Конспект урока в 6 классе по предмету «Музыка» по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Конспект урока по музыке на тему «Могучее царство Ф. Шопена»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 6 классе по предмету «Музыка» по программе
Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Тема: «Могучее царство Ф. Шопена»
Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
- Создать условия для целостного представления о жизни и творчестве Фредерика Шопена.
- Развить умение определять музыкальные произведения на слух;
- Владеть первоначальными певческими навыками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
- формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные
- использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Развитие музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного исполнения.
Ресурсный материал:
- Видеоряд: фрагмент Вальса №10 Ф. Шопена, песня Е. Ваенги «Шопен»,
- Карточки для работы в паре;
- Портрет Ф. Шопена.
Ход урока:
- Организационный момент
(Нацелить внимание обучающихся на урок.)
Учитель:
- Здравствуйте.
- Сегодня мы начинаем наш урок с прослушивания муз.произведения!
(фрагмент Вальса №10 Ф Шопена).
Учитель:
Какая музыка по характеру?
Какой жанр музыки?
Какого цвета?
Какой массы музыка?
Какой инструмент исполняет?
Как вы думаете, сколько лет композитору?
Он блондин или брюнет?
Хотите посмотреть на композитора? (Портрет Ф.Шопена)
- Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни? (Добрый, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек)
II. Актуализация.
Учитель:
Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.
О каком композиторе идёт речь?
Учащиеся:
- Фредерике Шопене
Учитель:
- Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?
Учащиеся:
- Царство.
Учитель:
- Назовите синоним слов: мощный, значительный, величественный?
Учащиеся:
- Могучий
Учитель:
- А теперь сформулируем тему:
Учащиеся:
- «Могучее царство Ф. Шопена»
III. Сообщение темы.
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.
В этом году 22 февраля исполнилось бы 207 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:
Учащиеся:
Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы, Петербурга,
Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.
И где б я ни был, как не волновался,
Какой бы жребий не избрал земной –
Царит ли полонез, скользит ли вальс
Ликует ли мазурка – ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка, светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.
IV. Постановка задач
Учитель:
Какие задачи стоят перед нами, что можем мы узнать? ( О жизни и творчестве композитора)
V. Работа по теме.
Работа по группам. Разделиться на слова «Я люблю музыку»
Работают под музыку Ноктюрн фа минор
- Биография Ф. Шопена (таблица)
- Заполните таблицу.
Вопрос | Ответ |
1. Национальность | Поляк (без ответа) |
2. Семья | Мать, отец, 3 сестры |
3. Первый учитель (фортепиано) | Войцех Живный |
4. Первое сочинение, выступление | В 7 лет, полонез |
5. Кем стал | Великим композитором, музыкантом |
Ответы учащихся:
1. Поляк. Родился блиц Варшавы в имении Желязова Воля.
2. Отец – француз, сын крестьянина.
Мать – полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.
Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.
Три сестры – разносторонне развиты.
С 6 лет систематические занятия на фортепиано с Войцехом Живным.
4. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. Полонез g-moll.
5. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.
6. Он стал великим музыкантом и композитором.
Новый материал.
Учитель:
- Фридерик Шопен – величайший мелодист мира.
- Он жил в трудную, но интересную эпоху.
- Как поляк (по матери) он всем сердцем принадлежал польской культуре, как француз (по отцу) он обладал пылким темпераментом.
- Слияние 2-х культур обогатило музыкальную палитру композитора.
- Когда Шопена спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки, он ответил “жаль” zal, “жалость”.
- По словам Листа, слово “жаль” - окрашивает все творения Шопена то в серебристые, то в огненно – пылающие тона.
2)Приготовить пересказ
Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.
Но в 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.
Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.
Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам. Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.
- (Соотнести понятия) Музыкальные термины
Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения
Вальс (фр. valse) — общее название бальных, социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый
ПОЛОНЕЗ. (от франц. danse polonaise, польский танец), польский медленный, торжественный танец; широко распространен у народов Европы
Шопен жил и творил в 19 веке. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепьянных произведений, которые живут в наших сердцах по сей день.
(просмотр слайдов видеофрагмент Прелюдия №20, Вальс №10, Полонез)
Учитель:
Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.
- Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке.
- Внимание на экран (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен»,
Учитель:
Подведем итог: Подчеркнуть слова, которые не относятся к Шопену
VI. Рефлексия
«Мне урок …, потому что …»
«Я хотел(а) бы ...»
Оцени свою работу на уроке ( отлично, хорошо, удовлетворительно)
VII. Итог урока.
- Всем спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предмету "Музыка" авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Рабочие программы "Музыка" авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина с пояснительными записками и титульным листом....

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов
Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...

Конспект урока музыки в 5 классе в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Застывшая музыка. Музыка и архитектура. Рскрытие заимообогощающих связей между различными сферами искусства на примере музыки и архитектуры....

Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...

Конспект урока 1 класс. Проблема рождения музыки. Программа 21 век.
Конспект урока. 1 класс. Проблема рождения музыки. Образ музыки....

