Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности на уроке музыки с учетом особенностей мышления современного поколения подростков»
учебно-методический материал по музыке (8 класс)
Материал предназначен для учителей музыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.83 КБ | |
| 1.43 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер-класса «Развитие функциональной грамотности на уроке музыки с учетом особенностей мышления современного поколения подростков»
СЛАЙД 1 | Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Елена Ивановна Черняева, я учитель музыки МКОУ Тогучинского района «Янченковская средняя школа», веду уроки в классах среднего звена, с 5 по 8. Тема моего мастер-класса «Развитие функциональной грамотности на уроке музыки с учетом особенностей мышления современного поколения подростков», поскольку одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности. |
СЛАЙД 2 | Перед вами на презентации страница текста и карточка инфографики – два разных способа подачи информации. Скажите, какой вариант первым привлёк ваше внимание? Почему? А какой вы использовали бы как источник информации при написании научной статьи? Почему? Да, ведь относительно недавно основным источником информации была книга. Читательская грамотность помогала нам проанализировать и выбрать из массива текста нужное. Ведь «МЫ ПОНИМАЕМ НЕ ТЕКСТ, А МИР, СТОЯЩИЙ ЗА ТЕКСТОМ» – это цитата Алексея Леонтьева. Он, как и многие другие лингвисты, большое внимание уделял развитию смыслового чтения, в частности, приему «Преобразования и интерпретации текста». Но теперь уже нет нужды читать толстенный том, потому что с развитием современных информационных технологий множество книг подверглось оцифровке и нейросеть может тебе их не только прочитать, но и даже вкратце пересказать. И даже проиллюстрировать картинками, чтоб тебе «не было скучно». Мы включаем аудио вместо чтения, надеясь, что так информация быстрее и легче «попадет прямо в голову». Но очень быстро мы начинаем отвлекаться, мысль уходит, информация не запоминается. Потому что в какой-то момент нам стало скучно. Причиной этого самого «скучно», как утверждается, у современного поколения является клиповое мышление. |
СЛАЙД 3 | Отсюда и обилие смайликов в современных переписках, когда легче, быстрее, ярче и выразительнее «кинуть мемчик» или смайлик, чем писать словами (совсем как иероглифы Востока или рисункоподобное письмо древних цивилизаций Мезоамерики или Египта). С развитием технологий мы стали частью бесконечно ускоряющейся системы. От нас требуется действовать быстро и по четкой схеме, чтобы показать максимум эффективности. Это изменило и наше мышление. |
СЛАЙД 4 | К примеру, 7 лет назад ученики могли держать концентрацию внимания в течение просмотра 10-12 минутного ролика, запомнить и максимально полно интерпретировать информацию. Сейчас усидчивости хватает всего минут на пять, а у пятиклашек и того меньше. Причиной тому – особенности клипового мышления, которое считается проблемой целого поколения, а то и двух. Многие связывают его с сетевой зависимостью и видят в нем только негатив. Мы смотрим телевизор и параллельно что-нибудь делаем, разговариваем, едим, а некоторые фоном могут даже общаться в мессенджерах, находясь при этом в соседних комнатах.… Поднимите руки, если тоже так делаете. Существует много различных методов для нивелирования минусов клипового мышления, таких как низкая концентрация, неспособность к анализу и поверхностное восприятие. Но у этой медали есть и другая сторона. Это способность к мультизадачности, возможность одновременного использования сразу нескольких источников информации, быстрая реакция. Эти способности мы можем и должны использовать для оптимизации процессов обучения, чтобы сделать его личностно-ориентированным. |
СЛАЙД 5 | Метод, который я вам представлю – анализ и преобразование визуальной и аудиоинформации в текстовую. Этот процесс еще называется транскрибация. Человек, владеющий такими навыками, может быть востребован на рынке труда фрилансеров, так что этот навык является плюсиком в копилку профориентации. Подобный метод используют учителя иностранных языков. Конечно, не у всех учеников сразу получится «поймать» нужную информацию самостоятельно. Для создания «ситуации успеха» нужна определенная подготовка. Предлагаю поработать в парах или даже в тройках, поскольку восприятие у всех разное, кто-то легче «ловит» на слух, а кто-то визуал, и в команде они дополняют друг друга. 1 этап «предтекстовый» – ученики знакомятся с темой ролика и изучают вопросы. Лучше, если вопросы будут последовательны ходу повествования ролика. Бланки для работы могут содержать задания в разной форме: вписать слово, найти соответствие, заполнить таблицу и т.д. 2 этап «текстовый» – даю к анализу небольшие ролики, с четкой подачей фактов. Ставлю на паузы, задаю наводящие вопросы. 3 этап «послетекстовый» – некоторым ученикам нужно еще минута или две после окончания ролика, чтобы закончить работу. Другие успевают все сделать по ходу просмотра. Рассчитываю время на ответ и выбираю вопросы таким образом, чтобы между нужными фактами было достаточно времени для записи. Плюс этого метода в том, что ученики не просто пассивно смотрят или слушают ролик, а имеют конкретную задачу, что заставляет их внимательно, активно воспринимать информацию, анализировать ее, выбирая важное, преобразовывать, менять формулировки, порой добавлять свое мнение, выражать свое отношение. С помощью этого метода мы формируем читательскую грамотность и критическое мышление, навыки анализа, коммуникативную грамотность, а порой и креативное мышление. Предлагаю и вам проверить свои навыки активного восприятия. Сейчас вашему вниманию будет предложен короткий ролик о «Русских Сезонах» Сергея Дягилева. Этот материал можно использовать в рамках темы «Театральные жанры. Портреты великих исполнителей» в 8х классах. Перед вами лежат открытки. Пожалуйста, те, кто внял напечатанной просьбе, был сдержан и не открывал открытку, по моему сигналу сделайте так: Я МОЛОДЕЦ (гладит по голове) А сейчас те, у кого любопытство взяло верх или те, кто не обратил внимания на напечатанную на открытке просьбу – сделают так: НУ А ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ?.. (разводит руками) Ну, вот мы немного поиграли и заодно проверили ваши навыки осмысленного чтения Итак, пожалуйста, раскройте ваши открытки. Вы видите ряд вопросов. Прочитайте их. Это поможет вам сконцентрироваться во время просмотра ролика. Ваша задача – по мере просмотра найти ответы на эти вопросы и записать их. Ну, возможно, кому-то это будет легко просто потому, что вы в теме, но представьте, что вы первый раз слышите и о «Русских Сезонах», и о Дягилеве. Давайте проверим ваши навыки коммуникации – если вы считаете, что это будет трудно, вы можете работать в паре с соседом. Какой вариант вы выбираете? |
СЛАЙД 6 | Хорошо, у вас 30 секунд на ознакомление с вопросами. |
СЛАЙД 7 | Итак, вы готовы? смотрим! ВИДЕО |
СЛАЙД 8 заставка черная | Скажите, вы не устали смотреть? Вам удалось сохранить концентрацию внимания до конца ролика? А сколько, по-вашему, длился ролик? Его продолжительность – 7 минут 43 секунды. О чем это говорит, коллеги? (мы тоже подвержены/мы избежали клиповости мышления) Итак, давайте проверим ваши результаты. Кто смог заполнить все пять вопросов? Кто только четыре? Три? А насколько ваши ответы были правильными? Давайте сверим! Кто готов зачитать первый ответ? «Русские Сезоны» Сергея Дягилева – самые известные в мире (театральные гастроли), которые длились ___ (22) сезона и включали в себя ___ (70) постановок. Кто зачитает второй ответ? ………… Всемирную историю «Русским сезонам» принесли _________________ (балеты) Третий Символом «Русских сезонов» стала балерина ____________(Анна Павлова), изображенная на знаменитой голубой афише художником __(Валентином Серовым) Давайте разберем задание на соответствие: Федор Шаляпин – певец Анна Павлова – балерина Игорь Стравинский – композитор Пабло Пикассо – художник декораций и костюмов Джорж Баланчин – балетмейстер И вопрос на размышление и анализ информации Сформулируйте, как вы поняли основную идею и цель «Русских сезонов»? ________________(популяризация русского искусства в Европе и мире). Как вам кажется, была ли эта цель достигнута Дягилевым? Почему? _____________(да, потому что ему удалось привить европейским зрителям любовь и интерес ко всему русскому) |
СЛАЙД 9 | Ну что ж, я думаю, мы все хорошо поработали. Я познакомила вас с методом, который использую сама, и, надеюсь, мотивировала вас к применению в своей деятельности различных методов, направленных на развитие функциональной грамотности с учетом особенностей мышления современных подростков. И если вы считаете, что мне это удалось, и вы готовы применять это в своей работе – я прошу вас поаплодировать мне! Благодарю вас работу, вы были отличными учениками! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« МЫ ПОНИМАЕМ НЕ ТЕКСТ, А МИР, СТОЯЩИЙ ЗА ТЕКСТОМ » Алексей Леонтьев Оркестр русских народных инструментов
С развитием технологий мы стали частью бесконечно ускоряющейся системы. От нас требуется действовать быстро и по четкой схеме , чтобы показать максимум эффективности. Это изменило и наше мышление. Всё чаще вместо слов мы используем символы
Мультизадачность Особенности клипового мышления
преобразование визуальной и аудиоинформации в текстовую
1.«Русские Сезоны» Сергея Дягилева – самые известные в мире (театральные гастроли), которые длились ___сезона и включали в себя ____постановок 2. Всемирную известность «Русским сезонам» принесли _________ 3. Символом «Русских сезонов» стала балерина _________________ изображенная на знаменитой голубой афише художником ____________ 4. Федор Шаляпин ______,Анна Павлова _________ Игорь Стравинский ___________ Пабло Пикассо __________________________ Джорж Баланчин ______________________ 5. Сформулируйте, как вы поняли основную идею и цель «Русских сезонов»? Как вам кажется, была ли эта цель достигнута Дягилевым? Почему? Вопросы к просмотру ролика «Русские сезоны» Сергея Дягилева
Смотрим «Русские сезоны» Сергея Дягилева https:// yandex.ru/video/preview/511008797576615561
1.«Русские Сезоны» Сергея Дягилева – самые известные в мире (театральные гастроли), которые длились 22 сезона и включали в себя 70 постановок 2. Всемирную известность «Русским сезонам» принесли балеты 3. Символом «Русских сезонов» стала балерина Анна Павлова изображенная на знаменитой голубой афише художником Валентином Серовым 4. Федор Шаляпин - певец ,Анна Павлова - балерина Игорь Стравинский - композитор Пабло Пикассо - художник декораций и костюмов Джорж Баланчин балетмейстер 5. Сформулируйте, как вы поняли основную идею и цель «Русских сезонов»? П опуляризация русского искусства в Европе и мире Как вам кажется, была ли эта цель достигнута Дягилевым? Да. Почему? П отому что ему удалось привить европейским зрителям любовь и интерес ко всему русскому Итак, давайте проверим ваши ответы .
УСПЕХОВ В РАБОТЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.
Необходимо изменить приоритеты в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...

Мастер - класс "Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка"
Мастер - класс для учителе английского языка...

Образовательные платформы, как современные условия для развития функциональной грамотности на уроках английского языка
Буклет с обзором на образовательные платформы...
Методические рекомендации по теме "Создание эффективных практик по развитию функциональной грамотности на уроках математики (с учетом регионального компонента)"
Многие учащиеся сталкиваются с определенными трудностями при изучении математики. Одной из основных причин сложностей при формировании функциональной грамотности на уроках математики является недостат...
Материалы для развития функциональной грамотности на уроках музыки.
Материалы для развития функциональной грамотности на уроках музыки. ...
Образовательные платформы, как современные условия для развития функциональной грамотности на уроках английского языка
Данный материал создан с обзором на современные образовательные платформы...
Мастер класс "Межпредметная интеграция как одно из условий развития функциональной грамотности на уроках"
В мастер классе представлен пример интеграции физики и технологии....
