Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии
статья по теме

Фадеева Ирина Васильевна

Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с этим возникают вопросы, связанные с наиболее эффективным применением ИКТ при обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии»

       Мое знакомство с компьютером в школе, вряд ли можно назвать приятным или продуктивным. Я, как и многие в то время, безумно боялась нажать какую-нибудь “не ту” кнопочку и вывести из строя дорогостоящий аппарат. Время требовало перемен, шаг за шагом, используя его сначала лишь как печатную машинку, я стала постигать азы компьютерной грамотности. Вникая и изучая все более и более разнообразные программы, используя его преимущества во всех направлениях своей работы, я очень скоро поняла, что это не роскошь, а очень необходимая вещь для систематизации знаний учителя.

     Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с этим возникают вопросы, связанные с наиболее эффективным применением ИКТ при обучении.

    Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы.

   Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.

   Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения различных предметов, в том числе и химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют их деятельность.

    Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно я делю на четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль знаний.

Программная поддержка курса.

    Использование электронных пособий прежде всего определяется самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях-это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки.

общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.

В своей работе я использую следующие электронные пособия:

Раздел: Общая и неорганическая химия: 

1. Серия электронные уроки и тесты материал по темам:

“Вещества и их превращения”, “Атом и молекула”, “Водные растворы”, “Соли”.

2. Учебные электронные издания: образовательной коллекции 1С –“Общая и неорганическая химия” и “Виртуальная химическая лаборатория”-9 класс.

3.Уроки «Кирилла и Мефодия»

4. Диски демонстрационных опытов «Школьный химический эксперимент»

Раздел: Органическая химия:

“Производные углеводородов”;

“Органическая химия 10-11 класс”;

“Органическая химия” - электронный учебник для средней школы и младших курсов ВУЗов.

Весь курс “Химия 1С – репетитор - + варианты ЕГЭ”.

Создание презентаций.

       Вместе с тем хочется отметить, что каким бы совершенным не было электронное пособие каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ опять приходят на помощь учителю- для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям например в программе PowerPoint.

В моей методической копилке разработаны уроки по темам:

8 класс: “КВН «Посвящение в химики», «Обобщение по классам неорганических веществ», «Кислоты в нашей жизни», «Типы химических реакций», «Оксиды», «Классификации химических реакций».

 9 класс: “ «Аммиак и его свойства», 2Общая характеристика металлов», «Галогены», “Углерод: аллотропные модификации”, “Серная кислота”, “Производство серной кислоты”.

10-11 класс: “Алканы”, “Алкины”, “Диены”, “Бензол”, “Спирты”, “Карбоновые кислоты”, «Ты то, что ты ешь», «Физиологическое влияние спиртов на организм человека», «Витамины», «Лекарства», «ОВР» и др.

Создание собственных презентаций к урокам вызвало живой интерес у учащихся к программе PowerPoint – и вот уже сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса. Так сама собой возникла проектная деятельность учащихся.

Проектная деятельность.

         Метод проектов один из примеров педагогических технологий имеющий богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие “учитель - ученик”. Вместе мы освоили возможности программ: Publisher, Movie Maker.

Работа над проектами осуществляется следующим образом.

  1. Актуализация проблемы, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
  2. Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
  3. Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.
  4. Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
  5. Защита работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
  6. Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Первый опыт по данной технологии был представлен на уроке –конференции «Анализ водных ресурсов окрестностей села Орудьево»; «Валеологический подход к выбору туалетного мыла» в ходе подготовки к которому учащиеся посещали производства по очистке воды и изготовлению СМС.

 

Контроль знаний.

    Важным в работе учителя является организации контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Здесь мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д.

     Обобщая вышесказанное, хочется пожелать учителям: “Ничего не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работами, может заинтересовать учащихся своим предметом”.

Учитель химии МОУ Орудьевской сош Фадеева Ирина Васильевна