Писатели и поэты о Моцарте
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Окользина Вера Ивановна

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Писатели и поэты о В.А. Моцарте. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь...»

УМК: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления (синквейн «Моцарт», кластер «Грани алмаза»), ИК-технологии (программы QR-code, Answer Garden). Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.  

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, интерактивная доска, акустическая аппаратура, инструменты для элементарного музицирования. 

Перечень используемого на уроке музыкального материала: фрагменты произведений В.А. Моцарта: Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта»; Колыбельная; Соната № 11 (III часть); Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»; «Маленькая ночная серенада» (I часть); Симфония № 25 (I часть); Симфония № 40 (I часть); Реквием, часть VII, «Lacrimosa», симфония № 41 «Юпитер» (I часть).

Используемые электронные источники:

  1. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164. (12.10.17)

  1. http://music.edu.ru/ http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-4193 (30.08.17)

  1. http://urok-muzyki.ru/vnedrenie-fgos-na-urokah-muzyki/tehnologii-razvitiya-associativno-obraznogo-myshleniya-shkolnikov (30.08.17)

  1. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/03/27/razvitie-assotsiativnogo-myshleniya-mladshikh-shkolnikov-na-uroke (12.10.17)

  1. http://www.liveinternet.ru/users/2798603/post89988231/ (23.10.17)

  1. http://viewpure.com/  (24.10.17)

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся – в технологической карте урока.

2

Технологическая карта урока

Тема полугодия

Музыка и литература

Тема раздела

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Тема урока

Писатели и поэты о В.А. Моцарте. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Художественно-

Подвести учащихся к осмыслению сущности понятия «гениальность» в музыкальном искусстве

педагогическая

на примере творчества В.А. Моцарта

идея урока

посредством осознания многогранности и глубины музыкальных образов его произведений

Цель

Цель урока для учащихся

Цель урока для учителя

Осмысление сущности понятия «гений» и определение

Создание  условий  для  осмысления  учащимися  сущности  понятия  «гений»  и

признаков  гениальности в  музыкальном  искусстве  на

определения признаков гениальности в музыкальном искусстве на примере музыки

примере музыки В.А. Моцарта и изречений писателей и   В.А. Моцарта и изречений писателей и поэтов о его творчестве.

поэтов о его творчестве.

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1. Прочитать представленные в словарях определения

Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов

понятия «гений» и сделать вывод о сущности этого

 формированию ценностного отношения учащихся к понятию «гений» как

понятия.

вневременной ценности и осмыслению сущности гениальности в музыкальном

искусстве;

  1. Прослушать музыкальные фрагменты произведенийпониманию неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального

В.А. Моцарта, подобрать эпитеты, наиболее точно

произведения и эстетическими идеалами композитора;

характеризующие эти фрагменты и сопоставить их с

 формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе

изречениями писателей и поэтов.

эмоционального восприятия творчества композиторов, знакомства с изречениями о

музыке и музыкантах писателей и поэтов;

  1. Ознакомиться с фрагментом рассказа К.Г.выражению личностного отношения к музыкальным и литературным

Паустовского «Старый повар» и определить, в чем

произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной

состоял авторский замысел произведения.

деятельности.

Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию

4. Прослушать VII часть Реквиема «Lacrimosa»,

 интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать,

проанализировать и, раскрывая образный и

сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и

содержательный смысл произведения, попытаться

поискового характера);

выявить причины эмоционального воздействия

 информационной культуры (умение работать с информационными источниками);

Реквиема на слушателей.

 коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения

5.Опираясь на изречения писателей и поэтов о

других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе

3

творчестве Моцарта, на собственный анализ

информации);

музыкальных фрагментов, сделать вывод о признаках

 культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные

гениальности музыки Моцарта и представить его в виде

задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать,

творческих работ:

корректировать и оценивать свою деятельность);

- заполнить кластер «Грани алмаза» эпитетами,

 рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в

характеризующими многогранность музыкальных

учебном процессе).

образов произведений Моцарта;

Образовательные: содействовать достижению предметных результатов

- выразить своё мнение о гениальности музыки

 расширить представления учащихся о творческом облике В.А. Моцарта

композитора в виде синквейна «Моцарт».

посредством знакомства с изречениями писателей и поэтов о гениальности его

музыки;

 способствовать освоению понятия «гений»,  «реквием»;

 ознакомить с музыкой VII части Реквиема «Lacrimosa» В.А. Моцарта;

 содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой де-

ятельности (слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика с

применением элементарного инструментального музицирования и информационно-

коммуникационных технологий);

 способствовать овладению навыков художественного анализа музыкальных

произведений с выходом на их идею (авторский замысел).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика,

Планируемые результаты

п

Этапы урока

(ссылка)

задания для учащихся

Предметные

Метапредметные (УУД)

п

Конспект урока

Самоопределе-

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация),

Приветствуют учителя.

Повторение

Регулятивные (саморегуляция -

ние к

побуждающего диалога, методы устной диагностики

Включаются в деятельность:

имен

способность к мобилизации на

деятельности

(беседа, наблюдение)

слушают, отвечают на

композиторов,

учебную деятельность);

1

Цель -включение

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой

вопросы и обосновывают

творчеством

Личностные (интерес к

детей в деят-ть

на деятельность, зачитывает изречения писателя В. П.

свои ответы.

которых

музыкальному искусству на

на личностно-

Астафьева и армянского поэта А. Граши о творчестве

восхищались

основе знакомства с изречениями

значимом уровне

композиторов Ф. Шопена и Г.В. Свиридова и просит детей

поэты и

о музыке и музыкантах писателей

(1 минута)

ответить, кому они посвящены и почему (слайд 2)

писатели

и поэтов, мотивация к обучению).

Актуализация

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация),

1.Слушают и определяют

Закрепление:

Регулятивные (готовность

знаний

подводящего диалога, практические методы диагностики

названия музыкальных

знаний

выполнять учебные действия,

2

Цель-повторение

(блиц-викторина и исполнение фрагмента хора)

фрагментов и их автора в

изученного

контролировать, корректировать и

изученного

1.Предлагает узнать представленные музыкальные

рамках блиц-викторины

музыкального

оценивать свою деятельность);

материала,

фрагменты и определить автора (Соната № 11, III часть

2.Исполняют фрагмент хора

репертуара;

коммуникативные (умение

4

необходимого

фрагмент хора «Откуда приятный и нежный тот звон»

из оперы «Волшебная

вокал.-хоров.

работать во взаимодействии с

для «открытия

из оперы «Волшебная флейта»).

флейта» с включением

навыков;

классом и учителем);

нового знания»

2.Предлагает исполнить фрагмент хора «Откуда приятный

элементарного

навыков

личностные (эмоциональная

и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта» с

инструментального

элементарного

отзывчивость на музыку,

(5 минут)

включением сопровождения под звучание треугольников,

музицирования.

инструменталь

выражение личностного

колокольчиков и металлофона (слайд 3)

ного

отношения к музыкальным

музицирования

произведениям через музыкально-

.

творческую деятельность).

Постановка

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация),

1. Заслушивают изречения,

Знакомство с

Регулятивные (готовность

учебной задачи

методы подводящего и побуждающего диалога, методы

предложенные учителем.

изречениями

принимать учебные задачи,

Цель –

устной диагностики (беседа, наблюдение).

2.Отвечая на вопросы,

писателей и

планировать и выполнять учебные

формулирование

Подводит учащихся к формулированию темы урока:

формулируют тему урока.

поэтов о

действия);

3

темы урока,

1.Зачитывает изречения писателей и поэтов о Моцарте

3. Осмысливают и

Моцарте и его

коммуникативные (умение

целеполагание

(слайд 4);

принимают цель и задачи

музыке

аргументировать собственное

2.Посредством подводящих вопросов помогает

урока.

мнение и учитывать мнения

(5 минут)

школьникам сформулировать тему урока;

других участников процесса,

3.Посредством побуждающего диалога выносит на

сотрудничать с другими детьми в

обсуждение цель и задачи (запись на доске).

поиске  информации).

«Открытие»

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация),

1.Анализируют определения

Осмысление

Регулятивные (готовность

учащимися

методы побуждающего и подводящего диалога, метод

понятий «бог», «гений»

понятий

принимать учебные задачи,

новых знаний

сравнения, методы устной диагностики (беседа,

(Задание № 1 в РЛ).

«гений»,

планировать и выполнять учебные

Цель –

дискуссия, наблюдение), метод письменной диагностики

2. Слушают музыкальные

«гениальность»

действия, контролировать,

подведение

(выполнение заданий в рабочем листе), практический

фрагменты и подбирают

Освоение

корректировать и оценивать свою

учащихся к

метод (анализ фрагментов литературных и музыкальных

эпитеты, наиболее точно

понятия

деятельность; развитие

осмыслению

произведений)

характеризующие музыку

«реквием».

монологической речи, умение

сущности

Технологии: технология проблемно-диалогового обучения

(Задание № 2 в РЛ).

Ознакомление

находить ответы на вопросы);

4

понятия

(фасилитированная дискуссия)

3. Знакомятся со стихами Л.

с музыкой

коммуникативные (умение

«гениальность»

Болеславского и В. Бокова о

Реквиема

сотрудничать с другими детьми в

на примере

1.Предлагает учащимся проанализировать определения

Моцарте, находят

Моцарта.

поиске и сборе информации,

творчества

понятий «бог», «гений»  из словарей.

восторженные эпитеты в

Закрепление

умение с достаточной полнотой и

В.А. Моцарта

2.Предлагает    прослушать    фрагменты    произведений

стихах и сопоставляют их со

навыка

точностью выражать свои мысли,

посредством

Моцарта и, пользуясь словарем эмоциональных значений,

своими (Задание № 3 в РЛ)

художественно

аргументировать собственное

осознания

подобрать эпитеты, наиболее точно характеризующие эти

4. Заслушивают фрагмент

го анализа

мнение и учитывать мнения

многогранности

фрагменты («Колыбельная», увертюра к опере «Свадьба

рассказа «Старый повар» и

произведений с

других участников процесса,

и глубины

Фигаро»;   «Маленькая   ночная   серенада»   (I   часть);

пытаются понять авторский

выходом на

развитие умения координировать

5

музыкальных

Симфония № 25 (I часть); Симфония № 40 (I часть)).

замысел рассказа,

авторский

свои действия с позициями

образов его

3. Знакомит со стихами Л. Болеславского и В. Бокова о

осмысливая преобразующую

замысел.

партнеров; развитие навыков

произведений

Моцарте и предлагает выделить из текстов эпитеты о

силу музыки Моцарта и

Закрепление

суждения об основной идее

творчестве композитора для сравнения их со своими.

осознавая его душевные

навыка анализа

произведения, интерпретации

(27 мин)

4. Для углубления понимания гениальности личности

качества как личности

средств

информации с опорой на

Моцарта знакомит с изречением Л.Н. Толстого: «Всегда в

(Задание № 4 в РЛ)

музыкальной

имеющийся жизненный опыт);

музыке чувствуешь самого человека. Юноша — светлый,

5. Слушают VII часть

выразительнос

познавательные (умение работать

непосредственный Моцарт...» и выводит на диалог о

Реквиема «Lacrimosa»,

ти.

с информационными источниками,

смысле этого высказывания.

анализируют и включаются

умение анализировать

Затем зачитывает фрагмент рассказа «Старый повар», в

в обсуждение услышанного

литературные тексты с целью

котором раскрываются душевные качества личности

в рамках фасилитированной

выделения главного; умение

композитора (юный задор, но, вместе с тем – чуткость,

дискуссии (Задание № 5 в

анализировать, сравнивать,

умение сострадать, готовность утешить и вселить

РЛ).

сопоставлять, выделять главное,

надежду, способность показать красоту окружающего

6. Подходят к осознанию

обобщать, решать задачи

мира посредством музыки; понимание своей миссии как

многогранности и глубины

творческого и поискового

музыканта). С помощью подводящего диалога помогает

музыкальных образов

характера);

учащимся понять авторский замысел произведения:

Реквиема (музыка этой

личностные (эмоциональная

осмыслить преобразующую силу музыки Моцарта и

части с удивительной

отзывчивость на музыку,

осознать его душевные качества как личности.

глубиной передает

осознание ценности

5.Для расширения представлений учащихся о

настроение человеческой

индивидуальности человека,

многогранности и глубине музыки Моцарта предлагает

скорби, но светлая,

ценностное отношение учащихся к

познакомиться с VII частью Реквиема («Lacrimosa»), не

лирическая мелодия вносит

понятию «гений» как

называя произведения. Организует анализ услышанного с

ощущение умиротворения и

вневременной ценности и

помощью фасилитированной дискуссии для выявления

смирения).

осмысление сущности

образного и содержательного смысла произведения и

гениальности в музыкальном

постижения учащимися философской глубины

искусстве; понимание

музыкального образа. Алгоритм дискуссии - ссылка

неразрывной связи между нравст-

Фасилитированная дискуссия):

венным содержанием музыкально-

 Выявление главного настроения.

го произведения и эстетическими

 Определение средств музыкальной выразительности.

идеалами композитора;

 Рассмотрение особенностей развития художеств. образа.

проявление интереса к

 Выявление главной идеи произведения.

музыкальному искусству на

 Понимание позиции автора.

основе эмоционального

 Нахождение в произведении собственного личностного

восприятия творчества

Композиторов.

смысла.

Включение

Методы: подводящий диалог, метод сравнения,

1.Опираясь на отзывы

Расширение

Регулятивные (готовность

новых знаний в

практический метод диагностики

писателей и поэтов, на

представления

принимать учебные задачи,

систему знаний

Технологии: элементы технологии критического

собственный анализ

о творческом

планировать и выполнять учебные

и подведение

мышления (синквейн «Моцарт», кластер «Грани алмаза»),

музыкальных фрагментов,

облике

действия, контролировать,

итогов по теме

проблемно-диалоговое обучение, ИК-технологии (Answer

делают выводы о признаках

композитора

корректировать и оценивать свою

урока.

Garden)

гениальности музыки

деятельность; умение

Цель – развитие

1.Опираясь на изречения писателей и поэтов о творчестве

Моцарта и выписывают

осуществлять контроль в форме

умений

Моцарта, на проведенный анализ музыкальных

эпитеты, характеризующие

сличения способа действия и его

обобщать и

фрагментов, предлагает учащимся распределиться на

многогранность

результата с заданным эталоном с

делать выводы,

подгруппы и сделать выводы о признаках гениальности

музыкальных образов на

целью обнаружения отклонений и

умений

музыки Моцарта, представив их в виде творческих работ:

«гранях» «алмаза»

отличий от эталона);

применять

а) кластера «Грани алмаза» при помощи эпитетов,

(а) Задание№ 6 в РЛ).

коммуникативные (умение

полученные

характеризующих многогранность музыкальных образов

(б) Задание№ 7 в РЛ).

сотрудничать с другими детьми в

знания при

произведений Моцарта (1 подгруппа);

2. Выражают свое мнение в

поиске и сборе информации

5

создании

б) синквейна «Моцарт» (2 подгруппа).

форме ответов в программе

работать в парах и группах);

творческого

(Слайды 10)

Answer Garden для

познавательные (умение

продукта

2. С помощью компьютерной программы Answer Garden

мобильных устройств.

анализировать, сравнивать,

предлагает школьникам вывести свои ответы на экран,

3. Делают выводы о том, в

сопоставлять, выделять главное,

(5 минут)

чтобы вместе увидеть статистику ответов и подвести

чем заключается

обобщать, решать задачи

учащихся к выводам:

гениальность музыки

творческого и поискового

- Музыка В.А. Моцарта «гениальна» благодаря смелости

Моцарта, сопоставляют эти

характера);

новаторских решений, многогранности, неоднозначности

выводы с полной цитатой

личностные (ценностное

музыкальных образов, способности передать любое

А.С. Пушкина, отзывами

отношение учащихся к понятию

состояние человеческой души, раскрыть самые глубокие

П.И. Чайковского и А.Г.

«гений» как вневременной

философские мысли средствами музыкальной

Рубинштейна.

ценности и осмысление сущности

выразительности – красотой мелодий, стройностью

гениальности в музыкальном

форм, ясной прозрачностью тембров.

искусстве; понимание

- Люди искусства, такие как Моцарт, – это люди с особо

неразрывной связи между нравст-

чутким восприятием жизни, тонко чувствующие все

венным содержанием музыкально-

нюансы и полутоны как радости, так и горя и именно

го произведения и эстетическими

поэтому способные передать это в своем творчестве.

идеалами композитора;

3. В качестве подтверждения выводов приводит полную

интерес к музыкальному искусству

цитату из А.С. Пушкина: «Какая глубина! /Какая

на основе эмоционального

смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам

восприятия творчества Моцарта,

того не знаешь; / Я знаю, я.»

знакомства с изречениями о нем и

4. В заключение зачитывает восторженные отзывы других

его музыке писателей и поэтов;

композиторов о Моцарте и его музыке:

выражение личностного

П.И. Чайковский: «Моцарт есть высшая кульминационная

отношения к музыкальным и

точка, до которой красота досягала в сфере музыки».

литературным произведениям

А.Г. Рубинштейн: «Вечный солнечный свет в музыке – имя

через творческую активность в

тебе МОЦАРТ!» (звучит фрагмент симфонии № 41

музыкально-прикладной

«Юпитер»)

деятельности.

(слайд 11)

Рефлексия

Метод: письменной диагностики (заполнение листа

1. Заполняют лист

Регулятивные (умение

Цель –

рефлексии).

рефлексии:

объективно оценивать себя и

оценивание

1.Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить

Сегодня я узнал…

других ребят в учебном процессе);

деятельности

личные результаты своего участия в процессе урока.

Мне было интересно…

личностные (осознание своей

6

(1 минута)

Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии.

Мне было трудно…

принадлежности к мировой

У меня получилось …

музыкальной культуре);

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Домашнее

Раздает детям QR-code с музыкальными произведениями,

1. Записывают домашнее

Закрепление

Регулятивные (готовность

задание

представленными на уроке, предлагает их дома вклеить в

задание и задают

изученных

принимать учебные задачи,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тверской край в жизни известных писателей и поэтов.

Данный материал поможет учителю  в разработке уроков при изучении биографии писателей и поэтов, посетивших Тверскую губернию или живших когда-то на Тверской земле. Это,конечно же, А.С.Пушкин, Ф.М...

Образ Московского Кремля в текстах русских писателей и поэтов

Показать своеобразие, неповторимость и историченское значение Московского Кремля как символа государства Российского....

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Писатели и поэты Вязниковского края

Презентация о писателях и поэтах вязниковского края ( к 60 - летию вязниковской литературной группы, декабрь, 2012 год)...

"Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!…»

Урок музыки в 5 классе составлен по программе Критской с учётом требований ФГОС. Данный урок решает задачи: осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, рас...

Презентация к уроку музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах. "Ты, Моцарт. Бог..."

Презентация к уроку музыки в 5 классе для знакомства с биографией и творчеством великого австрийского композтора В.А.Моцарта....