Методика техники пения - начальный этап, базовые элементы.
рабочая программа по музыке
Техника пения - это пошаговая модель постановки голоса с использованием элементов логопедии и фонопедии ,абсолютно новых подходов к выстраиванию такого инструмента как голос ,на открытие корректировку и постановку голоса с учётом плюсов минусов современной русской речи, большое внимание уделяется самоанализу ученика и его вниманию к себе особенности и в современных реалиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
детская школа искусств им. Ю.А.Гагарина
вокально-хоровое отделение
Методическая разработка на тему :
«Методика техники пения - начальный этап, базовые элементы»
По предмету: «Народный вокал»
Выполнил преподаватель высшей категории народного вокала , фольклорного ансамбля
Зубкова Елена Анатольевна
г. Котельниково
2025г.
Методический доклад «Методика техники пения»
Содержание:
I. Новый взгляд на «технику пения». Актуальны моменты.
II. Эффективность методики. Составляющие вокального аппарата.
III. Базовые элементы на первых занятиях по вокалу. (Упражнения.)
IV. Голосовые связки. Смыкание.
«Методика техника пения»
I.
..
Техника пения - это пошаговая модель постановки голоса с использованием элементов логопедии и фонопедии ,абсолютно новых подходов к выстраиванию такого инструмента как голос ,на открытие корректировку и постановку голоса с учётом плюсов минусов современной русской речи, большое внимание уделяется самоанализу ученика и его вниманию к себе особенности и в современных реалиях.
Многие говорят совсем не так, как во времена Советского Союза, или в начале 19 века (фундамент методики вокальной школы строятся и строились именно на этой базе того времени).
Также звукообразование в русском языке ,отличается от звукообразования таких языков как английский ,итальянский.Поэтому многие современные западные методики сейчас не работают( для русскоговорящих).
Совеменный взгляд на технику пения,в своей методике учитывает эти особенные русского языка и эффективно с ним работают, качественно меняя ученика.
Это перестаёт быть «пением по наитию», а становится осознанным подходом потому что упражнения их схема подачи исключает ошибки и двузначное понимание терминов и ощущений .
II
Изучая эту методику, можем абсолютно точно исправить вокальный аппарат, управлять им ,полностью овладевая своими регистрами ,переходными нотами ,опорой, стилистическими особенностями и возможности вокального звука. Эта методика открывает нам механизмы работы голоса, не от теории слов, а от первичных естественных ощущений организма от механизмов заложены природой. И ученик получает результат независимо от того ,на каком языке он говорит и поёт. А, следовательно, независимо от привычек (удобных и или неудобных для вокала) движение позиция языка, нёба и гортани то, что включается в работе вокального аппарата.
Мышечные привычки - движение всех мышц всех составляющих вокального аппарата влияет на звучание голоса, и являются той базой, на которой человек начинает петь. Поэтому в этих истоков формирование звуков управления ими и пристраивается эта методика. Благодаря подробным упражнениям и подходу происходит выравнивание ощущений. Как хорошо поющего человека так и человека не поющего.
III
Базовой элементы - то включение грудного регистра и дыхания, на котором строится весь вокальный диапазон .
1 .упражнения на дыхание.
Берём вдох носом быстро и легко при лёгком испуге и следим, чтобы плечи не поднимались.У зеркала.( Вверх скрестите Руки и положите их себе на плечи ,чтобы весом рук прижать грудную клетку) и затем задерживаем воздух репетируем задержку.
Затем на этой задержке открываем рот и делаем следующее упражнение на смыкание.
Представьте, что открылось баночка колы- шипучки. услышьте. Представьте про себя этот звук- тот момент когда воздух вырвался из банки.
2 . упражнение
Вам необходимо сделать такой же звук : открыть рот ,взять воздух и задержать на несколько секунд, сделать нужно не закрывая рот. А потом отпустить- и произойдёт звук, похожий на тот ,что мы слышим при открытии баночки. Такое короткое «а» , как будто с точки воздушное.
Заметьте ,что в теле двигается при этом упражнении?
Какие части туловища включились?
Что происходит в области горла?
Почувствовать органы ,которые пришли в движение.
3. упражнение на смыкание
Важно почувствовать следующее упражнение:
Делаем несколько серий короткого «а»(этозвук тольковыходящего воздуха,без какой-то ноты и тембра).На одном вдохе, сделав задержку ,нужно сделать 7-8 таких « а»,следить чтобы плечи при вдохе не поднимались , и не добирать между воздушными точками « А»( это похоже на то как мы что-то откашливаем, но сейчас это откашливания очень маленькое и чёткое.)
Это упражнении будет называться смыканием ,важно почувствовать движение в области диафрагмы: это область солнечного сплетения и желудка .И небольшое движение в середине горла- это область гортани.
Эти два ощущение взаимосвязаны в теле, важно это уловить. Это ощущение похоже на тужение.Потому что голосовыми связками, которые вы почувствовали как раз в середине гортани(это именно середина между подбородком и яремной ямкой-это именно здесь находится голосовые связки), мы можем прекратить выход воздуха и открыть его.
Обратите внимание на челюсть Она находится в открытом положении на начало и конец звука окончание воздуха, нельзя закрывать или прекращать воздух/ звук за счёт закрытия рта. Сделать это нужно у зеркала.
4. упражнение со звуком
со звуком нужно сделать то же самое. Ощущения должны быть такими же, как и при смыкании без звука :движение в области диафрагмы и горла.
Послушайте свой звук, высота не важна ,делайте пониже где угодно .Звук должен получиться очень сочный ,и также как будто с точки, начало звука острое, как укол.
5 . упражнение
Почередуйте смыкание со звуком и без звука.
затем сделаем два коротких а длинное:
«а- а- А»
Погрузитесь в свои ощущения и почувствовать движение в вашем теле и области горла, следите за челюстью и плечами, используйте зеркало.
Именно чёткое смыкание -называется острой атакой звука его без звука и со звуком на открытой фиксированной челюсти даёт возможность почувствовать, как связки создают сопротивление воздушному потоку, диафрагмой.
То есть необходимо проделать абсолютно естественные звуки,не пения,а просто звуки, и заметить ,что включается в теле, для того чтобы этот звук- смыкание, или как называют вокалисты, твёрдая атака произошла.
И важно отключить, при этом других упражнениях челюсть ,следить, чтобы она была опущена и оставалась в открытом положении при произведении смыкания.
Важно делать этот звук плотным и сочным ,т.к. у связок есть не только длина но и толщина. Плотно смыкая мышечную массу мы получаем самый здоровый и удобный для вокального аппарата звук.
IV
про голосовые связки
Связки - это две мышцы, которые относительно земли в нашей гортани находится горизонтально .Мышцы как двери лифта могут перекрыть выход воздуха, и для этого не нужно закрывать челюсть .
про высоту звука.
Как образуется высота звука? Я сравниваю струной на этом грифе струна имеет два крепления в начале грифа порожки и в этом положении, когда мы щиплим струну мы получаем звучание открытой струны. Высота её определена уже длиной грифа и длиной струны. Когда нам нужно повысить ноту, мы ставим палец на первый лад, прижимая, струну к грифу,а вибрирующая длина оставшейся свободной струны тем самым уменьшается, и ноты становятся выше ,относительно открытой струны. И так, двигая палец по грифу, мы сокращаем этот отрезок для свободных колебаний, и нота повышается.
Так вот голосовые связки- как струна и гриф .Только в отличие от них голосовые связки - это мягкие ткани и они прижимаются друг другу ,как струна к грифу (это и есть смыкание).Когда нота повышается ,остаётся меньше пространства для колебаний и выхода воздуха. Когда пространство увеличивается -нота понижается.То есть часть связок держит соприкосновение,закрыв выход воздуха частично, а часть связок остаётся в несомкнутом положении, оставляя отверстие той или иной величины, что и создаёт или меняет высоту звука .Это происходит в горизонтальном. относительно Земли, а не вертикали, как ошибочно представляют многие .То есть гриф гитар,равно наши связки, они располагаются в том же положении как держат гитаристы,- горизонтально земле .
Смыкание мы должны почувствовать и научиться делать это четко плотно на Первом упражнении, почувствовать диафрагму ,которая является одной из частей такого понятия как вокальная опора .Именно ,эта плотность включает полный тембр, полные возможности красок голоса каждого человека.
Про вокальное дыхание что касается вокального дыхания тут здесь главное -делать лёгкий короткий вдох и следить чтобы плечи при этом не поднимались вверх .
На этом упражнении можно и нужно почувствовать давление, создаваемое воздухом- под напором диафрагмы на закрытые голосовые связки .И это происходит на подсознательном уровне ,про это не нужно думать нужно просто заметить.
Вокальное дыхание тренируется укрепляется только Поверьте,для вокальной фразы, любой ,длинной или короткой, громкой или тихой .,не нужн длинный или глубокий вдох, нужен активный, короткий. Дышите активно и будете не только хорошо петь но и будете здоровы .
1 упражнение
На этом уроке предлагается потянуть длинные звуки и ноты обязательно начиная звук со смыкания( с твёрдой атаки), позвучать и закрепить это взаимосвязь голосовых связок и диафрагмы .В обычной жизни пропивайте их в вокальном варианте .Если вы будете делать это каждый день в течение 10-15 минут ,то с каждым днём будете всё лучше и лучше чувствовать свою взаимосвязь с голосом чувствовать как вы владеете им и ощущать его силу.
2 . смыкание
Мы все бывали у зубного когда с открытым ртом нужно передать какую-то информацию, вспомните это ощущение челюстью сказать например слово : «больно» языком издавайте гласные звуки которые есть в этом слове и получается что-то вроде и « ОЙОО» или «Ольно». Попробуйте, здесь звук рождается без участия челюсти, и что гласные звуки тоже формируются без челюстей и даже без участия губ. Возможно вы этого не замечали.
А теперь попробуем в таком положении рассказать рассказ только соблюдая следующие условия.
1. начать звук со смыкания( звука, которую Мы научились делать)
2. челюсть вообще не закрывать.
3. как держать внизу( за нижними зубами).
4. репетируем фразу
«Я шёл на урок и попал под страшный ливень»- эмоционально набор гласных и согласных звуков.
послушайте себя со стороны, запишите на диктофон.
1. менялась ли высота звука-
без участия Челюсти начинает менять высоту то выше то ниже.
2. ваше звучание было слитно или отрывисто?
голос идёт слитно происходят легко потоком по динамике из глиссанда- как бы подползая и съезжая с нот.
3. какого качества остался ваш голос тембр единым в моменты высоких и низких нот?
менялся вся фраза прозвучала плотным насыщенным звуком с изменением высоты - это плотность объём и насыщенность не изменялись голос остался таким же.
наша фраза прозвучала на грудном регистре размыкание а именно Это упражнение помогает правильно в важно при этом плачущим рассказе отследить комп собеседнику ведь Человеку нужно объяснить сложно поэтому подключается особое состояние всего тела чтобы голос( воздух) долетел до собеседника появляется посыл.
ответами на эти вопросы мы включаем самоанализ ученика он начинает чувствовать и осознавать Как работает голос в теле в горле при изменении высоты.
наш невнятный рассказ в примере похож на мелодию ведь здесь есть изменения высоты и Возможно даже нехиритмический рисунок создаваемый более быстрыми или более медленными слогами той фразы которые мы передавали Ведь именно эти две составляющие высоты и ритм - является основой песни основой мелодии.
важно запомнить параметры которые нам нужны пение
1. начать звук со смыкание, с грудного регистра.
2. зафиксировать открытую челюсть и не двигать ей. из-за этого только гласные звуки из песни( зубного врача).
3., плавное соединять ступени как при плаче, нытье.
и также передавать информацию адресату собеседнику что обеспечит нам посыл звука
проанализируем процесс песни Во саду ли в огороде полностью в речевой позиции, у нас получилось очень слитно единое по динамике и тембру фраза. у нас включилась и работа диафрагма,
в целом это показывает что петь- также естественно как говорить когда голос идёт от опоры и грудного звука.
убираем согласные звуки которые рубят фразу голосу удобнее лица свободно выходить.
и даже изменения высоты связками или в горле потому правильный механизм голоса запомните эти ощущения и звук потренируйтесь это пригодится нам в дальнейшем.
Про звук грудного регистра
Под грудным звуком подразумевается звук нижних нот вашего диапазона, сочные ярко окрашенный, резонирование этих звуков ощущается в области груди живота. При таком звукоизвлечении задействованы мышцы идущие от гортани до диафрагмы, И даже если вы чувствуете тянущие ощущения в области жабо,, то это хорошо
звучанием грудного регистра необходимо наполнять и весь ваш диапазон при дальнейшей постановке и развития голоса. это будет создавать вашу индивидуальность голоса Давать ему энергию и красоту и занимаемся.
--
Список литературы
1.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.
2.Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е изд. – М., 2005 – 367с.
3.В. Федонюк . Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003 г.
Методика работы
4.С. Н. Кравченко . ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА:
ИСПРАВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ. Методические рекомендации Томск 2013.
5. С.А.Казачков «От урока к концерту». Казань, 1990. 343с.
6. С.А.Казачков «От урока к концерту». Казань.
7.А.Девятых.Техника пения. Москва 2024г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль вспомогательных упражнений в развитии мелкой техники на начальном этапе обучения пианиста
Назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а технического аппарата – подчиняться музыкальной воле (в конечном итоге - автоматически)....
Инновации в методике обучения вокально-эстрадной технике пения детей
Работа с голосом на звуках, способствующих наиболее быстрому и точному формированию и запоминанию ощущений и навыков, связанных с нужным звукоизвлечением....

«Работа над техникой на начальном этапе обучения»
Данный материал является открытым уроком по предмету «Специальность» (баян), который был проведён с учащимся первого класса по восьмилетней программе обучения. Цель урока: изучение и отработка р...

Развитие элементов исполнительской техники на начальном этапе обучения игры на аккордеоне
В данной методической разработке ярко раскрывается значение различных элементов исполнительской техники. Основная часть доклада состоит из нескольких разделов....
Формирование техники на начальном этапе.
Статья предназначена для учителей иностранного языка, работающих в начальных классах. В ней даны методические рекомендации по обучению обучающихся начальной школы чтению на немецком языке. Раскр...
Два направления в развитии мелкой техники на начальном этапе обучения
Целью данной работы является ознакомление с упражнениями, которые помогают техническому развитию для выполнения музыкальных задач....
Презентация МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ
Методические рекомендации по технико-тактической подготовке на этапе начальной подготовки...
