Авторская программа по внеурочной деятельности художественно - эстетической направленности Инклюзивный оркестр «Кояшкай»
методическая разработка по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная программа знакомит детей с нарушениями интеллекта с шумовыми и музыкальными инструментами, обучает основам техники игры на шумовых и музыкальных инструментах и нотной грамоте, но и активизирует потенциальные возможности детей с ОВЗ, развивает координацию движений, чувство ритма, а также воспитывает интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой, культуру общения в коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 275.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа №18 для детей
с ограниченными возможностями здоровья».
Авторская программа
по внеурочной деятельности
художественно - эстетической направленности
Инклюзивный оркестр «Кояшкай»
Возраст обучающихся: 12 - 16 лет
Составила:
учитель музыки, первая квалификационная категория, ГБОУ «Нижнекамская школа № 18»
Зарипова Альмира Асхатовна
г.Нижнекамск
Пояснительная записка
Оркестр – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к народной и классической музыке.
Оркестр – это мостик в большую музыку и культуру. Знакомство с лучшими образцами музыкального творчества. Он служит основой формирования музыкального вкуса.
Инклюзивный оркестр - это двери в безграничные возможности музыки. Они открывают многогранные перспективы для социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями интеллекта.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Программа дополнительного образования «Инклюзивный оркестр «Кояшкай» является программой художественно-эстетической направленности и адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья, используется в работе с учащимися с нарушениями интеллекта и с тяжелыми множественными нарушениями и реализуется учителем музыки.
Актуальность программы состоит в том, что занятия в оркестре с использованием шумовых и музыкальных инструментов способствуют:
-Развитию навыков оркестрового исполнительства. Навыки помогают детям в дальнейшем освоении инструмента, развитии творческих способностей, воспитании лучших качеств личности и музыканта.
-Создание сплочённого музыкального коллектива. Оркестр — это форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам, которые ставим руководитель оркестра - дирижёр
-Формирование мотивации. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм.
-Воспитание эстетического вкуса. Ансамблевое музицирование играет большую роль в формировании и воспитании эстетического вкуса детей, повышении общекультурного уровня.
Новизна программы и ее отличие от уже существующих в том, что она предполагает использование специфических приемов и методов работы с учетом индивидуальных возможностей детей с ОВЗ. Программа ориентирована на организацию коррекционно - развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в музыкальной деятельности, нацелена на компенсацию несформированности познавательных процессов, обучение детей планировать свою работу, знакомство с отдельными произведениями музыкального искусства, формирование основ музыкальной культуры. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что инклюзивный оркестр «Кояшкай» выходит за рамки музыкальной терапии и становится одним из профессиональных путей для детей с особенностями развития. Это значительно улучшает их восприятие обществом.
Процесс интеграции в оркестре начинается с первых занятий, и уже через некоторое время участники могут стать полноправными членами коллектива и выступать на концертах, как в составе оркестра, так и небольшими группами, и сольно.
Коллективные творческие проекты воспитанники демонстрируют на школьных и городских праздниках, концертах, конкурсах.
Цель данной программы - создать условия, в которых дети смогут раскрыть, развивать и применять свои музыкально - творческие способности, используя музыкально - шумовые инструменты.
Задачи:
Образовательные:
- обучить нотной грамоте;
- познакомить с шумовыми и музыкальными инструментами;
-обучить основам техники игры на шумовых и музыкальных инструментах
Коррекционные:
-активизировать потенциальные возможности детей с ОВЗ;
-развивать координацию движений;
-развивать чувство ритма.
Воспитательные:
-воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой;
-воспитывать культуру общения в коллективе.
В состав оркестра входят: руководитель оркестра - дирижёр, он же концертмейстер, а также 15 детей 5 - 9 классов.
Программа «Инклюзивный оркестр «Кояшкай» предназначена для учащихся 12 - 16 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность 34 учебные недели, что составляет 34 занятия в год. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам, так и на сводные репетиции оркестра.
Методы и формы обучения. Для успешной и эффективной реализации программы используется работа: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Организация и проведение занятий для детей с проблемами в развитии строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Методы обучения:
Словесный. Рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала.
Метод показа. Педагог демонстрирует игровые движения, исполняет оркестровые партии.
Объяснительно-иллюстративный. Педагог играет оркестровые партии и попутно объясняет.
Репродуктивный. Участники оркестра повторяют игровые приёмы по образцу преподавателя.
Формы обучения:
Дидактические игры. На начальном этапе используются для выработки ритмичной одновременной игры на шумовых инструментах, овладения основами техники.
Ритмические упражнения и импровизации. Например, использование народного фольклора — потешек, прибауток, песенок.
Обучение нотной грамоте. Обучение нотной грамоте происходит поэтапно, по принципу «от простого к сложному», по методу цветных нот (по цветам радуги).
Предложенные методы работы с оркестром являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач данного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях оркестрового исполнительства.
Учебно-методический комплекс включает в себя различные дисциплины: музыкальная грамота, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература и игра на мелодике, калимбе. блок - флейте, ксилофоне и металлофоне.
Основным условием реализации программы является создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, что способствует эмоциональному благополучию ребенка и стимулирует мотивацию к занятиям.
Описание материально - технических условий:
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Занятия оркестра «Кояшкай» должны проходить в просторных аудиториях (кабинете музыки или актовом зале). Учебные аудитории для занятий должны иметь хорошую звукоизоляцию. В классах учреждении должны быть в наличии фортепиано или синтезатор, шумовые инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабас, маракасы, бубны, треугольники. .
музыкальные инструменты: мелодика, блок - флейта, калимба ударные инструменты: металлофон, ксилофон, колокольчики - перкуссии, а также пюпитры для нот.
Ожидаемые результаты:
К концу года:
Будут знать:
-нотную грамоту;
-знаки альтерации;
-длительность звука (чувство ритма);
-музыкальные термины (форте, пиано, реприза, фермато и др.);
Понятия:
композитор; дирижёр; исполнитель; слушатель.
Будут уметь:
-играть стоя и сидя сохраняя правильную осанку;
-правильно брать дыхание (мягкий вдох через нос, выдох - ровной легкой струей через рот);
-эмоционально реагировать на музыкальное произведение (различать настроение, характер музыки);
-точно играть по нотам свою партию;
-понимать элементарный дирижерский жест.
- играть в ансамбле, слышать и слушать свою партию и партию остальных участников оркестра.
Инклюзивный оркестр «Кояшкай» с уверенностью смотрит в будущее. Он будет не только выступать на различных площадках города, но и выходить за его пределы. С каждым новым концертом и конкурсом мастерство участников будет расти, а музыкальные партии — усложняться. Более опытные музыканты всегда готовы помочь новичкам и тем, кому пока сложно исполнять свою партию самостоятельно. Это свидетельствует о том, что процесс социализации идёт полным ходом.
Инклюзивный оркестр «Кояшкай» — это уникальный коллектив, который занимается музыкальным развитием детей с ограниченными возможностями. Результаты их работы можно увидеть на концертах и конкурсах, которые проходят с завидной регулярностью.
Календарно-тематическое планирование кружка «Оркестр Кояшкай»
№ | Наименование темы | Кол- во часов | |
теория | практика | ||
1/1 | Введение. Знакомство с шумовыми инструментами. Приемы игры на шумовых инструментах. Игра на перкус.колокольчиках В. Моцарт «Хлеб с маслом» | 0,5 | 0,5 |
2/2 | Ритмические игры и упражнения. Игра на перкус.колокольчиках В. Моцарт «Хлеб с маслом» | - | 1 |
3/3 | Знакомство с музыкальными инструментами: блок-флейта, мелодика, калимба Приемы игры на музыкальных инструментах | 0.5 | 0,5 |
4/4 | Ритмические игры и упражнения муз.инструментах. Игра на музыкальных инструментах. Игра на перкус.колокольчиках В. Моцарт «Хлеб с маслом» | - | 1 |
5/5 | Ритмические тренировки, потешки «Василек», «Как под горкой» на шум. и муз. инструментах | - | 1 |
6/6 | Ритмические тренировки, потешки «Василек», «Как под горкой» на шум. и муз. инструментах | - | 1 |
7/7 | Звуки: длинные и короткие, сильная и слабая доля, пауза. Игра на муз.инструментах половинными и четвертными нотами. Игра на перкус.колокольчиках В. Моцарт «Хлеб с маслом» | - | 1 |
8/8 | Различные характеры дыхания: медленное, быстрое. | - | 1 |
9/9 | Равномерное движение звуков. Работа над музыкальным произведением | 1 | |
10/10 | Разучивание рус.нар.песни «Цыганочка» на мелодиках и б/флейтах | 1 | - |
11/11 | Темп. Разучивание рус.нар.песни «Цыганочка» на мелодиках и б/флейтах. Повторение В. Моцарт «Хлеб с маслом» | - | 1 |
12/12 | Дирижерские жесты. Разучивание рус.нар.песни «Цыганочка» на мелодиках, б/флейтах и бубнах. Разучивание рус.н.п. «Калинка» | 0,5 | 0,5 |
13/13 | Игра пьес в ансамбле. Рус.нар.песня «Цыганочка» на мелодиках, б/флейтах и бубнах. Разучивание рус.н.п. «Калинка». Повторение В. Моцарт «Хлеб с маслом» | 1 | - |
14/14 | Ритмические тренировки. Разучивание русской народной песни «Калинка»: мелодики, маракасы, бубенцы. Повторение р.н.п. «Цыганочка», В. Моцарт «Хлеб с маслом» | 1 | - |
15/15 | Ровное чередование длительностей. Разучивание рус.н.п. «Калинка»: мелодики, маракасы, бубенцы. Повторение р.н.п. «Цыганочка», В. Моцарт «Хлеб с маслом» | 1 | |
16/16 | Дирижерские жесты. Закрепление рус.нар.песни «Цыганочка», рус.н.п. «Калинка», В. Моцарт «Хлеб с маслом» | 0,5 | 0,5 |
17/17 | Концертно- исполнительская деятельность | - | 1 |
18/18 | Жанровое разнообразие музыки. Беседа. Разучивание И.Шамсутдинов «Счастливое детство» : мелодики, флейта, металлофон, перкус.колокольчики | 0,5 | 0,5 |
19/19 | Ритмические тренировки. Разучивание И.Шамсутдинов «Счастливое детство». Д.Шостакович «Вальс – шутка»: треугольники, бубенцы, колокольчики | - | 1 |
20/20 | Равномерное движение звуков. Разучивание И.Шамсутдинов «Счастливое детство», «Вальс – шутка»: треугольники, бубенцы, колокольчики | - | 1 |
21/21 | Дирижерские жесты. Разучивание И.Шамсутдинов «Счастливое детство», «Вальс – шутка»: треугольники, бубенцы, колокольчики | 0,5 | 0,5 |
22/22 | Игра пьес в ансамбле. Закрепление И.Шамсутдинов «Счастливое детство», «Вальс – шутка»: треугольники, бубенцы, колокольчики | 1 | |
23/23 | Игра пьес в ансамбле (шум.инструменты) М.Глинка «Полька», «Латышская полька», В.Моцарт «Полька» | 1 | - |
24/24 | Игра пьес в ансамбле (шум.инструменты) М.Глинка «Полька», «Латышская полька», В.Моцарт «Полька» | - | 1 |
25/25 | Дирижерские жесты. Разбор произведения Г. Грумбер «Тихая ночь»: мелодики, перкус.колокольчики, б/флейты | 0,5 | 0,5 |
26/26 | Игра пьес в ансамбле. Разучивание Г. Грумбер «Тихая ночь». Закрепление И.Шамсутдинов «Счастливое детство», «Вальс – шутка», пьесы на шум.инстр. | - | 1 |
27/27 | Игра пьес в ансамбле. Разучивание Г. Грумбер «Тихая ночь». Закрепление И.Шамсутдинов «Счастливое детство», «Вальс – шутка», пьесы на шум.инстр. | 1 | |
28/28 | Игра пьес в ансамбле. Разучивание Г. Грумбер «Тихая ночь». Закрепление И.Шамсутдинов «Счастливое детство», «Вальс – шутка», пьесы на шум.инстр. | 1 | |
29/29 | Знакомство с калимбой. Разбор тат.песни «Миляшляр»: калимбы | 0,5 | 0,5 |
30/30 | Разучивание тат.песни «Миляшляр»: калимбы, металлофон, б/флейта, мелодика. | 0,5 | 0,5 |
31/31 | Игра в ансамбле. Разучивание тат.песни «Миляшляр»: калимбы, металлофон, б/флейта, мелодика. | 0,5 | 0,5 |
32/32 | Игра в ансамбле. Разучивание тат.песни «Миляшляр», повторение выученных раннее пьес | - | 1 |
33/33 | Игра в ансамбле. Разучивание тат.песни «Миляшляр», повторение выученных раннее пьес | - | 1 |
34/34 | Концертно- исполнительская деятельность. Отчетный концерт. (все произведения выученные за год) | - | 1 |
Итого: 34 часа | 9 | 25 | |
Примерный репертуар:
Потешки:
« Василек»
«Как под горкой»
«Андрей – воробей»
«Кошкин дом»
«Сорока - ворона».
«Поезд»
Музыкальные произведения:
Русская народная месня «Цыганочка»
Рус.н.п. «Калинка»
Г.Грубер «Тихая ночь»
В.Моцарт «Хлеб с маслом»
В.Моцарт «Полька»
А. Жилинский «Латышская нар. полька»
А.Филиппенко «Полька»
Д.Шостакович «Вальс – шутка»
Татарская песня «Миляшляр»
И.Шамсутдинов «Счастливое детство»
Р.Лехтинен «Летка – енка»
Cписок литературы
1. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., На лугу. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 1999 – 125 2..Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2000 – 125 с.
3..Бублей С.Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
4..Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н., Музыка в детском саду (Старшая группа) Песни, пьесы, игры. М.:Музыка, 1986 – 125 с.
5. Колокольчики. Песы для детских музыкальных инструментов и фортепиано / В помощь воспитателям детских садов. Составитель Л.М. Архипова. – СПб.: Композитор, 1998. – 34 с.
6.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 59 с.
5. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 90 с.
- Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей. М., 2007
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
- Оркестр в классе. Вып.1. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 86 с.
- Оркестр в классе. Вып.2. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 46 с.
- Оркестр в классе. Вып.3. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 50 с.
- Орф К. Музыка для детей. 1951.. , 2011 г.
15.Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная - Ростов н/Д: Феникс. – 39 с. – (Школа развития)
Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации по кружку «Оркестр Кояшкай»
Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с целью получения информации о достижении планируемых результатов. В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной (предварительный), итоговый. Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обучающегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете, уровне сформированности способностей и развития личностных качеств. Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году. Критерием оценки считать качество звука, свободу при игре на шумовом или музыкальном инструменте, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление
Общая оценка качества достигнутого развития ребенка диагностируется на основе интеграции общего и дополнительного образования. Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности у него основных умений и навыков 2 раз в год проводятся контрольные занятия и 2 раза в год проводятся отчетные концерты.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Формы контроля (выявления результатов) | Формы и способы фиксации результатов контроля | |
Входной контроль | Итоговый контроль | |
наблюдение тест коллективное творческое задание | тест конкурс праздник концерт | грамота диплом аудиозапись видеозапись |
Тест 1
I. Отметь верное утверждение:
1.лирическая, задумчивая песня, сопровождающаяся укачиванием ребенка
+ колыбельная
- романс
- серенада
2. «реприза» - это
+ знак повторения
- произведение для симфонического оркестра
- быстрый темп в музыке
3. Нота «соль» какая по счету в звукоряде:
+ 5
- 7
- 1
4. Высокий мужской голос:
- бас
- баритон
+ тенор
5. Музыкальный инструмент блок - флейта:
- ударный инструмент
- шумовой инструмент
+ духовой инструмент
6. К какой категории относятся хоры и оркестры?
- композиторы
+ исполнители
- слушатели.
7. В чем отличие хора и оркестра?
+ хор исполняет вокальные произведения, а оркестр – инструментальные
- хор поет, а оркестр танцует
- в хоре поют только профессионалы, а в оркестре могут играть все, кто хочет.
8. От какого слова произошло название слова «концерт»?
+ состязание
- блистать
- воспевать.
Тест 2
1. Оркестр - это
+ коллектив музыкантов, совместно исполняющих инструментальное произведение;
- коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное произведение;
- это музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют в сопровождении оркестра.
2.Что самое главное в оркестре:
- каждый должен стараться сыграть лучше, чем тот, кто стоит рядом
+ все должны прислушиваться друг к другу, играть словно «один человек»
- исправлять соседа, если он сыграл не верно
3.Пюпитер это:
- палочка дирежера
- музыкальный знак
+ подставка для нот
4.Какие музыкальные произведения пишутся в куплетной форме:
_ марш
- танец
+ песня
- мелодия
5.Выбери правельный вариант (струнные инструменты):
- аккордеон, арфа, скрипка
+ контрабас, лира, гитара
- виолончель, труба, гусли
6. Оркестром руководит:
+дирижер
- хормейстер
- концертмейстер
- директор
7. Как называются знаки, по которым мы играем и поем мелодии?
- буквы
- звуки
+ ноты.
8.Как называют 5 линеек, на которых пишутся ноты:
+ нотный стан
- скрипичный ключ
- пауза
Тест 3
1. Самый любимый музыкальный жанр детей:
+ песня;
- романс;
- опера.
2. Как вы считаете, почему песня является популярным жанром музыки?
- потому что только песни играют на музыкальных инструментах
+ потому что она легка для слушания и исполнения
- потому что под нее хорошо танцевать.
3. Какие виды духового оркестра бывают (отметь 2 варианта)?
+ медных духовых инструментов
- оловянных духовых инструмпнтов
+ деревянных духовых инструменов.
4. Эти народные песни есть у всех народов и у них одна задача - уложить ребенка:
- солдатские;
- частушки;
+ колыбельные.
5. Этот коллектив исполняет народные песни и танцы на народных музыкальных инструментах:
- симфонический оркестр;
- народный хор;
+ оркестр народных инструментов.
6. Кто автор музыки балета «Щелкунчик»?
- Н.А. Римский-Корсаков
+ П.И.Чайковский
- М.Глинка
7. Какого героя нет в симфонической сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк»?
- дедушки
- утки
+ собаки
8. Соедините правильно стрелками названия музыкальных инструментов
бубен домра ложки гусли балалайка баян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...

Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
Описание опыта работы использования метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...
Мастер-класс по теме: «Оружие победы». Внеурочное занятие художественно-эстетического направления
Создание макетов щита и мечаСоздание объемного декора из бумаги на щите и мече в технике «папье-маше»...









