Конспекты для средней школы
план-конспект урока по музыке
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школа №104 | Учитель музыки: Желтикова Л.В. |
Дата: 01.10.2024 | Руководитель практики ЧПК №1:Желтикова Л.В. |
Класс: 6Г | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н. |
Студентка 40 группы | Преподаватель вокала: Гапонова М.А. |
Елкина Анна Дмитриевна | Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема «Два музыкальных посвящения»
Цель: формирование представления об особенностях лирического образа через произведения М. И. Глинки
Задачи:
1. Обучающая: познакомить с судьбой стихотворения А. Пушкина, нашедшего новую жизнь в романсе М. Глинки; сравнить особенности строения литературного и музыкального произведений;
2. Развивающая: развивать аналитические способности; формировать художественно — эстетический вкус; совершенствовать уровень исполнения;
3. Воспитательная: воспитывать любовь к произведениям русских классиков; пробуждать интерес к возможностям музыкального языка;
Тип урока: урок построения системы знаний
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод обобщения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, фортепиано, раздаточный материал для рефлексии.
Музыкальный репертуар: М.И. Глинка – Я помню чудное мгновенье, М.И. Глинка – Вальс-фантазия, А. Дольский – «Удивительный вальс»
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог
5. Рефлексия
Челябинск 2024
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Развивать внимание | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок. - Давайте повторим с вами пройденный материал. Кто знает, что такое романс? - Верно. Романс, это как правило небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-нибудь стихотворения с аккомпанементом одного. - А кто помнит, какой романс вы слушали на прошлом уроке? - А кто композитор этого романса? - Молодцы! Кто расскажет сюжет этого романса? - Правильно! | - Романс - сочинение для инструмента и голоса - Красный сарафан - Александр Варламов - В романсе происходит спор матери и дочери. Дочь не хочет выходить замуж, но мать ей объясняет, почему все же стоит выйти замуж. | 3 мин | ||||||||
Организация слушаетельской деятельности | Познакомить с судьбой стихотворения А. Пушкина, нашедшего новую жизнь в романсе М. Глинки; сравнить особенности строения литературного и музыкального произведений; развивать аналитические способности; воспитывать любовь к произведениям русских классиков; пробуждать интерес к возможностям музыкального языка | - Кто мне скажет, что такое вальс? - Вальс - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением. А как вы думаете, можно ли совместить вальс и фантазию? И что из этого получится? - У вас очень интересные ответы, Михаил Иванович Глинка тоже задался этим вопросом. И после долгих размышлений он нашел ответ на этот вопрос и написал произведение под названием «Вальс - фантазия». Во время слушания подумайте над вопросом «В какой эпохе могла звучать такая музыка и где она могла звучать?» Вальс – фантазия – М.И. Глинка - Давайте ответим на вопросы. В какой эпохе и где, могла звучать такая музыка? - Верно, это произведение и правда очень подходит для танца. - А как называется жанр этого произведения? - Молодцы! Эпоха 19 века, это рассвет музыки, дамы с кавалерами танцевали на балах, кавалеры посвящали им стихи, песни, романсы и рисовали картины. Получается композиторы кому-то посвящали свою музыку или писали просто так для себя? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? - Верно, какая тема урока у нас будет? - Итак, тема нашего урока будет: познакомиться с двумя музыкальными посвящениями — романсом «Я помню чудное мгновение» и «Вальсом — фантазией» М. И. Глинки. - Давайте пока что вспомним кто такой Михаил Иванович Глинка? - Верно, это композитор 19 века. Он умел играть на фортепиано и скрипке. Но писал произведение не только для них, но и для целого оркестра. Он писал романсы, оперы, увертюры, симфонические произведения. - Давайте теперь вернемся назад и вспомним, что все произведения посвящаются кому-то. Как думаете, кому мог посвятить это произведение Глинка? - Верно! В музыке этого прекрасного вальса Глинка сумел передать волнение, боль, радость и грусть, связанные с любовью к Екатерине Керн. Поэтическое увлечение юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений композитора. «Вальс — фантазия» в какой — то мере явился «страницей из дневника» Глинки. Давайте еще раз послушаем этот фрагмент и услышим, где же вальс, а где фантазия. Когда вы слышите, что это вальс – это означает реальная жизнь, громкая, тяжелая, то вы делаете большой жест рукой. А если начинается тема фантазии, то вы тихонько танцуете руками. Слушают - Вы отлично справились! Какой характер у музыки? - «Вальс — фантазия» - это больше, чем вальс и танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма. В основной теме вальса борются два начала. Первое — возможность утраты в минорном ладу, второе — полетность, воздушность, которая ассоциируется с образом неземного существа, обещающего блаженство. Музыка вальса то скользит и порхает, то становится похожа на страдальческую, наполненную тоской. И тема печали побеждает, оставляя надежды несбывшимися, а сердце разбитым, поэтому и называется «фантазия». - Теперь мы познакомимся с еще одним уникальным произведением — посвящением М. И. Глинки. Это романс «Я помню чудное мгновенье», написанный на стихи А. С. Пушкина. Прежде чем его послушать, давайте вспомним, кто такой А.С. Пушкин? - Верно. В 1819 году А. Пушкин на одном из вечеров в доме А. Н. Оленина увидел его 19-летнюю племянницу Анну Керн. За ужином Пушкин неотступно наблюдал за ней и не жалел похвал ее красоте. Через несколько лет в 1825 г., находясь в ссылке в с. Михайловском Пушкин вновь встретил Анну. Молодая 25-летняя женщина, умная, обаятельная, очаровала поэта. Пушкин страстно влюбился. Многое всколыхнула встреча с Анной Петровной в душе поэта, и, благодаря этому, были созданы эти строки. - Давайте послушаем романс и подумаем, о каких чувствах он. М.И. Глинка – «Я помню чудное мгновенье» - Какие чувства у вас вызывает этот романс? А на сколько частей можно поделить романс? - Верно. А какие по характеру эти части? Композитор М. И. Глинка, навещая свою сестру, повстречался с молодой девушкой. Это была дочь А. П. Керн — Екатерина Ермолаевна Керн. Глинка полюбил Екатерину Ермолаевну, и эта любовь стала для него источником вдохновения для создания музыкального шедевра. Никогда еще Глинка не достигал в своих романсах такой красоты и окрыленности мелодии. Исповедью любящей души, пылкой и восторженной, стал романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье». - Давайте прочитаем в учебнике романс по четверостишьям, чтобы лучше понять, о чем он. - Молодцы! Давайте послушаем еще раз и на этот раз подумайте, как Глинка с помощью музыки передал смену чувств и переживаний? М.И. Глинка – «Я помню чудное мгновенье» - Давайте ответим на вопрос Как Глинка с помощью музыки передал смену чувств и переживаний?» - Молодцы! | - Вальс – это парный танец - Да, воображаемый танец - Такая музыка могла звучать в 18-19 веке. Например, на балу или в какой-то опере, балете - Это жанр – вальс - Посвящали музам - Музыкальные посвящения - Это русский композитор - Любимой девушке, первой любви
- Мелодия певучая, плавная, задумчивая, мечтательная. Ритм — легкий, воздушный, рисует быстрые и легкие движения танца. К концу становится более взволнованный - Это русский поэт и писатель - Грустные, взволнованные. На 3 части - 1 часть спокойная, 2 часть быстрая, резкая и 3 часть громкая, быстрая - С помощью динамики, скорости ритма | 20 мин | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Совершенствовать уровень исполнения; формировать художественно — эстетический вкус; | - Давайте теперь вспомним песню, которую вы пели на прошлом уроке. Я вам ее включу, а вы подпевайте. А. Дольский – «Удивительный вальс»
- Итак, я заметила у вас несколько ошибок. Давайте вспомним, как нужно правильно петь - Правильно! Теперь внимание на экран, разучим с вами 2 куплет. Кто прочитает текст куплета? - Молодец. Давайте попробуем медленно спеть. - Молодцы, давайте теперь чуть быстрее. - Теперь давайте попробуем спеть с самого начала - Молодцы! | - Спина должна быть прямая, руки на коленках, делать хороший вдох, хорошо открывать рот и четко произносить согласные | 10 мин | ||||||||
Итог | Закрепление материала; | - А теперь давайте подведем итог и попробуем оценить свою деятельность на уроке: 1. О чем сегодня шла речь? 2. Что узнали нового? 3. Вы согласны, что музыка дополняет стихи? . Что вам показалось интересным на уроке? - Даю вам 5 минут, чтобы ответить на вопросы 1. Что такое романс?
2. Произведение, написанное М.И. Глинкой
3. Назови авторов романса «Я помню чудное мгновенье» Автор слов Автор музыки 4. Оцени урок: Что узнал нового: 5. Оцени свою работу на уроке - Молодцы, остальное доделаете дома, это будет вашим домашним заданием. | - О произведениях-посвящениях - Узнали историю создания романса М.И. Глинки - Да, мы понимаем характер - Танцевать руками | 5 мин | ||||||||
Развивать самоанализ детей | - Давайте проведем рефлексию. Кому понравился урок, и он все понял, тот подымает руку вверх. Опускаете. - У кого есть какие-то вопросы, и он не понял урок – поднимаете руку вверх и задаете свой вопрос. - Спасибо вам за урок! Вы большие молодцы, до свидания! | До свидания! | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Школа №104 | Учитель музыки: Желтикова Л.В. |
Дата: 22.10.2024 | Руководитель практики ЧПК №1:Желтикова Л.В. |
Класс: 6Г | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н. |
Студентка 40 группы | Преподаватель вокала: Гапонова М.А. |
Елкина Анна Дмитриевна | Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема «Образы песен зарубежных композиторов»
Цель: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкальных образов на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
Задачи:
1. Обучающая: зафиксировать особенности жанра «музыкальная баллада»; определить музыкальные образы в балладе «Лесной царь»;
2. Развивающая: развивать самостоятельное мышление; совершенствование умение анализировать музыкальное произведение; развивать внимание; совершенствовать уровень исполнения, желание её исполнять;
3. Воспитательная: воспитывать любовь к произведениям зарубежных классиков; воспитывать нравственно-эмоциональную сферу, способность к сопереживанию через музыкальные образы;
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод обобщения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, фортепиано, раздаточный материал для рефлексии.
Музыкальный репертуар: Ф. Шуберт – «Лесной царь», Дж. Каччини – «Аве Мария», Ф. Шуберт – «Баркарола», А. Дольский – «Удивительный вальс»
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог
5. Рефлексия
Челябинск 2024
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Развивать внимание | - Здравствуйте, ребята. Давайте повторим что мы проходили на прошлом уроке. Образы каких композиторов мы изучали? - А как назывались произведения? | - Лирические образы в произведениях М.И.Глинки - «Вальс-фантазия», «Я помню чудное мгновенье» | 3 мин | ||||||||
Организация слушаетельской деятельности | Зафиксировать особенности жанра «музыкальная баллада»; определить музыкальные образы в балладе «Лесной царь»; развивать самостоятельное мышление; совершенствование умение анализировать музыкальное произведение; развивать внимание; воспитывать любовь к произведениям зарубежных классиков; воспитывать нравственно-эмоциональную сферу, способность к сопереживанию через музыкальные образы; | - Давайте мысленно перенесемся в Италию. Что вы знаете об этой стране? - Рим – столица Италии. Композиторы, художники, певцы, артисты стремились побывать в Италии, проникнуться духом этой страны, величием архитектурных памятников, картин, скульптур, красотой ее музыки и пения. И мы сегодня мысленно представим, что находимся в Италии. - Как думаете, какая тема урока будет? - Верно, будем знакомиться с произведениями и композиторами Итальянской музыки. - Кто знает, что такое «бельканто»? - Родиной Бельканто является Италия. Так называют виртуозное исполнение певца, которое доставляет эстетическое наслаждение. - А что такое Баркарола? - Это музыкальный жанр, первоначально песня венецианских гондольеров, «песня на воде». Характер баркаролы — лирический, нередко с оттенком меланхолии или светлой мечтательности. - Перейдем к следующему композитору. Кто знает, кто такой Франц Шуберт? - Да, он является одиним из основоположников романтизма в музыке, автор 602 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений. Произведения Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма. - Давайте послушаем произведение Ф. Шуберта «Баркарола». Как думаете, какой образ подходит этому произведению? Ф. Шуберт – «Баркарола» - Как думаете, какой образ подходит этому произведению? - Какие чувства подходят выражает этот образ? - Особое место в песенном творчестве занимается баллада. Кто знает, что такое баллада? - У слова «баллада» есть несколько определений. Романские народы так называли средневековую плясовую песню. В эпоху же Позднего Средневековья и Возрождения словом «баллада» стали обозначать стихотворное повествование, которое исполняли под музыку, а вскоре — и весь жанр романтической повествовательной поэзии. Также «балладой» называли музыкальное произведение повествовательного характера; а в наше время так определяют еще и медленную романтическую или сентиментальную песню. Создателем вокальной баллады считают Ф. Шуберта. - Сегодня мы познакомится с балладой «Лесной царь». - Баллада «Лесной царь» написана на слова немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете. Гете - немецкий писатель, основоположник немецкой литературы. - Балладу «Лесной царь» Шуберт написал, когда ему было всего 18 лет В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души. Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание. - Послушаем балладу в переводе Жуковского. Подумайте, о чем баллада? Ф. Шуберт – «Лесной царь» - О чем баллада? - Верно, это баллада о том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь. - Во время прослушивания будем выделять персонажей и разбирать их. Ф. Шуберт – «Лесной царь» - Смогли отличить персонажей? Сколько их было? - Скажите, как меняется характер музыки каждого персонажа? - Молодцы! | - Родина пиццы и пасты - Знакомство с зарубежной музыкой - Красивое пение - Песня на воде - - Это австрийский композитор - Романтический - Нежные, лирические - Повествование, о чем-либо - О том, как ребенка зазывает Лесной царь - 4 персонажа - Рассказчик - взволнованный. Отец - переживание, внутреннее беспокойство. Лесной царь - завораживающая Младенец – страдание | 25 мин | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Ссовершенствовать уровень исполнения песни, желание её исполнять | - Давайте теперь вспомним песню, которую вы пели на прошлом уроке. Я вам ее включу, а вы подпевайте. А. Дольский – «Удивительный вальс»
- Молодцы! | 7 мин | |||||||||
Итог | Закрепить знания о пройденном материале. | Давайте подведем итоги урока. С какими композиторами мы сегодня познакомились? - Что такое баллада? - Что такое бельканто? | - Ф. Шуберт, Дж. Каччини - Это музыкальное произведение повествовательного характера. - Красивое пение | 2 мин | ||||||||
Рефлексия | Развивать самоанализ детей | - Свое деятельность на уроке оцените с помощью ответов на вопросы. ФИ: 1. Сколько образов в балладе «Лесной царь»? Назови их
2. Что такое баллада?
3. Оцени себя сегодня я узнал было интересно было трудно меня удивило ставлю оценку себе на уроке - Сдаем листочки - Молодцы! Спасибо за урок. До свидания! | - До свидания! | 3 мин |
Предварительный просмотр:
Школа №104 | Учитель музыки: Желтикова Л.В. |
Дата: 15.10.2024 | Руководитель практики ЧПК №1:Желтикова Л.В. |
Класс: 6Г | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н. |
Студентка 40 группы | Преподаватель вокала: Гапонова М.А. |
Елкина Анна Дмитриевна | Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема «Образы романсов и песен русских композиторов. Обобщение»
Цель: расширение представлений об особенностях музыкальных образов в произведениях русских композиторов
Задачи:
1. Обучающая: осмысление разнообразия музыкальных образов в вокальных произведениях; развивать умение сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства;
2. Развивающая: совершенствование умения слушать и анализировать музыкальное произведение; совершенствовать уровень исполнения песни, желание её исполнять;
3. Воспитательная: воспитывать любовь к произведениям русских классиков; воспитывать нравственно-эмоциональную сферу, способность к сопереживанию через музыкальные образы;
Тип урока: урок построения системы знаний
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод обобщения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, фортепиано, раздаточный материал для рефлексии.
Музыкальный репертуар: М.И. Глинка – «Я помню чудное мгновенье», М.И. Глинка – «Вальс-фантазия», С. В. Рахманинов – «Сирень», А.Е. Варламов – «Красный сарафан»
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог
5. Рефлексия
Челябинск 2024
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Развивать внимание | - Здравствуйте, ребята. Кто помнит, что такое романс? - Верно. Какие произведения вы слушали на прошлом уроке? - А кто композитор романса? На чьи стихи написан романс? - Молодцы! | - Романс –произведение для инструмента и голоса - Я помню чудное мгновенье, Вальс-фантазия - М.И.Глинка, А.С.Пушкин | 3 мин | ||||||||
Организация слушаетельской деятельности | Осмысление разнообразия музыкальных образов в вокальных произведениях; развивать умение сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства; совершенствование умения слушать и анализировать музыкальное произведение; воспитывать любовь к произведениям русских классиков; воспитывать нравственно-эмоциональную сферу, способность к сопереживанию через музыкальные образы; | - А можно ли музыкой нарисовать что-то? - А что такое музыкальный образ? - Значит музыка может нарисовать портрет. - Портрет - основной жанр изобразительного искусства. В отсутствии фотографий это был единственный способ запечатлеть современников. Модели часами могли позировать художнику. Чего не скажешь о музыкальных портретах. Для их создания достаточно воображения композитора и мастерства исполнителей. - Как думаете какая тема урока у нас будет? - Верно. Получается, что музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны. - Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами «Все искусства, а, следовательно, и музыка требуют... Чувства … - это получается от вдохновения свыше Формы, это означает красота, т.е. соразмерность частей для составления стройного целого... Чувства и форма – это душа и тело. Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом…» - Давайте теперь вспомним Вальс-фантазию, какие образы вы представляли при его прослушивании? - Давайте еще раз прослушаем это произведение и посмотрим на портреты. Нарисованные современниками А.С. Пушкина и М.И. Глинки. - Во время слушания одна группа будет рисовать свой музыкальный портрет, подходящий под музыкальный образ этого произведения, после вы выйдете и расскажите, какие черты вы старались подчеркнуть в этом портрете. - А все, кто слушают отвечают на вопрос, что общего между этими двумя картинами? М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье» - Итак, что общего, между этими портретами? Какой образ на картине наиболее подходит под Вальс-фантазию? Почему? - Молодцы, давайте проверим индивидуальное задание. - У вас отлично получилось! - Перейдем к нашей новой теме. Кто знает, кто такой Сергей Васильевич Рахманинов? - Верно, Сергей Васильевич Рахманинов выдающийся пианист, композитор и дирижер 20 века. Его музыка сочетает в себе глубокую эмоциональность и виртуозность. Рахманинов родился в России, но после революции 1917 года эмигрировал в США, где продолжил свою карьеру. - Однажды после концерта Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый День рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет. Как вы думаете почему? - Вы правы, родина Рахманинова – Новгородский край. Сирень - этот скромный цветок, который Сергей Рахманинов называл царицей своей души, для композитора имел особое значение. Сирень была символом его любимой родины, а также своеобразным Ангелом Хранителем, неизменно сопровождавшим гениального маэстро всю его жизнь: со времен юности, когда он впервые ощутил душистый аромат цветка в деревне Ивановка и до самых последних дней. И даже в своей музыке он использовал образ сирени, как напоминание о Родине. - Мы с вами послушаем его романс, под названием «Сирень». В январе 1903 года впервые исполнила Надежда Ивановна Забела. Дайте ответ на вопрос, как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы? С.В.Рахманинов – «Сирень» - Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы? - Какой лирический образ вы представляете при таком исполнении? - Какие чувства у вас возникают при прослушивании? - Давайте послушаем еще одно исполнение этого романса и сравним их. Какой лирический образ вы представляете при прослушивании другого варианта исполнения? С.В.Рахманинов – «Сирень» - Какой лирический образ вы представляете при прослушивании другого варианта исполнения? - Молодцы! | - Да, например, образ - То, что рисует музыка - Образы романсов и песен русских композиторов - Его переживания - На обоих портретах изображены девушки, у них миловидная внешность. - Лучший пианист Европы! - Это было каким символом - С помощью аккомпанемента - Какого-то милого места, чего теплого и уютного - Символ дома, счастья, Родины | 20 мин | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Совершенствовать уровень исполнения музыки; желание её исполнять | - Давайте теперь вспомним песню, которую вы пели на прошлом уроке. Я вам ее включу, а вы подпевайте. А. Дольский – «Удивительный вальс»
- Молодцы! | 5 мин | |||||||||
Итог | Закрепить знания о пройденном материале | - Давайте порешаем тест. 1. В каком виде искусства зародилось понятие «портрет»?
2. Кто участвует в создании музыкального портрета?
3. Кого изображают на портретах?
4. Кто создал романс «Я помню чудное мгновенье»? Обведи в кружок правильный ответ
5. Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, называется . 6. Вычеркните элемент, которого нет в романсе.
7. Назвони композиторов, которые писали романсы 1. 2. 3. 8. Соотнеси автора и название романса
9. Екатерина Керн – это Анны Керн. Музыкальная викторина 10. 11. 12. - Итак, сдайте мне листочки на проверку. | 10 мин | |||||||||
Рефлексия | Развивать самоанализ детей | - Давайте оценим свою работу на уроке, кто все понял – тот показывает большой палец вверх. У кого появились какие-то вопросы – большой палец вниз. - Спасибо за урок! До свидания! | - До свидания! | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Школа №104 | Учитель музыки: Желтикова Л.В. |
Дата: 26.10.2024 | Руководитель практики ЧПК №1:Желтикова Л.В. |
Класс: 8Г | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н. |
Студентка 40 группы | Преподаватель вокала: Гапонова М.А. |
Елкина Анна Дмитриевна | Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема «Музыка к драматическому спектаклю»
Цель: формирование представления о роли музыки в драматическом театре через произведения А. Г. Шнитке – «Гоголь-сюита», Э. Григ – «Пер Гюнт», Д. Б. Кабалевского - «Ромео и Джульетта»
Задачи:
1. Обучающая: формировать умение определять музыкальные образы в «Гоголь-сюите», «Пер Гюнте», «Ромео и Джульетте», формулировать их роль в развитии сюжета и постижении драматургии сценического произведения;
2. Развивающая: развивать умение анализировать музыкальные фрагменты; совершенствовать уровень исполнения музыки, желание её исполнять;
3. Воспитательная: воспитывать нравственно-эмоциональную сферу, способность к сопереживанию через музыкальные образы;
Тип урока: открытие «нового» знания
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод обобщения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, фортепиано, раздаточный материал для рефлексии.
Музыкальный репертуар: А. Г. Шнитке –«Гоголь - сюита», Д. Б. Кабалевкий – «Ромео и Джульетта», Э. Григ – «Пер Гюнт», Д. Б. Кабалевский – «Школьные годы»
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог
5. Рефлексия
Челябинск 2024
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Развивать внимание | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Дмитриевна, я проведу у вас урок музыки. Я знаю, что вы уже знакомы с такими понятиями как опера и балет. В чем их отличие? - Опера — это музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. - Балет — вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах | - Здравствуйте - В балете главное отличие хореография, а в опере - вокал | 3 мин | ||||||||
Организация слушаетельской деятельности | Развивать умение определять музыкальные образы в «Гоголь-сюите», «Пер Гюнте», «Ромео и Джульетте», формулировать их роль в развитии сюжета и постижении драматургии сценического произведения; развивать умение анализировать музыкальные фрагменты; воспитывать нравственно-эмоциональную сферу, способность к сопереживанию через музыкальные образы; | - Есть еще драматический спектакль - это форма театрального искусства, в которой историю зрителю рассказывают через актёрскую игру: словами, жестами, мимикой, интонацией. В основе драматического спектакля лежит литературное произведение — драма или сценарий, предполагающем импровизацию. Режиссёр может взять за основу роман, повесть, сказку или даже поэму - Как думаете, какая тема урока у нас будет? - А как вы думаете, какую роль в представлении играет музыка? - Верно, издревле античная театральная трагедия сопровождалась хором, комментирующим основные действия на сцене. - Я думаю все вы знаете знаменитое произведение «Ромео и Джульетта». Кто является автором поэтического текста? - Верно, каких композиторов вы знаете, которые писали музыку на эту драму? - Пётр Чайковский — написал увертюру-фантазию, а Сергей Прокофьев — балет. - Но есть еще один композитор, который написал музыкальные зарисовки к этому произведению. И это – Дмитрий Борисович Кабалевский. - Это выдающийся композитор, педагог-просветитель, пианист и дирижер, музыкальный мыслитель, общественный деятель, создатель концепции музыкально-эстетического воспитания детей и юношества. - Что бы глубже окунутся в атмосферу драматического театра, мы с вами познакомимся с несколькими произведениями. И первым будут Музыкальные зарисовки Д. Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта» - Кто помнит сюжет «Ромео и Джульетты»? - Трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» повествует о борьбе за свою любовь молодых людей, чьим чистым чувствам противостоят общество, семьи и превратности судьбы. В центре сюжета — судьба двух юных влюблённых, ставших жертвами вражды между своими родами. Монтекки и Капулетти. В произведении Шекспир показал не только силу страстной, всепобеждающей любви, но и бессмысленность давней, кровной вражды между семействами. Она, словно яд, много лет разрушала жизнь людям, которые даже не помнили истинную причину взаимной ненависти. Главная мысль трагедии — для настоящей любви нет ничего невозможного, не существует никаких преград, в то время как сильная ненависть и глупая вражда могут стать причинами краха, разрушений и даже смерти. - Послушаем фрагмент №2 «Утро в Вероне». Во время слушания подумайте над вопросом «Каким видит Ромео утро в Вероне?» Фрагмент №2 «Утро в Вероне» - Каким видит Ромео утро в Вероне? - Предвещает ли музыка беду? - А теперь послушаем фрагмент №4 «Шествие». В время слушания подумайте над вопросом «С какими героями связан маршеобразная мелодия?» фрагмент №4 «Шествие» - С какими героями связан маршеобразная мелодия? - Верно. Теперь послушаем фрагмент №6 «Встреча Ромео и Джульетты». Какое настроение передает эта музыка? Фрагмент №6 «Встреча Ромео и Джульетты» - Какое настроение передает эта музыка? - Как композитор передает настроение героев? - Молодцы! Теперь перейдем к следующей драме. На странице 40 прочитайте название. - Верно, на странице 41 прочитайте, кто такой Пер Гюнт - Да, произведение написано для спектакля в 2 сюитах, а что такое сюита? - Основной сюжет рассказывает о молодом человеке по имени Пер Гюнт, который стремится найти свое место в жизни и познать себя. Он проходит через множество приключений, сталкивается с различными персонажами и мифологическими существами, что символизирует его внутренние конфликты и поиски смысла жизни. - Первый фрагмент вы все знаете, он называется «Утро». Подумайте над вопросом «Какие инструменты звучат в произведении?» Фрагмент «Утро» - Какие инструменты звучат в произведении? - Как думаете, пьеса рисует образ природы или человеческие чувства тут тоже есть? - Правильно. Переходим к следующему фрагменту «Песня Сольвейг». Кто такая Сольвейг? Во время слушания подумайте над вопросом «Не зная перевода, о чем может быть это произведение?» Фрагмент «Песня Сольвейг» - Не зная перевода, о чем может быть это произведение? - Перейдем к следующему произведению. На 44 странице прочитайте его название - Музыку к спектаклю написал Альфред Гарриевич Шнитке -композитор, педагог и музыковед. Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам. - Произведение с которым мы познакомься называется «Гоголь – сюита». Это несколько произведений, сгруппированных вместе. - Музыка этой сюиты - ярчайший образец симфонического театра. Представьте, концертный зал, где нет ни декораций, ни актеров, тем не менее перед слушателем разворачивается симфонический спектакль, а сила музыкального языка ярко рисует образы и главных героев. Надеюсь, я вас заинтриговала, и вы уже горите желанием скорее познакомиться с фрагментами этого удивительного произведения. - Первый фрагмент с которым мы с вами познакомимся – это фрагмент №2 «Детство Чичикова». Подумайте, что это за персонаж и какой у него характер фрагмент №2 «Детство Чичикова» - Подумайте, что это за персонаж и какой у него характер? - Детство Чичикова» в «Гоголь-сюите» рассказывает о том, как в детстве складывался характер главного героя Павла Ивановича Чичикова - А теперь мы прослушаем следующую часть. Расскажу вам о ней. - Акакий Башмачкин, простой переписчик бумаг, но страстно любящий свою работу. Однажды в морозный день он рассматривал свою старую шинель и обнаружил, что она прохудилась на плечах и спине. Портной утверждает, что ничего сделать с ней нельзя, а следует сделать новую шинель. Цена кажется Акакию завышенной, но уговорить Петровича на меньшую не выходит. Убедившись, что новая шинель необходима, Башмачкин начинает во многом ограничивать себя, дабы накопить нужную сумму рублей. Но история оканчивается трагически – новая шинель, которую нашему герою удалось всё же купить, была украдена грабителями, а сам герой умирает… - Во время слушания подумайте над вопросом, в каком жанре написан этот фрагмент Фрагмент №4 «Шинель» - В каком жанре написан этот фрагмент? - Верно, мелодия напомнила польку. И, казалось бы, мотив простой, почти веселый, повторяющийся много раз, но то, в каком «окружении» он звучит, делает его не весёлым, а даже трагичным. Сначала это фон, похожий на кружение метели, потом нарастает «бешеное» веселье, похожее на сумасшествие, а завершается фразой, застрявшей на одной ноте. А какой образ представали вы? - А как думаете, шинель — это просто вещь гардероба или что-то более значимое для Акакия Акакиевича? - Сам композитор показал не вещь, не предмет гардероба, а любимую жену, подругу, которой герой посвящает все лучшие чувства и любовь. - С остальными фрагментами мы познакомимся на следующем уроке. А сейчас предлагаю вспомнить песню, которую вы поете. Как она называется? | -Музыка к драматическому спектаклю - Она лучше передают характер героя и т.д. - У. Шекспир -П.И.Чайковский и С.В.Прокофьев - Это произведение о несчастной любви и ненависти - Размерное, спокойное - Нет, музыка абсолютно спокойная - С двумя враждующими кланами, которые отправились на бал - Состояние безысходности - С помощью динамики и мелодии - Музыка Э. Грига к драме «Пер Гюнт» - Это молодой человек скитающийся в поиске счастья - Это сгруппированные произведения - Флейта, габой, валторна - Это как образ спокойствия природы, так и умиротворение человеческой души - Возлюбленная Пер Гюнта - Повествует о разлуке, о своей любви и одиночестве. - «Гоголь – сюита» из спектакля «Ревизская сказка» - Маленький мальчик, который вырастает в хитрого, ищущего для себя выгоду мужчину - Полька - Образ бедного человека, лишившегося самого важного - Это очень значимая для него вещь - Школьные годы | 20 мин | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Совершенствовать уровень исполнения музыки, желание её исполнять; | - Давайте вспомним, как она звучит. Я вам ее включу, а вы подпевайте. Д. Б. Кабалевский – «Школьные годы»
- Теперь споем под минус - Молодцы! | 5 мин | |||||||||
Итог | Закрепить знания о пройденном материале | - Теперь проведем небольшую самостоятельную 1. Что такое сюита? 2. Композиторы драматического театра? 3. Назови композитора «Пер Гюнта» 4. Какому персонажу принадлежит шинель в произведении «Сюита-Гоголя» из спектакля «Ревизорская сказка»? Музыкальная викторина 4. Э. Григ – «Утро» 5. Э. Григ «Песня Сольвейг» 6. А. Г. Шнитке - №1 «Детство Чичикова» 7. Д. Б. Кабалевский – «Шествие» - Молодцы, сдавайте листочки. - Давайте подведем итоги урока. С каким композиторами мы сегодня познакомились? - Сколько фрагментов в спектакле? | - А. Г. Шнитке, Д. Б. Кабалевский, Э. Григ - Семь | 10 мин | ||||||||
Рефлексия | Развивать самоанализ детей | - Молодцы! Теперь если вам понравился урок, и вы все поняли, то поднимаете 2 руки вверх. Если вам не понравился урок и у вас есть вопросы, то встаньте и озвучьте, что было не понятно. - Молодцы! Спасибо за урок, До свидания! | - До свидания! | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Школа №104 | Учитель музыки: Желтикова Л.В. |
Дата: 05.11.2024 | Руководитель практики ЧПК №1:Желтикова Л.В. |
Класс: 6Г | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н. |
Студентка 40 группы | Преподаватель вокала: Гапонова М.А. |
Елкина Анна Дмитриевна | Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема «Образы русской народной и духовной музыки»
Цель: формирование представлений об особенностях образов русской народной и духовной музыки
Задачи:
1. Обучающая: формировать представления о народной и духовной музыке Древней Руси; совершенствовать знание характерных этапов развития церковной музыки в историческом контексте;
2. Развивающая: развивать аналитические способности; формировать художественно — эстетический вкус; совершенствовать уровень исполнения;
3. Воспитательная: воспитывать любовь к произведениям русских классиков; пробуждать интерес к возможностям музыкального языка;
Тип урока: урок построения системы знаний
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод обобщения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, фортепиано, раздаточный материал для рефлексии.
Музыкальный репертуар: Б. Окуджава – «Виноградная косточка», М.И. Глинка - «Руслан и Людмила», Н. А. Римский-Корсаков – «Снегурочка», М.С. Березовский - «Не отвержи мене во время старости»
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог
5. Рефлексия
Челябинск 2024
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Развивать внимание | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок. - Кто мне скажет, какой вчера был праздник? - Верно, в нашей стране живет множество народов и у каждого из них есть свои традиции, обычаи, а еще музыкальное творчество. | - Здравствуйте - День народного единства | 2 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация слушаетельской деятельности | Формировать представления о народной и духовной музыке Древней Руси; совершенствовать знание характерных этапов развития церковной музыки в историческом контексте; развивать аналитические способности; воспитывать любовь к произведениям русских классиков; пробуждать интерес к возможностям музыкального языка | - Очень давно, в Древней Руси зародилось музыкальное искусство русской музыки. Оно развивалось в двух направлениях: церковная музыка и народное музыкальное творчество, по-другому – фольклор. - Как вы думаете, какая тема урока у нас будет? - Верно, а какая цель будет? - Как вам известно, раньше все люди покланялись богам, это называется язычество. Это сейчас мы знаем, что дождик идет от испарения воды, а землетрясение, от движения литосферных плит. Но древние люди этого не знали и считали, что все это, происходит по воле богов. И в честь этих богов славяне устраивали обряды, где плясали, пели, играли на инструментах. Чтобы поклоняться этим богам, славяне изготавливали идолов. Идол – это статуя, изваяние, которой поклоняются язычники как божеству. - В древности люди по большей части были неграмотными, не умели писать и читать, песни и сказания передавались из «уст в уста». Старшее поколение передавало младшему, а младшее – дальше, своим детям. Такое устное народное творчество называется фольклор. Существовало два типа артистов: певцы-сказители и скоморохи. - Они всегда играли на музыкальных инструментах. Какие русские-народные инструменты? - Певцы-сказители аккомпанировали себе на гуслях. - Образы самых известных гусляров, Баяна и Садко, встречаются в творчестве русских композиторов: Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила», «Садко» в одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова. - Мы с вами послушаем песню Баяна. Опишите, каким представляется Баян в произведении. М.И. Глинка - «Руслан и Людмила» - Опишите, каким представляется Баян в произведении? - Какими средствами музыкальной выразительности композитор передает особенности древнерусской музыки? - Скоморохи – это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок. Их выступления были связаны с праздниками, гуляниями, часто они поднимали острые темы в своих выступлениях. Обычно их изображают с музыкальными инструментами: гуслями, дудками, гудками и бубнами. - Давайте послушаем «Пляски скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Подумайте над вопросом какая музыка по характер, какие скоморохи по характеру? Н. А. Римский-Корсаков – «Снегурочка» - Подумайте над вопросом какая музыка по характер, какие скоморохи по характеру? - Какие особенности русской народной пляски передал композитор? - Еще есть духовная музыка. Кто как понимает это выражение? - Духовная музыка — это музыка религиозного характера, создаваемая для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Она, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания. - Это направление музыки зародилось вместе с Крещением Руси. Произошло Крещение Руси в 988 году. Киевский князь Владимир Святославович провозгласил христианскую веру. Красота богослужения христиан, увиденная в Греции, поразила его послов. После этого языческие традиции стали уходить на второй план, скоморохи были подвержены гонению. Их высылали из городов, отбирали музыкальные инструменты. - Вспомните, как в храмах звучит музыка? - Верно, это называется, а капелла. Также церковное пение было на одной ноте по-другому «унисон» - пение в одну ноту. Но и нот в привычном понимании не существовало. Мелодия обозначалась специальными значками. Они назывались «знаменами», потом «крюками». Отсюда и пошло название знаменного пения. - Знаменный распев – это сплав византийской культуры с русскими народными традициями. Знаменный распев – это музыка сосредоточения, погружения. Звучит величественно и строго. Голоса звучат в унисон. С XV века появляется многоголосная церковная музыка. Что такое многоголосное пение? - Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов. В семнадцатом веке на русских музыкантов стала оказывать влияние музыка Западной Европы. Старая культура одноголосного знаменного пения стала вытесняться новой, многоголосной. Вершиной многоголосного церковного пения считается духовный концерт. Этот жанр появился на Руси в XVIII веке. - Позже появился духовный концерт в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Оба они учились композиторскому мастерству в Италии. К сожалению, многие произведения этих композиторов были найдены спустя годы после их смерти, а часть безвозвратно утрачена - Один из наиболее известных и значимых духовных концертов «Не отвержи мене во время старости» написал Максим Созонтович Березовский. Концерт написан на текст одного из псалмов Давида из Ветхого Завета. Это музыка звучит «а капелла», то есть без музыкального сопровождения. Инструментами здесь выступают голоса самих хористов. Красота архитектуры и иконописи храмов, вместе подобными образцами духовной музыки производят поистине потрясающее впечатление на слушателей. Какое впечатление производит эта музыка? М.С. Березовский - «Не отвержи мене во время старости» - Какое впечатление производит эта музыка? - Верно. Сегодня мы с вами начнем учить новую песню. Это бардовская песня Булата Окуджавы – «Виноградная косточка». Кто знает, что такое бардовская песня? - Это песня обычно под гитару, которую поют и сочиняют сами авторы. | - Образы русской народной и духовной музыки - Познакомиться с русским народным и церковным творчеством - Гусли, дудки, бубны - Умный, спокойный - Используется минимум сообщений - Шумные, веселые - Все танцуют вместе -Музыка, связанная с религиозным характером - Без инструментов - Пение нескольких нот - Спокойная, величественная
- Песня под гитару | 15 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация исполнительской деятельности | Совершенствовать уровень исполнения; формировать художественно — эстетический вкус | - Давайте послушаем как она звучит. Подумайте, какой смысл этой песни Булат Окуджава – «Виноградная косточка»
- Какой смысл песни? - «Грузинская песня» Окуджавы песня заключает в себя глубокий смысл, она - метафора жизни с тремя возрастами: виноградная косточка - лоза - спелая гроздь. Проходит целая человеческая жизнь. А после праведных трудов - застолье с друзьями, любовь к женщине и присутствие Бога - дарующего прощение; На склоне жизненного пути перед глазами человека проплывает три главных стихии: земля - в образе белого буйвола, небо - воплощенное в синем орле и вода - образ форели золотой. - Теперь мы с вами разучим 1 куплет. - Давайте споем под минус. - Молоды! | - Песня о жизни | 15 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог | Закрепление материала | - На столе у вас лежат кроссворды. Даю вам 5 минут
- С чем мы сегодня познакомились? - Что такое «унисон»? - Что такое «а капелла»? | - С русским фольклором и духовной музыкой - Пение в один голос - Пение без инструмента | 6 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развивать самоанализ детей | - В конце кроссворда у вас нарисована лестница, нарисуйте человечек на той ступеньке, которая соответствует твоей деятельности на уроке. 1 ступенька – плохо работал, ничего не понял. 2 ступенька – имеются вопросы. 3 ступень – все понятно, я молодец. - Сдайте мне листочки. - Спасибо за урок, всем до свидания! | - До свидания! | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Школа №104 | Учитель музыки: Желтикова Л.В. |
Дата: 12.11.2024 | Руководитель практики ЧПК №1:Желтикова Л.В. |
Класс: 6Г | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н. |
Студентка 40 группы | Преподаватель вокала: Гапонова М.А. |
Елкина Анна Дмитриевна | Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема «Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт»
Цель: формирование представлений о русском духовном концерте через произведение «Не отвержи мене во время старости» М. С. Березовского
1. Обучающая: формировать понимание жанра «духовный концерт»; познакомить с творчеством М.С. Березовского; совершенствовать знания о видах духовной музыки и ее особенностях;
2. Развивающая: развивать аналитические способности; формировать художественно - эстетический вкус; углубить знания о полифонии; совершенствовать уровень исполнения;
3. Воспитательная: воспитывать любовь к произведениям русских классиков; пробуждать интерес к возможностям музыкального языка;
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод обобщения, прием «Эхо»
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, фортепиано, раздаточный материал для рефлексии.
Музыкальный репертуар: Б. Окуджава – «Виноградная косточка», М.С. Березовский - «Не отвержи мене во время старости»
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог
5. Рефлексия
Челябинск 2024
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Развивать внимание | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок. - На предыдущем уроке, мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси. - Давайте попробуем подобрать ассоциации к слову «духовный» Выходят и пишут слова на доске - Молодцы, посмотрите, сколько различных ассоциаций возникает у каждого из вас. | - Здравствуйте - Возвышенный, умиротворяющий и т.д. | 2 мин | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Формировать понимание жанра «духовный концерт»; познакомить с творчеством М.С. Березовского; совершенствовать знания о видах духовной музыки и ее особенностях; развивать аналитические способности; формировать художественно - эстетический вкус; углубить знания о полифонии; | - Как думаете, какая тема урока у нас будет? - А какая цель урока? - Давайте логически подумает, что такое духовный концерт? - Верно, давайте послушаем произведение Максима Березовского «Не отвержи мене во время старости». - Давайте для начала узнаем, что это за произведение. Как вы понимаете пословицу «Стар да млад»?
- Верно, это произведение на ту же тему Во время слушания подумайте, как звучит музыка и какой хор ее поет. М.С. Березовский - «Не отвержи мене во время старости» - Итак, как звучит музыка и какой хор ее поет? - С помощью каких средств, мы понимаем смысл произведения? - Верно. А какие особенности исполнения вы услышали? - Верно, а как вы думаете, почему церковную музыку чаще всего поют а капелла? - А это произведение многоголосное или одноголосное? - Верно, а что такое многоголосие? - Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов. Но это произведение на самом деле написано не просто в многоголосии, это – полифония. Что такое полифония? - Верно. Простейшая форма полифонии – канон. Что такое канон? - Верно, мы с вами возьмем попевку «Божья коровка улети на небко, там твои детки кушают конфетки» - Давайте сначала все вместе пропоем «Божья коровка улети на небко, там твои детки кушают конфетки» - Молодцы, теперь давайте кто самый смелый и сможет спать со мной и показать, как надо? - Молодец. Теперь давайте споем по рядам, я буду показывать рукой, когда какой ряд вступает. - Молодцы! Вернемся к духовному концерту. Что значит «не отвержи»? - Как вы думаете, к кому обращены эти слова? - А если нет близких людей? - Как вы думаете, сколько лет было композитору М. Березовскому, когда он написал этот концерт? - Вы не угадали, на самом деле ему было около 18 лет. Концерт написан на текст одного из псалмов Давида из Ветхого Завета. Давайте прочитаем на 56 страничке этот текст. - Вам стало понятнее, о чем произведение? О чем? - Верно. А теперь мы перейдем к песни, которую мы поем. Это бардовская песня Булата Окуджавы – «Виноградная косточка». Кто знает, что такое бардовская песня? - Это песня обычно под гитару, которую поют и сочиняют сами авторы. | - Духовный концерт - Познакомится с понятием духовный концерт - Это публичные концерты, написанные на церковную тему - Младенцы и старики нуждаются в помощи - Музыка протяжная. Мужской -Минорный лад, неторопливо - Пели а капелла - Чтобы не отвлекаться от текста, который поют. - Многоголосное - Когда поют несколько голосов - Это когда голоса друг за другом повторяют главную тему - Поют друг за другом - Не отвергай, не отворачивайся - К близкому человеку - Тогда к Богу - Лет 60, когда он был уже пожилым - О том, что пожилые люди ищут поддержку - Это песня под гитару | 15 мин | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Совершенствовать уровень исполнения; формировать художественно — эстетический вкус | - Давайте послушаем как она звучит. Подумайте, какой смысл этой песни Булат Окуджава – «Виноградная косточка»
- Какой смысл песни? - «Грузинская песня» Окуджавы песня заключает в себя глубокий смысл, она - метафора жизни с тремя возрастами: виноградная косточка - лоза - спелая гроздь. Проходит целая человеческая жизнь. А после праведных трудов - застолье с друзьями, любовь к женщине и присутствие Бога - дарующего прощение; На склоне жизненного пути перед глазами человека проплывает три главных стихии: земля - в образе белого буйвола, небо - воплощенное в синем орле и вода - образ форели золотой. - Теперь мы с вами разучим 1 куплет. - Давайте споем под минус. - Молоды! | - Песня о жизни | 15 мин | ||||||||
Итог | Закрепление материала | - Давайте закрепим наши знания. На слайде будут вопросы, а вы записывайте ответы на листочке. - Как называется устное народное творчество? - Как называется одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах? - Основателем русского духовного концерта является? - Как называется пение без инструментального сопровождения? - С чем мы сегодня познакомились? - Какое произведение прослушали? | 6 мин | |||||||||
Рефлексия | Развивать самоанализ детей | - Последний вопрос у вас звучит как «Оцените свое деятельность». Вы можете написать слово, или поставить себе оценку. - Сдайте мне листочки. - Спасибо за урок, всем до свидания! | - До свидания! | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Школа №104 | Учитель музыки: Желтикова Л.В. |
Дата: 26.11.2024 | Руководитель практики ЧПК №1:Желтикова Л.В. |
Класс: 6Г | Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н. |
Студентка 40 группы | Преподаватель вокала: Гапонова М.А. |
Елкина Анна Дмитриевна | Преподаватель дирижирования: Земскова О.А. |
Тема «Образы духовной музыки Западной Европы»
Цель: расширение представлений об произведении И.С. Баха «Токатта и фуга ре минор»
Задачи:
1. Обучающая: расширять представления о творчестве И.С. Баха; совершенствовать знания о видах духовной музыки и ее особенностях;
2. Развивающая: развивать умение анализировать музыкальные фрагменты; стимулировать обсуждение о духовной музыке; углубить знания о полифонии; совершенствовать уровень исполнения;
3. Воспитательная: воспитывать нравственно-эмоциональную сферу, способность к сопереживанию через музыкальные образы; пробуждать интерес к возможностям музыкального языка;
Тип урока: обобщающий урок
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод обобщения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, фортепиано, раздаточный материал для рефлексии.
Музыкальный репертуар: И. С. Бах – «Токката и фуга ре минор», В. Кикта – «Фрески Софии Киевской», Б. Окуджава – «Виноградная косточка»
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока
5. Рефлексия
Челябинск 2024
Этап | Задачи | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный момент | Развивать внимание | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Дмитриевна. Присаживайтесь. - Мы с вами уже знаем, что у духовной музыки есть одна важная отличительная черта. Назовите ее - Верно. А с какими понятиями мы еще с вами познакомились? | - Здравствуйте! - Пение акапелло, - Полифония, унисон, многоголосие | 3 мин | ||||||||
Организация слушаетельской деятельности | Расширять представления о творчестве И.С. Баха; совершенствовать знания о видах духовной музыки и ее особенностях; развивать умение анализировать музыкальные фрагменты; стимулировать обсуждение о духовной музыке; углубить знания о полифонии; воспитывать нравственно-эмоциональную сферу, способность к сопереживанию через музыкальные образы; пробуждать интерес к возможностям музыкального языка; | - Верно. А кто мне напомнит, что такое духовный концерт? Еще мы познакомились с понятием «орнамент». Что это? - Верно! Мы с вами выяснили, что орнамент может быть не только в художественном искусстве, но и в музыке. - Теперь вспомним, какие произведения мы слушали на прошлом уроке. - «Фрески Софии Киевской» — необычная симфония. Это своего рода большая инструментальная былина, в которой повествуется об одной из самых значительных страниц истории русского государства, о духовном богатстве русского народа, воплотившемся и в уникальном памятнике архитектуры, его живописных фресках, и в народном искусстве Руси. А какой инструмент солирует в произведении? - А какому инструменту он пытается подражать? - Правильно. Пёструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. «Орнамент» — говорит композитор, — самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль — сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте. «Орнамент» — это и красота, и неповторимость, и изменяемость...» - Сейчас мы послушаем фрагмент «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого». Подумайте над вопросом, какие по характеру дочери, какими качествами характера они могли бы обладать? «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого» - В. Кикта - Какие по характеру дочери, какими качествами характера они могли бы обладать? - В «Групповом портрете дочерей Ярослава Мудрого» два пласта звучания. Первый — нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создаёт трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй — повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределённо, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утончённых девушек — дочерей князя, изображённых неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии. - Теперь послушаем фрагмент «Музыкант». Подумайте, какой по характеру музыкант? «Музыкант» - В. Кикита - Какой по характеру музыкант? - А какой солирующий инструмент был? - Фреска «Музыкант» — одна из самых драматичных частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыканта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента — гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук (ключ для настройки арфы скользит по струнам) и отзвуки арфы. - Ребята, мы с вами знаем, что духовная музыка, по-другому можно назвать – молитвой. А кому посвящаются молитвы? - Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием. - Поскольку, молитва – это личное обращение, она может быть любой: произнесённая вслух или про себя. К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы. - А теперь перейдем к новой теме. Откройте страницу 66. Прочитайте тему. - Верно. И эту тему открывает известный вам композитор Иоганн Себастьян Бах. Найдите в тексте, на каком инструменте Бах виртуозно играл? - А теперь в каком городе он родился? - Найдите название произведения, с которым мы познакомимся. - Верно! А найдите в тексте, что такое токката? - Токката - первоначально всякое произведение для клавишных инструментов. В современном смысле - инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. - Послушаем произведение. Подумайте, какие чувства вызывает у вас это произведение. «Токката и фуга ре минор» – И.С. Бах - Какие чувства у вас вызывает это произведение? - А какой образ представляется при прослушивании такой музыки? - Молодцы! Давайте теперь сядем ровно, и споем песню, которую мы полностью выучили на прошлом уроке. | - Концерт на церковную тему - Это узор - Арфа - Гусли - Спокойные, рассудительные - Тревожный и др. - Скрипка - Всевышнему, ангелам. - Образы духовной музыки Западной Европы. - Орган - Германия - Токката и фуга ре минор - Прикосновение, удар - Резкие, отчаянные - Очень грубый | 25 мин | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Совершенствовать уровень исполнения; совершенствовать художественно - эстетический вкус | - Вспомним, как она звучит. Булат Окуджава – «Виноградная косточка»
- Споем под минус. - Молодцы! | 15 мин | |||||||||
Итог | Закрепление материала | - Давайте теперь проверим наши знания. Каждому ряду я буду задавать по вопросу. - Кто такой скоморох? - Назови 3 композиторов романсов? - Как называется устное народное творчество? - Как называется одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах? - Как называется пение без инструментального сопровождения? - Самая простая форма полифонии - Как раньше назвались знаки в музыке? - Какие голоса есть в хоре? - Молодцы! Вы справились с этой нелегкой задачей. | 6 мин | |||||||||
Рефлексия | Развивать самоанализ детей | - Проведем рефлексию. На доске нарисовано дерево. Вы рисуете яблоко и в нем пишете слово, которое подходит для описания вашей деятельности на уроке. - Спасибо за урок, всем до свидания! | - До свидания! | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Книга Памяти Михневской средней школы" (75-летию Михневской средней школе посвящается)
Классный час проводится в стенах школьного музея Боевой Славы, используются экспозиция и материалы музея. Представленная работа рассказывает историю развития школы поселка с первого года е...
План конспект проведения Новогоднего вечера для средней школы
Методическая разработка конкурсного Новогоднего вечера...
Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы
Настоящая программа специального курса по русскому языку для XI классов создана на основе примерной базовой программы государственного стандарта среднего общего образования. Пр...

Конспект занятия по ПДД в средней школе
Для чего нужны дорожные знаки? О чем говорят дорожные знаки водителям; пешеходам, велосипедистам? Знаки безмолвно показывают, как вести себя на дороге. Каждый знак имеет особое значение, знать их обяз...

Конспекты уроков по русскому языку и литературе для средней школы.
Разработки открытых уроков по русскому языку и литературе...

Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."
Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации....









