Конспект музыкального занятия по теме «Березка-символ Родины моей» с детьми старшей группы (5-6 лет)
методическая разработка по музыке

Марина Викторовна Кесслер

 

Дети познакомились с символом России — берёзой, с русскими народными традициями, связанными с берёзой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bereza-simvol_rodiny_moey.docx50.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия по теме

«Березка-символ Родины моей»

с детьми старшей группы (5-6 лет)

Подготовила:

музыкальный   руководитель

Кесслер Марина Викторовна

Конспект тематического музыкального занятия  

в старшей группе.

Тема "Белая береза-символ Родины моей"

Цель. Воспитание чувства уважения и любви к Родине, к родной природе.

Задачи.

Образовательные:

познакомить детей с символом России — берёзой, с русскими народными традициями, связанными с берёзой;

закрепить знание детей о названии родной страны.

Развивающие:

продолжать работу над развитием связной речи, над развитием умения подбирать описательные прилагательные для передачи образа (берёзы);

развивать умение отвечать полным ответом;

развивать у детей познавательный интерес к традициям своего народа;

активизировать и обогащать словарь детей.

Воспитательные:

прививать интерес к народным подвижным играм;

воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками;

воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение к Родине.

Этапы занятия.

1.Вводная часть.

2.Основная часть занятия.

3.Заключительная часть.

Методы и приемы организации детской деятельности. Опора на знания детей, мотивация деятельности, согласие детей на музыкальную и познавательную деятельность, коммуникация, соревновательный момент танцевальном творчестве, стимулирование интереса к занятию через сюрприз, игру, электронные образовательные средства (видеоролики, аудиозаписи), музыкальное сопровождение, активное участие каждого ребенка в музыкально-познавательной деятельности.

Материалы и оборудование. Электронные средства обучения (ноутбук, телевизор, музыкальный центр) ". Видеоролики: Песня "Отчего так в России Березы шумят?" (Автор слов М. Андреев, автор музыки И. Матвиенко), распевка "Во поле береза стояла", презентация "Белая береза-символ Родины моей".  Аудиозаписи: запись русской народных мелодий для хороводного шага и ритмичных хлопков, "Березонька"(автор Е. Обухова), "Кто березку причесал?"(музыка Л. Семеновой, слова А.Горской), "Хоровод березок", музыка для игры «С какого дерева листок?». Костюмы детям для танца " Хоровод березок" (сразу одеты)

Анализ работы детей на занятии. Анализируя деятельность детей в НОД, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, коммуникативную, эмоционально реагировали на игровую и музыкальную деятельность, использовали имеющиеся знания и умения. Дети были заинтересованы, внимательны, организованы.

                                                                  Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Дети заходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поздороваемся «легато» и возьмемся за руки.

Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным штрихом «стаккато». Музыкальные штрихи – это особенности исполнения звуков.

 «Стаккато» - значит нужно петь отрывисто, с паузами: "Здрав-ствуй-те, ре-бя-та!", дети отвечают "Здрав-ствуй-те!" и прохлопаем. Как вы пропели приветствие? (стаккато - отрывисто, с паузами) Давайте поздороваемся стаккато!

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель. Ребята, я не назову тему нашего сегодняшнего занятия, ее назовете вы, отгадав загадку.

Живет красотка на поляне,
В бело-черном сарафане,
Сережки носит, их бережет,
Кто дерево мне это назовет. (Береза)

Музыкальный руководитель. Верно. Сегодняшнее наше занятие посвящено березке.

II. Основная часть

1.Беседа по теме   «Березка» и музыкально-ритмические движения.(хороводный шаг,хлопки)

Музыкальный руководитель. Сегодня 11 апреля - День березы. Береза – это один из символов России. Ни в одной стране нет столько берез, сколько у нас. Это дерево растет во всех уголках России.

Многие поэты посвящали березке свои стихи. Прочтите пожалуйста стихи про березку.

1.Ветерок к тебе спешит,

Сарафанчик твой шуршит.

Кудри развеваются,

Девчушки развлекаются.

2.Ты до того, березонька красива,

И в жаркий полдень и в часы росы.

Что без тебя немыслима Россия.

И я немыслим без твоей красы.

3.Летом я к тебе приду

 И в тенечке посижу.

Ты прохладой освежишь

И в жару ты охладишь.

В центре зала стоит береза.

Музыкальный руководитель.1. Ребята, я предлагаю пройти вокруг березы хороводным шагом.

2.Выполнить ритмичные хлопки. (музыкально-ритмические движения)

Дети садятся на стульчики.

По каким признакам можно узнать березу?

Дети. Белый ствол.

Музыкальный руководитель. Почему на стволе березы есть еще черные линии и точки?

Дети. Через них березка дышит.

Музыкальный руководитель. Когда не было бумаги, на чем писали?

Дети. На коре березы. Это береста.

Музыкальный руководитель. Березка - целебное дерево. Как вы думаете, почему?

Слайды 1,2,3.

Дети. Весной собирают березовые почки, листья, березовую пыльцу, которые являются лечебными.

Слайд 4.

Музыкальный руководитель. Чем полезен березовый сок?

Дети. В нем много витаминов.

Слайды 5,6,7.

Музыкальный руководитель. Что изготовляют из прочной древесины березы?

Дети. Мебель, предметы для дома, украшения.

Слайды 8,9.

Музыкальный руководитель. Праздник березы празднует на Троицу русский народ. Березку украшают цветными лоскутами, пряниками, конфетами. Вокруг березки водили хороводы, играли, плясали.

 2.Слушание песни Михаила Андреева и Игоря Матвиенко «Отчего так в России березы шумят?»

Музыкальный руководитель. Многие композиторы и поэты посвящали березке свои произведения. Сегодня мы послушаем песню «Отчего так в России березы шумят?». Автор слов песни Михаил Андреев пошел в лес за грибами. Он устал и сел под березку, и вдруг с нее упал листочек на землю. Михаил протянул руку за листочком и под ним обнаружил…Как вы думаете что?

Дети: Гриб!

Музыкальный руководитель. Да, он нашел долгожданный гриб. И после, когда вернулся  домой, написал стихи про березку, а композитор Игорь Матвиенко сочинил музыку. Вот так появилась эта замечательная музыка.

Дети слушают 1 куплет песни.

Музыкальный руководитель. Какая эта песня по характеру?

Дети. Медленная, нежная, спокойная.

Музыкальный руководитель. Как автор относится к березке?

Дети. С нежностью, он любит березку.

Музыкальный руководитель. Какие слова употребляет автор?

Дети. Березка, листочек.

Музыкальный руководитель. Вам понравилась песня? (ответы детей)

3. Упражнение на развитие ритмического слуха. Включить презентацию "Ритмический рисунок"

Музыкальный руководитель. Давайте воспроизведем хлопками ритмический рисунок слова "Береза". В слове "Береза" сколько слогов? (3 слога.)

--- Смотрите ритмический рисунок на экране:  . Какие это ноты по длительности? (восьмые). Один хлопок - одна восьмая нота (выполняют хлопки).

----Следующий ритмический рисунок на экране:     Какие по длительности ноты во втором рисунке? (восьмая, четвертная и восьмая)  А чем отличается восьмая от четверной? (Четвертная длиннее восьмой в 2 раза). Значит второй слог проговариваем дольше, чем 1 и 3 слоги: бе – реееее - за. Молодцы!

Динамическая пауза «Березка»

Среди поля березка стоит. (изображают березку)

Она листьями шумит. («фонарики»)

Ее солнышко печет. (правой рукой рисовать)

Частым дождиком сечет. (отрывистые движения кистями)

Буйный ветер повевает (качать руками вверху)

И березку наклоняет. (согнуть туловище)

4. Распевка "Во поле береза стояла"

Настало время для пения. Петь будем? (Да) Для начала нужно нам нужно распеться, чтобы подготовить голосовые связки к пению.

Во поле березка стояла,

Во поле кудрявая стояла.

5. Пение знакомой песни "Березка"

Распелись, теперь можно петь. Какую песню о березке вы знаете? (ответы детей). Я предлагаю спеть уже знакомую песню «Березка». Кто помнит авторов песни?  (Елена Обухова).

Споем? (Да) Напоминаю, что песня поется весело, задорно.

Все дети поют песню "Березка" под аккомпанемент музыкального руководителя.

6. Индивидуальный танец "Хоровод березок".

Музыкальный руководитель. С кем сравнивают березку?

Дети. С красивой, нежной девушкой.

Музыкальный руководитель. На индивидуальных занятиях наши девочки-красавицы подготовили танец "Хоровод березок". Его еще никто не видел. Это сюрприз. Хотите посмотреть?

Девочки исполняют танец.

7.Разучивание хоровода «Кто березку причесал?»

Музыкальный руководитель. Сегодня мы разучим хоровод «Кто березку причесал».

Знакомство с песней "Кто березку причесал?"(1 куплет)

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, какие чувства испытывает автор к березке? (очень любит березку, поет нежно) Какой характер мелодии? (мелодичная, спокойная, тихая, плавная музыка) Вы хотите потанцевать под эту песню? (ответы детей)

Музыкальный руководитель. К березке подойдем, хоровод заведем. (Дети встают в круг вокруг березки)

Разучивание.

8. Подвижная игра «К дереву беги».

Музыкальный руководитель. На прогулке вы не раз рассматривали листья разных деревьях. Какие деревья растут у вас на участке? (ответы детей). Сейчас я предлагаю поиграть в игру «К дереву беги».

(Трем детям одеваются на голову атрибуты с листьями березы, дуба, рябины. Под фонограмму вальса дети импровизируют танцевальные движения, под фонограмму марша маршируют, под фонограмму польки выполняют поскоки. С окончанием музыки взрослый говорит: «Раз, два, три к березе беги!» и так по команде подбегают к каждому дереву, встают в круг.  Дети должны правильно определить дерево.)

                                          III.Заключительная часть. Итог.

Музыкальный руководитель. Ветры березку клонят, а сломать не могут. И мы люди должны беречь березку.

Сломать дерево легко, а вырастить очень много времени нужно.

Сегодня мы поздравляем нашу березку. Давайте украсим ее ленточками, чтоб она стала еще наряднее и красивее. (повязывают разноцветные ленточки на ветви березки)

Музыкальный руководитель. Занятие подошло к концу. Что нового интересно вы сегодня узнали?

Дети. Узнали, что такое «легато» и «стаккато» в музыке (особенность исполнения музыки). Девочки выучили новый сюрприз - танец "Хоровод березок" и показали нам. Разучили хоровод «Кто березку причесал?»,

познакомились с интересными играми «К дереву бег», познакомились с ритмическим рисунком.

Как вы оцениваете свое настроение в конце занятия? (Берут смайлики)

Музыкальный руководитель. Будем прощаться. Попрощаемся «стаккато»: "До сви-да-ни-я, ре-бя-та». Дети отвечают: "Дос-ви-да-ни-я".

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-литературного вечера Тема: «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: совершенствовать  связную речь детей.Задачи:образовательные:- обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить  в пассивный словарь слова «малая Родина», &laqu...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»

Комплексное занятие:  окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»

Комплексное занятие:  окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....

Конспект музыкального занятия на тему "Творчество И.С.Баха"

Творчество И.И.Баха - величайшее наследие мировой музыкальной культуры. Необходимо знакомить дошкольников с произведениями композитора. Воспитывать чувство сопереживания и эмоциональной отзывчив...

Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа

Hазвитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Конспект музыкального занятия на тему: "Зима"

Представляю конспект музыкального занятия на тему: "Зима"...