Авторская программа по внеурочной деятельности художественно - эстетической направленности Инклюзивный оркестр «Кояшкай»
методическая разработка по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Зарипова Альмира Асхатовна

Данная программа  знакомит детей с нарушениями интеллекта с шумовыми и музыкальными инструментами, обучает основам техники игры на шумовых и музыкальных инструментах и нотной грамоте, но и активизирует потенциальные возможности детей с ОВЗ, развивает координацию движений, чувство ритма, а также воспитывает интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой, культуру общения в коллективе. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа №18 для детей

с ограниченными возможностями здоровья».

Авторская программа

по внеурочной деятельности

художественно - эстетической направленности

Инклюзивный оркестр «Кояшкай»

Возраст обучающихся: 12 - 16 лет

Составила:

учитель музыки, первая квалификационная категория, ГБОУ «Нижнекамская школа № 18»

Зарипова Альмира Асхатовна

г.Нижнекамск

Пояснительная записка

Оркестр – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к народной и классической музыке.

Оркестр – это мостик в большую музыку и культуру. Знакомство с лучшими образцами музыкального творчества. Он служит основой формирования музыкального вкуса.

Инклюзивный оркестр - это двери в безграничные возможности музыки. Они открывают многогранные перспективы для социальной адаптации и реабилитации детей  с нарушениями интеллекта.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Программа дополнительного образования «Инклюзивный оркестр «Кояшкай» является программой художественно-эстетической направленности и адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья,  используется в работе с учащимися с нарушениями интеллекта и  с тяжелыми множественными нарушениями и реализуется учителем музыки.

Актуальность программы  состоит в том, что занятия в оркестре с использованием шумовых и музыкальных инструментов способствуют:

-Развитию навыков оркестрового исполнительства. Навыки помогают детям в дальнейшем освоении инструмента, развитии творческих способностей, воспитании лучших качеств личности и музыканта. 

-Создание сплочённого музыкального коллектива. Оркестр — это форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам, которые ставим  руководитель оркестра - дирижёр

-Формирование мотивации. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм. 

-Воспитание эстетического вкуса. Ансамблевое музицирование играет большую роль в формировании и воспитании эстетического вкуса детей, повышении общекультурного уровня. 

Новизна программы и ее отличие от уже существующих в том, что она предполагает использование специфических приемов и методов работы с учетом индивидуальных возможностей детей с ОВЗ. Программа ориентирована на организацию коррекционно - развивающей работы с детьми,  основанной на их посильном участии в музыкальной деятельности, нацелена на компенсацию несформированности познавательных процессов, обучение детей планировать свою работу, знакомство с отдельными произведениями музыкального искусства, формирование основ музыкальной культуры. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что  инклюзивный оркестр «Кояшкай» выходит за рамки музыкальной терапии и становится одним из профессиональных путей для детей с особенностями развития. Это значительно улучшает их восприятие обществом.

Процесс интеграции в оркестре начинается с первых занятий, и уже через некоторое время участники могут стать полноправными членами коллектива и выступать на концертах, как в составе оркестра, так и небольшими группами, и сольно.

Коллективные творческие проекты воспитанники демонстрируют на школьных и городских праздниках, концертах, конкурсах.

Цель данной программы - создать условия, в которых дети смогут раскрыть, развивать и применять свои музыкально - творческие  способности, используя музыкально - шумовые  инструменты.

Задачи:

Образовательные:

- обучить нотной грамоте;

- познакомить с шумовыми и  музыкальными инструментами;

-обучить основам техники игры на шумовых и музыкальных  инструментах

Коррекционные:

-активизировать потенциальные возможности детей с ОВЗ;

-развивать координацию движений;

-развивать чувство ритма.

Воспитательные:

-воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой;

-воспитывать культуру общения в коллективе.

В состав оркестра входят: руководитель оркестра - дирижёр, он же  концертмейстер, а также 15 детей  5 - 9 классов.

Программа «Инклюзивный оркестр «Кояшкай» предназначена для учащихся 12 - 16 лет. Занятия проводятся  1 раз в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность  34 учебные недели, что составляет 34  занятия в год. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам, так и на сводные репетиции оркестра.

Методы и формы обучения.  Для успешной и эффективной реализации программы используется работа:  индивидуальная,  подгрупповая, групповая.

Организация и проведение занятий для детей с проблемами в развитии строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития  каждого  ребенка.

Методы обучения: 

Словесный. Рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала. 

Метод показа. Педагог демонстрирует игровые движения, исполняет оркестровые партии. 

Объяснительно-иллюстративный. Педагог играет оркестровые партии и попутно объясняет.

Репродуктивный. Участники оркестра повторяют игровые приёмы по образцу преподавателя. 

Формы обучения:

Дидактические игры. На начальном этапе используются для выработки ритмичной одновременной игры на шумовых инструментах, овладения основами техники. 

Ритмические упражнения и импровизации. Например, использование народного фольклора — потешек, прибауток, песенок. 

Обучение нотной грамоте. Обучение нотной грамоте происходит поэтапно, по принципу «от простого к сложному», по методу цветных нот (по цветам радуги).

Предложенные методы работы с оркестром являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач данного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях оркестрового  исполнительства.
Учебно-методический комплекс включает в себя различные дисциплины:  музыкальная грамота, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература и игра на мелодике, калимбе. блок - флейте, ксилофоне и металлофоне.

Основным условием реализации программы является создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, что способствует эмоциональному благополучию ребенка и стимулирует мотивацию к занятиям.

 Описание материально - технических условий:

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Занятия оркестра «Кояшкай» должны проходить в просторных аудиториях (кабинете музыки или актовом зале). Учебные аудитории для занятий  должны иметь хорошую звукоизоляцию. В классах учреждении должны быть  в наличии фортепиано или синтезатор, шумовые инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабас, маракасы, бубны, треугольники. .

 

 музыкальные инструменты: мелодика, блок - флейта, калимба   ударные инструменты: металлофон,  ксилофон, колокольчики - перкуссии, а также пюпитры для нот.

Ожидаемые результаты:

К концу года:

Будут знать:

-нотную грамоту;

-знаки альтерации;

-длительность звука (чувство ритма);

-музыкальные термины (форте, пиано, реприза, фермато и др.);

Понятия:

композитор; дирижёр; исполнитель; слушатель.

Будут уметь:

-играть стоя и сидя сохраняя правильную осанку;

-правильно брать дыхание (мягкий вдох через нос, выдох - ровной легкой струей через рот);

-эмоционально реагировать на музыкальное произведение (различать настроение, характер музыки);

-точно играть по нотам свою партию;

-понимать элементарный дирижерский жест.

- играть в ансамбле, слышать и слушать свою партию и партию остальных участников оркестра.

Инклюзивный оркестр «Кояшкай» с уверенностью смотрит в будущее. Он будет не только выступать на различных площадках города, но и выходить за его пределы. С каждым новым концертом и конкурсом мастерство участников будет расти, а музыкальные партии — усложняться. Более опытные музыканты всегда готовы помочь новичкам и тем, кому пока сложно исполнять свою партию самостоятельно. Это свидетельствует о том, что процесс социализации идёт полным ходом.

Инклюзивный оркестр «Кояшкай» — это уникальный коллектив, который занимается музыкальным развитием детей с ограниченными возможностями. Результаты их работы можно увидеть на концертах и конкурсах, которые проходят с завидной регулярностью.

Календарно-тематическое планирование кружка  «Оркестр Кояшкай»

Наименование темы

Кол- во часов

теория

практика

1/1

Введение. Знакомство с шумовыми инструментами. Приемы игры на шумовых инструментах. Игра на перкус.колокольчиках В. Моцарт «Хлеб с маслом»

0,5

0,5

2/2

Ритмические игры и упражнения.

Игра на перкус.колокольчиках В. Моцарт «Хлеб с маслом»

-

1

3/3

Знакомство с музыкальными инструментами: блок-флейта, мелодика, калимба

Приемы игры на музыкальных инструментах

0.5

0,5

4/4

Ритмические игры и упражнения муз.инструментах.

Игра на музыкальных инструментах. Игра на перкус.колокольчиках В. Моцарт «Хлеб с маслом»

-

1

5/5

Ритмические тренировки, потешки «Василек», «Как под горкой» на шум. и муз. инструментах

-

1

6/6

Ритмические тренировки, потешки «Василек», «Как под горкой» на шум. и муз. инструментах

-

1

7/7

Звуки: длинные и короткие, сильная и слабая доля, пауза. Игра на муз.инструментах половинными и четвертными нотами. Игра на перкус.колокольчиках В. Моцарт «Хлеб с маслом»

-

1

8/8

Различные характеры дыхания: медленное, быстрое.

-

1

9/9

Равномерное движение звуков.

Работа над музыкальным произведением

1

10/10

Разучивание рус.нар.песни «Цыганочка» на мелодиках и б/флейтах

1

-

11/11

Темп. Разучивание рус.нар.песни «Цыганочка» на мелодиках и б/флейтах. Повторение В. Моцарт «Хлеб с маслом»

-

1

12/12

Дирижерские жесты. Разучивание рус.нар.песни «Цыганочка» на мелодиках,  б/флейтах и бубнах. Разучивание рус.н.п. «Калинка»

0,5

0,5

13/13

Игра пьес в ансамбле. Рус.нар.песня «Цыганочка» на мелодиках,  б/флейтах и бубнах. Разучивание рус.н.п. «Калинка». Повторение В. Моцарт «Хлеб с маслом»

1

-

14/14

Ритмические тренировки. Разучивание русской народной песни «Калинка»: мелодики, маракасы, бубенцы. Повторение р.н.п. «Цыганочка», В. Моцарт «Хлеб с маслом»

1

-

15/15

Ровное чередование длительностей. Разучивание рус.н.п. «Калинка»: мелодики, маракасы, бубенцы. Повторение р.н.п. «Цыганочка», В. Моцарт «Хлеб с маслом»

1

16/16

Дирижерские жесты. Закрепление  рус.нар.песни «Цыганочка», рус.н.п. «Калинка», В. Моцарт «Хлеб с маслом»

0,5

0,5

17/17

Концертно- исполнительская

деятельность

-

1

18/18

Жанровое разнообразие музыки. Беседа. Разучивание И.Шамсутдинов «Счастливое детство» : мелодики, флейта, металлофон, перкус.колокольчики

0,5

0,5

19/19

Ритмические тренировки. Разучивание И.Шамсутдинов «Счастливое детство». Д.Шостакович «Вальс – шутка»: треугольники, бубенцы, колокольчики

-

1

20/20

Равномерное движение звуков. Разучивание И.Шамсутдинов «Счастливое детство», «Вальс – шутка»: треугольники, бубенцы, колокольчики  

-

1

21/21

Дирижерские жесты. Разучивание И.Шамсутдинов «Счастливое детство», «Вальс – шутка»: треугольники, бубенцы, колокольчики  

0,5

0,5

22/22

Игра пьес в ансамбле. Закрепление И.Шамсутдинов «Счастливое детство»,  «Вальс – шутка»: треугольники, бубенцы, колокольчики

1

23/23

Игра пьес в ансамбле (шум.инструменты) М.Глинка «Полька», «Латышская полька», В.Моцарт «Полька»

1

-

24/24

Игра пьес в ансамбле (шум.инструменты) М.Глинка «Полька», «Латышская полька», В.Моцарт «Полька»

-

1

25/25

Дирижерские жесты. Разбор произведения Г. Грумбер «Тихая ночь»: мелодики, перкус.колокольчики, б/флейты

0,5

0,5

26/26

Игра пьес в ансамбле. Разучивание Г. Грумбер «Тихая ночь». Закрепление И.Шамсутдинов «Счастливое детство»,  «Вальс – шутка», пьесы на шум.инстр.

-

1

27/27

Игра пьес в ансамбле. Разучивание Г. Грумбер «Тихая ночь». Закрепление И.Шамсутдинов «Счастливое детство»,  «Вальс – шутка», пьесы на шум.инстр.

1

28/28

Игра пьес в ансамбле. Разучивание Г. Грумбер «Тихая ночь». Закрепление И.Шамсутдинов «Счастливое детство»,  «Вальс – шутка», пьесы на шум.инстр.

1

29/29

Знакомство с калимбой. Разбор тат.песни «Миляшляр»: калимбы

0,5

0,5

30/30

Разучивание тат.песни «Миляшляр»: калимбы, металлофон, б/флейта, мелодика.

0,5

0,5

31/31

Игра в ансамбле. Разучивание тат.песни «Миляшляр»: калимбы, металлофон, б/флейта, мелодика.

0,5

0,5

32/32

Игра в ансамбле. Разучивание тат.песни «Миляшляр», повторение выученных раннее пьес

-

1

33/33

Игра в ансамбле. Разучивание тат.песни «Миляшляр», повторение выученных раннее пьес

-

1

34/34

Концертно- исполнительская деятельность. Отчетный концерт. (все произведения выученные за год)

-

1

Итого: 34 часа

9

25

Примерный репертуар:

Потешки:

« Василек»

«Как под горкой»

 «Андрей – воробей»

«Кошкин дом»

 «Сорока - ворона».

«Поезд»

Музыкальные произведения:

Русская народная месня «Цыганочка»

Рус.н.п. «Калинка»

Г.Грубер «Тихая ночь»

В.Моцарт «Хлеб с маслом»

В.Моцарт «Полька»

А. Жилинский «Латышская нар. полька»

А.Филиппенко «Полька»

Д.Шостакович «Вальс – шутка»

Татарская песня «Миляшляр»

И.Шамсутдинов «Счастливое детство»

Р.Лехтинен «Летка – енка»

Cписок литературы

1. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., На лугу. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 1999 – 125  2..Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2000 – 125 с.

3..Бублей С.Детский        оркестр.        Пособие для музыкальных руководителей детских  дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 – 109 с.

4..Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н., Музыка в детском саду (Старшая группа) Песни, пьесы, игры. М.:Музыка, 1986 – 125 с.

5. Колокольчики. Песы для детских музыкальных инструментов и фортепиано / В помощь воспитателям детских садов. Составитель Л.М. Архипова. – СПб.: Композитор, 1998. – 34 с.

6.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 59 с.

5. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 90 с.

  • Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей. М., 2007
  • Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
  • Оркестр в классе. Вып.1. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 86 с.
  • Оркестр в классе. Вып.2. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 46 с.
  • Оркестр в классе. Вып.3. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 50 с.
  • Орф К. Музыка для детей. 1951.. , 2011 г.

15.Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная - Ростов н/Д: Феникс. – 39 с. – (Школа развития)

Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации по кружку «Оркестр Кояшкай»

Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с целью получения информации о достижении планируемых результатов. В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной (предварительный),  итоговый. Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обучающегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете, уровне сформированности способностей и развития личностных качеств. Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году. Критерием оценки считать качество звука, свободу при игре на шумовом или музыкальном инструменте, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление

Общая оценка качества достигнутого развития ребенка диагностируется на основе интеграции общего и дополнительного образования. Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности.

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности у него основных умений и навыков 2 раз в год проводятся контрольные занятия и 2 раза в год проводятся отчетные концерты.

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Формы контроля (выявления результатов)

Формы и способы фиксации результатов контроля

Входной контроль

Итоговый контроль

наблюдение

тест

коллективное творческое задание

тест

конкурс

праздник

концерт

грамота

диплом  

аудиозапись

видеозапись

Тест 1

I. Отметь верное утверждение:

1.лирическая, задумчивая песня, сопровождающаяся укачиванием ребенка

+ колыбельная

- романс

- серенада

2. «реприза» - это

+ знак повторения

- произведение для симфонического оркестра

- быстрый темп в музыке

3. Нота «соль» какая по счету в звукоряде:

+ 5

- 7

- 1

4. Высокий мужской голос:

- бас

- баритон

+ тенор

5. Музыкальный инструмент блок - флейта:

- ударный инструмент

- шумовой инструмент

+ духовой инструмент

6. К какой категории относятся хоры и оркестры?

- композиторы

+ исполнители

- слушатели.

7.  В чем отличие хора и оркестра?

+ хор исполняет вокальные произведения, а оркестр – инструментальные

- хор поет, а оркестр танцует

- в хоре поют только профессионалы, а в оркестре могут играть все, кто хочет.

8. От какого слова произошло название слова «концерт»?

+ состязание

- блистать

- воспевать.

Тест 2

1. Оркестр - это

+ коллектив музыкантов, совместно исполняющих инструментальное произведение;

 - коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное произведение;

- это музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют в сопровождении оркестра.

2.Что самое главное в оркестре:

- каждый должен стараться сыграть лучше, чем тот, кто стоит рядом

+ все должны прислушиваться друг к другу, играть словно «один человек»

- исправлять соседа, если он сыграл не верно

3.Пюпитер это:

- палочка дирежера

- музыкальный знак

+ подставка для нот

4.Какие музыкальные произведения пишутся в куплетной форме:

_ марш

- танец

+ песня

 - мелодия

5.Выбери правельный вариант (струнные инструменты):

- аккордеон, арфа, скрипка

+ контрабас, лира, гитара

- виолончель, труба, гусли

6. Оркестром руководит:

 +дирижер

- хормейстер

- концертмейстер

- директор

7. Как называются знаки, по которым мы играем и поем мелодии?

- буквы

- звуки

+ ноты.

8.Как называют 5 линеек, на которых пишутся ноты:

+ нотный стан

- скрипичный ключ

 - пауза

Тест 3

1. Самый любимый музыкальный жанр детей:

+ песня;

- романс;

- опера.

2. Как вы считаете, почему песня является популярным жанром музыки?

- потому что только песни играют на музыкальных инструментах

+ потому что она легка для слушания и исполнения

- потому что под нее хорошо танцевать.

3. Какие виды духового оркестра бывают (отметь 2 варианта)?

+ медных духовых инструментов

- оловянных духовых инструмпнтов

+ деревянных духовых инструменов.

4. Эти народные песни есть у всех народов и у них одна задача - уложить ребенка:

- солдатские;

- частушки;

+ колыбельные.

5. Этот коллектив исполняет народные песни и танцы на народных музыкальных инструментах:

- симфонический оркестр;

- народный хор;

+ оркестр народных инструментов.

6. Кто автор музыки балета «Щелкунчик»?

- Н.А. Римский-Корсаков

+ П.И.Чайковский

- М.Глинка

7. Какого героя нет в симфонической сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк»?

- дедушки

- утки

+ собаки

8. Соедините правильно стрелками названия музыкальных инструментов

         бубен   домра     ложки      гусли     балалайка    баян

                          

                    

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)

   Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...

Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Описание опыта работы использования метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...

Мастер-класс по теме: «Оружие победы». Внеурочное занятие художественно-эстетического направления

Создание макетов щита и мечаСоздание объемного декора из бумаги на щите и мече  в технике «папье-маше»...