Схема анализа музыкального поризведения
методическая разработка по музыке (5, 6, 7, 8 класс)
Данная схема представляет собой план анализа музыкального произведения и может использоваться на уроках музыки учащимися 6-8 классов, когда дети уже усвоили основные виды музыкальной выразительности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Автор произведения, название | Н.А. Римский-Корсаков Вступление к опере «Снегурочка» |
Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении | (образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.) |
Характер, настроение – (по словарю настроений) | См. СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЯ МУЗЫКИ (стр.2) |
Интонация | – выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д. |
Музыкальный жанр | – простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерные-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл). |
Мелодия | – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз |
Ритм | – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный – ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный |
Лад | – минор, мажор. |
Темп | – быстро, умеренно, медленно. |
Динамические оттенки | – очень тихо, тихо, умеренно тихо, умеренно громко, громко, очень громко, постепенное ослабление звука, постепенное усиление звука. |
Тембр | – окраска музыки (голос, инструменты). |
Исполнители: | солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. |
Муз. инструменты (перечислить) Какой оркестр? |
СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЯ МУЗЫКИ
Веселая Радостная Игривая Задорная Звонкая Озорная Шутливая Бойкая Забавная Резвая Прыгучая Скачущая Солнечная Сверкающая Ослепительная Плясовая Улыбающаяся Живая Яркая Лучезарная | Спокойная Добрая Неторопливая Убаюкивающая Колыбельная Мягкая Плавная Напевная Протяжная Хороводная Мирная Безмятежная Добродушная Наивная Светлая Прозрачная Беззаботная Покорная Невозмутимая Неприхотливая
| Взволнованная Встревоженная Стремительная Вьюжная Ненастная Тревожная Беспокойная Торопливая Щемящая Трепещущая Отчаявшаяся Раскаявшаяся Надломленная
| Торжественная Праздничная Бодрая Важная Маршевая Четкая Отчетливая Гордая Могучая Победная Величественная Призывная Ликующая Восторженная Пышная Шумная Жизнеутверждающая Оптимистичная Грациозная Эффектная | Таинственная Сказочная Волшебная Колючая Пугливая Осторожная Загадочная Настороженная Острая Подкрадывающаяся | Поэтичная Возвышенная Мечтательная Одухотворенная Сердечная Задушевная Трепетная Душевная Напевная Проникновенная Чуткая Лиричная Завороженная |
Грустная Печальная Жалобная Тоскливая Скорбная Хмурая Плачущая Просящая
| Серьезная Сдержанная
| Мужественная Бесстрашная Боевая Смелая Отважная Решительная Богатырская Грозная Суровая Динамичная | Тяжелая Грузная Громоздкая Мощная Неуклюжая Угловатая Густая Насыщенная
| Нежная Ласковая Задумчивая Мечтательная Легкая Светлая Трогательная Приветливая Доверчивая Беззлобная | Страшная Зловещая Грубая Сердитая Недовольная Темная Трагичная Тягучая Грозная Злая |
Примерные вопросы к целостному анализу музыкального произведения:
- О чем это произведение?
- Как бы вы его назвали и почему?
- Сколько в нем героев?
- Как они действуют?
- Какими показаны герои?
- Чему они нас учат? –
Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?
Или: - Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке?
- Что важнее в песне – мелодия или слова?
- А в человеке что важнее – ум или сердце?
- Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать?
- Что переживал композитор, когда писал эту музыку?
- Какие чувства он хотел передать?
- Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
- Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
- Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?
- Каков жанр («кит»)?
- Почему так решили?
- Каков характер музыки?
- Композиторская или народная?
- Почему?
- Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент?
- Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема анализа урока иностранного языка
Данная схема может быть полезна любому учителю иностранного языка для того чтобы учитываать различные аспекты урока, что является одним из главных условий профессии. Несмотря на разнообразие испо...
Схема анализа логопедического занятия.
Предлагается примерная схема анализа лопедического занятия....
Схема анализа урока
Данная схема анализа урока позволяет экспертам оценить посещенные уроки комбинированного типа, обобщения и систематизации материала, а также провести учителю самоанализ....
Схема анализа музыкального произведения
Данный матерал может быть использован в качестве вспомогательного для анализа произведегния на уроках музыки в 5-8 классах общеобразоватеной школы...



