ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
план-конспект на тему

 

Данная технология стала известна в России с 1997 года. Она предлагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Что такое «критическое мышление?». Это конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа №3»

Интерактивные методы обучения

Сиротина Виктория Викторовна

 учитель истории и обществознания

2010 год


Технология развития критического мышления.

Данная технология стала известна в России с 1997 года. Она предлагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Что такое «критическое мышление?». Это конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Выделяются три основных стадии:

1. ВЫЗОВ. Нужно заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его.

2. ОСМЫСЛЕНИЕ. Ученик должен воспринять информацию, усвоить её. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранять активность ученика, делают чтение текстов осмысленным.

3. РЕФЛЕКСИЯ. Информация анализируется, творчески перерабатывается. На каждой стадии выделяются свои приёмы и методы. Например, игра в ассоциации: «Какие ассоциации связаны с...», «Что вы знаете о...» и т.д. На стадии осмысления происходит активное чтение материала учебника, маркировка текста разными значками. Значки могут ставиться при чтении на полях. Может быть составлена таблица.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Ещё один интересный приём, который используется в этой технологии, — кластеры.

Кластеры (гроздья) — выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке в виде грозди. Кластеры — это графический приём систематизации материала. Примерно так может выглядеть схема:

Человек

 

общительный

добрый

разумный

существо

В центре — главное понятие, а вокруг — смысловые единицы. Их может быть и гораздо больше. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником — текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, так и для разработки стратегии урока в целом. На стадии рефлексии происходит возврат к заданиям на стадии вызова. Здесь важно установление причинно-следственных связей, написание эссе или письменного ответа. Возможна также организация дискуссий, круглых столов. На этой стадии желательно составить таблицу «толстых»  и « тонких» вопросов. Толстые вопросы требуют простого, односложного ответа. Тонкие — подробного, развёрнутого.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

  1. Где...?
  2. Когда...?
  3. Кто...?
  4. Что ...? и т.д.
  1. Как вы думаете, почему... ?
  2. Каковы последствия... ?
  3. В чём состоят различия... ?
  4. Предположите, что будет,         если… ?

На этой стадии возможно составление синквейна. Это понятие происходит от французского слова «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк и представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятий или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Алгоритм составления синквейна:

1. Первая строка состоит из одного слова, центрального понятия темы.

2. Вторая строка — из трёх слов. Это прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие.

3. Третья строка — два слова: глаголы, объясняющие суть происходящих событий.

4. Четвёртая строка — фраза или предложение, выражающее отношение автора к теме.

5. Пятая строка — фраза, подводящая итог темы.

Например:        Тема «Человек».

Существо.

Разумный, общительный, справедливый.

Развивать, продолжать.

Биосоциальное существо.

Человек – это живое, разумное, социальное существо.

Красноперова Л.Е.- учитель информатики МОУ «Федоровская СОШ №3», г.п. Федоровский, Сургутского района, ХМАО – Югра.

Сиротина В.В.- учитель истории и обществознания МОУ «Федоровская СОШ №3», г.п. Федоровский, Сургутского района, ХМАО – Югра.

Метод проектов на основе межпредметных связей.

Использование педагогических методов, способствующих адаптации учащихся к условиям современного информационного общества, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Одним из возможных путей личностно ориентированного обучения, основанных на интеграции информационно- коммуникационных технологий с образовательной технологией - метод проектов. Использование метода проектов на основе межпредметных связей способствует высокой мотивации к саморазвитию и постижению нового у учащихся в различных областях познания.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его остается прежним - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат готовый к внедрению.

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве с проблемным и исследовательским методом обучения, а также с использованием межпредметной связи (например: история и информатика).

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи». Существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф.П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин).

Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин» или «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками».

Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе. Кроме того, сказывается недостаточный учет связи педагогики с другими науками.

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе. Итак, рассмотрим формы межпредметных связей в виде схемы:

Формы связей

По способу взаимодействия направляющих элементов

По направлению действия

По составу

  1. содержательные        1. односторонняя        1. хронологические        
  2. операционные        2. двусторонняя        2. хронометрическая
  3. методические        3. многосторонняя        
  4. организационные        4. прямая

                5. обратная

                6. восстановительная

Хронологические - это связи по последовательности их осуществления

(Мотив → Цель → Средства →Действия → Результат1).
Хронометрические - это связи по продолжительности взаимодействия связеобразующих элементов

(Результат1 →Мотив → Цель → Средства →Действия → Результат2).

Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи (например, между физикой, математикой, информатикой - курса физики; связи между неорганической и органической химией - курса химии...), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например физики, органической химии, новейшей истории. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует.

Приведём пример использования метода проектов на основе межпредметных связей по предметам информатике и истории во внеурочной деятельности с учащимися 5 классов. Учащиеся активно используют совместный сбор информации по выбранной теме прибегая к информационно-коммуникативным технологиям.

Для представления результатов своих проектных работ учащиеся используют программу MS Power Point. В учебном курсе информатике в 5 классе I полугодия не изучается тема «Мультимедийная презентация Power Point», но метод проектов предусматривает самостоятельное изучение и углубление учебного материала.

В процессе разработки проекта организована совместная работа учеников и учителей, это способствует формированию ключевой компьютерной грамотности учащихся, готовность к применению средств ИКТ.

Используя разработанный учителями алгоритм создания проекта, учащиеся создали презентацию на тему «Моя малая Родина», - посвященная 25-летию г.п. Федоровский. Итак, рассмотрим алгоритм создания проекта:

1 этап (мотив).         Научить учащихся 5 классов работать с источниками различных видов       информации, используя ИКТ.

2 этап (Цель).         Ознакомить учащихся среднего и старшего звена  с историей развития г.п. Федоровский.

3 этап (средства). Использование информационных устройств (компьютера, сканера, цифрового фотоаппарата), СМИ, историческая литература, глобальная сеть Интернет.

4 этап (Действия).

1шаг

  1. поиск информации в печатных источниках;
  2. поиск книг в библиотеке;
  3. поиск информации в Интернете;
  4. отбор информации из текста;
  5. сбор и отбор графической, звуковой информации в соответствии с темой работы;
  6. использование информационных устройств для сбора информации;

2 шаг

  1. упорядочение, сортировка информации;
  2. разбиение целого на части;
  3. выделение главного;
  4. установление причинно- следственных связей;

3 шаг

  1. создание и преобразование личного информационного пространства на жестком диске компьютера;
  2. преобразование информации в традиционном виде (составление конспекта, схемы и т.д.);
  3. преобразование текстовой информации из традиционного вида в электронный;
  4. преобразование текстовой информации из одного электронного представление в другое (форматирование, редактирование, перенос из одного редактора в другой);
  5. сохранение информации на жестком диске или других носителях;

4 шаг

  1. представление различных видах информации (текста и изображения) в одном документе;
  2. проектирование составного информационного объекта – мультимедийной презентации;
  3. представление различных видов информации (текста, изображения, звука) в мультимедийной презентации;
  4. сохранение комбинированной информации в виде мультимедийной презентации на жестком диске или других носителях в режиме презентации и демонстрации;
  5. размещение информации в глобальной сети Интернет.

5 этап (Результат). Готовая к просмотру информация в виде мультимедийной презентации.

Метод проектов на основе межпредметных связей является повышением внимания к личностным результатам обучения и развитию: способности у учащихся к саморазвитию, умению самостоятельно расширять свои знания и творчески применять их на практике в различных областях, применения новых средств ИКТ, личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Таким образом, выше описанные технологии можно применять в различных предметных областях (физики, математики, химии, биологии, истории и т.д.), что позволяет добиться у учащихся развития познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Желаем профессиональных  достижений!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....