Значение предметной интеграции в обучении
статья на тему

Девяткина Ольга Юрьевна

Представлена статья на тему "Значение предметной интеграции в обучении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_predmetnoy_integracii_v_obuchenii.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Значение предметной интеграции в обучении.

Сейчас нет единого мнения о том, что такое интеграция, хотя сама эта идея существует давно.

Корни интегрированного урока уходят аж в 18 век.

Комплексная система обучения с самого начала складывалась как альтернативная. Критикуя классно-урочную систему Коменского за разобщенность изучения обособленных учебных предметов и формально-логические связи между ними, ее основоположники предлагали объединить обучение вокруг интересующих ребенка процессов и явлений и связать с естественными жизненными ситуациями. Одним из первых эту проблему поставил еще Руссо. Его французские последователи Карпантье и Робен разработали несколько программ «интегрального воспитания» и обучения школьников, согласно которым центральное место в образовании отводилось ручному труду. Вокруг этой ремесленной работы постепенно выстраивались и все остальные «теоретические» занятия.

В Германии комплексной метод отстаивал один из основоположников экспериментальной  психологии и дидактики Иоганн Фридрих Гербарт. Главным стержнем образования он считал географию, «науку ассоциирующего характера», вокруг которой естественно объединить математику, историю и естествознание. Последним, крупным немецким теоретиком, одобрявшим комплексный метод, был Рудольф Штайнер. Его «эпохи» стали своеобразными учебными формами глубокого погружения детей в культуру, науку или ремесло.

Огромное воздействие на формирование государственной системы образования в Бельгии оказал и ярый «комплексник» Жан Овид Декроли. Созданная им в 1907 году в Брюсселе «Школа для жизни, через жизнь» предусматривала организацию обучения вокруг «центров интереса ребенка». Одним словом, идеи комплексной, «интегрированной» педагогики имеют достаточно серьезное и славное зарубежное прошлое.

Наши российские просветители все это время тоже не оставались в стороне. К.Д. Ушинский, с одной стороны, и Н.А. Корф, с другой, разрабатывают учебные пособия и хрестоматии для начальной школы на основе «объяснительного чтения». Опыт обоих педагогов был использован в начале нашего века при составлении концентрических программ по первой официальной интегрированной дисциплине в России-«природоведению». Видимо, вдохновляясь проектами предшественников, Государственный ученый совет при Наркомпросе РСФСР разработал для новых революционных школ учебные планы, полностью основанные на комплексном подходе. В начале 30-х этот метод подвергся жесткой критике. Комплексный подход не способствовал быстрой подготовке узких специалистов. Комплексную систему обучения в советской школе отвергли. И все же рациональное зерно в ней было.

В связи с тем, что проявления интеграции знаний имеют много различных аспектов и уровней, в литературе существуют многозначные определения интеграции, носящие не взаимоисключающий, а взаимодополняющий характер. Например, один из специалистов рассматривает интеграцию:

а) как процесс возникновения и развития связей, ведущих к становлению целостности, объединение в целостное единство каких-либо элементов;

б) как состояние связанности (интегрированности) целого;

в) как восхождение от низшего к высшему в общефилосовском смысле.

Существует интеграция трех типов:

  1. Экологизация всех учебных предметов в школе в соответствии с особенностями их содержания и учебными целями.
  2. Межпредметный перенос.
  3. Интегрированный урок, блок учебных занятий, экологический модуль, система занятий.

Возможны разные ядра интеграции: понятия, идеи…

Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую задачу невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира.

Термин «интеграция» все чаще и чаще используется в научной педагогической литературе и в практике преподавания.

Развитие любой науки, и методики в том числе, всегда напрямую связано с формированием ее терминологии. Поэтому неудивительно, что и в методике время от времени появляются новые слова-названия типа методист-исследователь, новатор, оптимизация обучения и т.д. Последняя новация такого рода, получившая распространение в 90-е годы, - это интеграция учебных предметов. Что же такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения.

На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция. Зато хорошо известно, что латинское слово «интеграцио»- восстановление, восполнение, «интегр»-целый принято к употреблению в двух значениях: 1) объединение в целом каких-либо частей, элементов и 2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем. Первое значение признается книжным, второе – экономическим, т.е. терминологическим для данного рода наук. Такое же наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина «интеграция» и в методике, т.е. науке о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью.

Интеграция как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в  единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности – совсем не новое методическое явление. Оно ценилось и использовалось, например, еще К.Д. Ушинским, в частности при построении курса обучения грамоте аналитико-синтетическим методом.

Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Основными задачами школы на современном этапе являются подготовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Но, разумеется, ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить все это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребенка органически соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии познавательной активности субъекта образовательного процесса-ученика.

Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития ребенка, формирования всесторонне развитой личности. Интеграция, таким образом, представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального интуитивного, аналитического и синтетического. Это влечет за собой необходимость гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе. Анализ практики работы современной школы указывает на наметившуюся тенденцию к интеграции педагогического процесса через комплексное взаимодействие предметов. Правда, чаще всего это взаимодействие носит характер межпредметных связей и отражает стихийное, скорее интуитивное стремление учителей дать школьникам более целостное представление о мире. Тенденция к интеграции просматривается и в базисном учебном плане школы, где выделены не отдельные предметы, а блоки предметов – «образовательные области».

Интеграция учебного процесса предполагает выявление тех механизмов, которые помогут создать единую образовательно-развивающую среду на основе целостного взгляда на мир, без которого невозможно его познание. Это достигается путем установления тесной взаимосвязи всех компонентов образования, касающихся не только содержания и форм обучения, но и приемов и методов воспитания. Интегративный подход позволяет  аппелировать к духовному миру ученика и воздействовать на тонкую субстанцию – душу ребенка, его гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие. Результатом такого подхода в образовательном поле является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению В.А.Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли».

В качестве основного положения концепции интегрированного подхода следует отметить идею самореализации личности. Эта идея реализуется в следующих направлениях:

  1. развитие личности школьника;
  2. профессиональное совершенствование учителя;
  3. развитие школы.

Основой образовательного пространства при таком подходе становится ориентация на творчество ученика и учителя. Основными дидактико-психологическими принципами становятся:

  1. личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности);
  2. культорологические принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру).

Реализация данных принципов на практике предполагает, что представление школьника о мире должно быть единым и целостным. С самого начала образование должно быть систематичным, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка, входить в общую систему непрерывного образования, формировать у ребенка ориентировочную основу деятельности.

Многолетние наблюдения показывают, что выпускники школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять «частные» знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или новые ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам.

Ни для кого уже не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика- сама по себе, математика также и т.д. По уровню применения знаний и интеллектуальному развитию школьников наша великая страна оказалась на неприятном и обидном месте в четвертом десятке стран мира. Как преодолеть эту ситуацию.

В последнее время в теории и практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом (внутрипредметная и межпредметная интеграция). Представляют ценность связи не только с родственными по содержанию дисциплинами (родным языком, иностранным и литературой), но и межцикловые связи (с математикой, географией, историей и т.д.). Большое значение интеграции для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся объясняется тем, что в современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания. При этом ученые утверждают, что данная тенденция должна постоянно усиливаться в будущем.

Потребность в синтезе научных знаний обусловлена количеством комплексных проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления характерного и необходимого  для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу.

Интегрированные уроки занимают все более прочное место в учебно-воспитательном процессе. Они приносят в школу дух творчества, возвращают детям радость учения, веру в себя и в жизнь. Раскроем факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков.

  1. Прежде всего выясним, какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.

Уроки обучения грамоте, внеклассное чтение, математика – изначально интегрированные курсы. Изначально интегрированный курс – природоведение.

Кроме названных следует выделить возможное сочетание таких предметов, как чтение-природоведение, чтение-ИЗО, чтение-музыка и т.д. Для более системного подхода к работе над интеграцией учебного процесса необходимо пересмотреть программы. Оказывается, сочетания предметов возможны самые неожиданные: литература и биология; русский язык, математика и музыка; математика и физкультура; физика и литература. Так учителя русского языка, музыки и начальных классов провели урок «Сказки и речевой этикет», где основными задачами урока были:

  1. Формирование навыков внутригрупповой коммуникации;

  2. Формирование устойчивой положительной самооценки у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших.

Урок проводился как соревнование двух разновозрастных команд (5 и 1 класса).

Или интегрированный урок по истории и математике «Действия с натуральными числами и системы счета» (5 класс), с элементами игровой технологии. Этот урок могут проводить и оба учителя, и только учитель истории, получив предварительную консультацию математика.

3. Интегрирование на межпредметной основе в дидактической системе предполагает адекватность действий учителя и ученика (обучающая деятельность) и действий учащихся (учебно-познавательная). Однако содержание деятельности учителя и учащихся имеет различия.

а) на целевом этапе учитель ставит общепредметную цель. Учащиеся под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов, направив внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений переноса и синтеза, качеств личности, способностей и интересов.

б) на мотивационном этапе учитель стимулирует учащихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Учащиеся мобилизируют волевые усилия, направляя их на познавательный интерес к мировоззренческим обобщенным знаниям.

в) на этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одновременно привлекая опорные знания из других предметов на уровне интеграционных фактов, понятий, комплексных проблем. Учащиеся усваивают общепредметные понятия, проблемы на уровне обобщенных знаний.

г) На этапе выбора средств учитель определяет наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросники и задания, практические задания, способствующие обобщению знаний различных предметов. Учащиеся выполняют действия переноса, синтеза, обобщения при решении интеграционных задач с помощью наглядных пособий.

д) следующий этап – результативный. Учитель применяет педагогические умения осуществлять интеграцию в целях образования развития, воспитания. Учащиеся, используя системность знаний, умение обобщать, применяют знания на практике.

е) На этапе контроля учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль, подготовленности учащихся по связываемым друг с другом предметам, оценивает качество усвоения. Учащиеся проявляют самооценку знаний и самоконтроль по различным предметам, а также умения их синтезировать.

3. К числу методов и приемов, способствующих осуществлению интегрального подхода относятся:

  1. Эвристические беседы;
  2. Беседы обобщающего плана;
  3. Экскурсии;
  4. Творческие работы по развитию речи;
  5. Наглядные методы обучения;
  6. Самостоятельные работы;
  7. Словесное рисование на уроках чтения и математики;
  8. Выразительное чтение пейзажных описаний на уроках природоведения;
  9. Решение математических задач на краеведческой основе и т.д.

Используя все выше приведенные рекомендации, учителя в этом году провели ряд интегрированных уроков. Здесь представлены разработки уроков в разных классах, по различным учебным предметам, проведенные учителями в разное время. Некоторые разработки уроков учителя нашли в своих методических журналах и предметных газетах, переработав их в соответствии с уровнем подготовки своих учащихся, они провели серию уроков. Так появились уроки «Дроби и ноты» (6 класс), «О чем жужжит пчела» (8 класс) интегрированные с музыкой. А урок «Решение задач по физике на литературной основе» вы увидите сегодня.

Для выработки системы знаний и развитию способности к их переносу используются интегрированные познавательные задачи, рассчитанные на синтез различных репродуктивных уровней знаний. Они ценны тем, что позволяют в короткий срок выявить интересы учащихся. Психологи утверждают, в частности, что интересы детей подчас бывает трудно разобрать и что их пробуждению может способствовать знакомство с каким-то ярким фактом, книгой, кинофильмом. Интегрированное обучение позволяет за сравнительно короткое время узнать интересы ребенка и наметить пути их развития, совершенствовать природные задатки личности.

Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одно задание из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются  объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уровне, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.

Пример репродуктивной задачи интегрированного характера: прочитайте цифры, обращая внимание на знаки препинания: 1, 2, 3… 4! 5? 6?! 7, 8, 9. устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро и рационально? (Ответ: 1+9, 2+8, и т.д. В сумме-45). Умножьте это число на 2 и прибавьте 10. Ск. У вас получилось? (ответ: 100)

Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам. Как это звучит по-английски? С какими постоянными величинами в физике и математике оно у вас ассоциируется? В название каких литературных произведений входит это число?

Один из приемов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся – так называемый «числовой диктант». Данный вид работы занимает совсем немного времени – примерно 5-7 мин. В чем смысл данного вида работы? Этот вид работы, во-первых, сам по себе развивает умственные способности (особенно быстроту реакции, внимание, память, во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы…), знание которых входит в базовый минимум школьной программы по данному предмету в данный момент, тем самым проверяем необходимый уровень знаний. В – третьих, давая аналогичное задание для самостоятельной работы (что вызывает интерес почти у всех детей) мы заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, т.к. без этого они не смогут выполнить предлагаемое задание.

По мере ознакомления с таким видом работы учащиеся начинают выполнять и задания учителя по подготовке интегрированных вопросов с использованием знаний из других областей, например задачи, составленные к урокам математики по заданию учителя математики Девяткиной О.Ю.

Вот несколько примеров:

Успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у ни определенных знаний и умений по-другому. Учитель видит, что «изолированное» преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом и множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это также есть основание для интеграции. В программах многих школьных дисциплин немало «перекрестков»: совпадающих тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются те же процессы и явления, рассматриваются с разных позиций те же объекты. Все это заявка на интеграцию хотя бы по отдельным темам.

Само понятие интегрированного урока остается весьма спорным. Наиболее глубоким будет такой уровень интеграции, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применять совместно выработанные учебные умения.

Формы интегрированных уроков могут быть разными. Их может вести и один учитель. Роль второго тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в подготовке занятий, отборе материала, а так же в присутствии на уроке коллеги, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, с обязательными ссылками на материал другого предмета.

Любой урок – интегрированный. Голого разрозненного знания просто не бывает. К примеру, о воде мы говорим  на уроках биологии, химии, географии, физики, знание должно быть цельным, и получится интегрированный урок (такие уроки провели учителя в начальной школе: «Круговорот воды в природе», где не только объединились такие предметы как природоведение и чтение, но и ИЗО, и музыка,  и в 8 классе урок химии с биологией «Самое необыкновенное вещество в мире»).

Надо искать «точки соприкосновения» различных знаний, интересов, способностей. И тогда дети «откроют» для себя необъятный океан науки и будут черпать знания, и будут наконец-то видеть эту науку на каждом шагу. Все мы знаем, что часто дети очень любят биологию, но достаточно «прохладно» относятся к физике. Как биологов заинтересовать, а затем научить электричеству? Может, через «Электричество в живых организмах?». А затем проведены уроки «Живые приборы», «Локация в природе и технике», «Глаз и солнце», «О чем жужжит пчела».

Интеграция знаний на уровне понятий – это знакомые до боли межпредметные связи. Но интеграция учебных предметов не ограничивается только этим. Это еще и общие законы (Периодический закон Д.И. Менделеева), теории (молекулярно – кинетическая), проблемы (экологические), принципы (симметрии). Реализация межпредметных связей невозможна без взаимного сотрудничества учителей-предметников, поэтому в ходе подготовки интегрированного урока обязательно проводятся консультации с учителями, ведущими смежные дисциплины, с целью выявления объема учебного материала, усвоенного школьниками. В ходе подобных консультаций выявляются те знания, которые могут быть использованы в качестве межпредметных. Этапы же подготовки к уроку и рекомендации по подготовке проблемных вопросов предлагаются каждому участнику семинара.

Интегрированные уроки наиболее эффективны при изучении нового материала, его закреплении и обобщении. Они помогают установить связь между учебными дисциплинами, создавая единую картину мира; позитивно влияют на формирование у школьников образного мышления, чувства красоты и нравственности. Разнообразие форм и видов деятельности охватываемых ими, заметно уменьшает утомляемость детей. Результаты полученные при проведении интегрированных уроков показывают, что у детей повышается слуховая и зрительная память, в большей степени развивается логическое мышление, расширяется общий кругозор, заметно снижается уровень тревожности. В качестве примера таблица и диаграмма.

Формирование в сознании учащихся комплексного представления о научно-предметной и целостной картинах мира и обучение их способам применения приобретенных знаний в практической жизни – достичь этого можно только в том случае, если учитель и ученик совместными усилиями пытаются разгадать загадки не отдельных наук физики, химии, биологии и т.д., а окружающего мира в целом.

Только интегрированные знания всех наук могут привести к ожидаемому результату: усилению осознанных потребностей в получении знаний, переносе теоретических знаний в практическую деятельность и их использование в нестандартных ситуациях.

Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономичного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е воспитание у школьников экологической культуры.

Когда в 1960-е гг. человечество начало осознавать серьезность встающих перед ним экологических проблем возник вопрос: «Сколько времени у нас осталось?» Ответом было: 30-35 лет. Прогноз был недалек от истины, т.к. на лицо – потепление климата, «озоновые дыры», повсеместное присутствие токсичных химических веществ и др. Особенностью современной экологической ситуации является глобальный характер экологических проблем, поэтому необходима интеграция естественно-научных, технических, гуманитарных и других знаний.

Пришло время действия учителя, т.к. он призван формировать новую культуру.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.

Практика работы учителей начальных классов свидетельствует о том, что они осознают важность этой проблемы, прикладывают много усилий для ее решения, но при этом испытывают немалые трудности в работе по формированию экологической культуры своих воспитанников. Основные принципы такого положения в том, что учителя не имеют четкой программы непрерывного экологического образования, определяющей систему работы.

В трудах ученых межпредметные связи рассматриваются как принцип экологического образования. Их руководящая роль обусловливается триединством основных частей реального мира: «природа – общество – человек», т.е. идеями интегрального характера о материальном единстве мира, целостности природы, естественнонаучными и социальными закономерностями, определяющими природопользовательную и природоохранительную деятельность человека.

Междисциплинарный подход в области экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные предметы.

В отечественной педагогике еще на рубеже 19-20 веков была выдвинута идея создания интегрированного курса по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природным окружением. В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «окружающий мир». Это говорит о том, что идея интеграции в экологическом образовании признана на современном этапе важным средством формирования ответственного отношения школьников к среде своей жизнедеятельности. Межпредметные связи также создают условия для достижения единого воспитательного результата – формирования таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает при минимальных затратах учебного времени повысить емкость учебного содержания.

Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет возможность на уроках по предметам гуманитарного цикла формировать у детей знания о различных предметах и явлениях природы, их эстетической ценности и влияния на настроение и чувства человека, на его здоровье и трудовую деятельность. Таким уроком стал урок «Путешествие в сказку» в 1 классе, проведенный учителем начальных классов Вербиной Н.К. для учителей города в прошлом учебном году. Минимум дополнительных средств (грамзапись, музыки, несколько рисунков и т.д.) потребовалось, что бы передать колорит народной сказки, создать непринужденную, праздничную атмосферу. Урок превращался то в театрализованное представление, то в занятие живописью, то в соревнование, то в школу этикета. А в результате учитель и учение достигли поставленной цели. Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла помогает раскрыть следующие экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь уроков природоведения, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержания и методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Такой урок сегодня предлагают вашему вниманию учитель начальных классов Вербина Н.К. и учитель музыки Ларионова М.В., где вы увидите интеграцию чтения, музыки и ознакомление с окружающим миром.

Интегрированные уроки трудового обучения и изобразительного искусства способствуют проявлению творческого интереса учащихся к работе, прочному усвоению знаний, активизации их мыслительной деятельности, формированию эстетического вкуса и нравственных качеств.

На таких уроках используются как индивидуальная работа, так и коллективное творчество, вводятся игровые моменты, осуществляется связь с музыкой, литературой, историей. Все задания носят ярко выраженный творческий характер. Таким был интегрированный урок, проведенный во 2-ом классе (Козявкина Н.В.) «Зимующие птицы» (природоведение и художественный труд).

Немаловажное значение имеет и практическое применение результатов деятельности школьников: работы, выполненные ими, используются в оформлении класса, школы и в качестве подарков. Ученики школы принимают участие в городских выставках прикладного искусства и ежегодно становятся дипломантами этих выставок. Некоторые поделки детей вы увидите на небольшой выставке при выходе в актовый зал.

Интегрированный урок – это всегда творчество, нестандартный подход к учебному занятию. Он требует дополнительной подготовки, специальной литературы. Пока это носит стихийный, неоформленный характер. Но такие уроки интересны и учителям, и ученикам. Они сплачивают педагогический коллектив, между учителями меняются взаимоотношения, кроме того, у педагогов расширяется сфера влияния.

Сегодня вы увидите несколько таких уроков.

Но работа в этом направлении не ограничивается учебным процессом, продолжается она и во внеурочное время.

Традиционно в школе в апреле проводится экологический месячник, и сегодня вы увидите внеклассное мероприятие, посвященное экологическим проблемам нашего города «Защита экологических проектов».

И, наконец, вы увидите внеклассное мероприятие, посвященное В.Шекспиру на русском и английском языке.

И все-таки интегрированный урок – вещь в школе неожиданная. Очень сложно проводить его и при этом сохранять стандарты по предмету. Даже, исходя из расписания, очень сложно соединить, историю, музыку и, предположим, литературу. Должна быть система в проведении таких уроков, иначе это будет погоня за формой, лишь способ вызвать интерес у школьников, и хотя это не плохо, но этого мало.

В идеале должны быть пересмотрены программы и учебники, определены те понятия, законы и та логика изучения каждой дисциплины, которые бы помогли взаимно увязать их преподавание, укрепили бы монолит школьных знаний.

На основе интегрированного подхода необходимо было бы составить единый школьный тематический план совместных уроков, разработать их структуру, т.е. проводить эту работу в системе.

Интеграция – это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного, или для ускорения процесса обучения, или для закрепления переноса знаний, умений и навыков. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри – и межпредметных связей в обучении, что, конечно же, есть проявление тенденций, предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция. Интеграция – это создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметах, видах деятельности и т.д.), а затем приспособление этих элементов и частей и их объединение в несуществующий ранее монолит особого качества.

             

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в обучении

На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция.  Зато хорошо известно, что латинское слово (integratio) - восстановление, восполнение, (integre...

"Предметная интеграция как проводник к целостному восприятию мира"

предметная интеграция как проводник к целостному восприятию мира...

Психологические и философские основы меж-предметной интеграции

Интеграция в первую очередь необходима для формирования целостного мировоззрения. Интеграцию использую во всем и везде: на уроках, при проведении исследовательских работ, во время проектной работы на ...

Мастер – класс Тема «Предметная интеграция на уроках литературы, географии, математики и химии».

Мастер – класс  Тема «Предметная интеграция на уроках литературы, географии, математики и химии»....

предметная интеграция в проектной деятельности

Межпредметные интеграции на уроках музыки и изобразительного искусства очень естественны и уже привычны: музыка и изобразительное искусство, музыка и литература, музыка и история.  Можно и ...

«Возможности предметной интеграции в урочное и внеурочное время в вопросах личностного воспитания школьников»

Предмет «Технология» даёт уникальную возможность всем учащимся самореализоваться, опираясь на информационную заинтересованность в любой предметной области. Расширение межпредметного взаимо...

Тезисное изложение статьи Т.А. Лалетиной «Интегрированный подход и использование предметно- языковой интеграции при обучении иностранному языку»

Тезисное изложение статьи Т.А. Лалетиной «Интегрированный подход и использование предметно- языковой интеграции при обучении иностранному языку»...


 

Комментарии

Тихонов Сергей Петрович

Большое спасибо Вам Ольга Юрьевна, за интересную и очень актуальную статью!
В ней затронуты важные вопросы и проблемы современного образования и способы их решения.