Писатели и поэты о Моцарте
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Писатели и поэты о В.А. Моцарте. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь...»
УМК: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления (синквейн «Моцарт», кластер «Грани алмаза»), ИК-технологии (программы QR-code, Answer Garden). Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, интерактивная доска, акустическая аппаратура, инструменты для элементарного музицирования.
Перечень используемого на уроке музыкального материала: фрагменты произведений В.А. Моцарта: Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта»; Колыбельная; Соната № 11 (III часть); Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»; «Маленькая ночная серенада» (I часть); Симфония № 25 (I часть); Симфония № 40 (I часть); Реквием, часть VII, «Lacrimosa», симфония № 41 «Юпитер» (I часть).
Используемые электронные источники:
- http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164. (12.10.17)
- http://music.edu.ru/ http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-4193 (30.08.17)
- http://urok-muzyki.ru/vnedrenie-fgos-na-urokah-muzyki/tehnologii-razvitiya-associativno-obraznogo-myshleniya-shkolnikov (30.08.17)
- http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/03/27/razvitie-assotsiativnogo-myshleniya-mladshikh-shkolnikov-na-uroke (12.10.17)
- http://www.liveinternet.ru/users/2798603/post89988231/ (23.10.17)
- http://viewpure.com/ (24.10.17)
Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся – в технологической карте урока.
2
Технологическая карта урока | |||
Тема полугодия | Музыка и литература | ||
Тема раздела | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | ||
Тема урока | Писатели и поэты о В.А. Моцарте. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» | ||
Художественно- | Подвести учащихся к осмыслению сущности понятия «гениальность» в музыкальном искусстве | ||
педагогическая | на примере творчества В.А. Моцарта | ||
идея урока | посредством осознания многогранности и глубины музыкальных образов его произведений | ||
Цель | Цель урока для учащихся | Цель урока для учителя | |
Осмысление сущности понятия «гений» и определение | Создание условий для осмысления учащимися сущности понятия «гений» и | ||
признаков гениальности в музыкальном искусстве на | определения признаков гениальности в музыкальном искусстве на примере музыки | ||
примере музыки В.А. Моцарта и изречений писателей и В.А. Моцарта и изречений писателей и поэтов о его творчестве. | |||
поэтов о его творчестве. | |||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока | |
1. Прочитать представленные в словарях определения | Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов | ||
понятия «гений» и сделать вывод о сущности этого | ✔ формированию ценностного отношения учащихся к понятию «гений» как | ||
понятия. | вневременной ценности и осмыслению сущности гениальности в музыкальном | ||
искусстве; | |||
- Прослушать музыкальные фрагменты произведений✔ пониманию неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального
В.А. Моцарта, подобрать эпитеты, наиболее точно | произведения и эстетическими идеалами композитора; |
характеризующие эти фрагменты и сопоставить их с | ✔ формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе |
изречениями писателей и поэтов. | эмоционального восприятия творчества композиторов, знакомства с изречениями о |
музыке и музыкантах писателей и поэтов; |
- Ознакомиться с фрагментом рассказа К.Г.✔ выражению личностного отношения к музыкальным и литературным
Паустовского «Старый повар» и определить, в чем | произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной |
состоял авторский замысел произведения. | деятельности. |
Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию | |
4. Прослушать VII часть Реквиема «Lacrimosa», | ✔ интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, |
проанализировать и, раскрывая образный и | сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и |
содержательный смысл произведения, попытаться | поискового характера); |
выявить причины эмоционального воздействия | ✔ информационной культуры (умение работать с информационными источниками); |
Реквиема на слушателей. | ✔ коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью |
выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения | |
5.Опираясь на изречения писателей и поэтов о | других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе |
3 |
творчестве Моцарта, на собственный анализ | информации); | |||||||||||
музыкальных фрагментов, сделать вывод о признаках | ✔ культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные | |||||||||||
гениальности музыки Моцарта и представить его в виде | задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, | |||||||||||
творческих работ: | корректировать и оценивать свою деятельность); | |||||||||||
- заполнить кластер «Грани алмаза» эпитетами, | ✔ рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в | |||||||||||
характеризующими многогранность музыкальных | учебном процессе). | |||||||||||
образов произведений Моцарта; | Образовательные: содействовать достижению предметных результатов | |||||||||||
- выразить своё мнение о гениальности музыки | ✔ расширить представления учащихся о творческом облике В.А. Моцарта | |||||||||||
композитора в виде синквейна «Моцарт». | посредством знакомства с изречениями писателей и поэтов о гениальности его | |||||||||||
музыки; | ||||||||||||
✔ способствовать освоению понятия «гений», «реквием»; | ||||||||||||
✔ ознакомить с музыкой VII части Реквиема «Lacrimosa» В.А. Моцарта; | ||||||||||||
✔ содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой де- | ||||||||||||
ятельности (слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика с | ||||||||||||
применением элементарного инструментального музицирования и информационно- | ||||||||||||
коммуникационных технологий); | ||||||||||||
✔ способствовать овладению навыков художественного анализа музыкальных | ||||||||||||
произведений с выходом на их идею (авторский замысел). | ||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика, | Планируемые результаты | |||||||||
п | Этапы урока | (ссылка) | ||||||||||
задания для учащихся | Предметные | Метапредметные (УУД) | ||||||||||
п | Конспект урока | |||||||||||
Самоопределе- | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), | Приветствуют учителя. | Повторение | Регулятивные (саморегуляция - | ||||||||
ние к | побуждающего диалога, методы устной диагностики | Включаются в деятельность: | имен | способность к мобилизации на | ||||||||
деятельности | (беседа, наблюдение) | слушают, отвечают на | композиторов, | учебную деятельность); | ||||||||
1 | Цель -включение | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой | вопросы и обосновывают | творчеством | Личностные (интерес к | |||||||
детей в деят-ть | на деятельность, зачитывает изречения писателя В. П. | свои ответы. | которых | музыкальному искусству на | ||||||||
на личностно- | Астафьева и армянского поэта А. Граши о творчестве | восхищались | основе знакомства с изречениями | |||||||||
значимом уровне | композиторов Ф. Шопена и Г.В. Свиридова и просит детей | поэты и | о музыке и музыкантах писателей | |||||||||
(1 минута) | ответить, кому они посвящены и почему (слайд 2) | писатели | и поэтов, мотивация к обучению). | |||||||||
Актуализация | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), | 1.Слушают и определяют | Закрепление: | Регулятивные (готовность | ||||||||
знаний | подводящего диалога, практические методы диагностики | названия музыкальных | знаний | выполнять учебные действия, | ||||||||
2 | Цель-повторение | (блиц-викторина и исполнение фрагмента хора) | фрагментов и их автора в | изученного | контролировать, корректировать и | |||||||
изученного | 1.Предлагает узнать представленные музыкальные | рамках блиц-викторины | музыкального | оценивать свою деятельность); | ||||||||
материала, | фрагменты и определить автора (Соната № 11, III часть | 2.Исполняют фрагмент хора | репертуара; | коммуникативные (умение | ||||||||
4 | ||||||||||||
необходимого | фрагмент хора «Откуда приятный и нежный тот звон» | из оперы «Волшебная | вокал.-хоров. | работать во взаимодействии с | ||
для «открытия | из оперы «Волшебная флейта»). | флейта» с включением | навыков; | классом и учителем); | ||
нового знания» | 2.Предлагает исполнить фрагмент хора «Откуда приятный | элементарного | навыков | личностные (эмоциональная | ||
и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта» с | инструментального | элементарного | отзывчивость на музыку, | |||
(5 минут) | включением сопровождения под звучание треугольников, | музицирования. | инструменталь | выражение личностного | ||
колокольчиков и металлофона (слайд 3) | ного | отношения к музыкальным | ||||
музицирования | произведениям через музыкально- | |||||
. | творческую деятельность). | |||||
Постановка | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), | 1. Заслушивают изречения, | Знакомство с | Регулятивные (готовность | ||
учебной задачи | методы подводящего и побуждающего диалога, методы | предложенные учителем. | изречениями | принимать учебные задачи, | ||
Цель – | устной диагностики (беседа, наблюдение). | 2.Отвечая на вопросы, | писателей и | планировать и выполнять учебные | ||
формулирование | Подводит учащихся к формулированию темы урока: | формулируют тему урока. | поэтов о | действия); | ||
3 | темы урока, | 1.Зачитывает изречения писателей и поэтов о Моцарте | 3. Осмысливают и | Моцарте и его | коммуникативные (умение | |
целеполагание | (слайд 4); | принимают цель и задачи | музыке | аргументировать собственное | ||
2.Посредством подводящих вопросов помогает | урока. | мнение и учитывать мнения | ||||
(5 минут) | школьникам сформулировать тему урока; | других участников процесса, | ||||
3.Посредством побуждающего диалога выносит на | сотрудничать с другими детьми в | |||||
обсуждение цель и задачи (запись на доске). | поиске информации). | |||||
«Открытие» | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), | 1.Анализируют определения | Осмысление | Регулятивные (готовность | ||
учащимися | методы побуждающего и подводящего диалога, метод | понятий «бог», «гений» | понятий | принимать учебные задачи, | ||
новых знаний | сравнения, методы устной диагностики (беседа, | (Задание № 1 в РЛ). | «гений», | планировать и выполнять учебные | ||
Цель – | дискуссия, наблюдение), метод письменной диагностики | 2. Слушают музыкальные | «гениальность» | действия, контролировать, | ||
подведение | (выполнение заданий в рабочем листе), практический | фрагменты и подбирают | Освоение | корректировать и оценивать свою | ||
учащихся к | метод (анализ фрагментов литературных и музыкальных | эпитеты, наиболее точно | понятия | деятельность; развитие | ||
осмыслению | произведений) | характеризующие музыку | «реквием». | монологической речи, умение | ||
сущности | Технологии: технология проблемно-диалогового обучения | (Задание № 2 в РЛ). | Ознакомление | находить ответы на вопросы); | ||
4 | понятия | (фасилитированная дискуссия) | 3. Знакомятся со стихами Л. | с музыкой | коммуникативные (умение | |
«гениальность» | Болеславского и В. Бокова о | Реквиема | сотрудничать с другими детьми в | |||
на примере | 1.Предлагает учащимся проанализировать определения | Моцарте, находят | Моцарта. | поиске и сборе информации, | ||
творчества | понятий «бог», «гений» из словарей. | восторженные эпитеты в | Закрепление | умение с достаточной полнотой и | ||
В.А. Моцарта | 2.Предлагает прослушать фрагменты произведений | стихах и сопоставляют их со | навыка | точностью выражать свои мысли, | ||
посредством | Моцарта и, пользуясь словарем эмоциональных значений, | своими (Задание № 3 в РЛ) | художественно | аргументировать собственное | ||
осознания | подобрать эпитеты, наиболее точно характеризующие эти | 4. Заслушивают фрагмент | го анализа | мнение и учитывать мнения | ||
многогранности | фрагменты («Колыбельная», увертюра к опере «Свадьба | рассказа «Старый повар» и | произведений с | других участников процесса, | ||
и глубины | Фигаро»; «Маленькая ночная серенада» (I часть); | пытаются понять авторский | выходом на | развитие умения координировать | ||
5 |
музыкальных | Симфония № 25 (I часть); Симфония № 40 (I часть)). | замысел рассказа, | авторский | свои действия с позициями | ||||
образов его | 3. Знакомит со стихами Л. Болеславского и В. Бокова о | осмысливая преобразующую | замысел. | партнеров; развитие навыков | ||||
произведений | Моцарте и предлагает выделить из текстов эпитеты о | силу музыки Моцарта и | Закрепление | суждения об основной идее | ||||
творчестве композитора для сравнения их со своими. | осознавая его душевные | навыка анализа | произведения, интерпретации | |||||
(27 мин) | 4. Для углубления понимания гениальности личности | качества как личности | средств | информации с опорой на | ||||
Моцарта знакомит с изречением Л.Н. Толстого: «Всегда в | (Задание № 4 в РЛ) | музыкальной | имеющийся жизненный опыт); | |||||
музыке чувствуешь самого человека. Юноша — светлый, | 5. Слушают VII часть | выразительнос | познавательные (умение работать | |||||
непосредственный Моцарт...» и выводит на диалог о | Реквиема «Lacrimosa», | ти. | с информационными источниками, | |||||
смысле этого высказывания. | анализируют и включаются | умение анализировать | ||||||
Затем зачитывает фрагмент рассказа «Старый повар», в | в обсуждение услышанного | литературные тексты с целью | ||||||
котором раскрываются душевные качества личности | в рамках фасилитированной | выделения главного; умение | ||||||
композитора (юный задор, но, вместе с тем – чуткость, | дискуссии (Задание № 5 в | анализировать, сравнивать, | ||||||
умение сострадать, готовность утешить и вселить | РЛ). | сопоставлять, выделять главное, | ||||||
надежду, способность показать красоту окружающего | 6. Подходят к осознанию | обобщать, решать задачи | ||||||
мира посредством музыки; понимание своей миссии как | многогранности и глубины | творческого и поискового | ||||||
музыканта). С помощью подводящего диалога помогает | музыкальных образов | характера); | ||||||
учащимся понять авторский замысел произведения: | Реквиема (музыка этой | личностные (эмоциональная | ||||||
осмыслить преобразующую силу музыки Моцарта и | части с удивительной | отзывчивость на музыку, | ||||||
осознать его душевные качества как личности. | глубиной передает | осознание ценности | ||||||
5.Для расширения представлений учащихся о | настроение человеческой | индивидуальности человека, | ||||||
многогранности и глубине музыки Моцарта предлагает | скорби, но светлая, | ценностное отношение учащихся к | ||||||
познакомиться с VII частью Реквиема («Lacrimosa»), не | лирическая мелодия вносит | понятию «гений» как | ||||||
называя произведения. Организует анализ услышанного с | ощущение умиротворения и | вневременной ценности и | ||||||
помощью фасилитированной дискуссии для выявления | смирения). | осмысление сущности | ||||||
образного и содержательного смысла произведения и | гениальности в музыкальном | |||||||
постижения учащимися философской глубины | искусстве; понимание | |||||||
музыкального образа. Алгоритм дискуссии - ссылка | неразрывной связи между нравст- | |||||||
Фасилитированная дискуссия): | венным содержанием музыкально- | |||||||
∙ Выявление главного настроения. | го произведения и эстетическими | |||||||
∙ Определение средств музыкальной выразительности. | идеалами композитора; | |||||||
∙ Рассмотрение особенностей развития художеств. образа. | проявление интереса к | |||||||
∙ Выявление главной идеи произведения. | музыкальному искусству на | |||||||
∙ Понимание позиции автора. | основе эмоционального | |||||||
∙ Нахождение в произведении собственного личностного | восприятия творчества | |||||||
Композиторов. | ||||||||
смысла. | ||||||||
Включение | Методы: подводящий диалог, метод сравнения, | 1.Опираясь на отзывы | Расширение | Регулятивные (готовность | ||||||||||||||
новых знаний в | практический метод диагностики | писателей и поэтов, на | представления | принимать учебные задачи, | ||||||||||||||
систему знаний | Технологии: элементы технологии критического | собственный анализ | о творческом | планировать и выполнять учебные | ||||||||||||||
и подведение | мышления (синквейн «Моцарт», кластер «Грани алмаза»), | музыкальных фрагментов, | облике | действия, контролировать, | ||||||||||||||
итогов по теме | проблемно-диалоговое обучение, ИК-технологии (Answer | делают выводы о признаках | композитора | корректировать и оценивать свою | ||||||||||||||
урока. | Garden) | гениальности музыки | деятельность; умение | |||||||||||||||
Цель – развитие | 1.Опираясь на изречения писателей и поэтов о творчестве | Моцарта и выписывают | осуществлять контроль в форме | |||||||||||||||
умений | Моцарта, на проведенный анализ музыкальных | эпитеты, характеризующие | сличения способа действия и его | |||||||||||||||
обобщать и | фрагментов, предлагает учащимся распределиться на | многогранность | результата с заданным эталоном с | |||||||||||||||
делать выводы, | подгруппы и сделать выводы о признаках гениальности | музыкальных образов на | целью обнаружения отклонений и | |||||||||||||||
умений | музыки Моцарта, представив их в виде творческих работ: | «гранях» «алмаза» | отличий от эталона); | |||||||||||||||
применять | а) кластера «Грани алмаза» при помощи эпитетов, | (а) Задание№ 6 в РЛ). | коммуникативные (умение | |||||||||||||||
полученные | характеризующих многогранность музыкальных образов | (б) Задание№ 7 в РЛ). | сотрудничать с другими детьми в | |||||||||||||||
знания при | произведений Моцарта (1 подгруппа); | 2. Выражают свое мнение в | поиске и сборе информации | |||||||||||||||
5 | создании | б) синквейна «Моцарт» (2 подгруппа). | форме ответов в программе | работать в парах и группах); | ||||||||||||||
творческого | (Слайды 10) | Answer Garden для | познавательные (умение | |||||||||||||||
продукта | 2. С помощью компьютерной программы Answer Garden | мобильных устройств. | анализировать, сравнивать, | |||||||||||||||
предлагает школьникам вывести свои ответы на экран, | 3. Делают выводы о том, в | сопоставлять, выделять главное, | ||||||||||||||||
(5 минут) | чтобы вместе увидеть статистику ответов и подвести | чем заключается | обобщать, решать задачи | |||||||||||||||
учащихся к выводам: | гениальность музыки | творческого и поискового | ||||||||||||||||
- Музыка В.А. Моцарта «гениальна» благодаря смелости | Моцарта, сопоставляют эти | характера); | ||||||||||||||||
новаторских решений, многогранности, неоднозначности | выводы с полной цитатой | личностные (ценностное | ||||||||||||||||
музыкальных образов, способности передать любое | А.С. Пушкина, отзывами | отношение учащихся к понятию | ||||||||||||||||
состояние человеческой души, раскрыть самые глубокие | П.И. Чайковского и А.Г. | «гений» как вневременной | ||||||||||||||||
философские мысли средствами музыкальной | Рубинштейна. | ценности и осмысление сущности | ||||||||||||||||
выразительности – красотой мелодий, стройностью | гениальности в музыкальном | |||||||||||||||||
форм, ясной прозрачностью тембров. | искусстве; понимание | |||||||||||||||||
- Люди искусства, такие как Моцарт, – это люди с особо | неразрывной связи между нравст- | |||||||||||||||||
чутким восприятием жизни, тонко чувствующие все | венным содержанием музыкально- | |||||||||||||||||
нюансы и полутоны как радости, так и горя и именно | го произведения и эстетическими | ||||
поэтому способные передать это в своем творчестве. | идеалами композитора; | ||||
3. В качестве подтверждения выводов приводит полную | интерес к музыкальному искусству | ||||
цитату из А.С. Пушкина: «Какая глубина! /Какая | на основе эмоционального | ||||
смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам | восприятия творчества Моцарта, | ||||
того не знаешь; / Я знаю, я.» | знакомства с изречениями о нем и | ||||
4. В заключение зачитывает восторженные отзывы других | его музыке писателей и поэтов; | ||||
композиторов о Моцарте и его музыке: | выражение личностного | ||||
П.И. Чайковский: «Моцарт есть высшая кульминационная | отношения к музыкальным и | ||||
точка, до которой красота досягала в сфере музыки». | литературным произведениям | ||||
А.Г. Рубинштейн: «Вечный солнечный свет в музыке – имя | через творческую активность в | ||||
тебе МОЦАРТ!» (звучит фрагмент симфонии № 41 | музыкально-прикладной | ||||
«Юпитер») | деятельности. | ||||
(слайд 11) | |||||
Рефлексия | Метод: письменной диагностики (заполнение листа | 1. Заполняют лист | Регулятивные (умение | ||
Цель – | рефлексии). | рефлексии: | объективно оценивать себя и | ||
оценивание | 1.Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить | Сегодня я узнал… | других ребят в учебном процессе); | ||
деятельности | личные результаты своего участия в процессе урока. | Мне было интересно… | личностные (осознание своей | ||
6 | (1 минута) | Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии. | Мне было трудно… | принадлежности к мировой | |
У меня получилось … | музыкальной культуре); | ||||
Я почувствовал, что… | |||||
Меня удивило… | |||||
Мне захотелось… | |||||
Домашнее | Раздает детям QR-code с музыкальными произведениями, | 1. Записывают домашнее | Закрепление | Регулятивные (готовность | |
задание | представленными на уроке, предлагает их дома вклеить в | задание и задают | изученных | принимать учебные задачи, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тверской край в жизни известных писателей и поэтов.
Данный материал поможет учителю в разработке уроков при изучении биографии писателей и поэтов, посетивших Тверскую губернию или живших когда-то на Тверской земле. Это,конечно же, А.С.Пушкин, Ф.М...
Образ Московского Кремля в текстах русских писателей и поэтов
Показать своеобразие, неповторимость и историченское значение Московского Кремля как символа государства Российского....

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."
Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени и показать...

Писатели и поэты Вязниковского края
Презентация о писателях и поэтах вязниковского края ( к 60 - летию вязниковской литературной группы, декабрь, 2012 год)...

"Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!…»
Урок музыки в 5 классе составлен по программе Критской с учётом требований ФГОС. Данный урок решает задачи: осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, рас...

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт. бог и сам того не знаешь
Презентация к уроку музыки в 5 классе...

Презентация к уроку музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах. "Ты, Моцарт. Бог..."
Презентация к уроку музыки в 5 классе для знакомства с биографией и творчеством великого австрийского композтора В.А.Моцарта....

