Исследовательская деятельность
опыты и эксперименты по музыке

Волкова Валерия Максимовна

На этой странице вы можете рассмотреть курсовую работу на тему "Расширение кругозора у младших школьников при обращении к виолончельной музыке"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Волкова Валерия Максимовна

РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ВИОЛОНЧЕЛЬНОЙ МУЗЫКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

защите

«____» __________ 2023 г.

Заместитель директора по НМР

____________ / Анищенко И.Л.

Курсовая работа защищена

с оценкой ___________________

«_____» __________ 2023 г.

Председатель комиссии:

_______________

Члены комиссии:

___________________________

_______________________________

Специальность: 53.02.01

Музыкальное образование

Курс: 3 группа: 30

Руководитель: Арсентьева И.Н., преподаватель МДК 03.03

Музыкально-инструментальный класс высшей квалификационной категории

Челябинск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ

1.1 Понятие «кругозор» в педагогике и психологии  

6

1.2 Факторы и условия расширения кругозора у младших школьников на уроках музыки

10

1.3 История появления и развития виолончели и художественные достоинства инструмента

12

1.4 Композиторы и выдающиеся исполнители виолончельной музыки

16

Выводы по первой главе

20

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ

2.1 Разнообразие нетрадиционных форм уроков в общем музыкальном образовании

22

2.2 Анализ рабочих программ по музыке в рамках ФГОС

24

2.3 Возможности расширения кругозора у младших школьников через изучение классической и современной виолончельной музыки

27

Выводы по второй главе

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

39

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одной из важнейших задач современной системы 

образования является развитие и саморазвитие личности. В государственных образовательных стандартах особое значение уделяется культурному становлению подрастающего поколения, реализации его творческого потенциала, а также развитию эстетических способностей и кругозора. 

Человек должен постоянно расширять свой кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры. Раньше это не было столь актуальным, поскольку представления о жизни были совершенно другими.

Развитие кругозора - важный аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует её развитие. Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес.

Необходимость формирования кругозора акцентируется в целом ряде методических и научно-исследовательских работ, в федерального государственного образовательного стандарта, в концепции художественного образования [10].

В научной психолого-педагогической литературе еще не сложилось четкое определение данного феномена в целом и его компонентов, не установлены оценочные критерии. Тем не менее термин «музыкальный кругозор» довольно широко используется учеными, вопросами исследования занимались: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, О.А. Апраксина, Т. Вендрова, А.С. Валенков, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.

Одним из вероятных путей формирования музыкального кругозора школьников является изучение классической виолончельной музыки. В современном мире виолончельная музыка занимает одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Удивительно, что до творчества Л.В. Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести этого инструмента, однако, получив признание в его произведениях, виолончель заняла важное место в творчестве романтиков и других композиторов.

В развитии виолончельного исполнительства VII – VIII вв. участвовали многие европейские страны. Роль и значение каждой из них различны, но все они внесли свой вклад, в той или иной мере участвуя в процессе формирования виолончельного искусства [18]. В XXI веке произведения для виолончели исполняются на концертах, в оперных театрах, на радио и телевидении, в кино и на записях, что сделало классическую музыку для виолончели доступной для широкой публики. Кроме того, музыканты продолжают использовать виолончель в других жанрах музыки, таких как джаз, рок, поп и других, что позволяет сохранять ее востребованность и актуальность.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Развитие кругозора у школьников посредством изучения классической музыки для виолончели».

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической методической, музыковедческой литературы обосновать теоретические и методические возможности расширения  кругозора посредством изучения музыки для виолончели.

Объект: образовательный процесс на уроках музыки.

Предмет: кругозор у младших школьников при изучении  виолончельной музыки.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «кругозор» в педагогике и психологии и рассмотреть факторы и условия расширения кругозора у школьников на уроках музыки.

2. Дать общую характеристику классической и современной музыке для виолончели.

3. Изучить и проанализировать организационные формы обучения младших школьников на уроках музыки.

4. Выявить возможности развития кругозора у школьников через изучение классической музыки для виолончели.

5. Сделать выводы и наметить перспективы исследования.

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.  

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ВИОЛОНЧЕЛЬНОЙ МУЗЫКИ

1.1 Понятие «кругозор» в педагогике и психологии

Изначально слово «кругозор» в русском языке было синонимом слова «горизонт» и обозначало всё пространство, которое можно окинуть взглядом, находясь на открытой местности. Но сейчас оно практически не используется в данном значении и обозначает широту взглядов и интересов человека. Отчасти его можно считать синонимом слова «эрудиция». И всё же кругозор – это более широкое понятие, охватывающее не только всесторонние знания, но и разнообразие интересов, взглядов и идей, свойственных индивиду.

Определение «кругозор», данное В.И. Далем - русским писателем, этнографом и лексикографом, имеет две интерпретации:

  1. Кругозор - пространство, окидываемое взором, горизонт.
  2. Кругозор - объем, широта интересов, знаний. Во втором значении представлено слово «кругозор» и в словарях Д. Н. Ушакова, С.И. Ожегова, Ю. С. Сорокина.

Наиболее близкое понятие кругозора представлено в словаре русского языка под редакцией П. Евгеньева - это объем познаний, интересов [9].

Термин «кругозор» - понятие не новое в педагогической литературе, естествоиспытатели, педагоги IX века используют данное понятие в своих трудах и сочинениях (Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.).

Российский деятель искусств Даниил Ткаченко отмечает: «Кругозор – это объем и разнообразие знаний, представлений, взглядов и интересов индивида. Это понятие характеризует не столько объём имеющихся знаний, сколько количество областей знаний, в которых человек хорошо ориентируется. Личность с широким кругозором обычно имеет много интересов и увлечений, хорошо разбирается в разных сферах деятельности, далёких от её основной профессии, обладает развитым аналитическим мышлением, умеет сопоставлять факты и делать правильные выводы» [15].

Термин «кругозор» - понятие не новое в педагогической литературе, естествоиспытатели, педагоги IX века использовали данное понятие в своих трудах и 20-30-х, 60-70-х, 90-х годов нашего столетия, что связано с основными этапами становления и развития отечественного образования (Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.).

Психолог Л. Лимарева считает, что кругозор – объем разнообразных знаний, широта точек зрения и способность смотреть на вещи и ситуации с разных сторон [2].

Кругозор – это объём знаний и широта интересов человека. Это объём разнообразных знаний. Чем больше увлечений в разных областях, тем шире кругозор. Кругозор — индивидуально-личностное образование, которое формируется на широкой базе определенной системы знаний и интересов и, что наблюдается через устойчивую потребность личности в самообразовании, самосовершенствовании.

В педагогической литературе не существует однозначного определения понятия «кругозор». Н.Б. Крылова понимает под «кругозором» систему знаний и интересов личности, которая формируется на широкой базе информационного знания. Системный анализ проблем формирования музыкального кругозора, его критерии оценки отсутствуют. Тем не менее, очень часто учеными, музыковедами используется этот термин в связи с различными видами деятельности. И. В. Дубровина и Б. С. Круглова трактуют кругозор как осведомленность.

Существует видовое разнообразие кругозора. Исследователи выделяют более 50 видов кругозора, которые наиболее часто используются в психолого-педагогической, методической и социологической литературе. Наибольшее распространение получили следующие виды кругозора:

  1. Научный.
  2. Политический.
  3. Умственный.
  4. Интеллектуальный.
  5. Художественный (Н. Черкасов, Г.И. Артемьева, К. Клинберг, Г.И. Фатеева, Г.И. Щукина и др.).
  6. Культурный (H.A. Кильдышева, Н.Б. Крылова, A.A. Макареня и др.
  7. Эстетический (Л.М. Кадцын, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.).
  8. Музыкальный (Э.В. Абдуллин, Т. Вендрова, Л.В. Школяр и др.) [3].

Музыкальный кругозор – это музыкальное пространство, окидываемое взором, объем музыкальных интересов, знаний. Развитие музыкального кругозора происходит при наличии определенного представления о музыкальном искусстве. Музыкальный кругозор рассматривается как важная составляющая духовного потенциала, фон нравственного совершенствования личности. Глубина ее развития зависит от многих факторов, среди которых наиболее существенно желание духовно самосовершенствоваться [19].

В музыковедческой литературе встречаются два схожих понятия: музыкальный кругозор и музыкально-эстетический кругозор. Разница в том, что музыкальный кругозор – это объем музыкальных знаний, которые даются как на уроке музыки, так и вне. А музыкально-эстетический кругозор – это способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать «прекрасное» от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое.

Музыкально-эстетический кругозор школьников — противоречивое явление, неуклонно видоизменяющееся. Музыкально-эстетический кругозор с особой силой проявляется в человеке не только во время обычного восприятия музыки, но и в состоянии медитации, достаточно заметно во время слушания учащимися на уроках так называемой серьезной музыки.

Музыкальный кругозор тесно связан с восприятием музыки. O. A. Апраксина, музыковед и педагог, считала, что «слушание (восприятие) музыки, без которого фактически не может осуществляться никакая музыкальная деятельность, способствует расширению музыкального кругозора». Л.Б. Бартенева, говоря о музыкальной грамотности школьников отмечала: «... прослеживая особенности развития музыкальной ткани, учащиеся внимательней вслушиваются и сознательней оценивают содержание произведения, что, естественно, расширяет и делает более прочным их музыкальный кругозор» [10].

Валенков А.С. представил структуру музыкального кругозора, охватывающую как минимум три позиции:

 1.Умение ориентироваться в исторической ценности и значимости музыкальной культуры различных эпох и народов.

2.Представление о содержании того или иного музыкального произведения, его жанре, форме и средствах музыкальной выразительности.

3.Устойчивое тяготение к познаниям в области музыкального искусства и постоянное их расширение и углубление.

Иначе говоря, музыкальный кругозор - это комплекс широких представлений в области музыкальной культуры, воспитанных, целенаправленных представлений о подлинной красоте музыкального искусства, непрестанное формирование музыкального вкуса.

В музыкальной педагогике кругозор является инструментом развития индивидуальной неповторимости. В едином процессе формирования общего и музыкального кругозора происходит перевоплощение сущностных черт музыкального кругозора в индивидуальные и коллективистские качества личности. Объем кругозора всегда индивидуален. Он сказывается в уровне теоретических знаний ребенка, в оригинальности музыкального мышления, суждений, в соотношении восприимчивости и воспроизведения, в интересе к различным видам искусства.

Музыкальный кругозор заключает в себе определенный опыт культуры музыкального восприятия, эстетические переживания, эмоционально - образного мышления, художественной оценки музыкальных явлений. Его содержание зависит от художественной ценности музыкальных творений, которые выступают в качестве объективной основы слушательского вкуса, а также от субъективных особенностей каждого учащегося: от его темперамента, характера, широты эстетического кругозора и других наклонностей.

      Таким образом, исследователи определяют кругозор как объем знаний, сформированность, осведомленность в разных областях, широта представлений и интересов, также интеллектуальное и умственное развитие. Но для развития кругозора требуются определенные условия, необходимые методы и приемы развития, которые бы учитывали среду, возраст, обстановку и др.

1.2 Факторы и условия расширения кругозора у младших школьников на уроках музыки

Кругозор выступает своего рода внешней, формальной стороной в процессе формирования музыкально-эстетической культуры личности, степени его сознания, выражает ее внутреннюю сущность, содержательную сторону процесса, являя собой как бы меру духовной зрелости личности. Но обе эти категории одинаковые, потому что составляют единое духовно-интеллектуальное пространство в личности человека. Даже в этом (т. е. в эстетическом освоении человеком действительности) сосредоточен интегративный подход в освоении музыки, поскольку «нельзя относиться к идее прекрасного только как к созданному самим человеком атрибуту совершенных произведений искусств. Эстетическое отношение должно быть распространено и на мир в целом, и на все виды деятельности, и на внутреннюю жизнь самого человека.

Важно поощрять у учащихся стремление упрочить, глубже освоить полученные музыкально знания в процессе изучения классической музыки. Нужно, чтобы при этом элементы музыкального языка не заслоняли общий смысл (содержание) музыкального произведения.

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1].

Расширение музыкального кругозора требует активных усилий как от педагога, так и от ученика и зависит от многих факторов:

  1. Качества и количества разобранных на уроках музыкальных произведений.
  2. Интенсивности внеклассного общения с музыкой.
  3. Индивидуальных особенностей учащегося (способности воспринимать и оценивать произведения музыкального искусства).

Кругозор является важнейшим компонентом культуры личности учащихся. Кругозор представляют собой не что иное, как практическое выражение в педагогике искусства таких философских категорий, как «количество и качество», «форма и содержание», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «общее и частичное».

Если кругозор выступает своего рода внешней, формальной стороной в процессе формирования музыкально-эстетической культуры личности, степени его сознания, то вкус выражает ее внутреннюю сущность, содержательную сторону процесса, являя собой как бы меру духовной зрелости личности. Но обе эти категории одинаковые, потому что составляют единое духовно-интеллектуальное пространство в личности человека.

Одной из главных задач музыкального обучения, воспитания и развития является формирование целостного восприятия музыкально-художественной действительности. Исполнителям важно расширять свой музыкальный кругозор вне зависимости от их намерения стать профессионалами либо грамотными музыкантами-любителями.

Расширение музыкального кругозора школьников на уроках музыки зависит и от благоприятного эмоционально-психологического фона, от микроклимата в коллективе и атмосферы межличностного взаимодействия. Ощущение внутреннего психологического комфорта полезно тем, что положительное отношение обучаемых к урокам формирует их мотивацию к самосовершенствованию. При оптимальном совмещении работы в системах ученик – учитель и ученик – ученик музыкальный кругозор формируется с гораздо большей эффективностью, нежели при одиночном (индивидуальном) обучении. В условиях совместной академической деятельности происходит не только усвоение учебного материала, но и активное общение, в процессе которого подросток интенсивно развивается психически, поскольку взаимодействует не только с «противоположным» субъектом (учителем), но и с подобными себе субъектами (одноклассниками). Профессор О. В. Мартынова отмечает: «Расширение музыкального кругозора происходит при наличии определенного представления о музыкальном искусстве. Музыкальный кругозор, как важную составляющую духовного потенциала, фон нравственного совершенствования личности. Глубина ее развития зависит от многих факторов, среди которых наиболее существенно желание духовно самосовершенствоваться». [12, с. 105]

Основной формой расширение музыкального кругозора всегда будет выступать урок, но наряду с ним стоит – внеклассная работа, которая будет иметь свое начало на уроке музыки, т.к. несет в себе одну и ту же цель. Обязательным условием работы по формированию музыкального кругозора на уроках и внеклассных занятиях, является совместная деятельность учителя и учащегося, определенная система заданий, таких как подготовка докладов, творческих работ, исследований и т.д. Как уже было упомянуто выше – наряду с расширением кругозора стоит развитие музыкального вкуса, которое развивается у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего мира. Годы обучения в школе – это самый интенсивный период его развития. Урок, в данном вопросе, является основной формой развития музыкального вкуса, где дети имеют возможность систематически знакомиться с явлениями музыкального искусства и активно развивать свои художественно – творческие способности.

В понятие «кругозор» обычно входят следующие компоненты: пространство, окидываемое взором; объем интересов, знаний человека. Соответственно можно сформулировать: музыкальный кругозор – это музыкальное пространство, окидываемое взором; объем музыкальных интересов, знаний. Иначе говоря, музыкальный кругозор формируется как совокупность следующих компонентов:

1.Знание о различных музыкальных явлениях, о становлении музыкально-исторической действительности во всем ее многообразии.

2.Обладание сведениями музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера, музыкальная грамотность в широком смысле.

3.Наличие системного представления о музыке различных исторических эпох, направлений, композиторов; о накопленном веками музыкальном опыте.

4.Понимание содержательно-смыслового наполнения различных музыкальных произведений; умение определять их образный строй; способность ориентироваться не только в музыкальном искусстве, но и в других творческих областях, имеющих к ним общие корни, истоки и законы развития.

      Музыкальный кругозор тесно связан с восприятием человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

Обязательным условием работы по формированию музыкального кругозора на уроках и внеклассных занятиях является совместная деятельность учителя и учащегося, определенная система заданий, таких как подготовка докладов, творческих работ, исследований и т.д.

Содержание программы базируется на постижении основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной музыки.

1.3 История появления и развития виолончели и художественные достоинства инструмента

Классическая музыка вот уже несколько веков будоражит своих слушателей, вызывая у них бури чувств и эмоций, она уже давно стала частью истории и тонкими нитями переплетается с настоящим. Бесспорно, в далёком будущем классическая музыка будет не менее востребована, так как подобное явление в музыкальном мире не может потерять своей актуальности и значимости [6]. Классическая музыка – образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. Классическая музыка – это не просто звуки, которые слышим, это целый мир, духовное пространство, которое может привнести культурные ценности в жизнь каждого человека.

Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения. Многие шедевры мировой классики исполняются симфоническим оркестром, в состав которого входит виолончель. Обратимся к истории появления этого уникального инструмента.

Виолончель принадлежит к семейству струнных смычковых музыкальных инструментов. Первые виолончели упоминаются примерно в 1560-ом году, в Италии. Их создателем являлся Андреа Мати. Тогда инструмент использовался в качестве басового, под него исполнялись песни, либо звучал инструмент более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной). Далее важную роль сыграли Паоло Маджини и Гаспаро да Сало (VI – VII века). Второй из них сумел приблизить инструмент к тому, который существует в наше время. Но все недостатки были устранены великим мастером струнных инструментов, Антонио Страдивари. В 1711 году он создал виолончель Дюпора, которая на данный момент считается самым дорогим музыкальным инструментом мира. Инструмент violoncello (в переводе – «маленький контрабас») или сокращенно – cello. Появление виолончели относится к началу VI в.

После того, как виолончели коснулись волшебные пальцы Антонио Страдивари, строение инструмента почти не изменилось – и это уникальный случай. Сейчас любая виолончель состоит из двух дек, нижней и верхней, эфы (отверстия для резонации звука) и грифа. Свою роль играют и скромные детали внутри корпуса, которые и помогают добиться специфического звучания.

Современные инструменты обычно изготавливаются из дерева, хотя есть и те, кто ищут альтернативные решения. Таким образом, компания Луиса и Кларка представила несколько моделей виолончели из углеродного волокна. Некоторые немецкие фирмы делают инструменты из алюминия, и по звучанию они ни в чём не уступают традиционным моделям.

Из-за того, что виолончель по размерам больше альта и скрипки, играть на ней обычным смычком нельзя. Понадобится специальный смычок: в его строение входит бамбуковая трость, колодка из черного дерева и натянутый на трость конский волос.

Ввиду своих габаритов, виолончель требует особого положения. Если лёгкие альт или скрипку можно спокойно взять на плечи, виолончель необходимо поставить. Необходимое положение будет поддерживать шпиль, нижний кончик которого касается пола. Даже находясь в руках музыканта, она должна опираться как минимум на три точки: на полу, где находится её шпиль, на правую грудь и левое колено. Когда человек только учится играть на виолончели, его первым делом учат правильно устанавливать инструмент. Во время игры виолончель двигается немного вправо – так, чтобы левая рука музыканта была свободна.

Расцвет виолончельного искусства начался в VII в. Когда виолончель окончательно вытеснила из быта виолу да гамба и стала широко применяться в качестве сольного, ансамблевого и оркестрового инструмента. Виолончели свойственны ее богатые выразительные и технические возможности, мощный, полный и яркий звук, вибрация и близкий по тембру к человеческому голосу; все это отвечало требованиям нового инструментального стиля со свойственной ему мелодической выразительностью. Постепенно виолончель получает все более широкое применение как сольный, ансамблевый (она входит в состав смычкового квартета) и оркестровый инструмент. В современном симфоническом оркестре применяется до 12 виолончелей. Во многих симфонических, оперных и балетных партитурах виолончель используется как солирующий инструмент.

Борис Андрианов отмечает: «Виолончель может выступать как сольный инструмент с камерным или симфоническим оркестром, с фортепьяно или же «в одиночку». Виолончельный концерт Дворжака — это невероятно пронзительный и самый известный в мире пример выступления виолончели с симфоническим оркестром. Когда слышишь, как один инструмент соперничает с огромным оркестром с мощной партитурой и красивыми мелодиями, очень трудно удержаться от эмоций. Вступление оркестра длится четыре минуты, и когда наконец начинает звучать соло виолончели, кажется, что это голос живого человека» [11].

Мировая музыкальная культура представлена многими шедеврами классической виолончельной музыки, а также продолжаются музыкальные эксперименты, и звучание виолончели включают в различные жанры и направления, что обогащает музыкальные произведения и позволяет виолончели сохранить свою актуальность.

1.4 Композиторы и выдающиеся исполнители виолончельной музыки

Виолончельное искусство завораживает своей непревзойденной техникой и глубиной выражения. Истинное мастерство раскрывается в каждой ноте, демонстрируя всю уникальную способность проникать в самую глубину души слушателя.

Репертуар виолончели достаточно широк, потому что богатые выразительные возможности виолончели всегда привлекали внимание композиторов, для этого инструмента создана обширная литература. Концертный репертуар украшают сольные виолончельные сюиты И. С. Баха, сонаты для виолончели и фортепиано Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Э. Грига, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича. На концертных эстрадах звучат концерты для виолончели с оркестром А. Вивальди, И. Гайдна, Л. Боккерини, Р. Шумана, К. Сен-Санса, А. Дворжака, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, П. Хиндемита, Б. Бриттена; всемирной известностью пользуются концертные Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром П. И. Чайковского.

Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце VII в. (сонаты для виолончели с басом и ричеркары для виолончели соло Дж. Габриели). Виолончель рано начинает привлекаться для участия в исполнении трио-сонат (Дж. Торелли – ноты, А. Корелли) и Соnсеrti grossi (А. Корелли). Первые образцы использования виолончелью в концертном жанре представляют Concerti per camera Дж. Яккини (1701) и 6 сольных концертов Л. Лео (1737-38).

Среди виднейших зарубежных виолончелистов, сыгравших заметную роль в развитии классической виолончельной школы VIII в., - итальянец Л. Боккерини, француз Ж. Л. Дюпор, чех А. Крафт. Виртуозно-романтическое направление XIX в. представляют немецкий виолончелист Б. Ромберг и бельгиец Ф. Серве (концерты Ромберга и фантазии Серве сохранили лишь педагогическое значение).

Не стоит забывать про современных исполнителей и композиторов виолончельной музыки, ведь они являются продолжителями мира искусства. Мстислав Леопольдович Ростропович (1927 — 2007 гг.) – великий советский и российский виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель; народный артист СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии II степени (1951), Государственной премии РФ (1995), Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1991), пятикратный лауреат премии Грэмми. The Piano Guys (Стивен Нельсон – виолончель) Американская группа, играющая музыку в различных жанрах на фортепиано и виолончели. Американский виолончелист, основатель «виолончельной перкуссии» (cello-percussion), альтернативной игры, сочетающей в себе традиционные, лирические методы виолончели с нетрадиционной пиццикато и перкусионной техникой. Apocalyptica — финская группа, исполняющая метал на виолончелях. В состав группы входят 3 виолончелиста и барабанщик. Первоначально прославившись инструментальными кавер-версиями композиций известных треш-метал-групп, в дальнейшем Apocalyptica начала выпускать материал собственного сочинения. R asputina — музыкальная рок-группа, состоящая, в основном, из виолончелистов. Группа образовалась в Бруклине, Нью-Йорк в 1992 году. Виолончелистки Мелора Кригер и Джулия Кент вдвоем образовали Виолончельное Общество Странствующих Леди (Traveling Ladies' Cello Society). В 1994 году группа ездила в общий тур вместе с Nirvana, а в 1996, под новым названием R asputina, записала свой первый альбом, используя только две виолончели и ударную установку. 2CELLOS (Две виолончели) — хорватский дуэт виолончелистов Луки Шулича и Степана Хаусерa. Джованни Солима, Марио Брунелло, Александр Рудин, Давид Герингас, Тимур Колодяжный, Пабло Фернандес, Сон Мин Кан.Rastrelli Cello Quartet — виолончельный квартет, был создан в 2002 году российским виолончелистом Кириллом Кравцовым и белорусским виолончелистом и аранжировщиком Сергеем Драбкиным в городе Штутгарт в Германии. Так же в состав квартета вошли ученики К. Кравцова — Михаил Дегтярёв и Кирилл Тимофеев.

Замечательным примером необходимости и оптимального использования практически всех видов современных музыкальных инструментов является симфонический оркестр. В последнее время, помимо классических музыкальных инструментов, широкое распространение получили электронные инструменты, синтезирующие музыку на базе современных достижений радиоэлектроники и акустики.

В конце XX века виолончель перестала быть только академическим инструментом. Она используется в составе эстрадно-симфонических оркестров и рок – групп, джазовых коллективов. Это может быть либо мировая классика (от простого цитирования некоторых эпизодов до интерпретации целых произведений), либо оригинальные произведения, в том числе музыка для кинофильмов и спектаклей. В конце XX – XXI начале  века виолончельное искусство не теряет своей актуальности. Виолончелисты исполняют как классическую музыку, так и произведения современных авторов. Познакомимся с талантливыми музыкантами нашего времени.

XXI век внёс свои коррективы и в строение виолончели. У современных инструментов появились наплечные ремни, которые позволили музыкантам- эстрадникам перемещаться по сцене. А помимо акустических инструментов появились электрические. Одной из лучших музыкантов, владеющих классической и электровиолончелью сегодня является американская виолончелистка Тина Го (Tina Guo). Тина Го – американская виолончелистка китайского происхождения. К своим 28 годам сумела заслужить международную известность и на поприще классической музыки, и на эстрадной сцене. Сначала она училась игре на скрипке, но не добившись успеха, начала осваивать виолончель под руководством своего отца- виолончелиста. Тина – не только исполнитель с узнаваемым стилем и талантом к импровизации, а и композитор, продюсер, фотограф , поэтесса и писательница, занимается активной благотворительной деятельностью.

В XXI веке виолончель остаётся одним из самых востребованных в разных жанрах инструментов. Интерес к этому прекрасному инструменту растёт благодаря интересным исполнителям, талантливым композиторам, педагогам, использующим творческий подход. Не в последнюю очередь поддерживать интерес учащихся помогает доступность информации в интернете и многочисленные конкурсы исполнителей различных уровней.

Выводы по первой главе

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы развития кругозора у школьников посредством изучения классической музыки для виолончели.

В первом параграфе мы рассмотрели понятие «кругозор». В педагогической литературе не существует однозначного определения понятия, но большинство исследователей сходны во мнении, что «кругозор» - это система знаний и интересов личности, которая формируется на широкой базе информационного знания. Мы изучили виды кругозора, понятия «музыкальный кругозор» и «музыкально-эстетический кругозор», особое внимание привлекла структура кругозора, представленная А.С. Валенковым.

Во втором параграфе мы рассмотрели условия и формы развития кругозора на уроках музыки.  Успешное развитие кругозора зависит от успешного выбора и сочетания форм и видов работы, средств обучения и типов уроков. Интересными оказались формы становления, расширения и закрепления музыкального кругозора, которые, безусловно, окажутся эффективными в плане развития кругозора.

В третьем параграфе мы раскрыли историю появления виолончели, расцвет виолончельного искусства в VII веке, представили сведения о композиторах, сочинявших произведения для виолончели. Репертуар виолончели оказался достаточно широк, музыковедческие исследования подчеркивают богатые выразительные возможности виолончели, которые всегда привлекали внимание композиторов-романтиков и композиторов других жанров и направлений.

В четвертом параграфе мы представили композиторов и выдающихся исполнителей виолончельной музыки, которые в настоящее время являются международно известными артистами.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ

2.1 Разнообразие нетрадиционных форм уроков в общем музыкальном образовании

Урок музыки обладает выраженным своеобразием, т.к. отличается от других учебных предметов своей деятельной основой. Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства, который направлен на расширение кругозора учащегося и воспитание его музыкального вкуса. Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

Урок  музыки – основная форма музыкального обучения и воспитания школьников. В литературе по музыкальной педагогике различают комплекс типов уроков:

  1. Урок усвоения новых знаний.
  2. Урок формирования умений и навыков.
  3. Урок применения знаний, умений и навыков.
  4. Урок обобщения и систематизации.
  5. Комбинированный урок.
  6. Урок контроля знаний.

Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая.  Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы. Мы определили три формы организации познавательной деятельности:

  1. Индивидуальная работа – это самостоятельная учебная деятельность учащихся по выполнению специального для них подобранного задания, соответствующего учебным возможностям каждого ученика.
  2. Фронтальная форма – все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работы. Полученные результаты работы обсуждаются всем классом, сравниваются и обобщаются.
  3. Групповая форма – работа по группам для решения конкретных учебных задач.

Не стоит забывать про нестандартные уроки – это одно из важных форм обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку музыки, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей музыки выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Это целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Существует множество видов нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир,  эстафета, дуэль, деловая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы: исследование, изобретательство, интервью.

3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, панорама, телепередача, диалог.

4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.

5. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», спектакль, концерт, «Клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

Нельзя не отметить роль проблемно-поисковой методики обучения в процессе формирования кругозора обучающихся. Таким образом, все  вышеупомянутые типы и виды уроков могут использоваться в разнообразной комбинации друг с другом. И очевидно, что применение в музыкальном обучении принципа интеграции служит своего рода катализатором такого синтеза, в конечном итоге, создавая для учащихся дополнительные условия для успешной реализации своих способностей, для практического применения своих знаний, навыков, умений, уже не ограниченных рамками.

2.2 Анализ рабочих программ по музыке в рамках ФГОС

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно ( в частности, в программе «Музыка. 1-4 классы» авторов Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.) Особо следует отметить, что принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

Основная цель программы по музыке — воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия.

В процессе конкретизации учебных целей их реализации осуществляется по нескольким направлениям, одно из которых расширение кругозора, воспитание любознательности и т. д. [16, с. 4-5].

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, по мнению разработчиков, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение кругозора ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как часть окружающей его жизни. Главным является не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки.

В методических рекомендациях Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для учителей музыки предлагается последовательное изучение материала. Это позволит уже на начальном этапе обучения сконцентрировать внимание младших школьников на тех музыкальных произведениях золотого фонда классики, к которым они обратятся в следующих классах. Конкретные способы и приемы подачи музыкального материала, описанные в этом пособии, безусловно, можно применять вариативно. Отличительная особенность программы охват широкого культурологического пространства:

1. Включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.

2. Творческие размышления о музыке (рисунки по произведениям, импровизации).

В ходе анализа мы определили, что в программах вышеперечисленных авторов скрипка занимает главенствующее место, нежели виолончель. Скрипка, с ее неповторимым звучанием и музыкальной экспрессией, становится ярким фокусом в программе, привлекая внимание слушателей и олицетворяя сильные эмоциональные нюансы музыки. Виолончель, занимает менее важное место в программе. На изучение виолончельной музыки выделяется 1 час, в модуле «Классической музыки». В связи с этим обучающиеся не могут по настоящему сравнить эти два инструмента.

В уроке представлены такие произведения для виолончели как: «Ноктюрн» из Квартета № 2 – А.П. Бородина, Вариации на тему рококо – П.И. Чайковского. В основном, виолончельное звучание представлено только в инструментах струнной группы симфонического оркестра и только в нескольких произведениях, где можно услышать соло виолончели. В связи с этим, в нашем исследовании для расширения кругозора мы обратились к более подробному изучению виолончельной музыки.

Музыка является универсальным языком, способным переносить эмоции и передавать глубокое содержание. Мы представим вариант изучения музыки для виолончели, так как это может представляет собой отличную возможность для расширения кругозора школьников. 

2.3 Возможности расширения кругозора у младших школьников через изучение классической и современной виолончельной музыки

Эффективность урока во многом зависит от сочетания форм и видов работы, средств обучения и типов уроков, направленных на расширение их музыкального кругозора.

В решении поставленной задачи – расширение кругозора школьников -учитель зачастую сталкивается с проблемой подбора материала, дополняющего и расширяющего рамки школьной программы для слушания музыки. Произведения должны обладать достаточно высоким художественным уровнем, быть доступным восприятию учащихся, вносить что-то новое в их музыкальный опыт. Решение данной задачи имеет значение в музыкальном воспитании не само по себе, а в комплексе, составляющем необходимое условие для достижения основной цели – привить любовь к музыке, потребность в эстетических переживаниях от общения с нею, воспитать высокие музыкальные вкусы и идеалы, неразрывно связанные с мировоззрением и моральным обликом, с идейно-нравственным формированием личности.

Для расширения кругозора возможно обращение к классической и современной виолончельной музыке, но необходимо, чтобы ее воздействие было действительно эстетическим, облагораживающим, необходима определенная систематическая, целенаправленная работа, иначе самая прекрасная музыка может оказаться ненужной, непонятной, чуждой. Поэтому, обучая младших школьников каким-либо навыкам, знакомя с музыкальными произведениями, учитель должен постоянно иметь в виду, что дают его знания детям, какие мысли и чувства они вызывают.

Классическая и современная музыка является одним из наиболее значимых направлений музыки, которые способствуют расширению и углублению кругозора. Она не только является показателем высокого уровня музыкального искусства, но также вносит свой вклад в развитие мировой культуры и искусства. Таким образом, восприятие классической и современной виолончельной музыки может помочь углубить кругозор, расширить его.

Учитель музыки Аметов Р.И. отмечает: «Воспитание музыкального кругозора имеет существенное значение в становлении личности. Духовные потребности напрямую зависят от музыкального кругозора человека. Чем более развит вкус, тем более развита личность человека» [21].

Изучение классической музыки для виолончели позволит учащимся расширить свой кругозор в области истории и культуры. Они познакомятся с жизнью и творчеством знаменитых музыкантов, их вкладом в развитие музыкальной культуры и истории в целом. Классическая музыка для виолончели может помочь школьникам развить свои музыкальные способности и таланты. Игра на виолончели требует высокого уровня музыкальной подготовки и технических навыков, что может стать отличной мотивацией для детей, заинтересованных в музыке и их развитии. Таким образом, изучение классической музыки для виолончели может стать полезным и важным элементом образования школьников, который позволит им значительно расширить свой кругозор в области культуры, истории и музыки, а также развить свой музыкальный талант и способности.

В ходе исследования мы выявили последовательность изучения виолончельной музыки для расширения кругозора младших школьников:

1.Изучение истории возникновения виолончели.

2.Знакомство обучающихся со строением виолончели.

3.Знакомство обучающихся с композиторами и исполнителями.

4.Ознакомление с репертуаром самых знаменитых виолончельных сюит, концертов, сонат и т. д.

5.Составление паспорта инструмента виолончели.

Изучение истории возникновения виолончели стоит начать одним из видов нестандартных уроков – уроком-сказка. Урок-сказка — это форма проведения урока, при которой ученики не просто слушают учителя, а становятся участниками сказочных приключений. На таком уроке ребята помогают героям сказок преодолевать трудности, разгадывать загадки, побеждать злодеев. Урок-сказка помогает школьникам лучше запомнить материал, делает процесс обучения интересным и увлекательным.

Ребёнку очень близок и понятен мир сказок и волшебства. Может быть поэтому, на уроках, построенных в виде сказки и приключений, он раскрывается полнее. Нет стены между учителем и учеником. Они равны, они делают одно дело. На таких уроках нет скучающих глаз и бессмысленных ответов. Уроки-сказки, хотя и требуют большой подготовительной работы,  всегда оставляют чувство удовлетворения и у учителя, и у ребёнка. Учебный материал сливается в воображении учеников со сказочным образом, оставаясь надолго в их памяти. Урок – сказка нацелен на то, чтобы в игровой форме донести до ученика необходимые знания.

Благодаря нестандартной форме урока, учитель может с легкостью сделать все музыкальные термины героями истории, тем самым приближая свою терминологию к возрасту ученика, говорить с ребенком на простом, понятном ему языке о сложных вещах, что, несомненно, придает уроку характер непринужденности. Благодаря нестандартной форме урока, учитель может с легкостью сделать все музыкальные термины героями истории, тем самым приближая свою терминологию к возрасту ученика, говорить с ребенком на простом, понятном ему языке о сложных вещах, что, несомненно, придает уроку характер непринужденности. При проведении уроков очень важно найти подход к каждому ученику, учитывая особенности его личности. Доброжелательная атмосфера в классе – залог успеха педагога.

Для повторения ранее освоенного материала педагог может предложить ученику самому сочинить сказку по темам предыдущих уроков. Такой вид работы поможет ребенку сконцентрироваться на тематике занятий, более детально обдумать пройденный материал, запомнить различные теоретические понятия, что, безусловно, будет способствовать более осознанному и систематическому запоминанию, расширению кругозора.

Не менее важен и наглядный материал для урока – сказки. Опираясь на свой опыт, творческую интуицию и вкус, учитель музыки может ввести в занятия различные иллюстрации и поделки.

Следует учитывать, что урок – сказка не должен превращаться в развлечение, лишенное педагогической цели, поэтому педагог должен ответственно подходить к содержанию самой сказки и её объему. Наиболее целесообразным является 3 – 4 минутная история о возникновении виолончели. Которая включает в себя как новый материал, так и закрепление уже пройденного.  Информацию можно использовать в качестве организационного момента в начале урока, для отдыха и смены вида деятельности – в середине и для подведения итога и обобщения – в конце занятия.

На уроке-сказка мы планируем прослушивать такие произведения, как сюита для виолончели соло №3 до мажор — И. Бах, Соната для виолончели соло op.8 3часть Allegro molto vivace – З. Кодай.

Знакомство обучающихся со строением виолончели мы планируем на уроке-экскурсии «Ходим-бродим с виолончелью». Урок-экскурсия – форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебного класса, но и виртуальная. Существует несколько типов урока-экскурсии:

1.Вводная экскурсия – проводится в начале изучения новой темы (в виде презентации).

2.Экскурсия по определенной теме (мини-проект обучающихся по строению виолончели).

3.Итоговая экскурсия, систематизирующая знания по пройденному материалу (виртуальная экскурсия, в Музей музыкальных инструментов им. Глинки, которая посвящена изучению строению виолончели).

На уроке - экскурсия можно прослушать такие произведения, как Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор op.33 — П. Чайковский, Сонату для виолончели и фортепиано №1 си бемоль мажор op.45 — Мендельсон, также современное произведение I lost my love in the wind – Тина Го.

Знакомство обучающихся с композиторами и исполнителями возможно при проведении урока интервью. Основная идея урока-интервью, это беседа, в ходе которой человек (интервьюер) задает вопросы, а второй отвечает на них.  Можно различить три вида уроков-интервью:

1. Интервьюирование учителя по теме урока.

2. Интервьюирование учителя в роли персонажа.

3. Интервьюирование обучающимися друг друга в ходе ролевой игры.

Основной замысел этого вида урока основан на том, что обычно ученики не чувствуют себя включенными в урок, т.к. учитель отвечает на вопросы, которые они не задавали. Но на таком уроке учитель отвечает именно на заданные вопросы. В начале урока учитель кратко излагает тему, умышленно не раскрывая ее полностью, лишь намекая на некоторые сведения. Затем школьники индивидуально или в составе малых групп придумывают вопросы по теме. (Можно регламентировать количество разных типов вопросов (например, 5 уточняющих, 2 открытых). После чего выбранные интервьюеры забирают листы, зачитывают их учителю без повторяющихся вопросов, или выводят изображение на интерактивную доску. Интервьюеры должны быть готовы исключить из списка бессмысленные вопросы и дополнить список другими важными вопросами, чтобы все аспекты были освещены.

Еще значительнее эффект от такого урока будет в том случае, если была использована технология «перевернутый класс» и дети получили на дом презентации учителя с кратким изложением темы, ссылки на интернет—ресурсы по теме или печатные материалы. Тогда у каждого ученика есть время осмыслить информацию и подготовить более глубокие вопросы о композиторах и исполнителей виолончельной музыки, которые он может задать на уроке-интервью учителю. Виды вопросов и в этом случае можно регламентировать.

Второй способ применения интервью требует от учителя еще более тщательной подготовки. Ему предстоит сыграть роль какого-либо композитора или исполнителя виолончельной музыки. (например, Тина Го, см. инф. в 1.4) В таком виде учитель отвечает на вопросы о себе самом. Обычно игра вызывает воодушевление даже у старшеклассников, а дети с 1 по 7 класс бывают просто в восторге.

Третий способ – ролевая игра, в этом случае формируется необходимое количество пар, герой + корреспондент. Можно подбирать пары по желанию, а можно тянуть жребий. Использовать, разрезные картинки, фотографии исполнителя. Можно сразу сказать, кто герой, а кто интервьюер, а можно предложить паре самой распределить роли; можно дать подготовку на дом, а можно предложить подготовиться за 10 минут. Все зависит от возраста и уровня знаний детей, их конфликтности и т.п. Оставшиеся без роли ребята — зрители и критики. Но не возбраняется дать одинаковые роли нескольким парам. Прием интервью в любой из этих форм повышает интерес к предмету (а значит — мотивацию) и помогает отточить умение ставить правильные вопросы и работать с информацией, расширяя кругозор младших школьников.

Ознакомить с репертуаром самыми знаменитыми виолончельными сюитами, концертами, сонатами нам поможет – урок-беседа. В форме беседы полезно проводить и опрос и объяснение нового, материала на первой ступени обучения. Характерная особенность этой формы урока состоит в том, что учащиеся принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы из демонстрационных опытов, объясняют явления. Содержание и формы беседы могут быть различными. Три основные момента необходимо учитывать при работе над беседами:

1. Осуществление идейно – воспитательных задач, воспитание лучших моральных качеств;

2. Психолого – педагогическую основу, направленность беседы на восприятие музыки, то есть активизацию всех компонентов музыкального восприятия эмоциональности, мыслительной деятельности, воображения и фантазии, разных видов детской памяти – слуховой, зрительной, моторной. Причём, в зависимости от характера и содержания произведения роль того или иного компонента может быть усилена или ослаблена.

3. Яркое, эмоциональное ведение беседы. Замечательный советский педагог и учёный В.Н. Шацкая в своих методических работах, посвящённых слушанию музыки, неоднократно подчеркивает необходимость разносторонних знаний и умений педагога, строгого соответствия его образования с уровнем современного российского музыкознания.

При первом показе, произведение должно быть прослушано не менее двух раз. Однократное прослушивание недостаточно и оставляет лишь поверхностное впечатление. На следующем уроке, через неделю, произведение необходимо повторить. Это обычно совмещается с проверкой его восприятия и запоминания, причём проверяется не только знание музыки, но и то, как запомнилась беседа, как учащиеся ориентируются в музыкально – выразительных средствах, каково их эстетическое отношение к данному произведению. В ходе исследования мы узнали одну из возможных последовательностей урока-беседы:

1. Беседа о звуке виолончели;

2. Сообщение темы и цели урока;

3. Беседа по теме урока;

4.Итоговая беседа.

Пример беседы с прослушанным произведением Шторм – А.Л. Вивальди в исполнении 2CELLOS.

Ребята, сейчас вы услышите музыкальное произведение «Шторм», которое написал композитор Антонио Вивальди. Обратите внимание на то, как композитор изображает шторм, его усиление, грузность – передают низкие звуки, короткие отрывистые мотивы, прерываемые неожиданными остановками. Этот шторм, может разбиваться о скалы или бушевать в просторах полей. (Прослушиваем 1 раз). Услышали ли вы, как музыкальными звуками изображается вполне наглядная картина бушующего шторма.

А кто из вас сможет изобразить действия, которые могут происходить во время шторма? Только обязательно под музыку. (Вызвать несколько учащихся и прослушать произведение ещё раз, чтобы дети подвигались под музыку.)

 Как же можно охарактеризовать мелодию данного произведения? Она звучит отрывисто или плавно? Движение в ней в быстром темпе или неторопливом, медленном? В каком регистре звучит мелодия?

Учащиеся должны ответить на вопросы в конце беседы. Таким образом подвести итог беседы – подчеркнув какими выразительными средствами композитор создал образ шторма.

Заключительным уроком, возможен урок – проект, где мы проверим знаний учащихся, конкретнее создание паспорта инструмента виолончель. В паспорте будет находится информация о годе появления виолончели, её первоначальное название, создатель, характеристика тембра, композиторы и в какую группу симфонического оркестра входит инструмент. Это может быть дано как в виде домашнего задания, так и в виде классной работы.

Контроль знаний обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. В соответствии с формами обучения выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый студент получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле группа временно делится на несколько малых групп (от 2 до 10 обучащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий.

При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль преподавателя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае школьником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Развитие интереса к учебе, желания познавать новое, расширение кругозора ученика, реализация творческого потенциала ребенка – важнейшие задачи, стоящие перед педагогом.  Уроки музыки дают ребенку возможность соприкоснуться с миром искусства. Первым условием для дружественных, открытых отношений между преподавателем и учеником является общение. При проведении уроков очень важно найти подход к каждому ученику, учитывая особенности его личности. Доброжелательная атмосфера в классе – залог успеха педагога. Нередко бывает, что в начале обучения дети стесняются, боятся ответить на вопрос неправильно, чувствуют себя не комфортно.

Выводы по второй главе

Во второй главе мы рассмотрели методические аспекты расширения кругозора у младших школьников посредством изучения музыки для виолончели.

В первом параграфе мы рассмотрели разнообразие нетрадиционных форм уроков в общем музыкальном образовании. Мы проанализировали организационные формы уроков музыки, которые предполагают использование нестандартных форм урока, это те уроки, которые помогают учителю музыки выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. Существует множество видов, которые могут использоваться в разнообразной комбинации друг с другом, позволяя обучающимся формировать устойчивый интерес к учению, снимать напряжение, помогать формировать навыки учебной деятельности, оказывать эмоциональное воздействие на детей, способствовать расширению кругозора младших школьников.

Во втором параграфе мы проанализировали федеральную рабочую программу начального общего образования «Музыка» для 1 — 4 классов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Отличительная особенность программы охват широкого культурологического пространства: включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства; творческие размышления о музыке. В ходе анализа мы определили, что в программах вышеперечисленных авторов скрипка занимает более главенствующее место, нежели виолончель. На знакомство с виолончельной музыкой отводится 1 час, в модуле «Классической музыки», где обучающимся предоставляется возможность послушать всего два произведения.

В заключительном параграфе мы представили возможности расширения кругозора у младших школьников при изучение классической и современной виолончельной музыки. В ходе исследования мы представили последовательность изучения виолончельной музыки для расширения кругозора младших школьников, в которой представлены такие нестандартные виды уроков. Урок – сказка посвящен истории создания и развития виолончели. Урок – экскурсия, позволяет младшим школьникам виртуально очутиться в Музее музыкальных инструментов им. Глинки. Урок – интервью, предполагает знакомство с международными, известными современными исполнителями. Урок – беседа, раскрывает выразительные возможности звучания виолончели. Урок — проект, разработка паспорта инструмента виолончели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научной музыковедческой и психологической литературы по проблеме исследования показал, что тема носит актуальный характер. Расширение кругозора служит разностороннему обогащению школьников, расширяет знания, активизирует интерес к музыкальному искусству, содержание музыкальных занятий должно быть заполнено пластами музыкальной культуры (классика, фольклор, народная музыка, духовная (церковная) музыка, современная музыка и т.д.);

Мы проследили историю развития виолончельной музыки, а также выявили возможности развития музыкального кругозора посредством изучения виолончельной музыки в рамках школьной программы. Репертуар виолончели достаточно широк, потому что богатые выразительные возможности виолончели всегда привлекали внимание композиторов. Изучение классической музыки для виолончели может значительно расширить кругозор учащихся.

Во-первых, изучение классической и современной музыки для виолончели позволит учащимся расширить свой кругозор в области истории и культуры.

Во-вторых, классическая и современная музыка для виолончели в исполнении выдающихся виолончелистов, поможет младшим школьникам развить свои музыкальные способности.

В нашем исследовании мы выявили возможности развития музыкального кругозора посредством изучения современной и классической виолончельной музыки. В которое входит: изучение истории возникновения виолончели; знакомство обучающихся со строением виолончели; знакомство обучающихся с композиторами и исполнителями; ознакомить с репертуаром самыми знаменитыми виолончельными сюитами, концертами, сонатами и т. д.; урок контроля знаний и умений. Были изучены и проанализированы нетрадиционные организационные формы обучения младших школьников на уроках музыки (урок – сказка, урок – экскурсия, урок – интервью, урок – беседа, урок — проект, разработка паспорта инструмента виолончели).

Таким образом, изучение классической музыки для виолончели может стать полезным и важным элементом образования школьников, который позволит им значительно расширить свой кругозор в области культуры, истории и музыки, а также развить свой музыкальный талант и способности. Развитие музыкального кругозора требует активных усилий как от педагога, так и от ученика и зависит от многих факторов.

Цель исследования достигнута, задачи решены.

В дипломной работе мы планируем разработать комплект конспектов для уроков музыки, посвященный изучению классической и современной виолончельной музыки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

1)  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы среднего общего образования». - Москва: Просвещение, 2022. - 33с.

Монографии, учебники, учебные пособия

2) Боффи, Г. Большая энциклопедия музыки: пер. с итал. / Г. Боффи. – Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 413 с.

3) Гинзбург, Л.  История виолончельного искусства / Л. Гинзбург. – Москва – Ленинград: МУЗГИЗ, 1950. – 513 с.

4) Егорова, Г.И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции музыкального образования: автореф. дис. … канд. пед. н..: / Г.И. Егорова. - Омск, – 1995. –  18 с.

5) Критская, Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина, Т.С. Уроки музыки 1 – 4 классы Поурочные разработки / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – Москва: Просвещение, 2023. – 367 с.

6) Критская, Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина, Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка» / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – Москва: Просвещение, 2003. – 207 с.

7) Владимиров, В.Н. Музыкальная литература / В.Н. Владимиров. – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. – 224 с.

8) Друскин, М.С. История зарубежной музыки / М.С. Друскин. – Москва: Музыка, 1980. – 528 с.

9) История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления / А. Минакова, С. Минаков. – Москва: Эксмо, 2010. – 544 с.: ил. – Библиотека мирового искусства.

10) Левик, Б.В. История зарубежной музыки / Б.В. Левик. – Москва: Музыка, 1966. – 270 с.              

11) Популярная история музыки / Автор-сост. Е.Г. Горбачева. – Москва.: Вече, 2002. – 512 с., с илл.  

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

12) Мартынова, О.В. Развитие музыкального кругозора подростков / О.В. Мартынова // Культурная жизнь Юга России. – 2010. – № 1 (35). – С. 105 – 106.

13) Стрихар, О. И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки / О. И. Стрихар  // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 423-425.

Интернет – ресурсы

14) Ефанова, А. Виолончель – это психотерапевт, духовный отец и все на свете / А. Ефанова // Ведомости, - 2017. – URL: https://kurl.ru/HeVxh (дата обращения: 14.04.2023).

15) Покровская, Н. Границы познания: почему, расширяя кругозор, можно добиться больших успехов / Н. Покровская // Вечерняя Москва, - 2021. – URL: https://kurl.ru/vuKdk (дата обращения: 14.04.2023).

16) История возникновения и развития виолончели // Смычковые музыкальные инструменты – URL: https://kurl.ru/HksfV (дата обращения: 14.04.2023).

17) Хлонева, Е.С К проблеме становления жанров виолончельной музыки в творчестве Западноевропейских композиторов XVII−XVIII веков / Е. С. Хлонева // Философско-культурологические исследования – URL: https://kurl.ru/QZIuh (дата обращения: 09.04.2023).

18) Ткаченко, Д. Кругозор — что это такое, признаки, как расширить кругозор / Д. Ткаченко // Блог Даниила Ткаченко – URL: https://kurl.ru/PFBfr(дата обращения: 09.04.2023).

19) Гимранов, Р.Ф. Как расширить кругозор / Р.Ф. Гимранов // Клиника восстановительной неврологии, - 2021. – URL: https://kurl.ru/aXqgg (дата обращения: 25.11.2023).

20) Лимарева, Л.Н. Мышление и кругозор – что это такое и зачем их расширять? / Л.Н. Лимарева // b17, - 2017. – URL: https://kurl.ru/pHYST (дата обращения: 25.04.2023).

21) Пудовкин, Т.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИОЛОНЧЕЛИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ / Т.А. Пудовкин // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», - 2017. – URL: https://lyl.su/5hn (дата обращения:  19.12.2023 ).

22) Стародубцева, М.В. Практическая работа по развитию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки / М.В. Стародубцева // Образовательная социальная сеть, - 2015. – URL: https://kurl.ru/GvUQu (дата обращения: 25.04.2023).

23)Формирование музыкального кругозора младших школьников средствами инструментального фольклора бурят // Препод24, - 2019 – URL: https://kurl.ru/sJhjX (дата обращения: 09.04.2023).

24)Что такое расширение кругозора? Какую роль кругозор играет в нашей жизни?// Психология – скучающий мозг, - 2023 – URL: https://kurl.ru/eAJBa (дата обращения: 10.04.2023).

25) Андрианов, Б. 5 композиций для виолончели, которые помогут полюбить классическую музыку / Б. Андрианов // Сноб, - 2018. – URL: https://snob.ru/entry/168357/ (дата обращения: 12.04.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...