Мастер - класс «Развитие эмоционального интеллекта школьников на уроках музыки через прием «Театрализация».
методическая разработка по музыке (6 класс)
«Театрализация» - метод, суть которого состоит в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного факта, документа, события.
Театрализованные игры являются неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Участие в театрализованных играх заставляют ребенка сопереживать персонажам и событиям. Следовательно, театрализованные игры являются важнейшим средством развития эмоционального интеллекта. Я думаю, что элементы театрализации можно использовать не только на уроках музыки и литературы, но и на всех других, например, в качестве физкультминутки, или рефлексии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.4 КБ | |
| 865.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер –класс
-Добрый день, уважаемые коллеги, жюри, зрители! (раздаю по цветку участникам мастер – класса) –А, впрочем, это не для вас (забираю цветы) –Удивлены? Кто испытал чувство удивления, - поднимите руку. Спасибо за искренность. Опускайте! –Кто испытал чувство радости? Кого захлестнула обида и разочарование, хоть на долю секунды? –А кто справился со своими эмоциями, и у кого возник интерес?
Сколько разных эмоций вызвало у нас одно просто действие! Как вы думаете, почему так получилось? (все по – разному реагируют, разное настроение). Так и с нашими учениками. И одной из важных задач современного педагога является умение чувствовать и понимать эмоции своих учеников учить правильно их выражать.
В реализации ФГОС перед педагогами стоит задача «Развитие всех сфер деятельности школьников, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социально – эмоционального благополучия».
Поэтому в последние годы научно – педагогическая общественность России все больше придает значение технологии социально – эмоционального обучения (SEL) – приобретение учениками навыков распознавания и управления эмоциями, развития сопереживания и заботы о других, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и эффективного решения возникающих ситуаций, т.е. развитию эмоционального интеллекта
И, так, тема мастер – класса «Развитие эмоционального интеллекта школьников на уроках музыки через прием «Театрализация».
«Театрализация» - метод, суть которого состоит в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного факта, документа, события. Театрализованные игры являются неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Участие в театрализованных играх заставляют ребенка сопереживать персонажам и событиям. Следовательно, театрализованные игры являются важнейшим средством развития эмоционального интеллекта. Я думаю, что элементы театрализации можно использовать не только на уроках музыки и литературы, но и на всех других, например, в качестве физкультминутки, или рефлексии.
Метод «Театрализации» реализуется через следующие этапы:
- Эмоциональная разминка(проговаривание скороговорок с разными интонациями, передача настроения в музыке через рисунок или пантомиму)
- Знакомство с текстом (сценарием)
- Знакомство с музыкальным произведением (прослушивание)
- Сопоставление текста с прослушанной музыкой
- Репетиция
- Распределение ролей, выбор костюмов
- Театрализация
Что мы с вами и сделаем на мастер –классе.
- И, так, начнем занятие с эмоциональной разминки. Предлагаю вашему вниманию известную скороговорку: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Давайте проговорим ее с разными интонациями.
- Радость Грусть Злость(гнев) Удивление ОтчаяниеСтрах(тревога)
Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием
- Теперь обратимся к фрагменту повести А.С.Пушкина «Метель» Перед вами текст, описывающий сцену объяснения в любви главных героев повести: Бурмина к Марье Гавриловне.(Раздаю конверты .)
Прочитайте текст и выберите из конверта эмоции, которые испытывают наши герои: Бурмин и Марья Гавриловна.
Работаем в группах.
Бурмин: страсть, переживания, отчаяние, беспокойство, рассеянность, раскаяние, восторг
Марья Гавриловна: смущение, отрицание, удивление, сомнения, догадка, испуг, сочувствие, восторг
Можете разместить эмоции на доске ( разместили)
Расскажите, какие эмоции испытал Бурмин.
Расскажите, какие эмоции испытала Марья Гавриловна
Пожалуйста, назовите эмоции, которые испытывали наши герои. Спасибо!
- По повести Пушкина «Метель» был снят кинофильм, музыку к которому написал советский композитор Г.В.Свиридов.
Сцене объяснения в любви Бурмина к Марье Гавриловне соответствует музыкальная иллюстрация «Романс», которая состоит из 5-ти вариаций. Послушайте музыку «Романса» и проследите, как меняются чувства героев в этом произведении., также сравните с чувствами, записанными на доске.
(слушают и после прослушивания делают выводы, что чувства одинаковые). И так, какой мы можем сделать вывод?
Спасибо!
- Почитав текст, прослушав музыку, мы приступаем непосредственно к театрализации. Кроме главных действующих лиц, в театрализации принимают участие: автор, звукооформители (для передачи шумового фона). А теперь давайте разыграем роли( вытаскивают разные карточки).
Марья Гавриловна и Бурмин выбирают костюмы, автор занимает свое место. Звукооформители разбириют атрибуты: свистульку, ведерко и воду. Поскольку действие развивается на фоне природы, то нам нужно будет изобразить звуки: пение птиц, журчание ручья, шум ветра.Попробуйте.
Все артисты заняли свои места на сцене.
И, так, главная задача: нужно , чтоб интонация голоса героев точно соответствовала эмоциям в музыке Свиридова.
Пожалуйста!
Спасибо, уважаемые артисты. Я, думаю, что у нас все получилось неплохо.Спрашиваю артистов: «Какие эмоции вы испытали от игры в нашем спектакле?»
(Ответы предположительно: радость, умиротворение, восхищение….) Дарю цветы.
Уважаемые зрители, посмотрите на нашу эмоциональную карту. Мы видим на ней целый букет эмоций. Их я хочу подарить всем вам!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие всех сфер деятельности школьников, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социально-эмоционального благополучия
Технология социально-эмоционального обучения - приобретение учениками навыков распознавания и управления эмоциями, развития сопереживания и заботы о других, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и эффективного решения возникающих ситуаций РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Мастер-класс «Развитие эмоционального интеллекта на уроках музыки через прием «Театрализация»
Театрализация Развитие чувств, переживаний и эмоциональных открытий Сопереживание Развитие эмоционального интеллекта
Эмоциональная разминка Знакомство с текстом Знакомство с музыкальным произведением Сопоставление текста с прослушанной музыкой Распределение ролей, репетиции Театрализация
«Не было бы счастья, да несчастье помогло»
А.С. Пушкин «Метель» Сцена объяснения в любви между Бурминым и Марьей Гавриловной
Г.В. Свиридов «Романс» (музыкальная иллюстрация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер-класса "Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания"
Данное мероприятие проводилось в рамках зональной научно-практической конференции....

Приемы и методы развития эмоциональности младших школьников на уроках музыки и занятиях хора
Эмоции являются важным составляющим психической жизни человека, особенно ребенка. Актуальность проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников обусловлена и современными требованиями образова...

Мастер - класс "Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников средствами театрально-музыкальной деятельности" (в рамках окружного семинара для музыкальных руководителей)
Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии эмоциональной сферы дошкольников....

Статья "Развитие эмоционального интеллекта школьников средствами иноязычного общения"
Предлагаемая статья поднимает важную тему влияния эмоций на процесс обучения, описывает этапы формирования эмоционального интеллекта. Автор делится опытом ведения ученических исследовательских междпре...

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»
Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...

Мастер-класс "Развитие метапредметных УУД школьников на уроках истории средствами СДО
Мастер-класс "Развитие метапредметных УУД школьников на уроках истории средствами СДО" на примере урока истории в 6 классе «Владимиро-Суздальское княжество в...
Формирование эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы как средства развития функционального чтения
Формирование эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы как средства развития функционального чтения...