Программа " Общее Фортепиано"
рабочая программа по музыке

Епишкина Галина Владимировна

 "Общее фортепиано" для обучающихся на отделении Гитара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gitara_5_let.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                     

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа им.Ю.А.Гагарина

Котельниковского муниципального района Волгоградской области

«Одобрено»Педагогическим советом МБОУДО «ДШИ»

Протокол №

«   »                  2022г.

«Утверждаю»

                     Директор МБОУДО «ДШИ»

        А.Л. Тихонова

«   »                       2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА  «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Гитара (5 лет).

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ФОРТЕПИАНО»

Разработчик :Епишкина Г.В                                                   Преподаватель МБОУ ДО   «ДШИ»

Котельниково 2022

Содержание.

                

1. Пояснительная записка.

2. Содержание учебного предмета.

3. Примерные программы контрольного зачета.

4.Требования к уровню подготовки обучающихся .

5.Формы и методы контроля, система оценок.

6.Методическое обеспечение учебного процесса.

7.Список литературы и средств обучения.

8. Рекомендуемая литература.

Пояснительная записка.

  Как дополнительный предмет, фортепиано способствует формированию у учащихся широкого музыкального кругозора , всестороннему развитию эстетических взглядов , музыкальных и творческих способностей.

  Предмет « Фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально – педагогического воспитания учащихся – инструменталистов.

  Исторические корни появления этой учебной дисциплины надо искать еще в начале XIX века. Выдающийся русский композитор Римский – Корсаков уже указывал на первостепенную значимость игры на фортепиано, как  неотъемлемую часть воспитания музыканта на всех этапах обучения. Он писал: « Фундамент музыкальной  профилизации должен закладываться с детских лет, через обучение пению или игре на инструменте ( особенно фортепиано ), что создает наиболее благоприятные условия для развития музыкальных данных и общей музыкальной культуры».

  Роль данного предмета в музыкальном образовании чрезвычайно высока. Занятия на фортепиано позволяют раскрыть творческие способности детей, учат понимать и любить музыку, практически решают задачи эстетического воспитания.

   Занятия в классе фортепиано помогают более глубокому изучению музыкально – теоретических предметов , поскольку занятия по сольфеджио и музыкальной литературе непосредственно связанны с навыками игры на фортепиано.

   Данная программа предлагает учебный курс по предмету « Общее фортепиано» для учащихся отделения народных инструментов (гитара) сроком на 5 лет (1 – 5 классы ) , и предполагает начальный возраст поступления в музыкальную школу с  9 – 10 лет.

  Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, которая позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ученика.

  Предмет «фортепиано» вводится со 1 класса по 1 часу один раз в неделю .

  Согласно программным требованиям , объём  времени на выполнение домашнего задания составляет  2 часа .

                                        Цели программы:                                                                                                         - Развитие эстетического вкуса и общей культуры учащихся.

- Овладение детьми духовными и культурными ценностями

- Создание условий для развивающего обучения.

Задачи:

- Развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора.

- Оптимизация обучения. Помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию и любознательность через уроки творчества, гибкую щадящую форму контроля, через воспитание интереса к домашнему музицированию.

-  Наработка комплекса важных практических навыков игры на фортепиано.

- Стимулирование музыкальных интересов учеников, развитие самостоятельности.

- Создание благоприятного психологического климата, позволяющего получить «радость от работы за фортепиано и гордость за полученный результат».

/

Содержание учебного предмета.

I год обучения (1 класс ОНИ)

  Ознакомление учащихся с тем, чем они будут заниматься на уроках фортепиано.

  Организация игрового аппарата

- Правильная посадка за инструмент

- Подготовка рук к игре

- Знакомство с нотной грамотой

- Чтение нот с листа

- Изучение музыкальных штрихов

- Поочередная игра каждой рукой

  В течении года ученик должен пройти 8-10 произведений. Ознакомиться с аппликатурным строением гаммы до-мажор.

II год обучения (2 класс ОНИ)

  Более полный, осмысленный разбор произведений, переход от игры поочередного исполнения каждой рукой к одновременной игре двумя руками. При разборе и выучивании пьес наизусть- обращается внимание на свободу пианистического аппарата, правильную постановку рук, кисти, на штрихи, фразировку.

  В течении года ученик должен пройти 6- 10 произведений:

2 этюда

2 пьесы

2 произведения с элементами полифонии.

  Подбор по слуху простейших мелодий. Чтение с листа.

III год обучения (3 класс ОНИ)

- Изучение произведений различной штриховой фактуры.

- Навыки исполнения аккордовой фактуры.

- Работа над педализацией ( прямая, запаздывающая педаль ).

В течении года  ученик должен пройти 6- 10 произведений: народные песни, пьесы различного характера, этюды.

2- 3 пьесы

2 этюда

1-2 полифоническое произведение.

Знакомство с гаммой соль - мажор. Чтение с листа.

IV год обучения (4 класс ОНИ)

- Работа над способностью мыслить более масштабно

- Умение сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактуры

- Изучение более сложного репертуара.

  В течении года ученик должен пройти 6- 10 произведений

2-3 пьесы

2 этюда

1-2  полифонических  произведения

1 ансамбль

  Подбор по слуху. Чтение с листа. Ознакомление с гаммами фа-мажор, ля-мажор.

V год обучения (5 класс ОНИ)

-  Умение самостоятельно разбирать нотный текст.

- Умение сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактуры

- Изучение более сложного репертуара.

  В течении года ученик должен пройти 6- 10 произведений

2-3 пьесы

2 этюда

1-2  полифонических  произведения

1 ансамбль

  Подбор по слуху. Чтение с листа.

Примерные программы контрольного зачета.

I –  вариант.

II – вариант ( предлагается для более способных учащихся )

I год обучения ( 1 класс ОНИ )

I вариант

Русская народная песня « Коровушка»

Б. Берлин  «Пони Звездочка»

II вариант

Русская народная песня « Ах, вы сени»

И. Королькова « Дятел»

II год обучения ( 2 класс ОНИ )

I вариант

 М. Красев « Елочка»

И. Филипп «Колыбельная»

II вариант

О. Геталова « Медленный танец»                                                                                 Н. Кореневская « Дождик»

III – год обучения ( 3 класс ОНИ )

I вариант

 И. Гайдн « Andante»

 В. Ребиков « Аннушка»

II вариант

 Э. Тетцель « Прелюдия»

 А. Гедике « Танец»

IV- год обучения ( 4 класс ОНИ )

I вариант

 С. Майкапар « Вальс»

 Д. Кабалевский « Клоуны»

II вариант

 И.С. Бах « Менуэт»

 Д. Шостакович « Шарманка»

        

V- год обучения ( 5 класс ОНИ )

I вариант

 Ф.Куперен  « Кукушка»

 П.Чайковский  «Болезнь куклы»

II вариант

 Л.Бетховен « Лендлер»

 Дювернуа « Скакалка»

Требования к уровню подготовки обучающихся .

  Согласно нормам и требованиям ФГТ учащихся в процессе обучения должны приобрести следующие знания и умения:

-осмысленное и быстрое разучивание музыкального текста

- знание инструментальных , художественных особенностей  и возможностей фортепиано

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений , написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами .

- владение основными видами фортепианной техники ,использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Формы и методы контроля, система оценок.

  В течении года учащийся показывает свою работу на контрольном зачете в конце  IV – четверти. В каждой  четверти преподаватель выставляет оценку за работу. В конце года-годовую оценку , учитывающую работу в классе, выступление на классных вечерах, а также на концерте ( конкурсе )отдела общего фортепиано, проводимом раз в год.

  Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного зачета, где учащийся исполняет два разнохарактерных произведения наизусть, а также произведение в работе ( фрагмент ). Как альтернатива, произведению в работе может быть представлена любая другая форма музицирования ( чтение с листа, подбор по слуху, аккомпанемент ). Зачет выставляется с оценкой. Итоговая аттестация по данному предмету не предусматривается.

  Критерии оценки: стабильность исполнения, техника исполнения, эмоциональность и образность. Оценка выставляется по 5 бальной шкале.

Методическое обеспечение учебного процесса.

  В процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте, как двигательными, так и приемами звукоизвлечения, педализации. Учащиеся должны научиться понимать характер исполняемых произведений. Освоить навыки чтения с листа.

  Важнейшим фактором, способствующим успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащихся, является правильная организация учебного процесса, планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара. При выборе репертуара преподаватель должен учитывать специфику преподавания предмета « фортепиано», в зависимости от специфики основного инструмента. Рекомендуется включать в репертуар инструментальный обработки народных песен.

  Для облегчения технических задач рекомендуется освоение гамм. Ознакомление с гаммами в процессе учебной деятельности, носит обязательный характер. Более углубленное изучение гамм рекомендуется более продвинутым учащимся имеющим в наличии инструмент в условиях самоподготовки.

  В течении каждого учебного года ученик должен выучить 9-13 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, пьесы различного характера, этюды.

  Освоение педали необходимо начать не позднее III года обучения ( 4 класс ОНИ )

Список литературы и средств обучения.

  Согласно нормам и требованиям ФГТ занятия по предмету « Фортепиано» проводятся в хорошо освещенном классе, в наличии должны иметься:

- инструмент фортепиано

- нотная библиотека

- наглядные пособия

- магнитофон

Рекомендуемая литература:

1

1. И. Королькова « Крохе – музыканту» 1и 2 часть Р-н-Д «Феникс» 2009 год.

2. О. Геталова И. Визина « В музыку с радостью» С-П 2008 год

3. А. Николаев «Школа игры на фортепиано» Москва «Музыка» 2009 год

4. В. Григоренко « Фортепиано»-1 часть. Москва «Кифара» 2008 год

5. О. Геталова « Обученье без мученья». С-П «Композитор» 2008 год

6. Г. Цыганкова И. Королькова «Альбом ученика-пианиста» хрестоматия  1                                     класс  Р-н-Д «Феникс» 2009 год

7. Г. Цыганкова И. Королькова « Юному музыканту пианисту» 1 класс Р-н-Д «Феникс» 2011 год

8. Г. Цыганкова И. Королькова « Юному музыканту пианисту» 2 класс Р-н-Д «Феникс» 2011 год

9. Г. Цыганкова И. Королькова « Юному музыканту пианисту» 3 класс Р-н-Д «Феникс» 2011 год

10. Б. Милич «Фортепиано» 3 класс Украина 1978 год

11. Б. Милич «Фортепиано» 4 класс Украина 1978 год

12. Б. Милич «Фортепиано» 5 класс Украина 1978 год

13. А. Шмидт-Шкловская « О воспитании пианистических навыков» Ленинград « Музыка» 1985 год

14. А. Щапов « Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» 2002 г.

15. А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» Москва. Классика-XXI 2001 год.

16. Допускается использование любого другого музыкального материала на усмотрение педагога.

Педагогический репертуар фортепианного исполнительства- младшие, средние классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества

Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагаетс...

Программа "Общее фортепиано"

Адаптированная программа "Общее фортепиано"- часть Комплексной программы Музыкально- хорового центра "Лель"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Общее фортепиано"

Программа для учащихся 5-9 классов МХЦ "Лель"....