Тех.карта урока "Поэт,художник,композитор" 1 класс. Самоанализ урока
план-конспект урока по музыке

Абашева Галина Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1poet_hudozhnik_teh.karta_2025.docx30.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки в 1 классе

ФИО учителя: Абашева Г.В.

Предмет: музыка

Класс: 1 А 

Дата проведения урока: 21 Января 2025 года

Тема урока: «Художник, поэт, композитор»

Место и роль урока в изучаемом разделе:  урок №18, входит в раздел 2 «Музыка и ты»

Тип урока: Открытия нового знания

Педагогические технологии:

•        проблемно-диалогическое обучение;

•        здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому)

Методы и приёмы:

- объяснительно-иллюстративные методы,  

- репродуктивные методы 

- методы проблемного изложения

- наглядно-слуховой метод 

-  метод сравнительного анализа

Форма урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Цель урока: 

Содержательная: расширение знаний о творческих профессиях, жанре пейзажа в разных видах искусства

Деятельнностная: способствовать формированию умения восприятия различных видов искусств

Задачи урока:

Образовательные: 

-продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами.

-дать понятие: художник, поэт, композитор; их средства изображения жизни; учить «видеть» музыку и «слышать» живопись; чисто интонировать, правильно формировать звуки;

Развивающие: 

-создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.

-создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитательные: создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

-  воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства; любить свою Родину, ценить ее красоту;

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): Базовый учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка». Учебник. 1 класс. Мультимедийное оборудование, презентация., музыкальный материал для прослушивания.

План урока:

1. Организационный момент (приветствие)

2. Актуализация знаний (подводящий диалог)

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

    Физминутка

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия

 Планируемые результаты

-предметные:

 Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности

Будут уметь рассказывать, какое настроение передаёт поэт словами, какими красками нарисовал утро композитор.

- личностные Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения

-метапредметные :

- познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации.

-регулятивныеУУД:  выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

-коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Оборудование урока: ноутбук, проектор, фортепиано, ДМИ, карточки эмоциональной выраженности.

Музыкальный материал: Г. Свиридов «Пастораль», А. Шнитке «Пастораль», видеофрагмент из мультфильма «Чучело-мяучело»

Ход урока

п/н

Структура урока

Задачи этапа

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Основные методы и приемы

. Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент и мотивация.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Музыкальный вход.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте!»

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Дети входят в класс под музыку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Показ учителя

Личностныеразвитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

  • Ребята, сегодня Муза привела к нам на урок гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам. (слайд 2)
  • Посмотрите и назовите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими пользуются средствами для передачи их содержания?
  •  Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор).

Организует диалог с обучающимися. Совместно с учащимися формулирует тему урока и озвучивает ее.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод:беседа

Регулятивные:

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

3.

Выявление места и причины затруднения

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

  • Посмотрите внимательно на экран и ответьте на мои вопросы, а подсказки вы увидите на слайдах. (слайд 3)
  • Что же понадобится художникам, для изображения картин природы (пейзажа)?
  • Что же понадобится поэтам, для того чтобы описать картины природы (пейзажа)?
  • Что же понадобится композиторам, чтобы изобразить картины природы (пейзажа)?

Давайте проверим, правильно ли

вы ответили на мои вопросы.

(Слайд 3+ 3 щелчка)

Коммуникативные: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: Построение детьми нового способа действий   и формирование способности к его выполнению

Беседа по картине «Утро» В. Васильева. (слайд 6)

  • Что изображено на картине?
  • Какое время суток нарисовал художник?
  • Какими красками он изобразил этот пейзаж? (слайд 7+щелчок)
  • Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину?
  • Какими линиями на этой картине передано впечатление широкого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми? (слайд 7+щелчок)
  • Какие линии составляют основу композиции картины - горизонтальные (показать рукой) или вертикальные?
  • Беседует, задает вопросы. Создает эмоциональный настрой. Дает задание на поиск в тексте слов, которые помогли поэту нарисовать зиму.  

 

Отвечают на вопросы, работают с текстом.

Работа с текстом

Беседа. Наглядный.

Регулятивные:

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные:

учатся работать с текстом.

Учатся выделять специальную информацию из текста.

Коммуникативные:

учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Регулятивные:

развитие умения осмысливать полученную  информацию.

Познавательные:

формирование умения излагать свою точку зрения.

Регулятивные: формирование умения анализировать. Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Звучит «Пастораль» Шнитке

  • Какое настроение вы почувствовали?

(Безмятежное, спокойное настроение, размеренность движения).

  • Какими красками написано произведение?

(Вся пьеса написана светлыми красками (мажор), пронизана песенностью).

  • Давайте дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки. (слайд 4)

Беседует, задает вопросы.

Отвечают на вопросы.

Слушают музыку.

Анализируют  муз. произведение. Называют средства музыкальной выразительности. Отвечают, аргументируя своё мнение.

Беседа. Наглядный.

Регулятивные:

учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Познавательные:

учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать

особенности музыкального языка.

Предметные: учатся слушать и анализировать музыкальное произведение.

5.1

Реализация построенного проекта

Цель: выбор оптимального варианта, фиксация (вербально и знаково)

  •  Какие инструменты исполняют это произведение? (Фортепиано и скрипка).
  • Какой из инструментов играет главную мелодию? (Скрипка).
  • Какой из инструментов играет сопровождение? (Фортепиано). (слайд 5)
  • Разговор двух инструментов, голосов называется дуэтом. 

Первоклассники могут исполнить эту пьесу под фонограмму на воображаемых инструментах - фортепиано и скрипке. Показать певучесть мелодии скрипки помогут плавные движения руки со смычком, равномерность нижнего голоса фортепиано - плавные движения рук (сверху вниз) на клавиатуре фортепиано.

 Регулятивные:

учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Познавательные:

учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать особенности музыкального языка.

Предметные: учатся слушать и анализировать музыкальное произведение.

5.2

Физкультминутка

Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой(4-8раз)

Видео зарядка.

Показывает дыхательную гимнастику.

Повторяют движения.

Регулятивные: умение делать по образцу.

6.

Первичное закрепление.

Цель: закрепление с проговариванием нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

Работа над стихотворением

И. Никитина «Утро». (слайд 8)

Выразительное чтение отрывка:

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Какой темп чтения этого стихотворения быстрый или медленный?

  • Звучность голоса при чтении нарастает или затихает?
  • Нужно ли выделение каких-либо главных, важных слов? (слайд 8 + щелчок)

Фиксирует внимание на возникших противоречиях.

Подведение детей к самостоятельному выводу.

Читают текст.

Отвечают на вопросы.  Осознают возникшие противоречия.

Наглядно – слуховой.

 Познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения. Познавательные:

формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Предметные: научаться наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: осознание учеником того, что он уже умеет

        Чтение стихотворение с пластическими движениями.

Чтение стихотворения можно соединить с пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распахнутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло».

8.

Включение в систему знаний, повторение. Цель: выявление границ применимости нового знания

Послушайте мелодию.

Звучит интонация песни «Ложки деревенские»

1. Знакома вам эта мелодия?

2. Какой характер песни.

-Давайте споем песню (исполнение песни),

Кто желает аккомпанировать нам  на ложках?

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Поют хором. Музицируют на ДМИ

Практический метод: Исполнение хором

Форма: фронтальная, индивидуальная, парная

Регулятивные:

учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Коммуникативные: учатся петь в коллективе.

Предметные: получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).

9.

Рефлексия деятельности. Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

Ребята, какая тема урока у нас была?

Чему учились?

Кто доволен своей работой поднимите руку.

Какое задание было самым интересным?

Кто напомнит цель урока и скажет, достигли ли мы ее?

Используя музыкальные краски, композиторы создают свои картины, поэты словами  рисуют свои образы, а художники рисуют свои. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека. Поэтому мы находим в произведениях искусства сходства и различия.

Ребята, у вас на столах лежат смайлики, но у них есть только глаза. Давайте мы оценим наш с вами урок таким образом: если все было легко и понятно, если вам понравился урок – дорисуйте улыбку, ну а если вам было трудно и скучно на уроке – нарисуйте улыбку наоборот, грустную.

 Я хочу отметить, что каждый из Вас сегодня старался. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

До свидания, до встречи с музыкой!

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Отвечают на вопросы

Осуществляют рефлексию.

Записывают домашнее задание.

Выходят под музыку «Пастораль» А. Шнитке

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

 Регулятивные:

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Предметные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Самоанализ урока музыки в 1 классе.

Урок был проведён по программе «Музыка» для общеобразовательных учреждений, авторы Е.Д Критская, Г.П Сергеева, Т.С Шмагина. Содержание программы включает образное и тематическое единство при интеграции различных видов искусства, что я на уроке и использовала.

Тема урока:«Поэт, художник композитор»

Тип урока: Открытия нового знания

Структура: комбинированный

Педагогические технологии:

•        проблемно-диалогическое обучение;

•        здоровьесберегающее обучение

Методы и приёмы:

- объяснительно-иллюстративные методы,  

- репродуктивные методы 

- методы проблемного изложения

- наглядно-слуховой метод 

-  метод сравнительного анализа

Форма урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Цель урока: 

Содержательная: расширение знаний о творческих профессиях, жанре пейзажа в разных видах искусства

Деятельнностная: способствовать формированию умения восприятия различных видов искусств

Задачи урока:

Образовательные: 

-продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами.

-дать понятие: художник, поэт, композитор; их средства изображения жизни; учить «видеть» музыку и «слышать» живопись; чисто интонировать, правильно формировать звуки;

Развивающие: 

-создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.

-создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитательные: создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

-  воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства; любить свою Родину, ценить ее красоту;

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

    Физминутка

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия

 Планируемые результаты

-предметные:

 Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности

Будут уметь рассказывать, какое настроение передаёт поэт словами, какими красками нарисовал утро композитор.

- личностные Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения

-метапредметные :

- познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации.

-регулятивныеУУД:  выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

-коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Анализ структуры и организации урока.

1. Цели урока: Цели формулируются четко и ясно, что позволяет ученикам понять, что они должны усвоить к концу урока.

Стратегия включала как познавательные, так и практические цели, что обеспечивает комплексный подход к обучению.

2. Этапы урока: Этап мотивации важен для вовлечения учеников. Примеры и вопросы  помогают установить связь с ранее изученным материалом. Содержательное объяснение с понятными примерами. Демонстрация наглядно облегчает восприятие информации. Разнообразие заданий (фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах) способствует активному вовлечению учащихся и закреплению материала. Наличие различных форм работы позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Рефлексия позволяет оценить уровень усвоения темы и выявить трудности. Обсуждение результатов способствует синтезу знаний и закреплению материала.

3. Организация урока:

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, что обеспечило возможность для оптимизации активности учащихся.

Используемые приёмы: фронтальная беседа, проблемные вопросы, творческие задания.

Время: Урок распределен по времени равномерно, что позволяет уделить внимание каждому этапу.

Динамика: Чередование различных видов деятельности поддерживает интерес и внимание учащихся, предотвращает утомление.

Интерактивность: Подходы к взаимодействию (работа в парах и группах) активизируют учащихся и создают рабочую атмосферу.

Интегративность: На уроке использовала интеграцию обучения. Прослеживалась взаимосвязь с уроками изо, чтения.

Комфортность учебного процесса: я постаралась создать доброжелательным тоном, подобранным дидактическим материалом.

4.Оценка и обратная связь:

Урок прошел в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использовались наглядные материалы (картины, музыка),что помогло лучше усвоить тему. В ходе фронтальной беседы включалась дидактическая игра (ритмический рисунок) и творческие задания (придумать музыку к стихотворению). 

Заключение:

Структура и организация урока обеспечивают эффективное усвоение темы «Художник, поэт, композитор». Урок соответствует требованиям ФГОС. На уроке применялись здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, технология деятельностного подхода, что  способствует формированию у учащихся умения восприятия различных видов искусств и расширение знаний о творческих профессиях, жанре пейзажа в разных видах искусства. 

Общий результат урока: план урока выполнен полностью, задачи урока реализованы,  планируемые результаты достигнуты, учащиеся научились восприятию жанра пейзажа в различных видах искусства, домашнее задание соответствует нормативным требованиям, дано с комментарием.

Учитель музыки МАОУ СОШ №19 Абашева Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта наблюдения за учащимися класса (на уроке)

В материале представлена карта наблюдения за особенностями учащихся класса во время урочной деятельности....

Технологическая карта "Признаки делимости" 5 класс 1 урок

Расширить знания учащихся о простейших элементах теории делимости натуральных чисел; показать способы  использования в вычислениях признаков делимости чисел....

Технологическая карта по географии 6 класс тема урока :Атмосфера и человек.

план -конспект урока по географии дает возможносто проводить уроки по ФГОС....

План-конспект урока по сольфеджио во 2 классе + самоанализ урока

План-конспект урока по сольфеджио во 2 классеТема: «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио с применением инновационных форм работы»...

Технологическая карта открытого урока в 1 классе. Самоанализ урока.

Предмет: Русский языкТема урока: «Правописание гласных после шипящих»...