интересующих меня методических направлений называется «Организация форм и методов работы, направленных на формирование и развитие учебно – познавательных компетенций у обучающихся детской музыкальной школы по классу баян, аккордеон».

Компетенция - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, имеет знания, умения и навыки, которые успешно использует в практической деятельности.

Тема урока: «Формирование навыка грамотного разбора нотного текста в подготовительном классе по специальности аккордеон в детской музыкальной школе» 

Было бы ошибкой считать, что умение грамотно разбирать и максимально качественно исполнять музыкальный текст требует каких-то выдающихся музыкальных способностей, одарённости. Это прежде всего – навык, который можно и нужно развивать!

Поэтому, моя методическая установка в этом направлении базируется на убеждении, что детей нужно учить(!) работать с нотным текстом с первых шагов, следуя принципу от простого к сложному, что связано с постепенным расширением и усложнением учебного репертуара.

Это должна быть систематизированная, кропотливая и тщательная работа по заданному алгоритму, который устанавливается преподавателем для каждого ученика индивидуально.

Актуальность формирования навыка.

Безупречное знание нотного текста – залог уверенности, грамотности, исполнительской свободы и, следовательно, творческого и эмоционального самовыражения ученика во время любых публичных выступлений.

Целенаправленное, систематическое обучение грамотному разбору закладывает основу для выработки очень ценного навыка – чтению с листа, что является самым коротким, эффективным и перспективным путём, ведущим в обще-музыкальном развитии детей.

Развитые навыки разбора и чтения с листа, в свою очередь, способствуют быстрому запоминанию нотного текста на память.

Все три вышеназванных навыка, являются ключевыми в обучении игре на музыкальном инструменте и, в совокупности, значительно расширяют кругозор и развивают музыкально – интеллектуальные качества ребёнка, способствуют накоплению его теоретической, музыкальной и исполнительской базы.

Именно этого ждут от музыкальной школы ученики и их родители!

И ещё, важный принцип, общий для всех видов работы на уроке, которому я следую – никогда не гнаться за быстрым результатом. У каждого ученика свой темперамент, свой «биоритм», своя индивидуальность, которую нужно учитывать. И это главное!

  1. Блиц –опрос по теме урока.

Условие: быстрые и точные ответы на вопросы.

Вопросы:

  1. Что такое нотный текст?
  2. что такое изображение, картинка?
  3. Ты, согласна с тем, что в изображении содержится информация о каком – то предмете, явлении?
  4. если нотный текст – изображение, то какая информация может в нём содержаться?
  5. Какие знаки используются для записи музыки?

Верно! Нота, в переводе с латыни, означает – знак, метка.

Хорошо! А, теперь продолжим наш блиц – опрос по карточкам. Показываю карточки.

  1. Работа с карточками. На карточках изображены знаки нотного письма. Условие то же самое.

Карточки (№ 1-15) «Готовим для музыки уютное местечко»:

1.

2.

3.

4.

5.

Вопрос: Каким образом поделили нотный стан на такты?

Вопрос: Что такое такт?

6.

7.

Вопрос: Что означает размер?

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Ответы:

  1. Изображение, картинка, фотография.
  2. Всё, что написано, нарисовано.
  3. Согласна.

  1. В нотном тексте записана музыка.

  1. Ноты.

Ученица называет, что изображено на карточках.

  1. Нотный стан.
  2. Скрипичный ключ или ключ «Соль».
  3. Басовый ключ или ключ «Фа».
  4. Двойная черта, ставится в конце пьесы.
  5. Нотный стан поделённый на такты.

Ответ: Провели несколько вертикальных линий, каждая из них называется тактовая черта.

Ответ: Отрезок музыки между двумя тактовыми чертами.

  1. Размер две четверти.
  2. Размер четыре четверти.

Ответ: Количество долей в такте и какие они по длительности.

9. Ноты в Скрипичном ключе: до, ре, ми, фа, соль – целые.

10. Эти же ноты – половинные.

11. Эти же ноты – четвертные.

12. Ноты в Басовом ключе: фа, до, соль –четвертные.

13. Басы: фа, до, соль с мажорными аккордами.

14. Два нотных стана, объединённые общей чертой и скобкой.

15. Аппликатура -порядок пальцев при игре.

III. Основной этап. Практическая деятельность.

Первый раздел

  1. Разбор новой пьесы «Теремок»

Последовательность работы:

1.Общее знакомство с пьесой. Название. Краткое содержание сказки «Теремок». Чтение вслух литературного текста.

2.Проигрываю пьесу от начала до конца. Выясняю, понравилась ли музыка, хотела бы она её разучить.

3.Обзор нотного текста: определение тональности, количества тактов, узнавание знаков сокращения нотного письма: реприза, вольты.

4.Напоминаю ученице, что начинать рассматривать нотный текст можно и с верхней и с нижней строчки, по желанию. А можно и сразу обе, это будет смело и интересно. Правильно будет, начать изучать строчку, начиная от ключа и рассказывать всё, что попадает в поле зрения.

5.Предлагаю простучать пульс левой рукой, ритм правой рукой – одновременно, называя ноты вслух. Напоминаю – темп медленный!

6. Вопрос: что будешь делать дальше?

7. Вопрос: какой аппликатурой?

Напоминаю, что играем в позиции. Клавиши до, ре, ми, фа, соль расположены на клавиатуре по порядку, значит, и пальцы нужно поставить по порядку от первого к пятому.

Даю установку – проиграть от начала до конца без единой остановки.

8. Вопрос: какой выберешь темп?

9. Вопрос: что будешь делать, если почувствуешь затруднение в каком-нибудь месте?

Мы провели достаточную умственную подготовку для того, чтобы у тебя всё хорошо получилось на инструменте. Но при игре ты должна выполнить самое главное правило.

10. Вопрос: Какое?

 

11.Всё правильно! Попробуй исполнить.

12. А, теперь, то же самое левой рукой.

13. Давай попробуем сыграть двумя руками.

14. Анализируем, что получилось, что не получилось. Если получилось – хорошо! Если не получилось – выясняем причину, делаем выводы.

Предлагаю опустить руки с клавиатур - дать им отдохнуть.

Поморгать – дать отдых глазам. с

  1. Повторение и проверка прочности запоминания ранее разобранной и выученной русской народной песни «Как под горкой»

Последовательность работы:

1.Выясняем – нужно ли повторить пьесу по нотам. Если требуется повторение, то сделай это без игры на инструменте, используя только зрение - умственно.

2. А теперь повтори на инструменте по нотам.

3.Теперь без нот и помощи зрения, на память.

Подошло время полезного развлечения. Давай, будем играть вдвоём одновременно. Ты играешь свою пьесу, я буду играть всё, что захочу. Скорее всего, моя игра будет сбивать тебя с толку, мешать. Твоя задача, и условие игры– не обращать внимания на помехи и сыграть пьесу от начала до конца без единой остановки, без единой помарки. Готова?

III.  Игра «Помехи» -очень полезная игра!

1.Играю небольшое вступление к пьесе.

Варианты помех:

  1. Игра нижнего голоса, образующего интервал «секста»;
  2. Игра мелодии на октаву или две выше, в басовом ключе;
  3. Гармонизация мелодии;
  4. Мелодические вариации;
  5. Диссонансы: игра в интервал «секунда», игра в другой тональности – самые сильные помехи!

Можно придумать много других вариантов.

Играем столько вариантов, пока не начнут проявляться признаки утомления у ученицы.

Безошибочная игра в таких не простых условиях, является показателем того, что слух обостряется и становится цепким, внимание предельно концентрируется, проявляются волевые качества ребёнка. Происходит закалка полученного умения.

  1. Ученица активно участвует.

  1. Слушает, наблюдает за процессом исполнения. Пьеса понравилась. Есть желание разучить.

  1. Определяет, узнаёт.

  1. Определяет и называет ноты, записанные в верхней сточке в скрипичном ключе методом ритмической сольмизации. Называет ноты в нижней строчке в басовом ключе, простукивая пульс в аккомпанементе.

  1. Простукивает, называет в медленном темпе.

  1. Ответ: проиграю правой рукой.

  1. Ответ: в позиции. Устанавливает пальцы на клавиатуре в позиции.

  1. Ответ: медленный.

  1. Ответ: Немного приостановлюсь, чтобы подумать что играть дальше.

  1. Ответ: Прослушивать атаку, протяженность и окончание каждого звука.
  2.  Играет мелодию правой рукой.
  3.  Играет аккомпанемент левой рукой.
  4. Пробует играть двумя руками.

  1. Активно участвует в обсуждении.

Здоровьесберегающая пауза

1.Сообщает, что нужно повторить по нотам. Просматривает текст пьесы.

2.Когда готова к игре – играет.

3. Играет на память.

Ученица любит играть в эту игру.

1.Слушает вступление, вступает. Играем вдвоём.

IV. Заключительный этап. Выводы. Домашнее задание.

Вместе с ученицей оцениваем результаты урока.

Ученица, на данном этапе хорошо понимает суть, задачи и последовательность действий при разборе. Хорошо запоминает знаки нотного письма, имеет необходимые теоретические знания, умеет применять их в практической работе.

Благодарю Анастасию за хорошую работу, внимательность, отзывчивость, и помощь в проведении урока.

Ученица сделала вывод, что нужно учиться разбирать текст. Для этого нужны регулярные занятия и соблюдение  последовательности при разборе. Самое главное -внимательность, сосредоточенность, стремление с самого начала делать разбор максимально точно.

Необычное домашнее задание: учить песенку «Теремок» без нот и без инструмента, используя время по дороге домой, например. Идти и проговаривать ноты мелодии или аккомпанемента.

Список используемой при подготовке литературы:

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – М., 1971.
  2. Андреева А., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М., 1991.
  3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Уч. пособие. – М., 1996.
  4. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на аккордеоне: Учебно-методическое пособие - Изд. В. Катанский, Москва, 2008.        
  5. Баренбойм Л. Путь к музицированию – Л.-М., 1973.
  6. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. – Л., 1988.
  7. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию: Школа игры на фортепиано. Первый год обучения. – Л., 1981.
  8. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Ленинград, «Музыка», 1985
  9. Гофман Я., Регер А. Школа чтения нот на фортепиано (szkola czytania nut na fortepiano) – Czytelnik, 1953
  10. Камаева Т., Камаев А. Чтение нот с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. Издательство: «Классика XXI», 2007
  11. Курнавина О.А., Румянцев А.Г. Чтение нот с листа. Пособие для юного пианиста. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2007
  12. Щирина К.Ю. Хрестоматия по чтению нот с листа: методическое пособие / СПбГИК, факультет искусств, кафедра фортепиано; Санкт-Петербург: Издательство «КультИнформПресс», 2016

23.03.2020 г

Преподаватель:                                                                                        Прокопьева Е.

Директор МБУДО «Чунская ДМШ»:                                                        Геринг Т.Ю.

Заместитель директора МБУДО «Чунская ДМШ»:                                        Габдрахманов Т.Д.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...