Исследовательская деятельность учащихся в школе
статья на тему

Сегодня школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Чтобы решить эту задачу и способствовать развитию личности учащихся, мы разработали в школе систему организации научно-исследовательской деятельности, по которой работаем с 2006 года и добиваемся хороших результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya_v_shkole.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Игольникова Ирина Николаевна,

п.Родники Троицкого района Челябинской области

«Исследовательская деятельность учащихся в школе»

Сегодня школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Чтобы решить эту задачу и способствовать развитию личности учащихся, мы разработали в школе систему организации научно-исследовательской деятельности, по которой работаем с 2006 года и добиваемся хороших результатов.

Цель: развитие творческих способностей учащихся и реализация их потребностей в активной исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. формирование  представлений о целостной картине мира;
  2. пропаганда научных знаний об окружающем мире;
  3. знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
  4. проведение прикладных исследований в рамках работы НОУ, кружка, элективного курса, личного плана исследования отдельных учащихся, проведение исследований по заявкам классных руководителей, родителей, службы сопровождения школы.
  5. проведение итоговой конференции НОУ школы;
  6. участие в районных, областных олимпиадах, конкурсах, конференциях;
  7. пропаганда и внедрение результатов исследований в работу школы через выставки, школьную газету, участие в предметных неделях, публикацию сборника НОУ

Этапы деятельности, сроки, прогнозируемые результаты

  1. Подготовительный  (2 – 6 классы)

Задачи:

  1. Выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач.
  2. Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника  (обучение работе с учебником и словарями, приобретение навыков быстрого чтения, выработка умений по организации выполнения домашних заданий, по организации отдыха и т.д., выработка умения составлять план, тезисы, умения работать над рефератом как одним  из видов исследовательской деятельности, умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи).
  3. Вовлечение каждого ученика в активные формы деятельности на уроке и внеурочное время.

Мероприятия  на 1 этапе

  1. Диагностика интересов, склонностей, личных особенностей учащихся.
  1. Экскурсия в библиотеку.
  2. Занятие «Библиотека – твой помощник» (о правилах работы с литературой).
  3. Организация предметных кружков.
  4. Организация работы исследовательского общества учащихся 2 – 6 классов (планирование работы, выбор тем рефератов).
  5. Организация мастерской для учащихся  2 – 6 классов «От мыслительных умений – к исследовательским навыкам».
  6. Работа мастерской «От мыслительных умений – к исследовательским навыкам».
  7. Написание рефератов по выбранной теме.
  8. Конкурс и выставка реферативных работ.
  9. Общешкольное родительское собрание «Исследовательская деятельность в школе».
  10. Проведение предметных недель, школьных олимпиад.
  11. Проведение уроков-собеседований.
  12. Участие в школьном смотре-конкурсе «Ученик года».

Ожидаемый результат

Выявить учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания, сформировать у учащихся исследовательскую культуру, подготовить учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью.

  1. Развивающий (7- 8 классы)

Задачи:

  1. Совершенствование у учащихся  практических навыков научно-исследовательской деятельности (ознакомление с методами и приемами доступной для учащихся научно-исследовательской и опытнической работы, выработка умения работать над проектом как одним из видов исследовательской деятельности, отработка методики публичного выступления).
  2. Активное расширение кругозора учащихся.
  3. Вовлечение в работу НОУ.
  4. Активизация методической работы среди педагогов школы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Мероприятия на 2 этапе

  1. Диагностика интересов, склонностей, личных особенностей учащихся.
  2. Организация предметных кружков, элективных курсов.
  3. Проведение предметных недель, школьных олимпиад.
  4. Организация мастерской для учащихся  7 – 8 классов «Введение в научно-исследовательскую деятельность».
  5. Занятия с учащимися в рамках работы мастерской «Введение в научно-исследовательскую деятельность».
  6. Написание  учащимися проектов в рамках работы НОУ.
  7. Защита, выставка проектов на школьной НПК НОУ.
  8. Общешкольное родительское собрание «Исследовательская деятельность в школе».
  9. Организация научно-практических семинаров в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»
  10. Участие в школьном смотре-конкурсе «Ученик года»

Ожидаемый результат

Вступление в научное общество учащихся школы

  1. Этап непосредственной научно-исследовательской деятельности  (9 -11 классы)

Задачи:

  1. Разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов учащихся
  2. Организация работы НОУ

Мероприятия на 3 этапе

  1. Диагностика интересов, склонностей, личных особенностей учащихся.
  2. Организация предметных кружков, элективных курсов.
  3. Проведение предметных недель, школьных олимпиад.
  4. Заседание Методического Совета школы – распределение нагрузки по организации НОУ среди педагогов, формирование предметных секций НОУ.
  5. Установочное межсекционное собрание НОУ: составление плана работы на весь учебный год.
  6. Школьная и зональная НПК НОУ.
  7. Районная НПК НОУ.
  8. Общешкольное родительское собрание «Исследовательская деятельность в школе».
  9. Участие в школьном смотре-конкурсе «Ученик года».

Ожидаемый результат

Создание банка необходимых методик исследовательской деятельности.

Создание оптимальных путей для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей, образовательных потребностей.

Использование исследовательских работ, выполненных учащимися, на уроках, кружках, на внеклассных мероприятиях, предметных неделях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

«Научно-исследовательская деятельность учащихся в школе»

Согласно новым ФГОС цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Необходимо вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с осв...

доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...

доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...