Развивающая программа для дополнительного обучения детей и взрослых "Народный календарь"
рабочая программа по музыке

"Народный календарь" - проживание годового цикла "Народные праздники"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 176

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Народный календарь»

Возраст обучающихся:

9-10 лет

Нормативный срок обучения:

1 год

Форма обучения:

очная

Язык обучения:

русский

     Автор: Николаева Светлана Михайловна

      (учитель музыки МАОУ гимназии 176)

ЕКАТЕРИНБУРГ, 2025

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Народный календарь» ориентирована на получение практических навыков участия в обрядовых действах, приуроченных к годовому циклу народных праздников. Программа направлена на приобщение учащихся к традициям народной культуры.

    Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.

6. Учебно-воспитательным планом МАОУ гимназии 176.

   Направленность программы:

Художественная (вокальное искусство).

   Актуальность программы:

   Современные дети, воспитанные в мире современных технологий, оказались полностью оторванными от народной культуры. Воспитание, лишенное народных корней-бессильно. Один из путей решения: возрождение народных обрядов и праздников. Народные праздники по своей природе всегда педагогичны, они включают в праздничное народное действо и детей и взрослых.

   Новизна:

  •    Учебная программа «Народный календарь» составлена в рамках проекта «Народные праздники», с учетом народных традиций Уральского народного календаря. Учащиеся становятся вовлеченными в народное действо, учатся распределять роли в праздничном обряде, участвуют в театрализованном представлении, изучают игровой  фольклор.

 

 Цель: 

  • Проживание годового цикла Уральских народных праздников вместе с учащимися и родителями, изучая песенный фольклор Уральского региона, тем самым изучая и сохраняя фольклорные традиции,  вокальное особенности народных песен.
  • Выстраивание фольклорной вертикали!

Задачи:

      Образовательные:

  • освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве;
  • освоение знаний о воздействии музыки на человека;
  • освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

Развивающие:

  • формирование эстетического вкуса, пробуждению интереса к творческой деятельности, участию в массовых обрядовых действах;
  • создание условий для творческой самореализации личности;
  • развитие музыкальных способностей обучающихся, их исполнительских навыков;
  • развитие творческой активности;

Воспитательные:

  • формирование интереса и трепетному отношению к народному искусству;
  • понимание народного творчества, природы диалекта;
  • формирование чувства патриотизма;
  • формирование навыков общения и культуры поведения.

Программа предусматривает теоретический и практический разделы.

  • Теоретический раздел включает в себя приметы народного календаря:
  • Загадки, пословицы, скороговорки;
  • Образы и герои песен;
  • Костюм;
  • Игрушка;
  • Слушание народных песен в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов и детских фольклорных коллективов;
  • Встреча с живыми исполнителями, посещение концертов фольклористов;

Практический раздел

  • Исполнение песен, приуроченных песен народного календаря;
  • Песни- скороговорки;
  • Песни – заклички;
  • Игровые песни;
  • Трудовые песни;
  • Шуточные песни;
  • Песни с игрушкой;

Основные содержательные линии:

I тема: Осенний блок народного календаря.

  • Осенины

II тема Зимний блок народного календаря.

  • Колядки

III тема Весенне-летний блок народного календаря

  • Герасим-грачевник
  • Ивана-Купала

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • I тема : Осенний блок народного календаря. Знакомство с осенними праздниками народного календаря, народными понятиями и выражениями. Сентябрь: вересень (цветение вереска), рюинь (желтизна осенней листвы), ревун (рёв осенних ветров и зверей, особенно оленей).Октябрь: листопад (опадание листьев у деревьев), хмурень (небо начинает часто хмуриться, идут дожди), грязник (от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь), свадебник (от свадеб, которые справляют в это время крестьяне).Ноябрь: грудень (от слова «груда» — мёрзлая колея на дороге).

Изучение музыкального песенного фольклора на примере народных попевок. Постановка голоса, народная манера извлечения звука, грудной резонатор. Обрядовое действо «Осенины».

II тема: Зимний блок народного календаря.

Работа над певческим дыханием, звукоизвлечением. Знакомство с игровым фольклором, песни с игрушкой. Обряд «Колядование», знакомство с традициями праздника, инсценирование обрядового действа. Декабрь — «стужайло», «снежень», «хмурень», «ветрозвон», «лютовей», «ворота зимы».Январь — «просинец», «студенец», «перезимье», «перелом зимы».Февраль — «сечень», «снежень», «бокогрей», «лютень». Сценическая практика, праздник «Масленица».

III тема: Весенне-летний блок народного календаря.  Работа над народным тембром. Работа над подвижностью голосов. Изготовление птиц, пение весенних песен, хороводы, элементы простейшей хореографии. Обрад «Закликание птиц», песни-заклички. Участие в массовом действии «Герасим-Грачевник». Знакомство с праздниками: «Пасха», «Троица», «Ивана Купала». Март — «зимобор», «протальник». Апрель — «березень», «снегогон». Май — «травень», «цветень». Июнь, июль, август и традиции летних месяцев изучают на примерах видео – фильмов.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела

Общее

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

«Осенины»

12

3

8

2

«Коляда»

6

1

4

3

«Масленица»

5

4

4

«Герасим-Грачевник»

5

5

5

«Пасха»

6

1

5

Итого

34

IY.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Группы

Периодичность

Часов в неделю

Теория

Практика

Общее кол-во

часов (в год)

3

Ансамбль

1 час в неделю

1

5

26

34

Итого

5

26

34

Календарно – тематический план

Тема

Всего часов

Осенний блок народного календаря 12часов

1

Сентябрь, приметы сентября

4

2

Осенние попевки

3

Игровые песни

4

Декламация, артикуляция

5

Октябрь. Приметы октября.

5

6

Осенние песни.

7

Ярмарочные игры

8

Песни с игрушкой

9

Осенины-праздник

10

Ноябрь. Приметы ноября.

3

11

Песни – заклички.

12

Игровые и хороводные песни.

Зимний блок народного календаря 11 часов

13

Декабрь. Приметы декабря.

4

14

Святочные игры.

15

Колядки.

16

Обряд «Колядование»

17

Январь. Приметы января.

3

18

Гадания

19

Подблюдные песни.

20

Февраль. Приметы февраля.

4

21

Масленичные песни.

22

Игровой фольклор.

23

Праздник «Масленица»

Весенне-летний блок народного календаря 11часов

24

Март. Приметы марта.

4

25

Егорий Весенний.

26

Игровые песни.

27

Хороводы.

28

Апрель. Приметы апреля.

3

29

Герасим - Грачевник.

30

Обряд «Закликание птиц»

31

Май. Приметы мая.

4

32

Троицкие песни. Семик.

33

Купальские песни.

34

Жатвенные песни.

Итого: 34 часа

Y. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Не предусмотрена. После освоения программы документ об образовании не выдается.

YI. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебный период

Дата

Продолжительность

количество учебных недель

начало

окончание

I триместр

01.09.2024

01.12.2024

12

II триместр

02.12.2024

28.02.2025

11

III триместр

01.03.2025

25.05.2025

11

Итого в учебном году

34

Нерабочими праздничными днями являются: воскресенье 1-11 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы;

YII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы:

  • Будут понимать вокальную терминологию,
  • Применять на практике приемы вокального мастерства,
  • Получат радость общения с народным искусством;
  • Получат опыт сценического обрядового действа;
  • Научатся петь народные песни;

Личностные результаты освоения программы: 

  • навыки сотрудничества в творческой деятельности;
  • воплощение собственных творческих интересов и идей;

Метапредметные результаты освоения программы:

  • научатся находить эффективные способы достижения результата;
  • научатся определять цель и пути её достижения;
  • научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результативность программы определяется по:

  • участию в школьных мероприятиях,
  • участию в театральных постановках,
  • участию в отчётном концерте;

Материально-техническое обеспечение:

-Фортепьяно или синтезатор,

-шумовые народные инструменты,

-аккордеон,

-компьютер,

-мультимедиа центр,

-принтер,

-экранно-звуковые пособия,

-переносная колонка GPL,

Список литературы:

Антипова Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. М.: 1993

Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977.

Мешко Н. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен. \\ Клубные вечера.- М.: 1976, выпуск 2.

Методические рекомендации по работе с детскими фольклорными коллективами. – Пермь., 1984

Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы.- М.: Издательский центр «Академия»., 1996

Попов В.С. Русская народная песня в хоре.- М.: 1985

Проблемы обучения и подготовки руководителей фольклорных коллективов на Дальнем Востоке. Сб.тр. выпуск 1 \ КТО. Культура. Х.: 1997

Работа в хоре. Методика. Опыт. – М.: Профиздат, 1977

Соколов В. Работа с хором: учебное пособие 2-е издание., перераб.док.М.: музыка, 1983

Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: музыка, 1988

Шамина Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах.- М.: 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей «Говорим по-английски» (1 год обучения) для детского сада

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и  призвана обеспечить усвоение базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями Великобрита...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей «Говорим по-английски» (2 год обучения)

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и  призвана обеспечить усвоение базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями Великобрита...

АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Данная программа имеет коррекционно-развивающую, воспитательную и социальную  направленность, что позволяет формировать стратегию психолого - педагогического воздействия  на каждого ребенка,...

Использование развивающих игр в процессе обучения детей с ТМНР

Игровая деятельность –это важный этап в развитии психики и становления личности каждого ребёнка. У детей с ТМНР часто несформированными оказываются элементарные игровые действия, не возникает по...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ

Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общег...