Тема: «Я - россиянин, я - патриот» (интегрированный урок музыки и русского языка в 5 классе)
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Цель:
- закрепить тему «Средства музыкальной выразительности»,
- повторить морфологические признаки имен существительных,
- показать связь между предметами «музыка» и «русский язык»,
- познакомить с песней Е. Коновалова «Моя Россия»,
- объяснить учащимся, кто такой патриот, какими качествами обладает.
Тип урока: обобщение, повторение полученных знаний
Использование технологии критического мышления на этапе освоения нового материала
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Я - россиянин, я - патриот»
(интегрированный урок музыки и русского языка в 5 классе)
Цель:
- закрепить тему «Средства музыкальной выразительности»,
- повторить морфологические признаки имен существительных,
- показать связь между предметами «музыка» и «русский язык»,
- познакомить с песней Е. Коновалова «Моя Россия»,
- объяснить учащимся, кто такой патриот, какими качествами обладает.
Тип урока: обобщение, повторение полученных знаний
Использование технологии критического мышления на этапе освоения нового материала
На доске записаны темы: «Средства музыкальной выразительности», «Морфологические признаки существительных» (+ постоянные и непостоянные признаки)
Ход урока:
- Организационный этап.
Приветствие учителя музыки (музыкальное).
Приветствие учителя рус.языка: Здравствуйте, ребята. Урок у нас сегодня необычный, интересный. Мы с Татьяной Евгеньевной решили провести для вас интегрированный (совмещенный) урок музыки и русского языка и на нем попробуем увидеть, как работая с 1 текстом, можно изучить разные темы.
Учитель музыки: Тема урока пусть частично для вас останется загадкой, которую, я уверена, вы с удовольствием разгадаете. Мы откроем в ней лишь первую часть «Я - россиянин, я ….» (так и записано на доске), т.е есть говорить мы будем о НАС, людях, которые живут в России. Запишите в тетрадях по музыке число и половину темы.
- Мотивирование на учебную деятельность
Учитель музыки: Давайте сейчас познакомимся с песней Евгения Коновалова «Моя Россия». Оказывается, он наш земляк, живет в Иркутской области, в городе Ангарске. Написал уже более 700 песен, исполняет их не только в России, но и в других странах. Песню, которую мы услышим, он исполняет со своей младшей дочерью. (знакомит с песней Евгения Коновалова «Моя Россия», текст песни лежит у ребят на столе, клип на экране).
- Какие чувства, эмоции испытали, когда прослушали песню?
- С помощью чего композитор может выразить настроение в песне? (средств музыкальной выразительности).
- А какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (дети называют – педагог дает им листочек с названием этого средства выразительности, на каждой парте должно получиться по 1 листочку. После этого на слайде показать рисунок со всеми средствами музыкальной выразительности).
- А теперь попробуйте на примере этой песни определить средства муз.выразительности, докажите свою точку зрения (на столах лежат листы с характеристикой всех средств выразительности, ребята работают в парах).
Учитель русского языка:
- Ребята, а какие слова вам не понятны? (Проводится словарная работа) Прочитываем медленно строчки. Возможные трудности:
ПОТОМКИ - это представители будущих поколений, молодое, новое поколение.
НЕТЛЕННЫЙ - никогда не исчезающий, вечный.
СКОРБЬ - крайняя печаль, горесть, тяжёлое переживание, ощущение утраты.
ВСЕЛЕНСКАЯ - всемирного масштаба, очень масштабная, повсеместная.
ОСЕНЕННАЯ образовалось от глагола осенить, т.е перекрестить.
- А вы знаете, кто такой Сережа Есенин, о котором говорится в тексте? Помните ли стихотворение «Белая береза под моим окном»? Именно он его автор.
- Освоение нового материала
Учитель музыки: Ребята, а какие слова, словосочетания помогают раскрыть тему (НЕ ПРОГОВАРИВАТЬ ЕЕ!!!) этой песни? Поработайте в группах, выпишите их на листок (3 минуты)
Учитель русского языка: Оформим их в вашей тетради по музыке (создание кластера). Оставьте центр пустым, а по краям мы запишем ваши ответы (от каждой группы по очереди записываем на доску возможные сочетания: Россия, простор, русская земля, навеки прирос, потомки, родина, готов жизнь отдать, сердце, мама, не сможет забыть, страна, солдат, Отчизна, несломленный дух, православная Русь).
Учитель музыки: А вот сейчас, опираясь на те слова, которые мы выписали, попробуйте сформулировать тему этой песни. (любовь к Родине).
- А как называется человек, который любит свою родину, который навеки корнями к ней прирос, который готов жизнь отдать за нее? ПАТРИОТ (записываем это слово в центр на доске).
- А вы разделяете мысли и чувства исполнителя этой песни? Вас можно назвать патриотами? Допишем тему урока «Я - россиянин, я - патриот».
ФИЗМИНУТКА
Учитель музыки: Вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнем, разомнемся. А для разминки используем эту же песню.
Учитель русского языка: Есть в мире интересная профессия – режиссер клипов (или клипмейкер). Он придумывает сценарии для видеороликов. (Учителя по очереди предлагают движения). Если бы я создавала клип для этой песни, то обязательно использовала образ журавлей. Давайте помашем руками, словно это крылья журавлей.
Учитель музыки: Березы: потянемся вверх, к солнышку.
Учитель русского языка: Солдат: маршируем.
Учитель музыки: Необъятная родина – руки в стороны.
Учитель русского языка: мамиными руками обняла бы себя крепко-крепко.
- Применение изученного материала
Учитель русского языка: Что нужно делать, чтобы быть патриотом? (ответы детей + ЗНАТЬ СВОЙ ЯЗЫК, беречь его, сохранять традиции).
- А наш язык из чего состоит? (из слов)
- Если бы слов не было, получилась бы такая красивая песня? (нет).
- Попробуем определить, слов какой части речи в ней больше всего. (существительных).
- Почему? (сущ называют чувства, предметы, создают яркие и живые образы, которые нас окружают). На уроках русского языка ы как раз изучаем именно эту часть речи и сейчас мы с вами повторим морфологические признаки существительных, которые могут быть постоянными и непостоянными. Вспомним их сегодня.
- Что помогает существительным так легко сочетаться друг с другом? (падеж и число) Какие это признаки: постоянные или непостоянные? (записать на доске)
Индивидуальная работа: Определите падеж и число в словосочетаниях (распечатаны на листочках): крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем.
Проверка.
- А какие постоянные признаки имен существительных вы знаете? (род, склонение, одушевленность, собственные или нарицательные – записать на доску).
Задание по рядам (в парах): найдите существительные мужского рода (1 ряд), женского (2 ряд), среднего (3 ряд). Запишите их в столбик (1 минута)
Проверка.
- А сейчас определите у каждого слова склонение, одушевленное оно или нет, собственное или нарицательное. (1 минута) Спросить у 5 человек.
- Подведение итогов, рефлексия
Учитель русского языка: Итак, ребята, какую тему мы с вами повторили, используя текст песни «Моя Россия»? (морфологические признаки существительных)
Учитель музыки: А по музыке что закрепили?
Вот и автор этой песни тоже очень грамотный человек: ведь он сумел подобрать и соединить между собой и слова, и средства музыкальной выразительности, которые помогли нам увидеть нашу Родину, почувствовать гордость за нее.
Учитель русского языка: согласна. Мы можем назвать его патриотом. Ребята, а что нужно делать, чтобы стать патриотом? (знать страну, родной язык, любить родину, защищать ее, делами подтверждать эту любовь, писать песни, поднимающие дух, как, например, в годы Великой Отечественной войны).
Учитель музыки: Домашнее задание по музыке будет таким: (НА ВЫБОР) подобрать 5 пословиц о любви к Родине, записать в тетрадь, уметь объяснить ИЛИ изобразить изученную песню в рисунке.
Учитель русского языка: Ребята, получилось ли вам увидеть, как тесно связаны предметы друг с другом?
При помощи смайликов оцените свою работу на уроке: если вы были активны, все поняли, вам понравился урок, выбери смайл с улыбкой; если вам было спокойно, вы периодически принимали участие в обсуждении урока, возьмите смайл без улыбки; если вам не понравился урок, было неинтересно, скучно, то смайл с грустным выражением. Прикрепите выбранные смайлы на доску.
Учитель музыки: А теперь давайте попробуем исполнить эту песню вместе с исполнителем.
Определите падеж и число у существительных: крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем. | Определите падеж и число у существительных: крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем. |
Определите падеж и число у существительных: крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем. | Определите падеж и число у существительных: крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем. |
Определите падеж и число у существительных: крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем. | Определите падеж и число у существительных: крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем. |
Определите падеж и число у существительных: крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем. | Определите падеж и число у существительных: крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем. |
Определите падеж и число у существительных: крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем. | Определите падеж и число у существительных: крик журавлей, сравню с сердцем, не сможет забыть страну, край березок, оплакала дождем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"
Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества» Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОСТРОЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА»
Цель урока- формировать навыки редактирования текста, используя знания по информатике и русскому языку;ознакомить обучающихся с практическим применением знаний и умений редактирования текста,научиться...

Интегрированные урок английского и русского языка (урок практикум) в 11 классе по теме "Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области "Филология" на тему"Формирует ли чтение личность человека?"
Развитие коммуникативной компетенции по проблеме "Написание эссе "Моё личное мнение"(в части аргументации) на английском языке.(профильный уровень)....

Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»
Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...
Интегрированный урок музыки и английского языка для 2 класса. Тема «Инструменты симфонического оркестра».
Интегрированный урок музыки и английского языка для 2 класса. Тема «Инструменты симфонического оркестра».Цели урока:образовательные:·...

Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
