Статья по теме "ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"
статья по теме

Данная статья представляет собой опыт инициатической педегогики, основанной на снятии гносеологической дистанции между художественно-философским произведением и жизненным миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

        «Я в тебя верю», - сказал Господь человеку, когда сотворил его. «Ты умеешь всё. Ты можешь всё. Ты создан для всего». А человек ответил: «Я тебе не верю. Я не могу. Я не умею. Я не буду». Это и стало причиной того, что человек стал слабым. Он ослабел для дел своих.

        Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о целительной педагогике. Начнём с того, что наши дети стали больными. Посмотрите на них. Плохое зрение. Плохая память. Плохое самочувствие. И плохая успеваемость. Мы констатировали факт.

        Как сделать так, чтобы ребёнок, обучаясь в школе, смог сообразно своим способностям раскрыться миру? Это вопрос вопросов. Мы должны обеспечить ученику и человеку в одном Лице достойные условия для реализации заложенных в нём творческих способностей. Как это сделать? Давайте подумаем над тем, как превратить процесс обучения в радость.

        Однажды ко мне привели девочку. Назовём её условно Наташа. Мама пожаловалась на то, что ребёнок не умеет писать сочинение в 5 классе. При этом она всё сравнивала маленькую дочку с собой. Кроме того, учитель литературы, который обучает Наташу, априорно, то есть заранее, вынес приговор целому классу: «Они не умеют ничего». От этого приговора целый класс детей пострадал. Эти Ученики перестали любить уроки литературы.

        Я встретилась с этой девочкой. Мы начали нашу беседу с того, кто такое Я.

        Ребёнку легче мыслить образами. И я спросила девочку: «А с чем бы из окружающего мира ты могла бы себя сравнить?» Девочка задумалась, а потом ответила: «С берёзой». Затем, я предложила ей ответить на вопрос: «Почему она выбрала именно берёзу?» «Напиши о себе через образ берёзки».

        И вот что получилось:

        Я похожа на стройную берёзку. Она высокая и красивая. Но пока она ещё маленькая. Скоро берёзка вырастет и станет умной.

        Она живёт в красивом лесу. Там её любят. Ей нужно ещё подрасти, чтобы стать как большие деревья.

        Мама присутствовала на нашем занятии. Я объяснила ей. Я объяснила ей, что в этом сочинении-размышлении содержатся скрытые источники тревоги ребёнка, которые купируют её творческую реализацию.

        Посмотрим внимательно на предложение:

        Но пока она ещё маленькая.

        Ребёнок явно стремится повзрослеть. «Это нормально», - скажете вы. «Беда», - возражу вам я. Человек лишён возможности в полноте проживать своё детство. И бежит оттуда.

        Второе предложение, вызывающее тревогу:

        Скоро берёзка вырастет и станет умной.

        Наташа не считает себя умной сейчас. Это страшно.

        И последнее:

        Ей нужно ещё подрасти, чтобы стать как большие деревья.

        Для девочки критерий качества – взрослые люди. Но ведь критерий качества существует для каждого возраста свой.

        Затем я задала Наташе вопрос:

«А что больше всего ты любишь слушать?» «Музыку», - ответила девочка. «А что такое музыка?» «Это слова, которые можно записать».

Ребёнок получил задание записать музыку словами.

И вот что получилось:

Музыка – это слова, которые можно записать на бумаге. Моя музыка добрая. Она похожа на листья, которые шепчут.

Моя музыка земного цвета. У неё цвет листьев и травы.

Она пахнет астрами. У музыки запах травы после дождя.

Я её так и назову «Запах травы после дождя».

На глазах у мамы её Наташа проявила себя как творческий человек. Взрослая женщина была потрясена. «Диагноз поставлен мне, а не моей дочери».

Давайте подумаем теперь, к чему могут привести жёсткие рамки запрограммированного взрослыми мышления. Только к беде. На каждом этапе взросления родитель, учитель должен обязательно становиться на одну ступеньку с ребёнком. Но, ни в коем случае, не тянуть его до своего уровня.

Я считаю, что воспитанием ребёнка должны заниматься только творческие люди. Это люди, имеющие Дар от Бога на такую святую деятельность.

Сегодня мы собрались потому, что наш разговор посвящён самой глубокой и насущной проблеме современности – воспитанию молодёжи. Это такая важная проблема, равной которой нет и не было по значимости. Человек – это Чудо. И наша задача сохранить его в первозданном замысле: умным, красивым, здоровым.

А что мы имеем на самом деле? Дети плохо учатся (из ~ 30 человек в классе только 1/3 успевает получать общие знания в том объёме, в котором они отмерены для школьного образования).

Теперь новое время. Вот все, наверное, почувствовали, что сегодня учить детей так, как это было сообразно ещё несколько лет назад нельзя. «А как нужно учить детей?» - спросите вы.

Вот об этом я и хотела бы вам рассказать.

На совещании, посвящённом «Портфолио ученика школы» была показана модель этого уникального по-своему банка данных Творческой Личности ребёнка.

Но. Я хотела бы отметить следующий для себя неприемлемый факт. «Портфолио» в том виде, в каком его предложили уважаемые коллеги из НМЦ, не может одинаково МИЛОСЕРДНО отобразить уникальность многих учеников нашего лицея.

И вот почему. «Портфолио ученика» включает в себя три важных компонента:

- творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём с рождения;

- творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём при обучении в лицее;

- творческий потенциал для дальнейшей жизни.

Я хотела бы отметить в этой МОДЕЛИ один СУЩЕСТВЕННЫЙ недостаток. Отсутствует Духовный потенциал ребёнка. Вы скажете: «Не одно ли и то же это с творческим потенциалом?» «Нет, дорогие мои».

Здесь кроется существенная разница в понятиях. Творческий потенциал – это то, что ребёнку дал Творец: способности к физике, математике, физкультуре, искусствам. А Духовный потенциал – это тот путь взросления Души, который проходит ребёнок за время обучения в лицее или школе. Что же это за Путь?

Вот, например, ученик пришёл в учебное заведение с патологией совести. А выпустился из стен нашего лицея чистым человеком. Этот путь должен быть отмечен в «Портфолио ученика» непременно. «Но это же нельзя измерить, потрогать, оценить», - скажете вы. «Можно».

Теперь остановимся подробнее на том, что же является критерием оценки ученика по духовному потенциалу.

В моём классе есть девочка. Назовём её условно Анна. Она очень была неуверенна в себе. Шаг за шагом этот ребёнок преодолевал в себе эту неуверенность. Я – учитель литературы. И говорю об этом с большой гордостью. Накануне праздника 8 марта мы задумали с ребятами духовный праздник для мам. Это была инициатива моя как учителя словесности. И ребята очень глубоко отнеслись к тому, что они впервые в своей духовной жизни должны были что-то дарить, а не получать. Настала для моих учеников Время отдавать.

Праздник готовили долго. Для этого ребята писали минисочинения «Самый счастливый момент из жизни моей мамы». Писали все сами, значит, проводили над собой глубинную работу по отысканию в родном человеке самого сокровенного.

Много ли мы знаем о своих мамах? Мы, взрослые, сидящие в этом помещении? Думаю, не очень много. А ведь каждый человек неповторим. Мы же всё время демонстрируем всезнайство: я знаю, я вижу, я осуждаю, я презираю и т. п. Мы так же амбициозно считаем, что знаем всё (!) о своих родителях.

Это духовное заблуждение. Мои ребята это поняли. Им было очень трудно «разговорить» своих мам. Скупо. Кратко. Или «сам(а) что-нибудь придумай». Дети столкнулись с проблемой – мама как Личность. В семьях, где есть лад, любовь, где двое (мужчина и женщина) уважают друг друга, ученику было легче вызвать маму на откровенность. В семьях, где есть боль, взаимные упрёки, эгоизм двоих, ребёнок сталкивался с проблемой материнской замкнутости. Это привело к тому, что многим из них мне пришлось помочь. Я «знаю» всех родителей три школьных года. Мне знакомы проблемы воспитания детей конкретных мам и пап. Но я постаралась найти в «подарок маме» лучшее, что есть в ней как в личности.

Наступил день Духовного праздника. Пришли мамы. Каждой из них ребёнок склеил особый цветик-семицветик с фотографиями из детства, юности, счастливого события. Этими цветами украсили центральную стену. А перед мамами весь праздник стоял букет из двадцати пяти красных живых роз. Дети сами собирали эти цветы в своём сердце.

Девочка Аня, о которой я упоминала ранее, символизировала в слове о Рафаэлевой Мадонне Божью Матерь. Ребёнок страдал сильным заиканием. Вскоре после праздника Аня подошла ко мне и сказала: «Теперь меня все зовут Мадонной». Сегодня заикание плавно переходит в напевную речь. Ведь на празднике девочка шла по комнате так грациозно, как, наверное, ходила Божья Матерь.

Таким образом, Духовный опыт проживания ситуации не только раскрыл в ребёнке творческие возможности (спектакль), но и целительно сказался на здоровье (!!!).

Уроки словесности – это особые уроки. На них ученик получает знания о человеке, Личности, Мире, нравственных и духовных нормах и антинормах. Литература – это один своеобразный учебник жизни.

Имеет ли учитель литературы право, держа в руках такой учебник, быть не человеком, не Личностью, не знать философий, религий, культур, а, соответственно, и языков? Этот вопрос сегодня звучит как риторический. Учитель литературы больше, чем просто человек (он Божий человек). Он больше, чем мирское (бытовое) понятие личности (он Творческая Личность), он больше, чем культуровед (он культуролог), он не замкнут в рамках одной         религии, но в сердце носит истинного Бога.

Таким образом, современная школа (наш лицей) нуждается в данное время быть местом, где должны работать профессионалы. Ибо за непрофессионализм учителя ребёнок в дальнейшем дорого заплатит: здоровьем, исковерканной судьбой и духовной бедностью. Из лексикона современного учителя должны уйти, к сожалению, имеющие место грубые слова, подрывающие у ученика всякую мотивацию к знаниям (вспомните первый пример).

В 5 классе в программе литературы изучаются Библия и творчество народное и авторское в жанре сказок, легенд, былин, притчей. Затем зёрна духовных и нравственных знаний прорастают в культурологию.

В 6, 7 классе изучается зарубежная литература (это уже культурология). И в старшей ступени ребёнок сталкивается с философскими вопросами, религиозными знаниями. Вопросы: Быть или не быть? Каким быть? Кто виноват? Что такое жизнь? Что такое история человечества? Какова в ней роль Личности? – основа человеческой жизни. Ученик должен научиться задавать их в детстве и отрочестве, ибо юность, зрелость и старость – это уже время ответов на них, поиски путей, познание истины. Поэтому основным методом учителя литературы на уроке должен стать ЭВРИСТ → то есть поиск самого ученика, путь и нахождение нужного. Учение обязано быть ДИАЛЕКТИЧНЫМ, живым. Дидактика, безусловно, должна иметь место, но лишь как толчок, как отправная точка. То же самое касается и подготовки самого учителя к уроку. Что такое «дидактические материалы»? Это готовые клише. Как можно наложить рамки на 30 разнообразных Личностей детей на 40 минут. Общение предполагает диалог. Это инструмент, как скальпель в руках хирурга, как молитва в устах священника.

Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться. Это моя внутренняя молитва. С ней я иду к детям.

        

Ирина Александровна ШИРШОВА,

кандидат филологических наук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Педагогика семейных отношений»

характеристика стилий семейного отношения.Определить пути,средства и приёмы формирование семейных отношений с детьми старшего школьного возраста....

«Музейная педагогика как составляющая формирования личности гражданина в рамках современного национального воспитательного идеала»

Данная  научно- практическая разработка адресована руководителям музеев ОУ, заместителям директоров ОУ по учебно-воспитательной и воспитательной работе и может быть использована в следующих общео...

Родительское собрание "Педагогика семейных отношений"

Данная родительское собрание поможет вместе с родителями вспомнить трудности переходного возраста у детей; сообща выработать стратегию поведения родителей в этот период; подчеркнуть необходимость вним...

Проблемы влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка

статья описывает проблемы влияния детско-родительских отношений на процесс формирования личности ребёнка...

Педагогика семейных отношений

Повестка дня:1. «Вопросы  ГИА в 9 классе».    Выступление заместителя директора по учебной работе Кондратьевой Г.Н.2. “Педагогика семейных  отношений»    Выступ...

Влияние театрального искусства на формирование личности ребёнка.(статья)

Статья о том, как театр и театральное искусство влияют на формирование личности ребёнка. Насколько важно в современных реалиях школы,где весь образовательный процесс, в основном, направленн на интелле...

Статья "детский мастер-класс как инновационная форма развития коммуникативных компетенций личности ребёнка "

Развитие коммуникативных компетенций одаренных детей через  использование в обучении такой формы как детский мастер -класс –является инновацией педагогического процесса. Этот метод заключае...