Методическая разработка «Роль предмета «концертмейстерский класс» в развитии ученика-пианиста»
методическая разработка по музыке (7, 8 класс)

. Этот предмет предусматривает развитие навыков игры на фортепиано необходимых для дальнейшего совершенствования практической деятельности будущего пианиста, в том числе в качестве концертмейстера. Изучаемый предмет предлагается для практической деятельности весь учебный год 7 класса и первое полугодие 8 класса. Этот период является осознанным и ответственным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._klass.docx21.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Рыльская детская школа искусств»

Методическая разработка «Роль предмета «концертмейстерский класс» в развитии ученика-пианиста»

                                                            Подготовила:

                                                            преподаватель отделения                    

                                                            ДПОП «Фортепиано»              

                                                             Малышева С.Н.

                                   

                                        2024г.

Предмет «концертмейстерский класс» в ДШИ по специальности фортепиано является составной частью в предпрофессиональной подготовке обучающихся и является одним из основных направлений в обучении и воспитании юных пианистов- любителей. Этот предмет предусматривает развитие навыков игры на фортепиано необходимых для дальнейшего совершенствования практической деятельности будущего пианиста, в том числе в качестве концертмейстера. Изучаемый предмет предлагается для практической деятельности весь учебный год 7 класса и первое полугодие 8 класса. Этот период является осознанным и ответственным.

  На протяжении всего периода обучения необходимо помнить, что  концертмейстерская деятельность- это один из пластов в музыкальном исполнительском искусстве, что концертмейстер- это важная и ответственная составляющая любого исполнения: вокалиста, струнника, духовика… С первых уроков надо учить начинающего пианиста так, чтобы основным в обучении было умение видеть нотный текст и осознавать важность этого процесса.  

Уроки «концертмейстерского класса» позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами вокальной и инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, развить умение слушать иллюстратора.             Концертмейстерская практика предполагает владение всем арсеналом пианистического мастерства и множеством дополнительных умений: навык видеть всю партитуру, выстраивать вертикаль обеих партий, обеспечивать баланс и пульсацию музыкальной ткани, добиваться того, чтобы партия солиста и музыкальная ткань сопровождения слились в одно целое.                                                                                          

  Приобретение ансамблевых и ансамблево-концертмейстерских навыков способствует воспитанию сопереживания и определяет более зрелый статус эмоциональной сферы.                                                                          

  Применительно к деятельности музыканта-пианиста, концертмейстерство- это одна из самых распространённых и востребованных профессий, несмотря на тот факт, что методика преподавания этого предмета в полном и достаточном объёме обучения отсутствует. С этим видом деятельности необходимо учащегося познакомить и, как можно, в более раннем возрасте.                                                    

  Что такое аккомпанемент? В 20 веке этому слову дали чёткую формулировку- это музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту. Характер и роль аккомпанемента зависит от эпохи, национальной принадлежности и её стиля.

В средние века было унисонное или октавное удвоение вокальной или инструментальной мелодии. С развитием полифонно-гармонического склада в конце 16-го начале 17-го в. Аккомпанемент понимается как гармоническая опора мелодии. Со времён Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена аккомпанемент выписывается авторами полностью.                  Истории клавирного аккомпанемента в России около 3-х веков. Становление этого вида связано с развитием вокальной музыки. Многие русские композиторы были прекрасными концертмейстерами: А.Варламов, А. Доргомыжский, А. Гурилёв, М. Глинка.                                          

  Процесс выделения аккомпанемента в самостоятельную разновидность профессиональной работы пианиста начался во второй половине 19-го века, завершился в 20-м столетии.

  Сейчас видна важность роли концертмейстера в исполнительстве. Для многих пианистов профессия концертмейстера является основной. Её престиж поддерживается всероссийскими и международными конкурсами.                                                                                            

              Организация учебного процесса.                                        

  Важным фактором является правильное планирование работы и продуманный выбор репертуара .Что подразумевается под планированием занятий? Это составление индивидуальных планов на каждого учащегося с учётом его возможностей на каждое полугодие. В этот план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки.

Главное, не следует включать произведения, превышающие музыкально- исполнительские возможности учащегося и несоответствующие его возрастным способностям. В классе аккомпанемента решаются следующие задачи:                        

  1. Развитие навыков игры;                                                            
  2.  Расширение музыкального кругозора;
  3.  Развитие творческих способностей учащегося с разным уровнем способностей.

Одарённость учащегося и его способности точно аккомпанировать не всегда совпадают. Учащимся, которые любят выступать соло, бывает трудно перестроиться на рол концертмейстера и наоборот. Ак-компаниатор является опорой для солиста. У маленького музыканта воспитываются качества:

  1. Умение слышать партнёра;
  2. Согласовывать свои действия с его;
  3. Слышать слияние всей звуковой ткани.

Для успешного формирования навыков концертмейстера необходимо планировать работу на уроках.

  1. Разбор текста, партии солиста;
  2. Самостоятельно или с помощью педагога разбор произведения;
  3. Проучивание партии сопровождения, работа над звуком;
  4. Создание музыкального образа в ансамбле с солистом;
  5. Публичное выступление.                                                          

На занятиях необходимо постоянно развивать навык чтения с листа. Главный результат этой работы- умение охватить пьесу в целом. В этом процессе есть ряд недостатков, если этой работой не заниматься:

  1. Не обращает внимание на смену ключевых знаков;
  2. Ученик может озвучивать паузы;
  3. Аккорды могут читать сверху вниз;
  4. Не дослушивает длинные ноты;
  5.  Долго вычисляет ноты на дополнительных линейках;
  6.  Обе вольты может играть подряд.

 

На уроке следует читать лёгкие пьесы (легче на 2-3 класса). Можно использовать такие средства:

1.Учитель играет, ученик проверяет и наоборот.

2. Ученику поручается переворачивать ноты своему товарищу- это приковывает внимание.

Самые главные моменты в работе над аккомпанементом или этапы этой работы:

  1. Предварительное зрительное прочтение нотного текста: размер, темп, фактура изложения, тональный план.
  2. Воспроизведение нотного текста на инструменте. Можно проиграть произведение самому педагогу, чтобы лучше понять характер музыки.
  3. Проучивание текста каждой рукой, наметить удобную аппликатуру, обратить внимание на бас, так как это фундамент гармонии.
  4.  Отработать эпизоды с различными элементами трудности.

Главная задача педагога – научить ученика:

1.Не перекрывать партию соло, не играть серым, без красок, звуком;

2. Координировать силу звука по отношению к солисту;

3. Умело распределять постепенное нарастание или ослабление силы звука;

4.Уметь выразительно исполнять цезуры, соблюдать паузы;

5. Точное исполнение штрихов;

6. Умелое пользование педалью.

7. Если есть вступление, следует определиться с темпом. Если вступление отсутствует, то можно договориться с солистом о каком-то общем жесте.

Концертное выступление - это итог всей ранее проделанной работы. Главная цель совместного выступления – раскрыть и донести до публики музыкально-художественный замысел.

  Развитие концертмейстерского мастерства является важным в подготовке музыканта. Задача педагога- воспитать у учащегося желание и интерес, привить ему навыки инстру-ментального и вокального аккомпанемента.

  Если принять во внимание необходимость правильно использовать интеллектуальные и эмоциональные воздействия на ученика, то становится ясно, что реальное достижение этой проблемы должно осуществляться именно в учебно-воспитательном процессе. Умение точно объяснить нужные приёмы для создания художественного образа- это те факторы, которые важны для роста учащегося в освоении такого предмета, как « концертмейстерский класс».

 

Список используемой литературы:

Савельева М. В.  Обучение учащегося – пианиста в концерт-мейстерских классах чтению с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии// Методические  записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3-М; Музыка, 1991.

Шендерович Е. М.  Об искусстве аккомпанемента// С. М. 1969.

Винокур Л.  Первоначальное обучение искусству аккомпанемента. – М.; Музыка 1978.

Кубанцева Е. Н.  Концертмейстерский класс. – М. Музыка 2002.

Хавкина- Трахтер Р.  Работа в концертмейстерском классе // Вопросы фортепианной педагогики.  М. Музыка № 4 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация образовательной предпрофессиональной программы по предмету Концертмейстерский класс.

В презентации представлена актуальность, новизна программы Концертмейстерский класс....

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано". Программа по учебному предмету"Концертмейстерский класс" ПО.01.УП.03.В.03

Программа составлена с учетом федеральных государственных требований для учащихся фортепианного отделения детской школы искусств....

Предпрофессиональная общеобразовательная рабочая программа в области музыкального искусства. учебный предмет "концертмейстерский класс"

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»разработана на основе и с учетом федеральных государственныхтребований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательнойпрограмме в област...

Методическая разработка урока в 8 классе "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"

Методическая разработка урока по истории России в 8 классе "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"...

Методическая разработка "Роль хореографии в развитии детского творчества"

В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо на...

Методическая разработка "Роль воспитателя в развитии критического мышления школьников".

Методическая разработка посвящена проблемам формирования критического мышления школьников в впроцессе обучения и воспитания в современных условиях....

Методическая разработка. Русский язык 5 класс. Развитие речи. Описание предмета

Представлена технологическая карта урока.Задачи урока: - формировать представление об описании как о функционально-смысловом типе речи,- знакомиться со структурой текста типа «описание», с...