«Методы ладового формирования музыкального слуха на начальном этапе обучения в ДМШ и ДШИ»
методическая разработка по музыке
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
МО г. Армавир
Методическая разработка
«Методы ладового формирования музыкального слуха
на начальном этапе обучения в ДМШ и ДШИ»
Разработала:
преподаватель теоретических
дисциплин МБУДО «ДМШ»
Мартынова Сюзанна Кареновна
Армавир
2024 г.
«Методы ладового формирования музыкального слуха
на начальном этапе обучения в ДМШ и ДШИ»
Выбранная мною тема обширна, многогранна и моя задача - кратко изложить основное понимание и использование в практической деятельности выбранных примеров, тезисов, наблюдений.
Значение предмета сольфеджио неоспоримо в процессе музыкального образования и воспитания. Этот предмет концентрирует в себе все необходимые сферы развития, все задачи и навыки.
Обратимся, прежде всего, к вопросу о развитии мелодического слуха на его собственной основе. Естественно, что это происходит в начале длительного пути изучения сольфеджио. Занимаясь с детьми, нужно, прежде всего, дать им понятие о мелодической линии, мелодическом рисунке, выработать у них ощущение восходящего и нисходящего движения.
Так что же такое лад? Наиболее распространенное определение лада, которое мы встречаем обычно в учебниках теории музыки, четко и однозначно гласит, что лад - это система устойчивых и неустойчивых звуков в их взаимосвязи. Несомненно, именно развитие ладового слуха является основой успеха в освоении сольфеджио и для этого существует множество методических приемов.
Основной задачей в формировании ладового слуха становится восприятие устойчивых и неустойчивых ступеней. Существуют распространенные способы ориентировки учащихся в мажорных и минорных ладах:
- Движение по ступеням тональностей вверх и вниз.
- Тяготение неустойчивой ступени к устойчивой.
- Мелодические скачки по ступеням лада и на неустойчивые ступени, прилегающие к ним (вводные ступени, опевание устойчивых ступеней).
- Движение по звукам аккордов.
Надо, чтобы ученики слышали и воспроизводили не только движение вверх или вниз, а конкретный, точно фиксированный интервал: секунду, терцию, кварту, квинту, октаву.
В каком порядке следует осваивать различные ладовые элементы? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Целесообразно после освоения поступенного движения и ознакомления с устойчивыми ступенями лада, давать интервалы, которые образуются путем добавления к тонике одной из них; то есть терцию, квинту и октаву. Следующий шаг – добавление к тонике неустойчивых ступеней. Сначала II и VII (вводные ступени), затем IV и VI. Не следует перегружать работу над простейшими ладовыми структурами излишним теоретизированием. Они должны быть усвоены прежде всего, практически, в живом интонировании художественного песенного материала, заранее тщательно подобранного.
В понятие лада входят понятия тоники, устоя, мелодической опоры. Даже если речь идет о ладовой системе, которая включает в себя два или три звука, - все равно нужно воспитывать у учеников ощущение устойчивости или неустойчивости. Очень хорошо осваивается противопоставление устоя или неустоя в опеваниях опорных тонов.
Процесс формирования слуха следует рассматривать как сочетание связанных между собой процессов: развития слухового представления унисона и расширение диапазона певческого голоса.
На начальном этапе обучения голосовой аппарат у многих отличается известной инертностью, поэтому они с трудом могут взять определенную высоту звука и с еще большим трудом ее изменить – спеть выше или ниже. Некоторые обучающиеся все же подстраиваются к слышимым звукам, которые играет или поет преподаватель, причем им удаются, только удобные для исполнения звуки, а большинство учеников не могут и этого. Встречаются и такие «смелые ученики», которые поют, даже в октавном диапазоне, но практически все неверно.
При совпадении высоты воспроизводимого звука инструмента и голоса, т.е. при слиянии в унисон, возникает некоторое особое ощущение. Однако это ощущение у некоторых обучающихся очень слабое и не вызывает потребности исправить пение, т.е. подстроиться к инструменту. Поэтому они спокойно нарушают унисон.
Поскольку восприятия звуков развивается вначале на основе воспроизведения, задача преподавателя – научить воспроизводить высоту звуков в более широком диапазоне. Обучающихся с несформированным слухом можно условно разделить на три группы.
Первую группу составляют дети с неразвитым диапазоном голоса, но с ясным представлением унисона. Они, опираясь на это представление, подстраиваются к слышимому звуку в своем удобном диапазоне и поют довольно верно. Вторую группу составляют дети, обладающие широким диапазоном, но с неразвитым чувством унисона. Они свободно воспроизводят разные звуки в широком диапазоне, но не те, что слышат («смелые ребята»). Третья группа – это дети, которые совмещаются оба недостатка: узкий диапазон голоса – терция или кварта, и неразвитое представление унисона, вследствие чего они даже в своем узком диапазоне не могут подстроиться к слышимой высоте и поют неверно.
Главным средством формирования музыкального слуха является неоднократное воспроизведение высоты слышимых звуков.
В каком же порядке целесообразно вести работу над различными ладовыми элементами? Начинать нужно с проработки ступеней лада и отрезков гаммы. Нельзя сказать, что сначала ведется работа над ступенями, а потом над гаммой (или наоборот). Гамма состоит из ступеней, а ступени только в гамме и могут быть даны. Поэтому работа над этими элементами идет параллельно.
Как следует прорабатывать ступени лада? Одна из основных характеристик лада - система устойчивых и неустойчивых звуков. Поэтому выделить устой, выработать у учеников ощущение ладовой опоры – это исходная, важная сторона в воспитании ладового слуха. Но устой противопоставляется неустою. Работая над выделением устоя, нужно противопоставить ему неустойчивые ступени.
Если первоначально мы подчеркиваем устой и берем неустой как подчиненную ступень, то постепенно нужно перейти к пению (и слушанию) интонаций, начинающихся с неустойчивой ступени, например, II-I, VII-I. Упражнения становятся более сложными. Легче спеть опорный звук и от него, как от реального ориентира, перейти к неустойчивому звуку, чем проделывать эту операцию внутренним слухом с тем, чтобы затем спеть разрешение неустоя в устой.
Дальнейшие шаги - соподчинение устойчивых тонов, а затем соподчинение неустойчивых звуков, которые опевают те или иные устои. И постепенное включение в работу все новых и новых ступеней до полного завоевания диатонического звукоряда и освоения его ступеней.
Для лучшего понимания и осознания учащимися звуковысотного строя и интонирования можно и нужно использовать ручные знаки, столбицы, лесенки и т.п. графические изображения по выбору преподавателя.
Какие же знаки применяются в процессе обучения сольфеджио? Простейшим средством запечатления музыки являются ручные знаки - самые безусловные, действующие по принципу прямой аналогии. Если звучание повышается, педагог поднимает руку, при движении мелодии вниз он опускает руку. Ручные знаки способны передавать высоту тона и направление звукового движения. И это не просто фиксация музыкального звучания в жесте, а включение двигательного компонента в процесс формирования звуко-высотного слуха.
Другая форма знакового запечатления звуков - это столбица (болгарская) или лестница, предполагающая работу по указке. Лесенка может фиксировать не только основные (диатонические), но также пониженные и повышенные ступени. По столбице можно петь достаточно разнообразный интонационный материал, даже двухголосные звуковые последовательности. Данная методика позволяет осмыслить звуковые соотношения не в понятийной, а в наглядной графической форме.
В педагогической практике используются и другие, принципиально родственные приемы, например, графическое изображение мелодии.
В применении линий есть особый методический смысл: линия как бы "тянется", наглядно фиксирует не только высоту звука, но и его длительность. Таким образом, осуществляется постепенное движение к нотному письму.
Дидактические преимущества системы относительной сольмизации достаточно ярко проявляются на ранних этапах обучения, когда учащиеся должны осваивать простейшие звуковые отношения. С развитием слуховых навыков и музыкального мышления учащихся на смену относительной системе обозначения звуков приходит абсолютная система, на базе которой построена вся теория звуковысотных отношений в музыке.
Для воспитания навыков правильного воспроизведения в разных случаях необходимы разные методы. Задача педагога - найти оптимальные для различных этапов учебного процесса формы взаимодействия конкретно-образных моделей звучания и его абстрактно-логического осмысления. От этого во многом зависят успехи в воспитании музыкального слуха учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агажанов А. Об абсолютной и релятивной системах курса сольфеджио // Воспитание музыкального слуха.- М.: Музыка, 1977. - С. 78-85.
- Асафьев Б. Речевая интонация. - М.; Л.: Музыка, 1965.
- Бычков Ю.Н. Основы формирования мелодического ладового слуха: Лекция / РАМ им. Гнесиных. - М., 1993.
- Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация // Вопросы методики воспитания слуха. - М.: Музыка, 1967. - С. 67- 134.
- Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М.: Музыка. 1975.
- Куцанов В. Использование элементов относительной сольмизации на уроках сольфеджио. - М., 1975..
- Максимов С. Методы воспитания ладотонального слуха на уроках сольфеджио. - М., 1973.
- Назайкинский Е. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии слуха // Воспитание музыкального слуха. - М.: Музыка, 1977. - С. 25-77.
- Попов В., Ануфриева Т., Свешникова Е. Методические указания по системе ладовой сольмизации. - М., 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано
Обучение учащихся навыкам, умениям играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным слуховым контролем....

Методическая разработка "Музыкальный слух - направления и методы его развития"
Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но не сумевших из- за не...

Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"
Эта работа посвящена развитию слуха у учащихся в классе специального фортепиано....

Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению.
Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельност...

Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано
Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у уче...

Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано.
Ребенок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. В это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно, по мере своих детских возмож...
Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритмаДля установления уровня развития ладового чувства: ...

