Дополнительная общеразвивающая обзорная программа ознакомления детей с азами игры на фортепиано и базовыми теоретическими понятиями «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛАССИКИ».
проект по музыке

Никитина Арина Владимировна

Краткосрочная программа ознакомления детей с азами игры на фортепиано и базовыми теоретическими понятиями. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение 1

к приказу от 02.06.2022 года №117-од

РАССМОТРЕНО                                  УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                  Приказом по школе от 02.06.2022 г. №117-од МБУДО «РДШИ»                                Директор ____________Т.С.Пророчук

(протокол от 02.06.2022 г. №72 )

Дополнительная общеразвивающая обзорная программа

ознакомления детей

с азами игры на фортепиано

и базовыми теоретическими понятиями «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛАССИКИ».

пгт. Андра, 2022 г.

Разработчик: А.В. Никитина,

преподаватель музыкального отделения

МБУДО «РДШИ».

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы.

1.4. Планируемые результаты

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

2.2. Формы аттестации

Оценочные материалы

2.3. Условия реализации программы

Методическое обеспечение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеразвивающая обзорная программа «Музыкальные классики» для индивидуальных занятий с детьми, не
 владеющими знаниями и навыками игры на фортепиано. 

Данная образовательная программа также актуальна для индивидуальных занятий с детьми с нарушениями аутистического спектра.

Направленность программы – художественная
Возраст обучающихся – 5 - 12 лет
Срок обучения – 1 месяц
Форма обучения – очная.

Нормативно-правовая база

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р).

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении  Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения РФ №533 от 30 сентября 2020г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196»
6. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
8. Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ,
включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
9. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения от 03 сентября 2019г. №467).
10. Национальный проект «Образование» (1 января 2019 — 31 декабря 2030 на основании Указа Президента РФ №474) Федеральные проекты, входящие в национальный проект «Образование»: «Успех каждого ребенка», «Новые возможности для каждого», «Цифровая образовательная среда»,
«Социальная активность», «Патриотическое воспитание граждан РФ».

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

 

 «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь»

Плутарх

Актуальность программы.

        В настоящее время у детей наблюдается спад интереса к обучению игре на фортепиано. Ещё в дошкольном возрасте дети начинают посещать различные кружки и секции: хореографические, художественные, спортивные и при поступлении в 1 класс общеобразовательной школы своё дополнительное образование там и продолжают.

        Эта программа была создана специально для пробуждения у детей интереса к игре на фортепиано. Элементы программы и дидактические материалы могут быть использованы на первом году обучения в музыкальной школе. В основу программы заложены деятельностный и игровой подходы.

        Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

        Игровой подход является одной из разновидностей активного обучения, когда учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания.

Информация о направленности, уровне реализации программы

Направленность программы – художественная.

Обучение в игровой форме способно вызывать у ребенка положительные эмоции , создать ситуацию успеха и таким образом привлечь внимание к фортепиано.

Уровень реализации программы - подготовительный.

По данному направлению дети будут заниматься один месяц. Предполагается освоение азов игры на инструменте и теоретических понятий.

Отличительные особенности программы.
Программа учитывает индивидуальное и возрастные особенности  детей. В процессе обучения используются самые разнообразные дидактические материалы, игровые пособия; частично занятия в хорошую погоду в летнее время года проходят на улице на предварительно подготовленной площадке.

Итоговая аттестация - в индивидуальном порядке.
Особенности организации образовательного процесса – индивидуальные занятия.
Объем и срок освоения программы – 1 месяц.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Два раза в неделю, по 45 минут. Итого: 4 недели, 8 занятий.
Формы обучения – очная.

1.2. Цель и задачи программы
Цель
 – заинтересовать детей игрой на фортепиано.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство с инструментом и его устройством;

- формирование основ исполнения учащимся простых попевок и любимых песен;

- содействие освоению знаний по основам теории музыки;

Развивающие:

- развитие познавательного интереса к музыкальному искусству;
- развитие эмоционального отношения к исполнению;

- развитие базовых музыкальных способностей ребёнка (память, слух, чувство
ритма);

Воспитательные:

- формирование модели культурного поведения ребёнка на учебном занятии;
- формирование у обучающегося эстетических взглядов;

- формирование установок и потребности общения с духовными ценностями.

1.3. Содержание программы
Учебный план
1. Вводное занятие – 20 минут
2. Пальчиковые игры для организация игрового аппарата – 35 минут
3. Слушание музыки в исполнении преподавателя – 35 минут
4. Основы теории музыки – 70 минут

5. Игра на фортепиано – 110  минут
6. Игра на других инструментах (металлофон, калимба, барабан, гусли, деревянные ложки) – 40 минут

7. Разминка – упражнения для развития свободы всего игрового аппарата и корпуса – 35 минут
8. Мини-концерт на итоговом занятии – 15 минут
ИТОГО: 6 астрономических часов.


1. Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с пространством учебного кабинета и образовательного учреждения.
Знакомство с инструментом и его устройством.
Импровизация на фортепиано в разных регистрах, с разной динамикой, в разном темпе.

Дидактические игры.

Слушание музыкального произведения в исполнении педагога. Определение его характера, настроения.

2. Пальчиковые игры для организация игрового аппарата.

Теория. Показ упражнений. Пояснения.

Совместное выполнение упражнений при проговаривании текста педагогом. Выполнение движений ребёнком с небольшой помощью педагога. Самостоятельное выполнение ребёнком упражнения или игры.

Игры: «Домик для щенка», «Кошка», «Фонарики», «Черепаха», «Самолётики» и другие.

3. Слушание музыки в исполнении преподавателя.

Исполнение преподавателем ярких, программных пьес.

Выбор ребёнком соответствующих характеру и настроению произведений карточек с эмоциями, разноцветных карточек (мрачное настроение- тёмные цвета), рисование во время прослушивания, двигательная импровизация и т.д.

4. Основы теории музыки.

Фортепиано и его разновидности.

Устройство фортепиано.

Названия и группы самых распространённых инструментов (духовые, ударные, струнные, клавишные).

Особенности правильной посадки пианиста за инструментом.

Регистры.

Движение мелодии вверх, вниз, повторение звука.

Основные темпы (медленно - быстро).

Основные оттенки (громко - тихо)

Названия нот.

Названия клавиш.

Нотоносец и расположение нот в 1-й октаве.

Скрипичный ключ.
Длительности (целая, половинная, четвертная).
Лады (мажор и минор).
5. Игра на фортепиано:

- с показа;

- по слуху;

- по символическим нотным знакам;

- по цветным нотам;

- с закрытыми глазами.

6. Игра на других инструментах (металлофон, калимба, барабан, гусли, деревянные ложки).
7. Разминка – упражнения для развития свободы всего игрового аппарата и корпуса (шалтай-болтай, новая кукла и медвежонок, орёл и муха, вертолёт и другие)

8. Итоговое занятие и мини-концерт.


1.4. Планируемые результаты
По итогам обучения ребёнок должен:
- знать высокий, средний и низкий регистры;

- знать названия клавиш;
- знать названия нот;

- скрипичный ключ;
- знать длительности: долгие и короткие;

- знать динамические оттенки (forte, piano);

- различать темпы (быстрый, средний, междленный);
- уметь играть простые мелодии;

- соблюдать элементарные правила поведения в школе, на занятии;

- взаимодействовать с педагогом на уроке.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Организация деятельности по отдельному расписанию и плану.
Продолжительность курса – 4 недели.

2.2. Формы аттестации
Формы контроля и способы проверки:
1. Наблюдение.
2. Прослушивание.
3. Мини-концерт на учебном занятии или в записи.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:  аудиозапись, видеозапись;
журнал посещаемости;

рабочая тетрадь ребенка.

Система оценивания – без баллов.

Список использованной литературы

  1. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? - К.: самиздат, 1999.
  1. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слёз, или я – детский педагог - СПб.: «Союз художников», 2002.

  1. Образцова Л.Н. Воспитание творчеством. Методика Синити Судзуки – М.: АСТ, 2007

     4. Альбом ученика-пианиста: хрестоматия: подготовительный класс: учебно- методическое пособие. Цыганова Г. – Р.-на-Д.: «Феникс», 2013. 
     5. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.  – М.: «Российское музыкальное издательство», 1996.
     6. Геталова О.Визная И. В музыку с радостью. – СПб: «Композитор», 1991.

Интернет-источники

      1.   SoftMozart. Ольга Колесникова: начинающие, творческий подход. https://www.softmozart.com/forum/68/15726-the-moon.html

     2.  Мастер-класс пианистки Измайловой Светланы Фёдоровны. https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwiPhOO_m_yGAxXFJhAIHYZdAmYQwqsBegQIDBAF&url=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DB5_Njehu3YA&usg=AOvVaw2dUdf9-H4Zqh7_AT8QA3Mc&opi=89978449

 

Список литературы для обучающихся
1. Альбом ученика-пианиста: хрестоматия: подготовительный класс: учебнометодическое пособие. Цыганова Г. – Р.-на-Д.: «Феникс», 2013.
2. Железнова Е. Бим! Бом! Читаем, рисуем, поем. От 2 до 6 лет. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. Учебно-методическое пособие. – М., Издательский Дом Катанского, 2006.
3. Новая школа игры на фортепиано. Цыганова Г., Королькова И. –
Р.-на-Д.: «Феникс», 2011.
4. Сыграй-ка!: Сборник пьес для учащихся подготовительного класса ДМШ: учебнометодическое пособие. Поливода Б., Сластененко В. – Р.-на-Д.:
«Феникс», 2011.
7. Юному музыканту-пианисту: хрестоматия для учащихся детской музыкальной
школы: 1 класс: учебно-методическое пособие. Цыганова Г., Королькова И.

– Р.-на-Д.: «Феникс», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА

Срок освоения учебного предмета составляет 3 года.  Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «СТУДИЯ ТВОРЧЕСТВА И ДИЗАЙНА» (базовый уровень)

РАБОЧАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «СТУДИЯ ТВОРЧЕСТВА И ДИЗАЙНА»(базовый уровень)...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

         Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в у...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...