«Страницы истории. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича»
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Ачкасова Ирина Ивановна

Методическая разработка урока по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_istorii.docx21.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Страницы истории. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: знакомство учащихся с Симфонией №7 Д.Д. Шостаковича, осознание ее жизненного содержания и значения в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1.Расширение знаний учащихся о жанре симфония через знакомство учащихся с симфонией №7 Д.Д. Шостаковича(«Ленинградской»)

2.Развитие исполнительско - творческих навыков

3. Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к историческому прошлому через знакомство учащихся с произведением искусства, созданным в годы Великой Отечественной войны;


Методы: метод обобщения через жанр, метод сравнения, метод интонационно-стилевого постижения музыки, беседа.

Основные понятия: симфония, музыкальная драматургия, контраст как прием музыкальной драматургии.

УМК, ТСО: ноутбук, экран, проектор, медиа колонка

Ход урока

1.Организационный этап.

Вход в класс под музыку «Вставай страна огромная»

Музыкальное приветствие учащихся, проверка уровня готовности к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы и цели урока.

- Ребята, на уроках музыки в школе вы встречаетесь с разной музыкой. Она отражает действительность, всю палитру чувств и переживаний человека. Музыкальные произведения позволяют нам перенестись в разные исторические эпохи, вновь пережить события жизни.

Чему будет посвящен наш урок, вам и расскажет музыка.

Знакома ли вам эта песня? О чем она напоминает слушателю? О страшных страницах истории нашей страны - о войне.

В преддверии главного Праздника - 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы вновь и вновь вспоминаем о мужестве, силе и подвиге нашего народа. Произведения музыки, живописи, литературы очень правдиво рассказывают об этом, ведь многие из них появились в первые дни и годы войны.

- Ребята, как вы думаете, какое значение имели произведения искусства, созданные накануне и в годы Великой Отечественной войны - стихи, песни, картины? (ответы учащихся). Какие из них вам уже встречались на уроках музыки, литературы, изобразительного искусства?

(ответы учащихся)

Есть старинная поговорка: “Когда говорят пушки, музы молчат”.

Но поэт Е. А. Нефедов сказал:

«Так было на планете в старину,

Как только звал на битву голос трубный,

Смолкали Музы, слушая войну,

Но в наши дни молчание преступно…

Пускай они звучат, пускай в сердца стучат.

Когда бьют пушки, Музы не молчат!»

И Музы не молчали… Появлялись стихи, песни, живописные полотна, которые вдохновляли на подвиги наш народ. Сегодня на уроке мы обратимся к музыке гениального композитора 20 века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Она стала «симфонией мужества» и получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.

Тема урока: Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.(слайд на экране)

Какова будет цель нашего урока? (учащиеся говорят, что они хотят узнать на уроке)

3. Работа над темой. Первичное усвоение новых знаний.

 «Д.Д Шостакович - выдающийся русский композитор 20 века».

В 1941 г. композитор хотел попасть на фронт, но из-за очень плохого зрения это было невозможно. Тогда он записался в народное ополчение, в пожарную команду, а в свободное время писал музыку. Д.Д. Шостакович сочиняет Симфонию №7 (ее название «Ленинградская»), посвящая ее блокадному Ленинграду.

Актуализация знаний о жанре. - Ребята, что вы знаете об этом музыкальном жанре? Кто исполняет симфонию? Симфония - это сложное произведение для симфонического оркестра, ведущий жанр оркестровой музыки. Состоит из четырех частей (назвать их). Каждая из частей симфонии – отражение разных сторон жизни. Исполняет симфонический оркестр.

Симфония Д.Д. Шостаковича стала героической поэмой.

«С болью и гордостью смотрел я на любимый город, - писал

Д. Шостакович. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».

Позже Д.Д. Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара). Работа над симфонией шла быстро, и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».

Просмотр видео: фрагмент первой части Симфонии №7 в исполнении

Д.Д. Шостаковича.

Первая премьера Симфонии №7 состоялась в Куйбышеве, в марте 1942 г. Партитура Симфонии была доставлена специальным самолетом в Ленинград. Но музыкантов осталось в городе всего пятнадцать, многие умирали от голода в дни блокады, а для исполнения нужно было не менее ста оркестрантов. Тогда с фронта были отозваны музыканты, и оркестр начал репетиции. Измученные, обессилевшие люди были готовы играть.

9 августа 1942 года, когда по плану фашистов Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича была исполнена в этом городе в зале Филармонии. Дирижировал Карл Ильич Элиасберг.

Учащиеся читают отрывок из «Баллады о музыке» Ю. Воронова:

Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист.

Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…

Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.

Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела окрест –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»

(Ю. Воронов «Баллада о музыке»)

Звучит Симфония №7- начало 1 части.

4. Первичная проверка понимания.

Что можно сказать о характере музыки? Как она звучала?

Интонационно-образный анализ музыки:

- краткий анализ средств музыкальной выразительности (мелодия, темп, динамика, тембр), работа с эмоциональным словарем. Мы услышали уверенные интонации, которые меняются светлой, напевной, широкой мелодией.

-образная характеристика. Какие образы передал композитор? (предположения учащихся). Как вы думаете, началась ли уже война?

Композитор в 1 части симфонии воплотил образ Родины, образ народа. Показана светлая мирная жизнь и уверенность в завтрашнем дне. Но всегда ли музыка оставалась такой? Послушаем следующий фрагмент.

Звучит эпизод «нашествия».

Ребята, что вы почувствовали, слушая музыку? Какой она стала? (Произошло ее изменение. Возникла настороженность, ощущение тревоги, слышна постоянно повторяющаяся мелодия, как приближение врага.)

Сам Д.Д. Шостакович писал о музыке 1 части так: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война».

Как это выразилось в музыке? (Издалека слышна дробь барабана.)

Какое развитие получает новая музыкальная тема на фоне барабанной дроби? (Постепенно нарастает динамика, становятся ярче тембровые краски оркестра. Появляются взволнованные интонации, которые наслаиваются на основную тему - очень назойливую и жестокую. Музыка постоянно развивается, варьируется.)

Каким становится характер музыки? (Маршевым.)

Враг рядом…Страшная разрушительная сила, жестокость и невероятная боль, тревога за судьбу Родины - все это есть в музыке Симфонии №7.

Какие две образные сферы можно отметить в музыке 1 части? (Мирная жизнь и война. )Какой прием музыкальной драматургии прослеживается в музыке? Контраст.

Давайте послушаем, как звучит последний эпизод. (прослушать фрагмент)

Как заканчивается 1 часть? (Призывные интонации, мощное звучание оркестра, ужас войны. Слышится сопротивление.)

Какую мысль хотел выразить композитор? (ответы учащихся)

Он выразил мысль, которой были охвачены все люди нашей страны: всенародное единение, мужество и несгибаемая воля. Народ готов встать на защиту Родины.

- Ребята, посмотрите на картину на экране. Там нет ее названия. Как вы думаете, почему она размещена, где рассказывается о Ленинградской симфонии Д. Шостаковича? Что мы видим на картине? Созвучна ли ей музыка последнего эпизода 1 части Симфонии №7? Что объединяет эти произведения искусства? (ответы учащихся).

Картина П.Филонова «Война с Германией». Это представление художника о войне - хаос, бездна, разруха и безумство. Отдельно изображены страдающие искаженные лица, руки, ноги. Много темных цветов. Разрушительная сила войны, которая не щадит никого на своем пути, показана в картине, слышна она и в музыке Д.Д. Шостаковича.

Какое значение имела музыка Д.Д Шостаковича в первые годы войны? (учащиеся высказывают свое мнение).

В тяжелейших условиях композитор сочинял музыку и знал, что эта музыка нужна. Все ждали исполнения Симфонии №7. Многие люди в зале плакали, музыка все больше объединяла их.  Симфония транслировалась по радио, по громкоговорителям. Ее слышали и жители города, и немцы, которые считали, что город почти мертв. Музыка Д.Д. Шостаковича прозвучала над блокадным Ленинградом!

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, современна ли эта музыка сегодня? Должна ли она звучать на концертах, в школе на уроках музыки? (ответы учащихся).

Симфония №7 является примером мужества, силы духа нашего народа, она действительно «стала оружием» в те далекие годы, в ней жила вера в Победу. «Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе»,- писал Д.Д. Шостакович.

Какие мысли вам навеяла музыка Д.Д. Шостаковича? Какие чувства вызвала? (учащиеся делятся впечатлениями о музыке).

Сегодня эта музыка трогает наши сердца, заставляет размышлять, чувствовать и переживать, позволяет представить время, в которое была написана. В ней правда жизни, история. При прослушивании музыки

Д. Д. Шостаковича возникает непреходящее чувство гордости за Родину, наших Героев и бесконечная благодарность за мирное небо.

Урок мы закончим исполнением песни, которая была написана в 21 веке – это взгляд из настоящего на героическое прошлое, на нелегкий путь к Победе. Что необходимо делать, чтобы передать содержание и характер музыки? (Петь выразительно, эмоционально.)

Задача исполнения: стремиться к чистой интонации, достигнуть ансамбля (интонационного, ритмического, тембрового), единого эмоционального настроя.

Исполнение песни «День Победы»

В наши дни появляется множество современных песен о войне и Победе. Но при этом всегда будет жива музыка, которая «вдохнула» в людей веру в Победу и дала силы. Они были так нужны в тяжелое военное время. Мы сегодня убедились, что именно такой музыкой была Ленинградская Симфония Д.Д. Шостаковича – «симфония мужества, силы и непреклонной воли» – как назвал ее писатель М.М. Зощенко.

7. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию по впечатлениям по прослушанному произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Блокадный Ленинград спасла музыка" (Д. Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская")

Уровень образования:  основное общее образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  7 классПредмет(ы):  МузыкаЦель урока:   Зна...

Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)

Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)...

Урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады

Самоанализ урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады...

Симфония №7 "Ленинградская" Д.Д.Шостаковича

Конспект урока музыки в 7 классе про программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой...

Конспект урока «Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д.Шостаковича» 7 класс

Конспект  урока «Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д.Шостаковича» 7 класс...

Конспект урока музыки с презентацией "Музыка противостояния злу. Д.Д.Шостакович. Симфония №7 ("Ленинградская")". 7 класс

Методический проект урока в 7 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка»...

Открытый урок в 8 классе «Симфония №7 Ленинградская»

Стихотворения Ю.Воронова, В.Высоцкого;кадры из док.фильма "Неизвестная война" и военной хроники;голос Левитана ; биография  Д.Шостаковича и тд. -  эти моменты урока помогают учащим...