Специфика работы над сонатной формой
методическая разработка по музыке

Дидук Юлия Владимировна

Учебно-методический материал: Специфика работы над сонатной формой

Сооставители: Дидук Ю.В., Сыркашева О.Н.

 

Сонатная форма представляет собой музыкальную картину, как и любое произведение. Музыка – изящное искусство, а поэтому каждое музыкальное исполнение должно быть изящным, т.е. как можно ближе к тому идеалу, к которому стремится преподаватель. Изящным представляется нам то, что симметрично по форме и исполнению. Симметричная форма – это то, что звучно, чисто и в такт. При соблюдении этих условий симметричной формы рисуется музыкальная картина, которую в сущности и представляет каждое сочинение, какого бы жанра оно не было. Начиная исполнять музыку с этими элементарными условиями, учащиеся невольно воспринимают ясно связь гармонии, ход мелодии, ритмические особенности.

Для хорошего, безукоризненного исполнения требуется:

  1. Точное исполнение симметричной формы сочинения;
  2. Способность исполнять все технические трудности с легкостью и ловкостью (свободная манера в игре);
  3. Соблюдение всех оттенков, согласованных хорошим музыкальным вкусом;
  4. Точное понимание и передача характера пьесы.

Главная задача исполнителя сонаты – ее понимание. Необходимо отработать все таким образом, чтобы учащиеся ни перед чем не колебались, а исполнялись все с уверенностью (все пассажи, ритм, аппликатура и т.д.). Первое препятствие хорошему исполнению – отсутствие строгой аппликатуры. Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего исполнения разных пассажей и других технических трудностей.

В пианизме систематизированная техническая работа имеет большое значение. Без техники не осуществить художественные намерения. И гаммы, и упражнения, и этюды, и технически трудные эпизоды из сонатин – все они при рациональном подходе приводят к цели. Педагог обязан помогать индивидуальному освоению пианистических навыков. Работать над техникой должно изо дня в день. Полное отрицание «механических упражнений» неправильно, без них не обойтись. Автоматизация – основной путь к беглости. В технике необходима целесообразная свобода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_nad_sonatnoy_formoy.docx19.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ" 

Учебно-методический материал

Специфика работы над сонатной формой

Составители:

Дидук Ю.В.

Сыркашева О.Н.

Новокузнецк

2024


Сонатная форма

Сонатная форма – это структура одной из частей, встречающаяся в инструментальной музыке. Она является самым развитым гомофонным и нециклическим построением. В связи с этим появляется возможность включить в одну часть разнообразный материал на протяжении огромного временного пространства.

История развития

Появление сонатной формы в музыке было связано с мышлением в ладово-функциональную сторону и ее утверждением. Подобный мыслительный процесс был главным фактором формообразования. В творчестве классиков конца XVIII века она приобрела окончательную ясную форму. Этому поспособствовали произведения в сонатной форме Моцарта, Бетховена и Гайдна.

Всю историю становления сонатной формы можно разделить на 3 этапа.

1)  старинное начало Первый период развития носит наименование "старинного". 

Еще начиная с XVII века и заканчивая двумя третями XVIII, проходил процесс постепенного ее совершенствования в ясную и точную систему. К тому времени сонатная форма – это совокупность принципов из жанра фуги и построений в старинной двухчастной форме. От фуги форма впитывает в себя модуляции в доминантовую тональность, образование иной в среднем разделе и возвращение к основной в заключительной части. Двухчастная форма подарила двухчастность с композицией и ее тональным планом. Помимо этого, наблюдался непрерывный процесс развития, исходя из тематического эпицентра. Опорой для композиции сонатной формы послужила каденция на гармонии доминанты в окончании I эпизода и на тонике II раздела. Каденция – гармонический метод, завершающий музыкальную фразу или произведение в целом. Главной отличительной особенностью от двухчастной старинной формы являлось разложение пассажных оборотов вместо общего хода форм при утверждении доминантовой тональности. Второй эпизод старинной сонатной формы – это тематический материал с возвратной тональной связью. То есть главная мелодия шла в доминантовой тональности, а побочная в заключительной, наоборот, – в основной. Получался процесс отзеркаливания. В другом варианте существовала разработка, которой была присуща тема экспозиции. После перехода разработки в репризу, побочная партия начинала излагаться в основной тональности.

Такой вид сонатной формы можно встретить в творчестве Баха, Скарлатти и их современников.

2) классический вид Венские классики четко разграничили разделы сонатной формы: это экспозиция; разработка; реприза (к ней прилагается кода).

1. Экспозиция изначально повторялась в точном виде без изменений. Главная партия отвечала за демонстрацию первой темы в сонатной форме и носила определяющую функцию для характера музыки. Она задавала импульс и показывала действенный очерк, пока побочная партия приводила развитие к уравновешенному состоянию и лирически сосредотачивала, затормаживая процесс.

2. В разработке активно развивался тематический материал экспозиции. Она даже могла включать в себя появление новых мелодий. Разработка состояла из трех разделов: вступление; основа; предыкт. Предыкт – музыкальное построение, которые подготавливало возвращение главной тональности в репризу.

3. Реприза – часть, по порядку являющаяся последней в крупном отделе сонатной формы. Побочная и заключительная партии вливались в одну главную тональность. В суммированном виде соната представляла собой трехчастную композицию. Сонатная форма складывалась как первая часть цикла сонаты, а в некоторых случаях уподоблялась финалу. Для заключения был характерен темп аллегро – быстрый и оживленный. Форму можно было отыскать и во вступлениях (увертюрах) перед драматическими пьесами.

Роль неполной сонатной формы, состоящей только из экспозиции и репризы, являлась особенной. Ее можно было встретить в темпе аллегро в увертюре оперы "Свадьба Фигаро", написанной Моцартом. Однако чаще всего сонатная форма – это медленная часть цикла сонаты. Соната – жанр, присущий только инструментальной музыке.

3) послебетховенская эпоха Третий период принято называть "послебетховенским". Бетховен вложил все свои старания в сонатную форму. Последующие композиторы осознавали, что он довел идею о форме до своего абсолюта, вследствие чего они были вынуждены блуждать в тяжелых поисках для нахождения других способов модернизации.

Так, в XIX веке происходит эволюция, сонатная форма к этому времени – это уже свободные тональные соотношения. В I части сопоставляются совершенно далекие друг от друга тональности, реприза продолжает насыщать произведение разнохарактерностью и только лишь в ее конце, а то уже и в коде происходит уравновешение тонального плана. Выше описанную ситуацию можно наблюдать в произведении "Богатырская симфония" русского композитора Бородина. Сонатная форма начинает вмещать в себя детали программности и драматургии оперы. Программность – инструментальное произведение, сопровождающееся поэтическим или прозаическим повествованием. С другой стороны форму обогащает песенный и танцевальный фольклор. Фольклор – творчество, где главным автором выступает народ. Особенно это прослеживается в творчестве отечественных композиторов Глинки и Римского-Корсакова.

Строение сонатной формы как уже было упомянуто ранее, существует 3 эпизода сонатной формы, каждый из которых выполняют определенную функцию экспозиция, разработка и реприза:

1.Экспозиция, или другими словами, – демонстрация темы. Она включает в себя две партии: главную и побочную.

2.Разработка – часть сонатной формы,в которой происходит развитие обеих тем с помощью методов варьирования, дробления, модуляций, скачков между регистрами, изменений ритмических рисунков. Является самым неустойчивым эпизодом.

3.Реприза – повтор первой части (экспозиции), при этом все присутствующие темы звучат в единой тональности. Побочная тема не противоречит главной и заходит под ее "крыло". Помимо классического варианта, реприза может подразделяться на еще четыре принципа: Принцип сокращения подразумевает отсутствие главной и побочной партий.

Применение сонатных форм:

 1. Свое применение сонатная форма находит чаще всего в сонатно-симфонических циклах, а именно – в симфониях, концертах, ансамблях из трио, квартетов, квинтетов и в самой сонате. Иными словами, это форма сонатного аллегро. Название исходит из принципа быстро темпа, в котором пишутся I части симфоний и сонат.

2. Также сонатную форму можно повстречать в одночастных произведениях, получивших особенную популярность в период романтизма (например, жанр баллады или фантазии).

Разновидности

Встречаются следующие виды:

1.Сонатное аллегро. Оно считается наиболее чистым типом. Форма в других жанрах иных циклов.

2.Рондо-соната – смешанная форма, включающая в себя элементы и сонаты, и рондо. Состоит из трех эпизодов, где крайние части написаны в рондовой структуре, а сама середина имеет разработку, взятую из сонатной формы.

3.Сонатина – вид сонатной формы, в которой разработки не бывает вообще. Форма с удвоенной экспозицией (оркестровая и сольная). Сонатная форма с эпизодом (вместо разработки).

Главная Искусство и развлечения Музыка Сонатная форма - это: определение, разделы, теория музыки, анализ, экспозиция и произведения.

 Сонатная форма – это структура одной из частей, встречающаяся в инструментальной музыке. Она является самым развитым гомофонным и нециклическим построением.

На практике Примеры использования описываемой формы:

1. Свое применение сонатная форма находит чаще всего в сонатно-симфонических циклах, а именно – в симфониях, концертах, ансамблях из трио, квартетов, квинтетов и в самой сонате. Иными словами, это форма сонатного аллегро. Название исходит из принципа быстро темпа, в котором пишутся I части симфоний и сонат.

2. Также сонатную форму можно повстречать в одночастных произведениях, получивших особенную популярность в период романтизма (например, жанр баллады или фантазии). Разновидности Встречаются следующие виды: Сонатное аллегро. Оно считается наиболее чистым типом. Форма в других жанрах иных циклов. Рондо-соната – смешанная форма, включающая в себя элементы и сонаты, и рондо. Состоит из трех эпизодов, где крайние части написаны в рондовой структуре, а сама середина имеет разработку, взятую из сонатной формы. Сонатина – вид сонатной формы, в которой разработки не бывает вообще. Форма с удвоенной экспозицией (оркестровая и сольная). Сонатная форма с эпизодом (вместо разработки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соната.Сонатная форма.

Открытый урок-концерт....

Работа над сонатной формой на примере творчества Л.В. Бетховена

Методическая разработкаАвтор: Широкова Любовь ИвановнаМосква 2009 год....

сонатная форма

сонатная форма...

Методические материалы по теме"Сонатная форма"

Форма, которая состоит из экспозиции, разработки и репризы, называется сонатной формой. Строение сонатной формы изучается на уроках музыки общеобразовательной школы в 6-7 классах. Как правило, учащиес...

Методическая работа "Сонатная форма в фортепианном творчестве Й.Гайдна. Соната C-dur Hob/35"

Методическая работа предназначена для преподавателей по классу фортепиано в ДМШ, ДШИ. В работе характеризуется фортепианное творчество Й.Гайдна, его отличительные особенности....

Сонатная форма

конспект урока...

Сонатная форма

конспект урока...