Тема: «Я - россиянин, я - патриот» (интегрированный урок музыки и русского языка в 5 классе)
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Цель:

- закрепить тему «Средства музыкальной выразительности»,

- повторить морфологические признаки имен существительных,

- показать связь между предметами «музыка» и «русский язык»,

- познакомить с песней Е. Коновалова «Моя Россия»,

- объяснить учащимся, кто такой патриот, какими качествами обладает.
Тип урока: обобщение, повторение полученных знаний

Использование технологии критического мышления на этапе освоения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_integrirovannyy_urok_muzrya.docx28.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Я - россиянин, я - патриот»

(интегрированный урок музыки и русского языка в 5 классе)

Цель:

- закрепить тему «Средства музыкальной выразительности»,

- повторить морфологические признаки имен существительных,

- показать связь между предметами «музыка» и «русский язык»,

- познакомить с песней Е. Коновалова «Моя Россия»,

- объяснить учащимся, кто такой патриот, какими качествами обладает.
Тип урока: обобщение, повторение полученных знаний

Использование технологии критического мышления на этапе освоения нового материала

На доске записаны темы: «Средства музыкальной выразительности», «Морфологические признаки существительных» (+ постоянные и непостоянные признаки)

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие учителя музыки (музыкальное).

Приветствие учителя рус.языка: Здравствуйте, ребята. Урок у нас сегодня необычный, интересный. Мы с Татьяной Евгеньевной решили провести для вас интегрированный (совмещенный) урок музыки и русского языка и на нем попробуем увидеть, как работая с 1 текстом, можно изучить разные темы.

Учитель музыки: Тема урока пусть частично для вас останется загадкой, которую, я уверена, вы с удовольствием разгадаете. Мы откроем в ней лишь первую часть «Я - россиянин, я ….» (так и записано на доске), т.е есть говорить мы будем о НАС, людях, которые живут в России. Запишите в тетрадях по музыке число и половину темы.

  1. Мотивирование на учебную деятельность

Учитель музыки: Давайте сейчас познакомимся с песней Евгения Коновалова «Моя Россия». Оказывается, он наш земляк, живет в Иркутской области, в городе Ангарске. Написал уже более 700 песен, исполняет их не только в России, но и в других странах. Песню, которую мы услышим, он исполняет со своей младшей дочерью. (знакомит с песней Евгения Коновалова «Моя Россия», текст песни лежит у ребят на столе, клип на экране).

- Какие чувства, эмоции испытали, когда прослушали песню?

- С помощью чего композитор может выразить настроение в песне? (средств музыкальной выразительности).

- А какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (дети называют – педагог дает им листочек с названием этого средства выразительности, на каждой парте должно получиться по 1 листочку. После этого на слайде показать рисунок со всеми средствами музыкальной выразительности).

- А теперь попробуйте на примере этой песни определить средства муз.выразительности, докажите свою точку зрения (на столах лежат листы с характеристикой всех средств выразительности, ребята работают в парах).  

Учитель русского языка:

- Ребята, а какие слова вам не понятны? (Проводится словарная работа) Прочитываем медленно строчки. Возможные трудности:

ПОТОМКИ - это представители будущих поколений, молодое, новое поколение.

НЕТЛЕННЫЙ - никогда не исчезающий, вечный.

СКОРБЬ -  крайняя печаль, горесть, тяжёлое переживание, ощущение утраты.

ВСЕЛЕНСКАЯ - всемирного масштаба, очень масштабная, повсеместная.

ОСЕНЕННАЯ образовалось от глагола осенить, т.е перекрестить.

- А вы знаете, кто такой Сережа Есенин, о котором говорится в тексте? Помните ли стихотворение «Белая береза под моим окном»? Именно он его автор.

  1. Освоение нового материала

Учитель музыки: Ребята, а какие слова, словосочетания помогают раскрыть тему (НЕ ПРОГОВАРИВАТЬ ЕЕ!!!) этой песни? Поработайте в группах, выпишите их на листок (3 минуты)

Учитель русского языка: Оформим их в вашей тетради по музыке (создание кластера). Оставьте центр пустым, а по краям мы запишем ваши ответы (от каждой группы по очереди записываем на доску возможные сочетания: Россия, простор, русская земля, навеки прирос, потомки, родина, готов жизнь отдать, сердце, мама, не сможет забыть, страна, солдат, Отчизна, несломленный дух, православная Русь).

Учитель музыки: А вот сейчас, опираясь на те слова, которые мы выписали, попробуйте сформулировать тему этой песни. (любовь к Родине).

- А как называется человек, который любит свою родину, который навеки корнями к ней прирос, который готов жизнь отдать за нее? ПАТРИОТ (записываем это слово в центр на доске).

- А вы разделяете мысли и чувства исполнителя этой песни? Вас можно назвать патриотами? Допишем тему урока «Я - россиянин, я - патриот».

ФИЗМИНУТКА

Учитель музыки: Вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнем, разомнемся. А для разминки используем эту же песню.

Учитель русского языка: Есть в мире интересная профессия – режиссер клипов (или клипмейкер). Он придумывает сценарии для видеороликов. (Учителя по очереди предлагают движения). Если бы я создавала клип для этой песни, то обязательно использовала образ журавлей. Давайте помашем руками, словно это крылья журавлей.

Учитель музыки: Березы: потянемся вверх, к солнышку.

Учитель русского языка: Солдат: маршируем.

Учитель музыки: Необъятная родина – руки в стороны.

Учитель русского языка: мамиными руками обняла бы себя крепко-крепко.

  1. Применение изученного материала

Учитель русского языка: Что нужно делать, чтобы быть патриотом? (ответы детей + ЗНАТЬ СВОЙ ЯЗЫК, беречь его, сохранять традиции).

- А наш язык из чего состоит? (из слов)

- Если бы слов не было, получилась бы такая красивая песня? (нет).

- Попробуем определить, слов какой части речи в ней больше всего. (существительных).

- Почему? (сущ называют чувства, предметы, создают яркие и живые образы, которые нас окружают). На уроках русского языка ы как раз изучаем именно эту часть речи и сейчас мы с вами повторим морфологические признаки существительных, которые могут быть постоянными и непостоянными. Вспомним их сегодня.

- Что помогает существительным так легко сочетаться друг с другом? (падеж и число) Какие это признаки: постоянные или непостоянные? (записать на доске)

Индивидуальная работа: Определите падеж и число в словосочетаниях (распечатаны на листочках): крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Проверка.

- А какие постоянные признаки имен существительных вы знаете? (род, склонение, одушевленность, собственные или нарицательные – записать на доску).

Задание по рядам (в парах): найдите существительные мужского рода (1 ряд), женского (2 ряд), среднего (3 ряд). Запишите их в столбик (1 минута)

Проверка.

- А сейчас определите у каждого слова склонение, одушевленное оно или нет, собственное или нарицательное. (1 минута) Спросить у 5 человек.

  1. Подведение итогов, рефлексия

Учитель русского языка: Итак, ребята, какую тему мы с вами повторили, используя текст песни «Моя Россия»? (морфологические признаки существительных)

Учитель музыки: А по музыке что закрепили?

Вот и автор этой песни тоже очень грамотный человек: ведь он сумел подобрать и соединить между собой и слова, и средства музыкальной выразительности, которые помогли нам увидеть нашу Родину, почувствовать гордость за нее.

Учитель русского языка: согласна. Мы можем назвать его патриотом. Ребята, а что нужно делать, чтобы стать патриотом? (знать страну, родной язык, любить родину, защищать ее, делами подтверждать эту любовь, писать песни, поднимающие дух, как, например, в годы Великой Отечественной войны).

Учитель музыки: Домашнее задание по музыке будет таким: (НА ВЫБОР) подобрать 5 пословиц о любви к Родине, записать в тетрадь, уметь объяснить ИЛИ изобразить изученную песню в рисунке.

Учитель русского языка: Ребята, получилось ли вам увидеть, как тесно связаны предметы друг с другом?

При помощи смайликов оцените свою работу на уроке: если вы были активны, все поняли, вам понравился урок, выбери смайл с улыбкой; если вам было спокойно, вы периодически принимали участие в обсуждении урока, возьмите смайл без улыбки; если вам не понравился урок, было неинтересно, скучно, то смайл с грустным выражением. Прикрепите выбранные смайлы на доску.

Учитель музыки: А теперь давайте попробуем исполнить эту песню вместе с исполнителем.

Определите падеж и число у существительных:

крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Определите падеж и число у существительных:

крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Определите падеж и число у существительных:

крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Определите падеж и число у существительных:

крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Определите падеж и число у существительных:

крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Определите падеж и число у существительных:

крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Определите падеж и число у существительных:

крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Определите падеж и число у существительных:

крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Определите падеж и число у существительных:

крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Определите падеж и число у существительных:

крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОСТРОЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА»

Цель урока- формировать навыки редактирования текста, используя знания по информатике и русскому языку;ознакомить обучающихся с практическим применением знаний и умений редактирования текста,научиться...

Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»

Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...

Интегрированный урок музыки и английского языка для 2 класса. Тема «Инструменты симфонического оркестра».

Интегрированный урок музыки и английского языка для 2 класса. Тема «Инструменты симфонического оркестра».Цели урока:образовательные:·...