Образы зарубежных композиторов
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Черных Ирина Александровна

   знакомство с вокальным стилем бельканто;

освоение  вокальных жанров – баркаролы, серенады, баллады

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass._obrazy_zarubezhnyh_kompozitorov.docx21.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6.1.8.Образы песен зарубежных композиторов  - слайд 1

Голос, голос,
Кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живет:
Кажется, что  это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовет…

В.Семернин – слайд 2 

Задачи урока:

  • знакомство с вокальным стилем бельканто;
  • освоение  вокальных жанров – баркаролы, серенады, баллады;
  • закрепление представлений о форме вариаций;
  • формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;
  • выявление средств выразительности разных  видов  искусства: литературного, музыкального и изобразительного в создании  единого образа.

ХОД УРОКА

– Сегодня у нас урок необычный,  я предлагаю Вам  мысленно перенестись  в Италию.
– Что Вы знаете об этой стране?
– Чем она прославилась на весь мир?
– С какими произведениями, связанными с этой страной, Вы знакомы?  
Слайд 3 - 6

– Все дороги ведут в Рим. Рим – столица Италии. Об этом городе можно рассказывать бесконечно, его история, как и история его основания известна всем со школьных уроков истории. С древних времен Рим называют Вечным городом. Город, в который ведут все дороги, город на семи холмах, все это Рим – город Италии с многовековой историей. Все прошлое нынешней Италии сплелось в нем, от времени становления Римской Империи, до наших дней. Трудно сосчитать все памятники, храмы, арены, трудно понять величие Рима, но можно понять его величие и осознать всю его красоту. Некоторые люди говорят, что нельзя понять Италии, не побывав в ее сердце, в Риме. Но мы сегодня  мысленно представимся, что мы находимся в Италии. Будем знакомиться с произведениями и композиторами Итальянской музыки.
          СЛАЙД 7  - 8            -  Первое наше знакомство начнется  прекрасного пения – БЕЛЬКАНТО. Так же называют всякое виртуозное исполнение певца, которое доставляет эстетическое наслаждение.
Родиной Бельканто является  Италия. Композиторы, художники, певцы, артисты стремились побывать в Италии, проникнуться духом этой страны, величием архитектурных памятников, картин, скульптур, красотой ее музыки и пения.
    Множество музыкальных произведений, и вокальных, и инструментальных, связано с впечатлениями  разных композиторов о Венеции, чудесном музыкальном городе в Италии. 

Первое наше знакомство с композитором Якобом Людвигом Феликсом Мендельсоном - «Бартольди».  СЛАЙД 9  - 10 -11  (9 – авт. Песня без слов на 3 слайда)
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге, он был первым сыном известной еврейской семьи, имевшей в то время значительное состояние и общественное положение.
На чрезвычайные музыкальные способности Феликса и его сестры Фанни обратила внимание их мать Леа. Она была первым учителем музыки своих одаренных детей. Когда она исчерпала пределы своих педагогических возможностей, то отдала их на попечение Людвига Бергера, выдающегося пианиста и композитора. Семилетний Феликс делал такие успехи, что уже через три года праздновал свою первую победу на одном публичном частном концерте. Одновременно он с особым усердием учился играть на альте, который позже стал его любимым инструментом.
Среди обширного и разнообразного наследия Мендельсона центральное место принадлежит его «Песням без слов» для фортепиано... музыкальный стиль, сложившийся уже в первых «Песнях без слов», не исчерпывает собой все стороны искусства Мендельсона... На создание лиричных «домашних» миниатюр Мендельсона натолкнули фортепианные пьесы ряда современных композиторов... Однако, ни одному из композиторов, вдохновивших Мендельсона, не удалось создать камерную фортепианную литературу, равную «Песням без слов» по свежести образов...              

   11 -     Главная отличительная особенность, объединяющая разнообразные пьесы «Песен без слов», заключается в их близости к бытовой вокальной музыке того времени... Мендельсон перенес в фортепианную музыку эмоциональную непосредственность... «Песни без слов» носят характер камерного романса с фортепианным сопровождением... Характерную фактуру этих «Песен без слов» образуют широкая вокальная мелодия, интонационно близкая бытовой городской вокальной лирике... Некоторые «Песни без слов» воспроизводят хоровой стиль в манере «лидертафеля»... Главная отличительная особенность, объединяющая разнообразные пьесы «Песен без слов», заключается в их близости к бытовой вокальной музыке того времени... Мендельсон перенес в фортепианную музыку эмоциональную непосредственность... «Песни без слов» носят характер камерного романса с фортепианным сопровождением... Характерную фактуру этих «Песен без слов» образуют широкая вокальная мелодия, интонационно близкая бытовой городской вокальной лирике... Некоторые «Песни без слов» воспроизводят хоровой стиль в манере «лидертафеля»...

Это и песни «Без слов» немецкого композитора, одна из которых так называлась «Песня  венецианского гондольера

 Сдайж 12    13  -  Звучит «Баркарола» австрийского композитора Ф.Шуберта.

Шуберт Франц Петер (1797-1828)

Франц-Петер ШУБЕРТ Шуберт (Франц-Петер Schubert) – знаменитый композитор. Родился в Вене 31 января 1797 г., умер там же 19 ноября 1828 г.
Богато одаренная музыкальная  натура Ш. сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи.  Одиннадцати лет от роду он был принят в придворную  капеллу, где, кроме пения, изучал игру на  многих инструментах и теорию музыки (под руководством  Сальери). Оставив капеллу, Ш. жил уроками. Изучал  преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена
Баркаролла (от ит.
bаrса – лодка) – песня лодочника. Особенно распространена в Венеции (Италия). Певучая вокальная или инструментальная пьеса. Размер 6/8. Характерный рисунок ритма в аккомпанементе создает ощущение покачивания на воде.    «Баркаролла» широко применялась в операх.

Слайд 14 – 15.    

 Великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия с приглашенной из Петербурга гувернанткой, Варварой Федоровной Кламер, игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались "страстью" к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям.

Романс "Венецианская ночь" можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Стиль Глинки – зрелого художника – здесь уже вполне сформировался. Это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен. Этот романс образно передает впечатление русского художника от южной природы, ласкового моря и "сладостных напевов" Италии. Романс написан на стихи замечательного поэта И. Козлова, о творчестве которого с восторгом отзывался А. Пушкин.

Слайд 16 – 17- 18 аудио и видео Окена –море синее, песня Веденецкого гостя.

Римский-Корсаков родился 6 (18 марта) в небольшом городе Тихвине Новгородской Губернии Российской Империи.
Отец композитора – Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862) – служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором, мать – Софья Васильевна – дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич – контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Слайд 19 – 20 А.Челентано

21 – 23 тесты

24 ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка русских и зарубежных композиторов, созвучная сегодняшней проблеме экологии ».

Основные этапы урока. 1.    Вступительная беседа по темам «Преобразующая сила музыки» и «В  чём сила музыки». 2.    Выводы учащихся по теме «Преобразующая сила муз...

Учебно – методическое пособие «Зарубежные композиторы»

При слушании музыкального произведения учитель должен познакомить ребяс с композитором, написавшим данное произведение. Рекомендовано учителям начальной и старшей школы общеобразовательных и коррекцио...

"Образы песен зарубежных композиторов"

Раскрыть форму и содержание произведений Франца Шуберта....

Презентация к уроку музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс

Презентация позволяет расширить представления учащихся по  изучаемой теме.......

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

Конспект урока "Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения"....

Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл

Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства  с высокохудожественными образцами классической музыки.   ...