Конспект урока по музыке в 5 классе по теме "Звуки скрипки так дивно звучали..."
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме "Звуки скрипки так дивно звучали..." Данный конспект урока можно использовать для открытого урока музыки в 5 классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе на тему «Звуки скрипки так дивно звучали…»
Тип урока: Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: - Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; - Хрестоматия «Музыка. 5 класс».
Используемая методическая литература: Смирнова Э. Русская музыкальная литература под ред. Поповой Т.В. - М.: изд-во "Музыка", 1974. Музыка и живопись для детей. СD-ROM.- М., 2002. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
Краткое описание: Урок посвящен знакомству с музыкой Н. Паганини
«ЗВУКИ СКРИПКИ ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛИ…»
Цель урока:
- формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 5 класса в предметной области «Музыка» по разделу «Музыка и изобразительное искусство» по теме «Звуки скрипки так дивно звучали…» через знакомство с творчеством Николы Паганини.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
· формирование основ уважительного отношения к искусству;
· формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
· формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
· взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
· знание основных закономерностей музыкального искусства (каприс, интерпретация, портрет);
· формирование основ музыкальной культуры;
· умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
· развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Формы и методы работы с учащимися:
· Метод зрительной наглядности: презентация;
· Метод звуковой и зрительной наглядности;
· Метод эмоциональной драматургии;
· Метод сравнения;
· Словесные методы (беседа, объяснение, разъяснение).
Структура урока: - Организационный момент.
- Актуализация темы
- Объяснение нового материала.
- Вокальная работа
- Обобщение темы, рефлексия
- Подведение выводов.
Ход урока.
1. Организационный момент .
1.1. Настраивание учащихся на деятельность.-
Звучит музыка Н. Паганини
Учитель: Какую тему для разговора подсказывает нам музыка? Звучание какого инструмента вы сейчас услышали?
1.2. Мотивационно-целевое полагание:
Определение темы урока.
Учитель: Ребята посмотрите на эти строки А. Толстого, какая из них могла бы стать темой нашего сегодняшнего урока?
«Звуки скрипки так дивно звучали…»
Учитель: У вас на столах лежат задания, что нам нужно чтоб их выполнить?
Познакомиться с историей возникновения скрипки и родственных инструментов- так будет звучат цель урока.
Для достижения цели нам нужно обозначить задачи:
- узнать историю скрипки;
- узнать родственные инструменты скрипки;
Посмотрите на листок №1 какие задачи мы еще можем обозначить?
- познакомиться с мастерами изготовителями.
А теперь посмотрите на листок №2
Какое здесь задание? Прослушайте произведения и соотнесите их с изображениями на стр.112-113.
Что нам нужно сделать для того чтоб заполнить таблицу?
- прослушать произведения в исполнении скрипки - еще одна наша задача.
Симфонический оркестр | Соло | Дуэт | |
«Каприс» Н.Паганини | |||
«Мелодия» П.И. Чайковский | |||
«Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковский |
И последний листок №3 «Что узнал нового и что знал заранее» -
Напишите
Что узнал нового | Что знал заранее |
2. Актуализация темы .
2.1. Подготовка проблемной ситуации
История происхождения скрипки.
Скрипка окружена множеством легенд и загадок. Тайной осталось история её возникновения. Существуют различные версии того, какие именно инструменты были первыми предками скрипки. Смычковые инструменты были известны очень давно, но всё же они значительно моложе струнных инструментов, на которых играли без смычка. Их называли щипковыми. Время и место появления смычка точно не определены.
Исследователи предполагают, что родиной смычковых инструментов была Индия. Из Индии смычковые попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке инструменты пришли в Европу.
Было несколько разновидностей смычковых инструментов: и простых, и более сложных. Считается, что скрипка стала известна в 16 веке.
У скрипки много родственников. Самая близкая – виола, Во время игры её держали у плеча, если она была маленькая. Были виолы и больших размеров, они издавали низкие звуки, и тогда музыкант ставил инструмент на пол. Звук у виолы был нежный, мягкий, но слабый, хотя струн было от пяти до семи. Звучала виола в небольших помещениях, для узкого круга зрителей.
В России родственницей скрипки считается гудок. Корпус гудка грушевидной формы. Народные музыканты ставили гудок на калено и водили смычком по трём струнам. В зависимости от размера гудок называли по-разному: гудочек, гудок, гудило, гудище.
В течение нескольких столетий инструменты совершенствовались. В 16 веке произошло «второе рождение» скрипки. По- настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16-17 веков, жившие в городе Креморе. Благодаря им, скрипка из простушки стала любимицей большой сцены.
Учитель
История сохранила имена великих итальянских мастеров изготовления скрипичных инструментов Джузеппе Гварнери, Амати, Николо Паганини. Среди них Антонио Страдивари (1644-1737). В своей мастерской он изготавливал не только скрипки, но и альты, и виолончели. Антонио Страдивари приблизил звук скрипки к тембру голоса человека. Виола на фоне скрипки звучала не выразительно, слабо. Так скрипка вытеснила виолу и стала «царицей» музыки.
Давайте обратимся к учебнику на странице 112 (Работа с учебником на стр. 112-113)
Перед нами изображения скрипачей и скрипок разных эпох. К каким жанрам изобразительного искусства принадлежат эти живописные полотна? (портрет или натюрморт?)
Что вы знаете о скрипке? Почему звучание этого инструмента так любимо слушателями.
Учитель: Какое у вас было домашнее задание? Прочитать рассказ К. Паустовского «Струна»
2.2. Беседа по тексту
Учитель: О чем этот рассказ? Какое время истории России описывает Паустовский? Что помогло музыканту довести до конца свое выступление на единственной оставшейся струне скрипки? Как вы считаете, то, что произошло в рассказе, могло ли случиться в реальной жизни?
Учащиеся высказывают свои мнения о том, смогут ли они ответить на вопросы сразу, опираясь на ранее полученные знания или жизненный опыт, или еще нужно искать ответ.
Учитель: Давайте, вновь обратимся к рассказу:
С кем сравнивают Егорова слушатели?
Кто, по их мнению, мог бы сыграть в данной ситуации?
Кто такой Н. Паганини?
Существовал ли такой музыкант на самом деле?
Что же такого сделал Паганини, раз о нем пишут рассказы?
Чем удивляет он нас, и что мы о нем знаем? Что нам нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?
Учитель: На вашем столе лежит таблица в ней три столбца. Давайте сейчас заполним два из них: знаю, хочу узнать. В конце нашего урока мы заполним, и последний столбик, проверив себя, что же мы хотели узнать и что узнали. (Учащиеся планирую способы достижения намеченной цели.)
2.5. Работа над осмыслением содержания музыки
Учитель: Кстати история, которая была в рассказе Паустовского реальна. Паганини выступал на концерте, когда одна за другой у него начали рваться струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалиться и Паганини опозорится перед публикой. Но Н. Паганини доиграл произведение до конца на одной струне.
( звучит каприс №24)
Учитель: Что вы услышали в музыке? Какой образ рисует нам музыка? Какими чертами характера наделили бы вы главного героя этой музыки? Нарисуйте её в своем воображении. Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, отвечая на вопросы, высказывают свое мнение, используют понятия «темп, динамика, тембр», называют средства музыкальной выразительности.
Как звучала мелодия?
Какое настроение?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Сейчас вы будете составлять паспорт для скрипки по плану, который находится перед вами. Текстом можно пользоваться.
Паспорт.
Имя - скрипка.
Родина – Индия, северная Африка, страны Европы.
«Второе рождение» - 16 век.
Семейство – струнно-смычковые.
Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас.
Родня в России – гудок.
Мастера-изготовители – Антонио Страдивари.
Место работы - соло, ансамбли, симфонический оркестр.
Скрипка получила свой паспорт
3. Физминутка
Учитель: При повторном прослушивании используем прием пластическое интонирование. Выразите настроение и характер музыки через пластику движений рук.
(повторное звучание произведения, учащиеся имитируют игру на скрипке)
4. Беседа знакомство с новыми понятиями. Знакомство с музыкальной формой каприс и интерпретация
Учитель: А как бы вы назвали эту пьесу? Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение каприс? Какое слово близко по значению со словом каприс?
Учитель: Какие черты музыки Паганини сохранили композиторы, а что подвергло изменению? Какая из версий ближе всего к образу созданному Паганини, а какая вносит в этот образ новые свойства? Как называют произведения композиторов, созданные на основе произведений Паганини? Отвечают, аргументируя своё мнение. Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи.
5. Вокальная работа.
Учитель: Паганини выбрал для себя очень трудную дорогу, но эту дорогу он прошел с честью и достоинством - слушание песни «Дорогою добра». О чем эта песня? Мелодия песни очень изобразительно. Что она изображает?
Учитель – Ребята, а знаете ли вы, что одним из секретов Паганини было репетирование без звучания инструмента. А мы с вами попробуем правильно петь без звучания голоса.
5.1. Распевание
1. Упражнение «Ладошки»
2. Упражнение «Обними плечи»
5.2. Работа над песней
1. выстраивание первого звука.
2. разучивание мелодии acapella по фразам, по руке
3. исполнение 1 куплета.
4. работа над эмоциональным исполнением.
Ученики формируют навык правильной певческой установки, отрабатывают тембровое и интонационное исполнение песни.
6. Обобщение темы, рефлексия.
Учитель: Давайте вновь обратимся к нашей таблице и заполним последний столбик. Обратите внимание, на ваших столах лежат листы бумаги, я попрошу каждого из вас написать вопрос, который бы вы хотели задать вопрос, по теме урока, своему однокласснику и на который могли бы ответить сами. А теперь давайте сделаем из этих листочков самолетики и отправим их в полет тому, кому хотели бы адресовать свой вопрос. А получивший должен на него ответить. (Самостоятельная работа с самопроверкой )
Учитель: Какой же вывод на сегодняшнем уроке мы с вами сделаем? В чем «секрет» музыки Н. Паганини? Ответить на этот вопрос я предлагаю вам с помощью синквейна. (рефлексия)
Учитель: Да она открыла новые горизонты в исполнительстве для последующих поколений. А знаете ли вы композиторов и музыкантов, которые также виртуозно владели техникой игры на музыкальных инструментах. Кто они вы расскажете мне на следующем уроке, т.к. это будет вашим домашним заданием. ( запись домашнего задания в дневник)
7. Итоги урока Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке- 1 класс "Без ритма нет движенья"
Конспект урока по музыке "Без ритма нет движенья"....

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.
Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей. Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека
5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....
