Педагогическая деятельность по введению подростка в пространство музыкального воспитания
статья по музыке

Кормишенкова Елена Михайловна

Музыкальное искусство издавна признано средством развития творческих способностей личности. Роль произведений музыкального искусства обозначается как фактор социального, культурного, творческого личностного формирования подростка, фактор вхождения в сложную противоречивую современную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_deyatelnost.docx18.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая деятельность по введению подростка в пространство музыкального воспитания

Современное состояние общества все более высвечивает потребность улучшать воспитание человека. Мир, в котором мы живем, становится все более сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. [1;23].

В своей профессиональной деятельности современный педагог осуществляет главную цель – формирует личность подростка, вводит его в социальный опыт жизнедеятельности поколений, способствует овладению им социальных ролей, то есть развивает способность подростка к творчеству, умению находить оптимальные варианты решения встречающихся проблем. Этому способствует, в определенной мере, музыкальное воспитание.

Воспитание свободной, творческой личности – вот цель эпохи человечества. В этом процессе важным средством социального воспитания являются музыкальное искусство.

Музыкальное искусство издавна признано средством развития творческих способностей личности. Роль произведений музыкального искусства обозначается как фактор социального, культурного, творческого личностного формирования подростка, фактор вхождения в сложную противоречивую современную жизнь.

 Проблема педагогической деятельности по введению в пространство музыкального воспитания учащихся, особенно подросткового возраста (11-15 лет) остается актуальной, так как в современных общеобразовательных учреждениях беден арсенал средств, которые способствуют творческой деятельности подростка. В этом мы видим проблему, которая вытекает из противоречия: общество нуждается в интеллектуальных деловых, образованных, культурных людях, но не создает для этого соответствующих социально-экономических, социально-педагогических условий.

В статье мы исследуем социально – педагогическую деятельность по введению подростка в пространство музыкального воспитания. Нам представляется, что музыкальное воспитание в социально – педагогической деятельности может быть успешным, если: конкретизированы ключевые понятия, определены особенности подросткового возраста, выявлены пути введения подростка в музыкальное пространство.

В словаре по социальной  педагогике Л.В.Мардахаев дает определение социально-педагогической деятельности, как деятельности, осуществляемой человеком, имеющей социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат [8;77]. Обратимся к исследованиям А.В.Мудрика, В.И.Загвязинского, В.Г.Бочаровой, которые раскрывают систему деятельности социального педагога как последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности [7;8]:

-         гностическая (познание воспитания как общественного явления);

-         диагностическая (уяснение проблем растущего человека в отношениях с микросферой);

-         прогностическая (предвидение тенденций и путей социализации личности в разных образовательных сферах);

-         проектировочно-конструктивная (моделирование ситуаций социально-воспитательной поддержки развития личности в ее микросреде);

-         координационно-коммуникативная (подготовка общественного мнения и специалистов к взаимодействию и сотрудничеству в защите прав детства);

-         информационно-обобщающая (сбор и анализ опыта, информации о системах социального воспитания в различных социокультурных средах);

-         посредническо-просветительская (реклама и внедрение оптимальных моделей социального воспитания);

-         организационно-преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации в деятельности социально незащищенных лиц);

исследовательская (организация исследовательского поиска и апробация результатов опытной работы в области социального воспитания).

 Социально-педагогическая деятельность направлена на социальную защиту человека (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию [4;4] .

   В целом труд социального педагога определяется и его результатами: теми позитивными изменениями, которые возникают под влиянием его работы. Процесс и результат труда социального педагога являются отражением его профессиональной компетенции [7;9].

Мы избрали музыкальное воспитание ведущим направлением социально-педагогической деятельности в среде подростков, которое, по нашему мнению, наиболее оптимально помогает человеку преодолевать сложные проблемные ситуации в жизни. Введение подростка в музыкальное пространство (мир музыки симфонической, джазовой, вокальной и др.) помогает ему наиболее эффективно ориентироваться на общечеловеческие ценности, формировать свои позитивные личностные качества, расширять кругозор, самоорганизовываться и т.п.

Традиционно подростковый возраст считается самым трудным. И не напрасно: трудно воспитателям, трудно самим подросткам [5;119].

В своем словаре по социальной педагогике Л.В.Мардахаев дает определение подростковому возрасту. Подростковый возраст – этап от 11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности, относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных  кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны: активное стремление приобщаться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклонению поведения [8;210].

Музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства – в семье, яслях, детском саду и продолжается в школе.

Музыкальное воспитание – процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, область эстетического воспитания. Система музыкального воспитания основывается на комплексе методов общей и специальной музыкальной педагогики, направленных на развитие способностей к восприятию музыки. Основными формами приобщения детей и подростков к музыке являются: знакомство с музыкальной литературой (слушание музыкальных сочинений), участие в различных формах исполнительства (пение сольное, хоровое), музыкальные игры, музыкальные теле- и радиопередачи, книги, лекции о музыке [6;472].

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни.

В процессе передачи жизненного опыта и применяется система целенаправленных и организованных воздействий на ребенка, формирующих его личность. Н.А.Ветлугина пишет: «Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного и социального, общественной музыкальной среды с субъективными переживаниями ребенка, приобщенного к музыке» [2;13].

Музыкальное воспитание детей как социально-педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие той или иной личности, протекающее по ее внутренним законам, всегда подчиняется воздействиям извне.

Внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию всего организма, а не только слухового анализатора  [3;12].

Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого ребенка. Необходимо помнить об индивидуально-дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать их сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании [2;21].

Таким образом, включаясь в музыкальное воспитание подростков, социальный педагог в содружестве с педагогом музыки вводят их в процесс творческих заданий от музыкального восприятия к пониманию музыкального языка произведения, от понимания и сопереживания к сотворчеству, от сотворчества к самостоятельному творчеству.

      В заключении можно подтвердить, что социальный педагог в своей профессиональной деятельности осуществляет главную цель – формирует позитивные личностные качества, прежде всего детей, подростков, объединяя совместную деятельность разных специалистов.

Список  литературы:

1.     Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2000.

2.     Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

3.     Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4.     Методика работы социального педагога. / Под ред. Л.В.Кузнецовой, сост. Г.С.Семенов. – М.: Школьная пресса, 2003.

5.     Магомедов Н.М. Воспитание без принуждения. Учебное пособие. – Самара: Издательство «Самарский университет», 1994.

6.     Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1991.

7.     Социальный педагог в образовании. / Составитель А.И.Родина. Учебное пособие. – Самара, 2001.

8.     Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Автор-сост. Л.В.Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков в условиях семейного воспитания

Предоставление методических и практических рекомендации для родителей по сопровождению процесса нравственного развития и воспитания подростков....

Методические рекомендации о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей

Методические рекомендации о совместной деятельностидетского сада и семьи по музыкальному воспитанию детейПриобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Воспитание патриотических и духовно-нравственных ориентиров молодежи в современной музыкально-педагогической деятельности.

Статья повестует о формировании нравственных ориентиров молодежи  на снове кономузыки двадцатого века....

Педагогическая деятельность как система работы в гражданско-патриотическом воспитании

Ситуация, складывающаяся в настоящее время в настоящее время в системе воспитания детей и подростков, характеризуется рядом системных изменений, которые с изменениями в обществе. Для них характерны фи...

Организация деятельности социального педагога по патриотическому воспитанию младших подростков в пространстве школьного музея

Педагоги школы стремятся развивать в обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине и работа руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания уч...

Направления социально-педагогической деятельности с трудными подростками

Социально-экономические и политические изменения в стране обусловили необходимость решения целого ряда сложных проблем, касающихся детей и подростков, в системе социального воспитания. Дополнител...