Технологическая карта открытого урока в 1 классе. Самоанализ урока.
методическая разработка

Конова Татьяна Кузьминична

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Правописание гласных после шипящих»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока

«Правописание гласных после шипящих»

Данный урок рефлексии, закрепления знаний и выработки умений и навыков

Цель урока:

Деятельностная: научить навыку правописания гласных после шипящих в сочетаниях «жи-ши», «ча-ща»,  «чу-щу»

Содержательная: закрепить знания о правописании гласных «и», «у», «а» после шипящих

Планируемые результаты:

Предметные:  ученик умеет пользоваться правилом правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу,
  • понимает причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,
  • учится работать по предложенному учителем плану,
  • оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.

Познавательные:

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,
  • составляет алгоритм действий под руководством учителя,
  • наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную информацию.

Коммуникативные:

  • слушает и понимает речь других,
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.

  • Исходя из поставленных целей методами, ориентированными на продуктивную деятельность учащихся были - проблемный, частично поисковый.
  • Форма организации познавательной деятельности индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
  • На каждом этапе выдерживался временной регламент, способствующий развитию умения детей концентрироваться на выполнении заданий в определенный период.
  • Для освоения предметного содержания использовался тренинг с осложнением, т. е. на протяжении всего урока использовались задания разного уровня сложности. Такие задания дают возможность отследить уровень продвижения не только отдельных учащихся, но и групп, что было видно во время рефлексии.
  • В урок был заложен принцип успешности учебной деятельности, в связи с этим на протяжении всего урока использовались различные методы активизации учащихся (работа с карточками, игра в хлопки, ребус, солнышко).
  • На протяжении всего урока учебный материал структурировался, т. е. использовалась структурно - логическая схема, которая помогла учащимся систематизировать знания, полученные ранее, явилась опорной площадкой для тренинга, помогла повысить эффективность урока, обеспечила актуализацию знаний.
  • Активность детей на протяжении урока была на достаточно высоком уровне, что поддерживалось методами обучения, формами организации учебно-познавательной деятельности, содержанием учебного материала.
  • В связи с тем, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно - образное мышление использовались динамические модели, причем они были не статичны, а изменялись в зависимости от тех задач, которые ставились. Эта модель в течение урока являлась опорой.
  • На уроке развивались такие психические процессы как умение концентрировать и удерживать внимание, мышление, воображение, память, речь.
  • Структура урока соответствует его целям  (психологический настрой учащихся, первичное введение материала при высокой мыслительной активности, с опорой  на полученные ранее знания, мотивация запоминания, регулярное систематизирующее повторение.   Время на каждом этапе распределено рационально.
  • Учащиеся на протяжении всего урока демонстрировали умение понимать учебную задачу, находить пути решения, аргументировать и доказывать свою точку зрения. Учились оценивать результаты. На уроке поддерживалась обратная связь.
  • На уроке была благоприятная психологическая атмосфера, поддерживающая позитивный настрой. Этому способствовал дух соревнования, тренинг в группе.
  • Урок завершился рефлексией, которая дала возможность оценить детям и учителю свое продвижение в освоении темы.
  • План урока реализован. Поставленные цели и задачи  достигнуты.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 1 классе

ФИО учителя: Конова Татьяна Кузьминична

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Правописание гласных после шипящих»

Место и роль урока в изучаемом разделе: урок входит в раздел “Звуки и буквы”, проведён в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Тип урока: Урок рефлексии

Педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическое обучение;
  • деятельностно-поисковое обучение;
  • здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому)

Методы и приемы:

  • проблемный, частично поисковый

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Цель урока:

Деятельностная: научить навыку правописания гласных после шипящих в сочетаниях «жи-ши», «ча-ща»,  «чу-щу»

Содержательная: закрепить знания о правописании гласных «и», «у», «а» после шипящих.

Задачи:

 образовательные

  1. Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слова.
  2. Развивать умение различать слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие.
  3. Способствовать развитию устной речи
  4. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.

развивающие:

  1. способствовать развитию универсальных умений и навыков (умение классифицировать, систематизировать, анализировать учебный материал);
  2. способствовать развитию речи, умения давать устные доказательные ответы на поставленный вопрос;
  3. развивать коммуникативные компетенции через работу в группах разного состава.

воспитательные:

  1. способствовать развитию умения работать в паре, группе, индивидуально;
  2. создавать предпосылки для развития действия самоконтроля и самооценки.

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие):

  1. «Русский язык» учебник 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;
  2. проектор, экран;
  3. презентация;
  4. буквы на магнитах: ж,ш,ч,щ, а,я,у,ю,и,ы;
  5. цветные домики для букв (для ж-ш «твердый»-каменный, для ч-щ «мягкий»-вата, для гласных «красная крыша»-ноты);
  6. смайлик;
  7. лучи с надписями для демонстрации на доске;
  8. числовые веера на каждого ребёнка;
  9. маршрутная карта для каждого ребёнка

План урока:

  1. Мотивационный этап.
  2. Актуализация знаний .
  3. Выявление индивидуальных затруднений..
  4. Построение плана по разрешению возникших затруднений .
  5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  6. Обобщение выявленных затруднений.
  7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  8. Включение в систему знаний и умений.
  9. Осуществление рефлексии.

Планируемые результаты:

Предметные:  ученик умеет пользоваться правилом правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу,
  • понимает причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,
  • учится работать по предложенному учителем плану,
  • оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.

Познавательные:

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,
  • составляет алгоритм действий под руководством учителя,
  • наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную информацию.

Коммуникативные:

  • слушает и понимает речь других,
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.

ХОД УРОКА

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вид работы

Формируемые УУД

I

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

4мин.

 Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоционально настраивает их на работу:

- Сегодня на уроке предстоит интересная работа!

-Поддержите друг друга, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте отличных результатов!

Предлагаю отгадать загадку:

Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса,

К нам уже пришла ...

- Я хочу сегодня на уроке пожелать всем нам весеннего настроения! А поможет нам в этом смайлик, по его улыбке мы видим, что он тоже рад наступлению весны, потому что  сам очень похож на солнышко!

-Что нужно добавить нашему смайлику, чтобы он совсем засиял, как солнышко?

- Перед вами на парте лежит много лучей, прочитайте записи на них и выберите тот луч, который поможет вам достичь на нашем уроке отличного результата.

своё несогласие высказывай вежливо

один говорит, другие не слушают

внимательность

работать должен только один

взаимопомощь

если не понял, не переспрашивай

доброжелательность

свое несогласие высказывай грубо

активность

если не понял, переспроси

один говорит, другие слушают

- А сколько лучиков у нас получилось?

- А какие ассоциации у вас возникают с цифрой 7

-Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с самым первым заданием.

- Я уверена, что каждый из вас на сегодняшнем уроке поднимется выше по лесенке знаний.

Подготовка к работе.

Включение в деловой ритм:

Дети здороваются

- Весна

-Лучи

Во время проверки правильности выбора того или иного луча на доску крепят лучи вокруг смайлика.

-Семь

-7 дней в неделе, 7 нот в музыке, 7 цветов у радуги, сказки с названиями

Фронтальная

Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II

III

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

5 мин.

4 мин

(В центре доски буквы на магнитах Ж Ш Ч Щ А Я У Ю И Ы)

- Солнышко ласково освещает полянку, на которой возвышаются сказочные домики.

Прикрепляю домики- поясняю, первый домик каменный  - он очень твёрдый, второй домик из пуха- мягкий, а третий домик с красной крышей - его жильцы очень любят петь, поэтому там нарисованы ноты.

-А живут в них не совсем обычные жильцы, в них живут буквы.

-Посчитайте все буквы

-Давайте попробуем правильно произнести эти буквы!

 

- А что мы знаем про эти буквы?

-Подумайте, в каком домике будет жить каждая из этих букв?

- Какая буква лишняя? Почему?

-А на какие группы можно разделить гласные внутри своего дома?

- Решили наши буквы погулять на цветочной весенней полянке. Весело провести время и поиграть.

-Как вы думаете, а могут ли согласные и гласные дружить между собой?

- А какие бы пары вы из них составили?  

Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Считают все буквы

Называют буквы алфавита

Один ученик выходит  к доске, берёт букву и крепит её в дом, аргументируя свое мнение, остальные работают в маршрутном листе

бозначающие твёрдость и мягкость, дающие два звука

Один составляет пары у доски, другие на маршрутном листе:

ЖИ

ШИ

ЧА

ЩА

ЧУ

ЩУ

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные УУД:

проявляет учебно-познавательный интерес к  учебному материалу

Познавательные УУД:

развиваем умения извлекать нужную информацию

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

-учится работать по предложенному учителем плану,

-оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу

Личностные УУД:

проявляет учебно-познавательный интерес к  учебному материалу

IV

Построение плана по разрешению возникших затруднений

5 мин.

-Сегодня на уроке мы повторим  случаи правописания гласных после шипящих в данных сочетаниях.

- Перед вами таблица!

щу

 жи

 чай

 вель

 ши

 ка

 да

 чу

 ран

 лок

 ща

 раф

- В ней рассыпались слова, в которых встречаются сочетания букв, которые мы составили.

-Посмотрите внимательно и постарайтесь собрать их, раскрашивая при этом каждое слово.  

-Какие слова у вас получились?

Составляют слова,  раскрашивая каждое слово определённым цветом

-щука, чайка, карандаши, жираф, щавель, чулок 

Фронтальная

Парная

Познавательные УУД:

используем различные средства для повторения правил правописания гласных после шипящих

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.

V

VI

VII

VIII

Реализация выбранного проекта.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Включение в систему знаний и умений.

5 мин

5 мин

6 мин.

4 мин.

Вывешиваю картинки с изображениями на доску

- Как одним словом можно назвать представленные слова? 

- Хлопните в ладоши столько раз - сколько слов, отвечающих на вопрос КТО?  

-А теперь посчитайте слова, отвечающие на вопрос  ЧТО? 

-А какие?

- Похвалите друг друга, погладьте по голове соседа по парте если он верно посчитал

-А сейчас я предлагаю вам поиграть с веером чисел.

- Покажите мне, пожалуйста, цифрой:

-Слово, которое начинается на звонкий согласный ( жираф)

-Слово, в котором 4 слога (карандаши)

-Слово, в котором все согласные глухие (щука)

-Слово, в котором букв больше, чем звуков (щавель)

-Слово, в котором ударение падает на первый слог (чайка, щука)

Игра «Четвёртый лишний»

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Четвёртый лишний»

Перед вами карточки со словами анаграммами.

- Анаграмма – это литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков, что в результате даёт совсем другое слово.

-Попробуйте разгадать эти слова, найти среди них лишнее слово и записать его на планшетке маркером!

1 группа  

Мебель

2 группа  

Фрукты

3 группа  Одежда

ТЛСО

ШГРУА

РШТЫО

ИВДНА

ЯЛКОБО

БЮАК

ФКША

ИЙЛЕШ

ЖТИУТ

УСЧДЕА

ВКИИ

ФОКАТ

- Какое лишнее слово у первого ряда? Почему?

-У второго ряда?  Почему это слово лишнее?

У третьего ряда?  Почему?

- Что объединяет все эти слова, которые стали лишними?

-Как вы думаете из каких произведений эти слова?

Назовите литературный жанр 

-А может быть вы догадались из какой сказки слова?

- А.С. Пушкин это великий сказочник, который написал столько сказок - сколько лучиков у нашего солнышка! Только одна сказка была им до конца не дописана!

-Предметы

Хлопают три раза

-Тоже три

-Оценивают результат другого

Показывают с помощью числового веера номер слова

Разгадывают анаграммы и записываю лишнее слово на планшетке

-Чудеса

-Леший

-Тужит

-В них есть те сочетания, с которыми мы сегодня работаем

-Сказки

-«Руслан и Людмила»

-«Сказка о медведихе»

Групповая

Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других

Познавательные УУД:

наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную информацию.

Личностные УУД:

проявляет учебно-познавательный интерес к  учебному материалу

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других

Познавательные УУД:

составляет алгоритм действий под руководством учителя,

наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других

IX

Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

1-2 мин.

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Почему важно правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу  
  • Приведите пример, если сможете.
  • Что запомнилось на уроке? Что понравилось?

- Благодарю вас за урок и хочу его закончить словами  А.С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

- Всем спасибо!

Ученики оценивают свою работу и работу своих одноклассников по заданным критериям

Критерии оценивания

+

+-

-

1

Знаю характеристику звуков и букв

2

Знаю правило и умею им пользоваться при письме

3

Умею составлять слова

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД: 

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

-умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль

Личностные УУД:

-формировать любознательность и стремление расширять кругозор

-адекватно воспринимать оценку своей работы одноклассниками и учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока 2 класс

Технологическая карта изучения темы, тематического раздела План-конспект урока английского языка в рамках темы "Моя семья" по УМК "Английский язык» 2-й класс, авторы: В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э...

технологическая карта открытого урока 5 класс " Поход в кафе"

Технологическая карта урока Предмет: английский язык учитель: Домброван Анна Ивановна Класс: 5 МБОУ "СОШ №23" Автор и название УМК: English 5 Кузовлев В.П. Тема урока:Как насчет того, чтобы пойт...

Технологическая карта открытого урока 5 класс

Использование современных средств обучения в условиях введения ФГОС общего образования...