Статья "детский мастер-класс как инновационная форма развития коммуникативных компетенций личности ребёнка "
статья

Косоротова Виктория Владимировна

Развитие коммуникативных компетенций одаренных детей через  использование в обучении такой формы как детский мастер -класс –является инновацией педагогического процесса. Этот метод заключается в активном применении знаний, умений и навыков одаренных детей в работе с другими учащимися. Одаренный ребенок выступает в роли помощника педагога на занятиях, проводит мастер-классы для других детей, помогает им и подсказывает, если в этом есть необходимость. Такая роль «помощника» дает возможность одаренному ребенку почувствовать свою значимость в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Косоротова В.В.

МБУДО «Центр дополнительного образования детей»

Vivanishchev.kosorotova@yandex.ru 

Личность – сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения.

От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одаренности.  Для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.

Именно поэтому коммуникативные умения и навыки - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации.

Опыт коллективных отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Часто при работе с одаренными детьми педагог ставит перед собой задачу – получение максимального результата от ребенка. В погоне за результативностью мы не замечаем того, что одаренный ребенок может не комфортно чувствовать себя в группе, испытывает затруднения в общении с другими детьми предпочитая уединение. Поэтому необходимо развивать коммуникативные качества одаренных детей.

Коммуникативные компетенции  личности учащегося могут быть сформированы с наибольшей эффективностью при соблюдении индивидуальной образовательной траектории путем совместной творческой деятельности, продуктивного коллективного общения и осознанного отношения к своему участию в жизнедеятельности объединения, совпадении потребностей, ожиданий и результатов. 

Развитие коммуникативных компетенций одаренных детей через  использование в обучении такой формы как детский мастер класс –является инновацией педагогического процесса. Этот метод заключается в активном применении знаний, умений и навыков одаренных детей в работе с другими учащимися. Одаренный ребенок выступает в роли помощника педагога на занятиях, проводит мастер-классы для других детей, помогает им и подсказывает, если в этом есть необходимость. Такая роль «помощника» дает возможность одаренному ребенку почувствовать свою значимость в коллективе.

В школьном возрасте изменяется социальная микросреда развития ребенка. Система взаимодействия «ребенок — взрослый» дополняется взаимодействием в системе «ребенок — ребенок». Совместная деятельность способствует формированию у учащихся потребности в общении со сверстниками, что является первоосновой для формирования коллективных взаимоотношений, детское общество становится притягательным и эмоционально значимым для ребенка.

Для того, чтобы помочь одаренному ребенку оптимально развиваться в коллективе, необходимо не только понимать и учитывать специфику социализации таких детей, но и проводить специальную работу, направленную на формирование у них навыков позитивного коммуникативного взаимодействия. Одним из принципов работы с одаренными детьми является принцип формирования корректных отношений между учащимися. Установка на лидерство и на соревнование не должна переходить в агрессивные формы поведения учеников. Одаренные дети быстро понимают свое превосходство над другими детьми. В дальнейшем это может привести к развитию у одаренного ребенка эгоцентризма.

Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Работа по формуле «одаренный ребенок – педагог – детский коллектив» несомненно дает положительные результаты: увеличивается количество участий одаренных детей в мероприятиях, так как полученные знания и коммуникативные навыки позволяют им  увереннее чувствовать себя в коллективе. Одаренный ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера и руководителя по играм и занятиям, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми, генерирует идеи и решения задач, в общении со сверстниками проявляет инициативу, принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста, другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью, относится к сверстникам и к старшим как к равным, явно принимается большинством людей, которые его знают. В ходе совместных дискуссий одаренные дети с интересом участвуют в обсуждениях творческих проектов, проявляют готовность помочь своим сверстникам советом или делом, с удовольствием делятся своими знаниями с другими, способны улаживать назревающие конфликты. 

Развитость коммуникативных компетенций ведет к результативной деятельности, создает благоприятную почву для развития личностных особенностей, позволяющих и в будущем действовать эффективно и успешно.

Список литературы:

  1. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  2. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000.
  3. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000.
  4. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  5. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб.: Речь, 2002. 
  6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
  7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/16/kollektivnye-vzaimootnosheniya 
  8. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=921 
  9. http://www.openclass.ru 
  10. http://www.proshkolu.ru 
  11. http://xreferat.ru/77/3851-1-osobennosti-razvitiya-lichnosti-odarennogo-rebenka-i-ego-problemy-socializacii.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс на тему "инновационные формы уроков"

в данном материале, представленном мною на районном конкурсе "Учитель года-2010" рассказывается о новых, интерактивных формах проведения уроков истории. дается их описание, востребованность....

Мастер - класс "Театральные технологии как способ развития творчески одаренной личности".

Занятия в школе, конечно, важны для каждого из нас, но, чтобы стать по-настоящему хорошим человеком, недостаточно просто знать наизусть все правила и формулы. Нужно быть ярким, нескучным, общительным…...

2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»

В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи  от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...

2019 г. Доклад с элементами мастер-класса на ГМО по теме самообразования "Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся"

Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся необходимо, так как каждый учащийся индивидуален, имеет свой способ восприятия и воспроизведения языковой и речевой информа...

Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»- 2023

Методическая разработка - 30.03.2023Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыка...