«Методы ладового формирования музыкального слуха на начальном этапе обучения в ДМШ и ДШИ»
методическая разработка по музыке

Мартынова Сюзанна Кареновна
Выбранная мною тема обширна, многогранна и моя задача - кратко изложить основное понимание и использование в практической деятельности выбранных примеров, тезисов, наблюдений. Значение предмета сольфеджио неоспоримо в процессе музыкального образования и воспитания. Этот предмет концентрирует в себе все необходимые сферы развития, все задачи и навыки. Тема многогранна, вызывает большой интерес и дает прекрасную возможность для реализации творческих поисков, изучению большого количества литературы, развитию творческого мышления, поиска и использования всевозможных педагогических приемов в процессе работы над формированием ладового слуха на начальном этапе обучения..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование ладового слуха24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

МО г. Армавир

Методическая разработка

«Методы ладового формирования музыкального слуха

на начальном  этапе обучения в ДМШ и ДШИ»

     Разработала:

     преподаватель теоретических

                         дисциплин МБУДО «ДМШ»

     Мартынова Сюзанна Кареновна

Армавир

2024 г.

«Методы ладового формирования музыкального слуха

на начальном  этапе обучения в ДМШ и ДШИ»

       Выбранная мною тема обширна, многогранна и моя задача - кратко изложить основное понимание и использование в практической деятельности выбранных примеров, тезисов, наблюдений.

       Значение предмета сольфеджио неоспоримо в процессе музыкального образования и воспитания. Этот предмет концентрирует в себе все необходимые сферы развития, все задачи и навыки.

      Обратимся, прежде всего, к вопросу о развитии мелодического слуха на его собственной основе. Естественно, что это происходит в начале длительного пути изучения сольфеджио. Занимаясь с детьми, нужно, прежде всего, дать им понятие о мелодической линии, мелодическом рисунке, выработать у них ощущение восходящего и нисходящего движения.

      Так что же такое лад? Наиболее распространенное определение лада, которое мы встречаем обычно в учебниках теории музыки, четко и однозначно гласит, что лад - это система устойчивых и неустойчивых звуков в их взаимосвязи. Несомненно, именно развитие ладового слуха является основой успеха в освоении сольфеджио и для этого существует множество методических приемов.

      Основной задачей в формировании ладового слуха становится восприятие устойчивых и неустойчивых ступеней. Существуют распространенные способы ориентировки учащихся в мажорных и минорных ладах:

  1. Движение по ступеням тональностей вверх и вниз.
  2. Тяготение неустойчивой ступени к устойчивой.
  3. Мелодические скачки по ступеням лада и на неустойчивые ступени, прилегающие к ним (вводные ступени, опевание устойчивых ступеней).
  4. Движение по звукам аккордов.

      Надо, чтобы ученики слышали и воспроизводили не только движение вверх или вниз, а конкретный, точно фиксированный интервал: секунду, терцию, кварту, квинту, октаву.
          В каком порядке следует осваивать различные ладовые элементы?    Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Целесообразно после освоения поступенного движения и ознакомления с устойчивыми ступенями лада, давать интервалы, которые образуются путем добавления к тонике одной из них; то есть терцию, квинту и октаву. Следующий шаг – добавление к тонике неустойчивых ступеней. Сначала II и VII (вводные ступени), затем IV и VI. Не следует перегружать работу над простейшими ладовыми структурами излишним теоретизированием. Они должны быть усвоены прежде всего, практически, в живом интонировании художественного песенного материала, заранее тщательно подобранного.

      В понятие лада входят понятия тоники, устоя, мелодической  опоры. Даже если речь идет о ладовой системе, которая включает в себя два или три звука, - все равно нужно воспитывать у учеников ощущение устойчивости или неустойчивости. Очень хорошо осваивается противопоставление устоя или неустоя в опеваниях опорных тонов.

      Процесс формирования слуха следует рассматривать как сочетание связанных между собой процессов: развития слухового представления унисона и расширение диапазона певческого голоса.

      На начальном этапе обучения голосовой аппарат у многих отличается известной инертностью, поэтому они с трудом могут взять определенную высоту звука и с еще большим трудом ее изменить – спеть выше или ниже. Некоторые обучающиеся все же подстраиваются к слышимым звукам, которые играет или поет преподаватель, причем им удаются, только удобные для исполнения звуки, а большинство учеников не могут и этого. Встречаются и такие «смелые ученики», которые поют, даже в октавном диапазоне, но практически все неверно.

      При совпадении высоты воспроизводимого звука инструмента и голоса, т.е. при слиянии в унисон, возникает некоторое особое ощущение. Однако это ощущение у некоторых обучающихся очень слабое и не вызывает потребности исправить пение, т.е. подстроиться к инструменту. Поэтому они спокойно нарушают унисон.

      Поскольку восприятия звуков развивается вначале на основе воспроизведения, задача преподавателя – научить воспроизводить высоту звуков в более широком диапазоне. Обучающихся с несформированным слухом можно условно разделить на три группы.

      Первую группу составляют дети с неразвитым диапазоном голоса, но с ясным представлением унисона. Они, опираясь на это представление, подстраиваются к слышимому звуку в своем удобном диапазоне и поют довольно верно. Вторую группу составляют дети, обладающие широким диапазоном, но с неразвитым чувством унисона. Они свободно воспроизводят разные звуки в широком диапазоне, но не те, что слышат («смелые ребята»). Третья группа – это дети, которые совмещаются оба недостатка: узкий диапазон голоса – терция или кварта, и неразвитое представление унисона, вследствие чего они даже в своем узком диапазоне не могут подстроиться к слышимой высоте и поют неверно.

      Главным средством формирования музыкального слуха является неоднократное воспроизведение высоты слышимых звуков.

      В каком же порядке целесообразно вести работу над различными ладовыми элементами? Начинать нужно с проработки ступеней лада и отрезков гаммы. Нельзя сказать, что сначала ведется работа над ступенями, а потом над гаммой (или наоборот). Гамма состоит из ступеней, а ступени только в гамме и могут быть даны. Поэтому работа над этими элементами идет параллельно.

      Как следует прорабатывать ступени лада? Одна из основных характеристик лада - система устойчивых и неустойчивых звуков. Поэтому выделить устой, выработать у учеников ощущение ладовой опоры – это исходная, важная сторона в воспитании ладового слуха. Но устой противопоставляется неустою. Работая над выделением устоя, нужно противопоставить ему неустойчивые ступени.

      Если первоначально мы подчеркиваем устой и берем неустой как подчиненную ступень, то постепенно нужно перейти к пению (и слушанию) интонаций, начинающихся с неустойчивой ступени, например, II-I, VII-I. Упражнения становятся более сложными. Легче спеть опорный звук и от него, как от реального ориентира, перейти к неустойчивому звуку, чем проделывать эту операцию внутренним слухом с тем, чтобы затем спеть разрешение неустоя в устой. 

      Дальнейшие шаги - соподчинение устойчивых тонов, а затем соподчинение неустойчивых звуков, которые опевают те или иные устои. И постепенное включение в работу все новых и новых ступеней до полного завоевания диатонического звукоряда и освоения его ступеней.

      Для лучшего понимания и осознания учащимися звуковысотного строя и интонирования можно и нужно использовать ручные знаки, столбицы, лесенки и т.п. графические изображения по выбору преподавателя.

      Какие же знаки применяются в процессе обучения сольфеджио? Простейшим средством запечатления музыки являются ручные знаки - самые безусловные, действующие по принципу прямой аналогии. Если звучание повышается, педагог поднимает руку, при движении мелодии вниз он опускает руку. Ручные знаки способны передавать высоту тона и направление звукового движения.  И это не просто фиксация музыкального звучания в жесте, а включение двигательного компонента в процесс формирования звуко-высотного слуха.

      Другая форма знакового запечатления звуков - это столбица (болгарская) или лестница, предполагающая работу по указке. Лесенка может фиксировать не только основные (диатонические), но также пониженные и повышенные ступени. По столбице можно петь достаточно разнообразный интонационный материал, даже двухголосные звуковые последовательности. Данная методика позволяет осмыслить звуковые соотношения не в понятийной, а в наглядной графической форме.

В педагогической практике используются и другие, принципиально родственные приемы, например, графическое изображение мелодии.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/08/s_5be46f1f7aee2/992704_3.png

       В применении линий есть особый методический смысл: линия как бы "тянется", наглядно фиксирует не только высоту звука, но и его длительность. Таким образом, осуществляется постепенное движение к нотному письму.

      Дидактические преимущества системы относительной сольмизации достаточно ярко проявляются на ранних этапах обучения, когда учащиеся должны осваивать простейшие звуковые отношения. С развитием слуховых навыков и музыкального мышления учащихся на смену относительной системе обозначения звуков приходит абсолютная система, на базе которой построена вся теория звуковысотных отношений в музыке.

      Для воспитания навыков правильного воспроизведения в разных случаях необходимы разные методы. Задача педагога - найти оптимальные для различных этапов учебного процесса формы взаимодействия конкретно-образных моделей звучания и его абстрактно-логического осмысления. От этого во многом зависят успехи в воспитании музыкального слуха учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агажанов А. Об абсолютной и релятивной системах курса сольфеджио // Воспитание музыкального слуха.- М.: Музыка, 1977. - С. 78-85.
  2. Асафьев Б. Речевая интонация. - М.; Л.: Музыка, 1965.
  3. Бычков Ю.Н. Основы формирования мелодического ладового слуха: Лекция / РАМ им. Гнесиных. - М., 1993.
  4. Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация // Вопросы методики воспитания слуха. - М.: Музыка, 1967. - С. 67- 134.
  5. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М.: Музыка. 1975.
  6. Куцанов В. Использование элементов относительной сольмизации на уроках сольфеджио. - М., 1975..
  7. Максимов С. Методы воспитания ладотонального слуха на уроках сольфеджио. - М., 1973.
  8. Назайкинский Е. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии слуха // Воспитание музыкального слуха. - М.: Музыка, 1977. - С. 25-77.        
  9. Попов В., Ануфриева Т., Свешникова Е. Методические указания по системе ладовой сольмизации. - М., 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано

Обучение учащихся навыкам, умениям  играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным   слуховым контролем....

Методическая разработка "Музыкальный слух - направления и методы его развития"

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но не сумевших из- за не...

Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"

Эта  работа  посвящена  развитию  слуха  у  учащихся  в классе  специального  фортепиано....

Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению.

Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельност...

Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано

Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у уче...

Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано.

Ребенок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. В это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно, по мере своих детских возмож...

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритмаДля установления уровня развития ладового чувства: ...