Методическая разработка урока "Опера Э.Л.Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда"
методическая разработка по музыке (7 класс)

Магарова Валентина Игоревна

Методическая разработка включает технологическую карту урока и конспект урока.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА.

В данную методическую разработку вошли: технологическая карта урока и конспект урока.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Магарова Валентина Игоревна, ГБОУ гимназия №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга

Предмет: музыка

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка. 5-7 классы» – Москва: “Просвещение”, 2014 год 

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Образовательные технологии, методы, приемы:

Технологии: ИКТ, технология сотрудничества

Методы: проблемного изложения, словесный, наглядный, содержательный анализ музыкального произведения

Оборудование: ноутбук, колонки, проектор.

Методическое обеспечение, ресурсы: учебник, фонохрестоматия, интернет-ресурс (видеофрагмент «Ария Иуды» (к/ф «Иисус Христос – суперзвезда», режиссёр Н.Джуисон, 1973 г.- https://goo.gl/gfRnyW)

Организация пространства: класс делится на 2 команды – «эксперты» и «ученики», рассадка за партами.

Тема раздела

Особенности драматургии сценической музыки

Тема урока

Рок-опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»

Цель

раскрыть драматургическую основу рок-оперы

Задачи

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу, воспитывать уважение к религии и интерес к современному искусству.

Развивающие: развивать  способность к открытию, умение анализировать и работать с текстом, развивать понимание музыкального языка, образное мышление.

Образовательные: закрепить знания о жанре оперы и драматургии, овладевать навыками слушания музыки.

Планируемые результаты

Личностные:  в результате урока учащиеся смогут

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные: овладевать нормами общения, регулировать собственное речевое поведение, развитие способности отстаивать свою точку зрения.

познавательные:  наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; выдвигать гипотезы.

Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- перечислить центральные образы рок-оперы;

- понимать стилистические особенности звучания рок-музыки;

- перечислить типы оперных номеров (увертюра, ария, трио).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Самоопределение к деятельности

музыкальное приветствие

подготовка рабочего места к уроку

концентрация внимания, наличие учебных материалов

включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

  1. Актуализация  знаний

1. Разделяет класс на две группы. Задаёт вопрос по определению новаторских основ знакомых музыкально-драматических произведений

2. Побуждает к прослушиванию музыки через постановку проблемы, организует оценочные суждения учащихся.

1. «Эксперты» - работают с текстом учебника, формулируют вопросы по аналогии с учителем.

«Ученики» - отвечают на вопросы по повторению материала

2. Слушают музыкальный номер, определяют стиль (направление)  музыки, переводят на слух текст, отвечают на вопросы учителя.

1. Закрепление понятия «новаторство» в музыкально-сценических жанрах

2. Закрепление понятия «направление» музыки: джаз, рок.

1. Смыслообразование, подведение под понятие, выделение информации, постановка вопросов

2. Целеполагание, проявление интереса к новому содержанию

  1. Постановка учебной задачи

1. Формулирует задание.

2. Акцентирует внимание на конечных результатах

учебной   деятельности   обучающихся   на   уроке.

1. Формулируют предположение темы урока, работают с учебником.

2. Формулируют задачи урока.

3. Выдвигают гипотезы.

Получают сведения о новом типе оперы (рок-опера) и названии изучаемой рок-оперы Э.Л.Уэббера.

1. Высказывание предположений.

2. Выделение информации, формулирование конечного результата работы.

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

1. Организует осмысленное прослушивание музыки через постановку вопросов.

2. Подводит учащихся к выводу об основе драматургии в увертюре

1. Отвечают на вопросы, анализируют музыку.

2. Анализируют, выявляют закономерность.

1. Развитие музыкального восприятия.

2. Формулировка главной идеи рок-оперы, закрепление представления об увертюре в опере.

смыслообразование, синтез как составление целого

  1. Первичное закрепление

Организует работу с текстом учебника, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, проводит параллель с ранее изученным материалом, ставит вопросы для выявления причинно-следственных связей

Работают с текстом учебника, формулируют вопросы, отвечают на вопросы, анализируют музыкальное произведение, слушают музыкальный номер.

Осознание применения музыкального языка в создании образов, развитие образного мышления, определение типа оперных номеров, выявление конфликтных противоречий.

Анализ с целью выявления признаков, выдвижение гипотезы и её обоснование, постановка вопросов.

  1. Самостоятельная работа

Контролирует выполнение работы.

Слушают музыкальный номер, анализируют музыкальный язык, работают с информацией в тетради, формулируют вопросы.

Закрепление характера центральных образов оперы, представлений о трио.

Анализ с целью выявления признаков, умение работать с конспектом, доказывать точку зрения.

  1. Подведение итогов по теме урока

Задаёт вопросы на проверку осмысления и усвоение материала.

Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания.

Фиксация решения поставленных в начале урока учебных задач.

Обобщение, синтез как составление целого

  1. Рефлексия

Организует оценочные высказывания учащихся, побуждает к высказыванию своего мнения.

Высказывают своё мнение, дают оценку деятельности учащимся,

Эмоциональный положительный настрой для дальнейшего знакомства с рок-оперой

Выдвигают гипотезы, самоанализ.

  1. Домашнее задание

Выписать жанры из учебника по теме урока

Конспект урока

Ход урока

  1. Оргмомент.

Учитель рассаживает учащихся по командам: «эксперты» и «ученики» (тех, кого надо оценить на уроке). Музыкальная настройка. Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с мировыми шедеврами музыкально-драматических жанров. Эксперты, попробуйте сформулировать вопросы для учеников, аналогично тому, что я сейчас задам. Что нового внёс в оперный жанр М.И. Глинка, создав оперу «Иван Сусанин»? (Ответы учеников: сделал главным героем простого крестьянина).

Примерные вопросы экспертов: В чём новаторство Д.Гершвина в опере «Порги и Бесс»? (первая джазовая опера, темнокожие актёры).  В чём новаторство А.Бородина в опере «Князь Игорь»? (уважительное отношение к культуре врага). Что необычного в балете Б.Тищенко «Ярославна»? (изобразительность в музыке, черты современного балета) и т.п.

Учитель: Сегодня мы знакомимся ещё с одним новаторским произведением жанра оперы. Её рождение началось с появления песни, впоследствии ставшей хитом. «Ученики», слушая этот хит, определите музыкальное направление, а «экспертов» мы попросим постараться понять содержание песни.

  • Слушание фрагмента песни Э.Л. Уэббера «Superstar»

Вопросы учителя: Какое музыкальное направление легло в основу оперы нового типа? (рок). Какие слова поняли? (Текст вывести на экран). Jesus (Иисус). Попробуйте сформулировать жанр оперы и её название (Рок-опера «Иисус Христос»).

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Откройте учебник на стр. 70, «ученики» проверьте, правильно ли сформулирована тема урока? («Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»). Запишите тему в тетрадь. Исходя из темы, сформулируйте задачи нашего урока? (определить черты рок-оперы, найти черты оперного жанра) 

Учитель: Можем мы дать ответ на первый вопрос, исходя из имеющихся знаний? Обоснуйте свой ответ (да – это опера, в которой звучит рок-музыка, об этом нам сказала прослушанная песня). А могут ещё быть другие черты рок-оперы? (да) Значит наша задача – найти эти черты. Можем ли мы дать ответ на второй вопрос? (нет, т.к. надо прослушать оперу).

  1. «Открытие» учащимися новых знаний.

Учитель: С чего начинается опера? (со вступления,  увертюры). Сейчас прозвучит увертюра. Зафиксируйте своё эмоциональное состояние при прослушивании.

  • Слушание «Увертюры» к рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда»

После прослушивания учитель организует фронтальную работу по вопросам:

  • Какое эмоциональное состояние вы испытали? (напряжение)
  • Как музыка погрузила вас в это состояние? (звучала громко, отрывисто, резко, дисгармония)
  • Давайте послушаем ещё раз начало, что представилось вашему взору?

  • Повторное прослушивание первой темы.

  • Что вы увидели? (тёмные силы, свист «потусторонний»)
  • Почему вы так решили? («подъезды» гитары, фантастический звук «сухой»)
  • Всё время длилось это состояние? (нет – дальше другое)
  • Слушаем следующий фрагмент. Что вы увидите?

  • Повторное слушание второй темы.

  • Что происходит? (борьба, бег, суета, движение, удары) Почему вы так решили? (отрывистые звуки, хаотичные, ударные инструменты, акценты) Т.е. это – борьба. Следующий фрагмент.

  • Повторное слушание третьей темы.

  • Что изменилось в музыке? (резко поменялась, есть чёткий ритм). Что вы ещё заметили в мелодии? (она повторялась) Одинаково? (да) Почему? (главная мысль, всё время выполняется одно и то же действие). Когда вы выполняете одно и то же действие? (когда что-то отрабатываем, чего-то добиваемся, ищем пути решения). Узнаете ли следующую тему и почему композитор вставил её в увертюру?

  • Фрагмент № 4 «Тема Суперстар».

  • Звучала ли эта тема уже сегодня на уроке? (да, в начале урока). Почему композитор её сюда включил? (тема Христа). Посмотрим, как дальше развивается действие.

  • Фрагмент увертюры №5.

  • Чем заканчивается увертюра? (тихим, спокойным звучанием). Почему спокойно? (медленно, скрипки в среднем регистре, мажор).
  • Было ли в увертюре драматургическое развитие? Давайте вспомним, как звучала музыка вначале? (напряжённо). Дальше? (суета). Потом? (борьба). После? (поиск выхода). К чему привёл поиск? (тема Христа). Завершилась? (спокойствием, чем-то небесным). Какую главную мысль доводит до нас композитор? (учение Христа приводит к миру, борьба с врагами и смерть Христа с вознесением, борьба внутри человека).

  1. Первичное закрепление.

Учитель: Первый признак оперы мы определили – увертюра. Какие номера ещё есть в опере? (арии, сцены). «Эксперты», на стр. 70 прочитайте первый абзац и сформулируйте два вопроса для учеников. (Кто написал оперу? Что лежит в основе сюжета?). Запишите в тетрадь: «В основе сюжета – повествование о последних семи днях земной жизни Христа» (выполнение). Какие персонажи встретятся в ариях и сценах оперы? (Иуда, Иисус, народ Израиля, стражники, царь, ученики). Мы прослушаем Пролог – определите, чей образ передаёт музыка? «Эксперты», сформулируйте два вопроса во время прослушивания.

  • Слушание «Пролог».

Учитель: Попрошу «экспертов» задать вопросы.

Варианты вопросов: Чей образ? (Иисуса) Докажите? (спокойное звучание, мягкий голос, как будто учит кого-то, не грубый голос).

Учитель: какой ещё главный мужской образ вы выделите? (Иуда). Кто это? (тот, кто предал Христа). Нарисуйте словесный портрет Иуды – каким вы его представляете, что он испытывает, как ведёт себя? (тонкий, с бородкой, невысокий, чуть горбится, тёмный). Сравните образ, который вы создали с тем, который увидел режиссёр экранизации оперы. Что такое экранизация? (фильм по опере). Правильно. Внимание на экран – звучит «Ария Иуды».

  • Видеофрагмент «Ария Иуды»

Учитель: В чём оказались схожи ваши предположения? (тёмный, худой) Почему? (противоположность Иисусу, худой – нервный, злой). Как вёл себя Иуда? (дёргался, кричал, жестикулировал). Почему он так себя вёл? (с чем-то был не согласен, отчаяние). Как музыка поддержала характер и поведение Иуды? (звучал рок, резкие звуки, разный темп, смена настроения). Почему композитор делает их образы Иисуса и Иуды контрастными? (показать конфликт). Зачем нужен конфликт? (основа драматургии). Молодцы. Запишите в тетрадь название прозвучавших номеров (выполняют – «Пролог», «Ария Иуды»).

  1. Самостоятельная работа.

Учитель: Мы с вами послушаем ещё один номер – «Колыбельную Магдалины». Постарайтесь определить, к какому типу оперного номера он относится, опираясь на записи в тетради (схема «Структура оперы»).

  • Слушание «Колыбельная Магдалины»

Учитель: «Эксперты», какие вопросы к «ученикам» у вас появились?

Варианты вопросов: Какой тип оперного номера? (трио). Почему вы решили, что здесь три образа? (разные характеры звучания, разные интонации голоса). Чей первый образ? (Магдалины). Второй? (Иуды). Докажите. (грубое звучание). Третий образ? (Христа). Учитель: Запишите в тетради название номера и подпишите тип номера (выполняют «Колыбельная Магдалины», трио).

  1. Подведение итогов по теме урока.

Учитель: Подведём итоги.

  • В чём новаторство Э.Л. Уэббера? (создал первую рок-оперу).
  • Смогли мы найти в рок-опере черты оперного жанра? (да) Перечислите? (увертюра, ария трио).  
  • Удалось нам ответить на вопрос «В чём особенность рок-оперы?» (рок-звучание)
  • Что лежит в основе драматургии рок-оперы? (конфликт между Иисусом и Иудой).

  1. Рефлексия.

Учитель: Какой ещё конфликт может проявляться в этой опере? (верующими и неверующими, в самом Иуде, Иисусе). Рассмотрели ли мы эти виды конфликта сегодня? (нет). Как вы считаете, смогли бы вы самостоятельно услышать и понять эти противоречия в музыке? (да, нет). Что бы вам помешало понять? (невнимательное слушание, текст на английском языке, не люблю рок).

Можете ответить на вопрос «Почему композитор обратился к рок-жанру, сочиняя своё произведение?» (варианты) Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Учитель: Оцениваем свою деятельность на уроке. Кто был лучшим экспертом? Обоснуйте. Чья работа вам ещё понравилась?

Далее учитель выставляет отметки, комментируя деятельность учащихся.

  1. Домашнее задание.

Учитель: на страницах 70-73 найдите жанра, которые использовал в своей опере Э.Уэббер, и выпишите их в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме: "Рок-опера "Иисус Христос суперзвезда"

проверочная из двух частей: теория и музыкальная викторина. Вторая чать формируется учителем в соответствии с прослушенными фрагментами из оперы на уроке....

Тест по музыке 7 класс "Иисус Христос- суперзвезда"

Ребята смогут понять, как они запомнили тему "Рок-опера "Иисус Христос- суперзвезда"...

Презентация к уроку в 7 классе по теме : "Рок-опера Иисус Христос суперзвезда"

Данная презентация является дополнением к материалам урока....

Тест по музыке рок-опера "Иисус Христос -суперзвезда".

Тест по музыке  для закрепления  пройденного материала....

Рок-опера "Иисус Христос-суперзвезда"

Конспект для 7 класса, на тему "Иисус Христос-суперзвезда"...