Развивающая программа для дополнительного обучения детей и взрослых "Народный календарь"
рабочая программа по музыке
"Народный календарь" - проживание годового цикла "Народные праздники"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 176
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Народный календарь»
Возраст обучающихся: | 9-10 лет |
Нормативный срок обучения: | 1 год |
Форма обучения: | очная |
Язык обучения: | русский |
Автор: Николаева Светлана Михайловна
(учитель музыки МАОУ гимназии 176)
ЕКАТЕРИНБУРГ, 2025
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Народный календарь» ориентирована на получение практических навыков участия в обрядовых действах, приуроченных к годовому циклу народных праздников. Программа направлена на приобщение учащихся к традициям народной культуры.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.
6. Учебно-воспитательным планом МАОУ гимназии 176.
Направленность программы:
Художественная (вокальное искусство).
Актуальность программы:
Современные дети, воспитанные в мире современных технологий, оказались полностью оторванными от народной культуры. Воспитание, лишенное народных корней-бессильно. Один из путей решения: возрождение народных обрядов и праздников. Народные праздники по своей природе всегда педагогичны, они включают в праздничное народное действо и детей и взрослых.
Новизна:
- Учебная программа «Народный календарь» составлена в рамках проекта «Народные праздники», с учетом народных традиций Уральского народного календаря. Учащиеся становятся вовлеченными в народное действо, учатся распределять роли в праздничном обряде, участвуют в театрализованном представлении, изучают игровой фольклор.
Цель:
- Проживание годового цикла Уральских народных праздников вместе с учащимися и родителями, изучая песенный фольклор Уральского региона, тем самым изучая и сохраняя фольклорные традиции, вокальное особенности народных песен.
- Выстраивание фольклорной вертикали!
Задачи:
Образовательные:
- освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве;
- освоение знаний о воздействии музыки на человека;
- освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
Развивающие:
- формирование эстетического вкуса, пробуждению интереса к творческой деятельности, участию в массовых обрядовых действах;
- создание условий для творческой самореализации личности;
- развитие музыкальных способностей обучающихся, их исполнительских навыков;
- развитие творческой активности;
Воспитательные:
- формирование интереса и трепетному отношению к народному искусству;
- понимание народного творчества, природы диалекта;
- формирование чувства патриотизма;
- формирование навыков общения и культуры поведения.
Программа предусматривает теоретический и практический разделы.
- Теоретический раздел включает в себя приметы народного календаря:
- Загадки, пословицы, скороговорки;
- Образы и герои песен;
- Костюм;
- Игрушка;
- Слушание народных песен в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов и детских фольклорных коллективов;
- Встреча с живыми исполнителями, посещение концертов фольклористов;
Практический раздел
- Исполнение песен, приуроченных песен народного календаря;
- Песни- скороговорки;
- Песни – заклички;
- Игровые песни;
- Трудовые песни;
- Шуточные песни;
- Песни с игрушкой;
Основные содержательные линии:
I тема: Осенний блок народного календаря.
- Осенины
II тема Зимний блок народного календаря.
- Колядки
III тема Весенне-летний блок народного календаря
- Герасим-грачевник
- Ивана-Купала
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- I тема : Осенний блок народного календаря. Знакомство с осенними праздниками народного календаря, народными понятиями и выражениями. Сентябрь: вересень (цветение вереска), рюинь (желтизна осенней листвы), ревун (рёв осенних ветров и зверей, особенно оленей).Октябрь: листопад (опадание листьев у деревьев), хмурень (небо начинает часто хмуриться, идут дожди), грязник (от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь), свадебник (от свадеб, которые справляют в это время крестьяне).Ноябрь: грудень (от слова «груда» — мёрзлая колея на дороге).
Изучение музыкального песенного фольклора на примере народных попевок. Постановка голоса, народная манера извлечения звука, грудной резонатор. Обрядовое действо «Осенины».
II тема: Зимний блок народного календаря.
Работа над певческим дыханием, звукоизвлечением. Знакомство с игровым фольклором, песни с игрушкой. Обряд «Колядование», знакомство с традициями праздника, инсценирование обрядового действа. Декабрь — «стужайло», «снежень», «хмурень», «ветрозвон», «лютовей», «ворота зимы».Январь — «просинец», «студенец», «перезимье», «перелом зимы».Февраль — «сечень», «снежень», «бокогрей», «лютень». Сценическая практика, праздник «Масленица».
III тема: Весенне-летний блок народного календаря. Работа над народным тембром. Работа над подвижностью голосов. Изготовление птиц, пение весенних песен, хороводы, элементы простейшей хореографии. Обрад «Закликание птиц», песни-заклички. Участие в массовом действии «Герасим-Грачевник». Знакомство с праздниками: «Пасха», «Троица», «Ивана Купала». Март — «зимобор», «протальник». Апрель — «березень», «снегогон». Май — «травень», «цветень». Июнь, июль, август и традиции летних месяцев изучают на примерах видео – фильмов.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Общее Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | «Осенины» | 12 | 3 | 8 |
2 | «Коляда» | 6 | 1 | 4 |
3 | «Масленица» | 5 | 4 | |
4 | «Герасим-Грачевник» | 5 | 5 | |
5 | «Пасха» | 6 | 1 | 5 |
Итого | 34 |
IY.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ
№ | Группы | Периодичность | Часов в неделю | Теория | Практика | Общее кол-во часов (в год) |
3 | Ансамбль | 1 час в неделю | 1 | 5 | 26 | 34 |
Итого | 5 | 26 | 34 |
Календарно – тематический план
№ | Тема | Всего часов | |
Осенний блок народного календаря 12часов | |||
1 | Сентябрь, приметы сентября | 4 | |
2 | Осенние попевки | ||
3 | Игровые песни | ||
4 | Декламация, артикуляция | ||
5 | Октябрь. Приметы октября. | 5 | |
6 | Осенние песни. | ||
7 | Ярмарочные игры | ||
8 | Песни с игрушкой | ||
9 | Осенины-праздник | ||
10 | Ноябрь. Приметы ноября. | 3 | |
11 | Песни – заклички. | ||
12 | Игровые и хороводные песни. | ||
Зимний блок народного календаря 11 часов | |||
13 | Декабрь. Приметы декабря. | 4 | |
14 | Святочные игры. | ||
15 | Колядки. | ||
16 | Обряд «Колядование» | ||
17 | Январь. Приметы января. | 3 | |
18 | Гадания | ||
19 | Подблюдные песни. | ||
20 | Февраль. Приметы февраля. | 4 | |
21 | Масленичные песни. | ||
22 | Игровой фольклор. | ||
23 | Праздник «Масленица» | ||
Весенне-летний блок народного календаря 11часов | |||
24 | Март. Приметы марта. | 4 | |
25 | Егорий Весенний. | ||
26 | Игровые песни. | ||
27 | Хороводы. | ||
28 | Апрель. Приметы апреля. | 3 | |
29 | Герасим - Грачевник. | ||
30 | Обряд «Закликание птиц» | ||
31 | Май. Приметы мая. | 4 | |
32 | Троицкие песни. Семик. | ||
33 | Купальские песни. | ||
34 | Жатвенные песни. | ||
Итого: 34 часа | |||
Y. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Не предусмотрена. После освоения программы документ об образовании не выдается.
YI. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный период | Дата | Продолжительность количество учебных недель | ||
начало | окончание | |||
I триместр | 01.09.2024 | 01.12.2024 | 12 | |
II триместр | 02.12.2024 | 28.02.2025 | 11 | |
III триместр | 01.03.2025 | 25.05.2025 | 11 | |
Итого в учебном году | 34 | |||
Нерабочими праздничными днями являются: воскресенье 1-11 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы;
YII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы:
- Будут понимать вокальную терминологию,
- Применять на практике приемы вокального мастерства,
- Получат радость общения с народным искусством;
- Получат опыт сценического обрядового действа;
- Научатся петь народные песни;
Личностные результаты освоения программы:
- навыки сотрудничества в творческой деятельности;
- воплощение собственных творческих интересов и идей;
Метапредметные результаты освоения программы:
- научатся находить эффективные способы достижения результата;
- научатся определять цель и пути её достижения;
- научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Результативность программы определяется по:
- участию в школьных мероприятиях,
- участию в театральных постановках,
- участию в отчётном концерте;
Материально-техническое обеспечение:
-Фортепьяно или синтезатор,
-шумовые народные инструменты,
-аккордеон,
-компьютер,
-мультимедиа центр,
-принтер,
-экранно-звуковые пособия,
-переносная колонка GPL,
Список литературы:
Антипова Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. М.: 1993
Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977.
Мешко Н. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен. \\ Клубные вечера.- М.: 1976, выпуск 2.
Методические рекомендации по работе с детскими фольклорными коллективами. – Пермь., 1984
Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы.- М.: Издательский центр «Академия»., 1996
Попов В.С. Русская народная песня в хоре.- М.: 1985
Проблемы обучения и подготовки руководителей фольклорных коллективов на Дальнем Востоке. Сб.тр. выпуск 1 \ КТО. Культура. Х.: 1997
Работа в хоре. Методика. Опыт. – М.: Профиздат, 1977
Соколов В. Работа с хором: учебное пособие 2-е издание., перераб.док.М.: музыка, 1983
Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: музыка, 1988
Шамина Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах.- М.: 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей «Говорим по-английски» (1 год обучения) для детского сада
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана обеспечить усвоение базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями Великобрита...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей «Говорим по-английски» (2 год обучения)
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана обеспечить усвоение базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями Великобрита...

Методическая разработка «Коррекционно – развивающая направленность уроков трудового обучения детей с нарушениями интеллекта»
Особенности организации трудового обучения детей с нарушениями интеллекта...
АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Данная программа имеет коррекционно-развивающую, воспитательную и социальную направленность, что позволяет формировать стратегию психолого - педагогического воздействия на каждого ребенка,...
Использование развивающих игр в процессе обучения детей с ТМНР
Игровая деятельность –это важный этап в развитии психики и становления личности каждого ребёнка. У детей с ТМНР часто несформированными оказываются элементарные игровые действия, не возникает по...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ
Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общег...
