«Хоровое пение» 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс)

Бусаедова Марина Алексеевна

Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов в условиях ФГОС общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_hor.docx35.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саранпаульская   средняя  общеобразовательная школа»

Согласована

на заседании МО

Протокол №1 от 29 августа  2025г.

Руководитель МО __________  

Рассмотрена

и принята на заседании

Педагогического совета школы

Протокол № 1 от 31 августа 2025г.

Утверждена

Директор школы    ________

Приказ № 86 от31.08.2025г.

                 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Хоровое пение» 5 класс

   

Рабочую учебную программу составила:

                                                                                                                                             Бусаедова  Марина Алексеевна

Саранпауль, 2025г.

Пояснительная записка.

 Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов в условиях ФГОС общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

  Хоровое пение – коллективный вид исполнительства, воспитывающий дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий результат, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».

    Программа ориентирована на расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым песенным традициям.

Цель программы – через хоровую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые  навыки, приобщить их к вокально-песенному искусству, развитие музыкально-эстетической культуры.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся об искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
  • воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного  наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
  • развивать и закреплять вокально-хоровые навыки;
  • развивать музыкальный слух, чувство ритма, внимание, воображение, музыкальную память и восприятие, способность сопереживать;
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Данная программа направлена на развитие вокально-хоровых навыков и рассчитана для учащихся 5 классов.

Общая характеристика курса.

 Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в среднем звене  предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.

 Алгоритм учебного занятия:

  • Сообщение теоретических сведений;
  • Распевание;
  • Работа над репертуаром;
  • разбор и отработка хоровых произведений;
  • пропевание с голоса педагога по партиям;
  • соединение партий;
  • работа над интонацией;
  • работа над постановкой дыхания;
  • работа над фразировкой;
  • работа над дикцией (правильность произношения текста);
  • пение с сопровождением;
  • пение a capella;
  • пение по дирижерскому жесту;
  • работа над художественным образом произведения.

С теоретическими сведениями по теме «Пение как вид музыкальной деятельности» (дыхание, звукообразование, дикция, многоголосие, художественная выразительность) учащиеся знакомятся в процессе занятий в течении обучения.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика, и распевание включает в себя упражнения разной сложности в зависимости от года обучения и от уровня подготовки учащихся.

Форма занятий – групповая.

Групповые занятия включают в себя вокально-хоровую работу (работу по партиям, сводные репетиции, ансамблевую работу).

Режим занятий:

1 год  5 класс– 1 час в неделю, всего 34 часа.

Применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи.

Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;
  • занятия по музыкальной грамоте;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • дыхательная гимнастика.

Формы подведения итогов: концерты, конкурсы.

Описание места курса в учебном плане.

     В соответствии с учебным планом МБОУ Саранпаульская средняя общеобразовательная школа на внеурочную деятельность «Хоровое пение» в 5классах отводится 1 час в неделю для каждого класса.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

      Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.

     Программа  обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты: 

  • способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • эмоциональное отношение к искусству;
  • духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • знание основ здоровьесберегающих технологий;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
  • оценивать собственную музыкальную деятельность  и деятельность своих сверстников
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро -  и макросоциума (группы, класса, школы,поселка);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками, родителями;
  • использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы;

познавательные УУД:

  • исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов
  • рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Учебные результаты.

  • понимать возрастные изменения голоса;
  • овладеет правилами охраны голоса в связи с наступлением мутационного периода;
  • пользоваться разными видами дыхания;
  • понимать основные типы голосов;  
  • держать хоровой строй и хоровую интонацию.
  • Петь чисто, слажено двухголосные произведения;
  • Петь без инструментального сопровождения и с ним;
  • Владеть дикционными навыками;
  • Осмысленно произносить текст;
  • Пользоваться певческим дыханием: свободным, экономичным, длинным, обеспечивающим гибкость голоса;
  • Петь выразительно, оптимально эмоционально;
  • Принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

Содержание программы

Основа программы внеурочной деятельности «Хор» 5 класс: тематическое построение учебных задач.

Принцип построения учебно-тематического плана:

от простого к сложному,

от знаний к творчеству,

от теории к практике,

от практической деятельности к хоровым концертам.

Творчески подходя к программе, нельзя разрушать тематической целостности и последовательности программы. Учебный материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает особенности методической работы с певческим голосом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичным художественно - педагогическими задачами.

Тематический план.

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Беседа об охране голоса

1

Записывание определений в рабочую тетрадь

Умение соблюдать гигиену голоса

Развитие голоса из примарных тонов

Беречь голос

Певческая установка

1

Разучивание, исполнение распеваний, упражнение для хора

Расширение диапазона голоса

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности

Правильная певческая установка

Не форсировать звук при пении исключить крикливость

Певческое дыхание

1

Распределение дыхания на короткие и длинные вокальные фразы

Закрепление навыка петь «На опоре»

Правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания

Овладеет коротким активным вдохом задерживать дыхание

Правильно пользоваться вокальным дыханием

Работа над звуковедением и частотой интонирования

2

Разучивание различных форм звуковедения, стакатто, легато

Пение «про себя» на пиано, без сопровождения

Работа над унисоном в хоре

Правильному звукоизвлечению, звуковедению

Исполнять хоровые произведения с аккомпанементом и без

Ансамблевое пение

3

Работа над дикционным, тембральным, интонационным ансамблями

Умение выравнивать свои голосовые данные при пении

Сформировать чувство ансамбля

Владение всеми видами ансамбля

Вызовет интерес к хоровому пению

Чтение партитур. Нотная грамота

3

Сольфеджирование песен по партитурам

Уметь исполнять разные ритмические рисунки

Осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности

Работать с партитурой

Координировать свою деятельность с деятельностью учащихся, оценивать свои возможности

Работа над репертуаром – отечественная классика

7

Вокально-хоровая

работа  

 

Разучивание песен  

 

Пропевание по

партитурам

 

Хоровое

исполнение

 

Подготовка к

выступлениям

Понимать

характерные

особенности

музыкального

языка и

передавать их в

исполнении

Различать

характерные

черты

творчества

отечественных

композиторов

Овладение

навыками

чтения,

умение

выделять

главное и

второстепенное

Осознавать

значение

искусства в жизни

современного

человека

Работа над

репертуаром –

народное

произведение

6

Развивать

эстетические

чувства как

регулятор

морального

поведения

Обобщать

сведения, делать

выводы,

проводить

сравнения на

нотном

материале

Слушать

собеседника и

излагать свое

мнение,

адекватно

воспринимать

предложение

и оценку учителя и товарища

Уметь различать

по знакомым

музыкальным

произведениям,

высказывать

суждения об

основной идее о

средствах выразительности

Работа над репертуаром зарубежная классика

6

Уважение к

музыкальной

мировой

культуре

Рассуждать о

специфики

воплощения

музыкального

опыта в

зарубежной

классики

Работать с

текстом,

выделять

главное,

высказывать

собственную

точку зрения

Уметь различать

по знакомым

музыкальным

произведениям,

высказывать

суждения об

основной идее о

средствах  выразительности

Работа над репертуаром – духовная музыка

4

Развитие

музыкально-

эстетического

чувства –

проявляющегося

в эмоционально-

ценностном,

заинтересованно

м отношении к

музыке

Размышление о

воздействии

музыки на

человека и ее

взаимосвязи с

жизнью

Выявлять

возможности

эмоционального

воздействия

на человека

Уважать культуру

другого народа,

осознавать

ценность

музыкальной

культуры разных

народов

Дидактический материал.

  • Упражнения для настройки голоса на правильное звукообразование;
  • Упражнения для развития звуковысотного диапазона;
  • Упражнения для развития динамического диапазона;
  • Упражнения на дикцию;
  • Упражнения для выравнивания хорового строя, ансамбля;
  • Партитура произведений репертуарного плана;
  • Аудиозаписи;
  • Методические пособия;
  • Сборники нот.

Список использованной литературы

  1. Апраксина  О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.-1983 г.
  2. Вербов  А.М. Техника постановки голоса. М.- 1961 г.
  3. Генрих И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.- 1978 г.
  4.  Кадыков Н.Ф. Удивительное о голосе и слухе. М.- 1969 г.
  5. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. – 1965 г.
  6. Пигров К. Руководство хором. М.- 1964 г.
  7. Соколов Г.В.  Работа с хором. М. – 1964 г.
  8. Шамина Л.  Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка.1983 г.
  9. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М. 1999 г.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по классу хорового пения (адаптированная и вариативная)

Программа по хоровому пению, нацеленная на формирование музыкального мышления, овладение музыкальным языком, музыкальной терминологией, вокально-хоровыми и слуховыми навыками....

«Вокально-хоровая работа как средство возрождения традиция хорового пения: мой опыт работы», Славнецкая Л.В.

В своей работе, я всегда учитываю то, что учащиеся 1-6 классов любят петь. Они нуждаются в активной деятельности и творческом самопроявлении....

Активизация слухового внимания в работе над чистотой интонирования в классе хорового пения

Семинар "Активизация слухового внимания в работе над чистотой интонирования в классе хорового пения"...

Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, мастерская хорового пения "Звонкие голоса" для 5х классов.

      Воспитание духовности является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Искусство как духовный путь развития человека является необходимой частью жизни....

Программа духовно-нравственного направления, мастерская хорового пения "Звонкие голоса" для 6х классов.

        Воспитание духовности является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Искусство как духовный путь развития человека является необходимой частью ...

Особенности работы концертмейстера в младших классах хорового пения

Современные требования к профессиональной деятельности концертмейстера в УДОД...