Творчество Антонио Вивальди
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Миронова Нина Викторовна

План-конспект урока музыки в 7 классе. Цель урока: познакомить учащихся с творчеством композитора А. Вивальди и его новаторством в симфонической музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_antonio_vivaldi_otkrytyy_urok_mironovoy_n.v.docx710.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

п. Медвеженский

Творчество Антонио Вивальди

        План-конспект урока музыки в 6 классе

Подготовила

учитель музыки

высшей квалификационной

категории

Миронова Н.В.

2024 год

Учитель. Миронова Нина Викторовна.

Класс. 6.

Предмет. Музыка.

Учебник. «Музыка», авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Тема урока. Творчество А. Вивальди.

Тип урока – урок овладения новыми знаниями.

Цель урока: познакомить детей с творчеством композитора А. Вивальди и его новаторством в симфонической музыке.

Задачи.

Образовательные.

Актуализировать понятия «концерт, программная музыка».

Познакомить с четырьмя разнохарактерными концертами.

Углубить знания по музыкальной культуре.

Воспитательные.

Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.

Способствовать воспитанию у учащихся возможности чувствовать разное эмоциональное состояние, при прослушивании музыки.

Развивающие.

Формировать у учащихся понимание эмоционального содержания музыки.

Развивать слуховую память, внимание, воображение.

Образовательные технологии: игровая технология, информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты.

Личностные результаты.

1. Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов.

2. Воспитание позитивного отношения к классической музыке и к искусству.

3. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты.

1. Умение понимать учебную задачу урока при восприятии зарубежной музыки.

2. Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

3. Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.

4. Владеть навыками речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка музыки.

5. Уметь контролировать собственные действия в процессе учебной деятельности.

6. Уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты.

1. Знать и понимать роль зарубежной классической музыки в жизни человека.

2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении);

3. Определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к зарубежной классической музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Тип урока – урок овладения новыми знаниями.

Методы музыкального образования: Данный урок музыки строится по принципу драматургии. Учитель, переходя от одного этапа к другому, с разных сторон что позволяет учащимся самостоятельно выдвигать гипотезы, выявлять противоречия и решать проблемы по теме урока, знакомит учащихся с содержанием и историей создания музыкальных произведений, метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод размышлений о музыке.

Художественный материал: презентация (картины с временами года).

Примерный ход урока.

Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке, где мы с вами продолжим волшебное путешествие в мир музыки. Словно на машине времени с помощью гениальных  звуков мы перенесёмся в эпоху барокко.  Мы подробнее узнаем, какой была музыка в это время. Познакомимся с музыкальными инструментами эпохи барокко. А так же нас ждёт встреча с выдающимися композиторами эпохи и их шедеврами.

Фильм.

   Барокко (в переводе «причудливый, странный») – стиль в европейской культуре и искусстве XVII-XVIII веков, который зародился в Италии и распространился по всей Европе и даже Америке. Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами, то есть целых полтора века.

На ваших рабочих листах есть части определения, которое мы должны озвучить. Вам нужно продолжить моё предложение, поочерёдно назвав характерные черты эпохи. Готовы?

Для стиля барокко характерны…

грандиозность,

пышность,

динамика,

выразительность,

драматизм,

зрелищность,

стремление к синтезу искусств

и театрализации.

     В фильме рассказывалось и о таком понятии в музыке, как инструментальный концерт. Слово «концерт» переводится как «состязание, соревнование». Инструментальный концерт – музыкальное произведение для солирующих инструментов с оркестром. Как правило, состоит из трёх (иногда четырёх), контрастных по характеру и темпу, частей.

    Велико творческое наследие Антонио Вивальди. Композитор создал более 40 опер для театров Венеции, светские кантаты, духовные концерты консерватории, серенады, симфонии, церковные произведения; более 400 инструментальных концертов, в том числе 76 сонат. Именно он создал жанр сольного инструментального концерта, способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Одно из самых известных произведений — цикл из 4 скрипичных концертов «Времена года» — ранний образец программной симфонической музыки. Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие).

«Времена года» А. Вивальди считаются эталоном программной музыки. Каждому концерту предшествует сонет – своего рода литературная программа, которая настраивает слушателя на нужный лад.

Концерту «Зима» композитор даёт такой эпиграф:

Морозной гладью стелется дорога,

И человек, иззябшими ногами

Протаптывая путь, стуча зубами,

Бежит, чтобы согреться хоть немного.

Физминутка-лимфодренаж

(притопывать пятками в такт музыке, затем поднять руки и трясти кистями)

Попрошу вас, ребята, отгадать загадки и вспомнить, какие группы музыкальных инструментов существуют в симфоническом оркестре.

В ней - слышите? -

Душа живёт.

Она и плачет, и поёт,

Изящно, тонко, горячо,

Когда подставишь ей плечо. (Скрипка).

    Она у папы шестиструнная,

    Её настройка -  дело трудное.

    И чтобы папу не расстраивать,

    Её нам лучше не настраивать. (Гитара).

Скажите, к какой группе инструментов относятся скрипка и гитара, если у них есть струны? (Ответы учащихся). Да, верно, это группа струнных инструментов. К ней ещё относятся альт, виолончель, контрабас, арфа.

Когда играю я на нём,

Когда я репетирую,

С испугом думает весь дом,

Что крышу ремонтирую.  (Барабан).

Как можно получить звук на барабане? (Ответы учащихся). Да, по нему нужно ударять. И подобные инструменты называют в оркестре …ударными. Это малый и большой барабан, тарелки, литавры, бонги, тамтамы, колокола, треугольники, ксилофон, кастаньеты.

Блестящая и медная

Так здорово дудит,

Что наша кошка бедная

Под тумбочкой сидит. (Труба).

Звук трубы образуется за счёт нагнетания воздуха, в неё нужно под давлением дуть. И поэтому, такие инструменты, как флейта, гобой, кларнет, фагот, тромбон, туба, саксофон, называют … духовыми.

Оно большое, как комод,

Под крышкой музыка живёт.

А маленькие дамы

На нём играют гаммы. (Пианино, рояль).

Во время игры на пианино, клавесине, рояле пальцы ударяют по клавишам. Отсюда и название инструментов…- клавишные.

 

Попрошу вас на рабочих листах под каждым инструментом подписать, к какой группе он относится, пока прозвучит фрагмент концерта А. Вивальди «Весна». (Учащиеся выполняют письменное задание в рабочих листах).

Самая драматичная часть концерта «Лето» сопровождается таким стихотворным текстом:

Но вот гроза, бурлящие потоки

С крутых высот в долины низвергая,

Ревет, бушует на несжатых нивах,

И град жестокий бьет, у горделивых

Цветов и злаков головы срывая.

Видеоклип «Шторм» (Ванесса Мэй)

 «Гроза в душе человека, её неукротимая энергия, страстный порыв чувств, отчаянная решимость».

Разбушевавшуюся стихию выражают:

•        Быстрый темп, стремительная, зажигательная.

•        Виртуозная, «моторная» и повторяющаяся, как в роке.

•        Динамичная (много динамичных контрастов)

•        Музыка запоминающаяся

•        Мелодии состоят из коротких повторяющихся мотивов (секвенции)

•        Ритмичная

•        Эмоциональная

•        Эстрадная манера игры.

Музыку какого современного стиля напоминает произведение Вивальди «Гроза»? (Метод мотивной экспансии, как в роке).

•        В чём секрет музыки Вивальди?

•        Почему она оказалась так близка человеку XX века?

 Если прислушаться, то вы сможете различить в музыке журчание ручья, пение птиц, громовые раскаты, шелест листвы, буйство снежных вихрей и ещё множество самых разных природных явлений. Замысел композитора, конечно, не ограничивается только темой смены сезонов в природе. Музыка имеет глубокий подтекст, что в целом характерно для барочного искусства. Здесь подразумевается и человеческий жизненный цикл (детство, юность, зрелость и старость), и четыре итальянских области с востока на запад, и четыре четверти суток от восхода до полуночи, и многое другое.

Итак, давайте подведём итог нашего урока.

Рефлексия.

1.        Музыка какой эпохи звучала? (Барокко)

2.        Кем бы вы хотели представить себя, стать, если бы попали в эту эпоху, и куда бы отправились, чтобы захотели посмотреть? (Во дворцы, храмы, пройтись по шикарным залам).

3.        Что общего, между людьми эпохи барокко ( XVII век) и современными людьми? (Мы так же любим, страдаем, любуемся природой, печалимся, радуемся, чувствуем).

Домашнее задание.

Составить небольшой кроссворд на тему «Музыка эпох барокко».

Литература, интернет-ресурсы.

  1. Кочурова О.А. Методическая разработка урока музыки для учащихся 6 класса «Музыка Вивальди на все времена» https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/15/muzyka_epokhi_barokko.vivaldi.docx 
  2. Мацкевич О.А. Рабочие листы по музыке «Музыкальные инструменты» https://infourok.ru/magazin-materialov/rabochie-listy-po-muzyke-muzykalnye-instrumenty-3695 
  3. Синявский П. «Загадки из нотной тетрадки», журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2004 год.
  4. Угарова Ю.А. Открытый интегрированный урок в 6 классе «Чарующие краски под музыку А. Вивальди»  https://multiurok.ru/index.php/files/urok-muzyki-6-klass-charuiushchie-kraski-pod-muzyk.html?login=ok 
  5. Шорсткина И.В. Конспект открытого урока для учащихся 6 классов «По страницам музыки А. Вивальди» https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-uroka-787120.html 

                                                                                   Приложение (рабочий лист)

1 грандиозность

2 пышность

3 динамика

4 выразительность

5 драматизм

6 зрелищность

7 стремление к синтезу искусств

8 и театрализации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антонио Вивальди. Жизнь и творчество

О жизни и творчестве итальянского композитора Антонио Вивальди...

"Музыка Антонио Вивальди - на все времена." Методическая разработка урока по предмету музыка для учащихся 6 классов

Главная задача: Выявить особенности струнной музыки Вивальди (жанровые и стилистические); раскрытие эмоционального и чувственного мира музыки Вивальди ; а также общих особенностей между музыкой Виваль...

Презентация к циклу "Времена года" Антонио Вивальди. Осень.

Презентация содержит биографию итальянского композитора Антонио Вивальди, осенний кроссворд....

Презентация к циклу "Времена года" Антонио Вивальди. Осень.

Презентация содержит биографию итальянского композитора Антонио Вивальди, осенний кроссворд....

урок в 6 классе "Инструментальный концерт.Духовный концерт", посвящён юбилею итальянского композитора Антонио Вивальди

Музыка,В тебе я раствориться,В твоих октавах и пассажах,В твоей гармонии хочу.Барокко мир чудесный,Мир страстных форм,Мир ярких ощущений.Он не закончен,Весел,Он...Вот шарики,Гирлянды,Вот рокаи,И здесь...

Антонио Вивальди. "Времена года"

Презентация к уроку музки и музыкальной литературы...