Особенности учёта в системе производственного обучения
статья на тему

Процесс производственного обучения неизбежно сопровождается фиксацией и анализом его хода и результатов. Учёт, контроль и оценка успехов обучающихся осуществляются непрерывно, на всех этапах учебно-производственного процесса. В статье раскрывается содержание отчётности мастера в разные периоды обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»

Цвеклинская Н. Г.

Статья

Особенности учёта в системе производственного обучения

Учет производственного обучения можно рассматривать двояко: как систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения, и как неотъемлемое звено, органическая часть процесса производственного обучения.

Учет производственного обучения включает следующие составные части (компоненты):

  1. собственно учет, т.е. анализ и фиксация хода и результатов процесса производственного обучения: сравнение и сопоставление с исходными данными, величинами, показателями, установками; заключение о соответствии фактического состояния процесса обучения этим исходным данным; определение (подсчет, замер) количественных показателей, характеризующих ход и результаты процесса обучения;
  2. контроль, т.е. процесс определения соответствия знаний и умений учащихся, результатов их учебно-производственной деятельности установленным требованиям, правилам, нормам, нормативам, критериям и т.д.;
  3. оценка-суждение (заключение) о качестве знаний и умений учащихся, о результатах их учебно-производственной деятельности.

Можно выделить следующие виды учета:

1. Учет выполнения учебного плана и программ. Данный учет дает возможность установить, насколько правильно организован процесс обучения, как используется время, отводимое на каждый предмет, сроки, последовательность изучения предметов, их взаимосвязи, соотношение и характер чередования теории и практики.

Применительно к производственному обучению учет выполнения учебного плана позволяет определить, проводится ли оно в установленные сроки, каков его фактический режим, сколько часов на него затрачено, соответствует ли это учебному плану. Выполнение учебного плана фиксируется в журнале учета производственного обучения.

В журнале мастер делает записи о содержании конкретных занятий, о работах, выполненных учащимися, и оценках, выставленных каждому персонально. Такой накопительный анализ позволяет сравнивать результаты и принимать меры по ликвидации пробелов в знаниях и умениях отдельных учащихся, если выясняются их отставания в овладении теми или иными приемами. В графе журнала "Содержание занятий и наименование выполняемых работ на каждый учебный день" мастер записывает дату занятия, тему раздела программы, подтему, приводит краткое содержание группового инструктажа (по операционным и комплексным темам) и затраченное на него время. Кроме этого, по операционным темам при выполнении тренировочных упражнений указывает объекты работ и время, затраченное на отработку приемов и операций.

При проведении экскурсий в журнале записываются: дата занятия; тема программы, по которой проводят экскурсию (целевую или ознакомительную); содержание экскурсии и затраченное на нее время.

В периоды обучения в цехах предприятий и во время производственной практики учет осуществляется с применением индивидуальных дневников, в которых учащиеся должны ежедневно делать записи по содержанию выполненных работ и затраченном на них времени. Мастер должен систематически контролировать правильность записей, особенно в части разряда работ и процента выполнения нормы (если работы нормируются), а также проверять отметку о качестве выполнения учащимися работ, сделанную бригадиром или мастером участка, где проходит обучение.

На основании этих данных мастер вносит результаты выполнения учебной программы каждого учащегося в журнал производственного обучения. Дневник — документ, который может также предъявляться на итоговой аттестации.

Такой учет позволяет определить, проводится ли производственное обучение в установленные сроки, в каком режиме, соответствует ли затраченное время установленному по плану. Выполнение учебного плана по группам должно быть стопроцентным. Возможно, что из-за болезни или по другой причине у отдельных учеников будет меньший процент выполнения, но во всех случаях обязательно изучение и усвоение учащимися всех тем программ производственного обучения.

При определении процента выполнения учебного плана можно пользоваться формулой

Выполнение учебного плана (%) = Тфакт / Тп 100,

где Тфакт — количество времени, фактически затраченного на производственное обучение за данный период, ч (пропуски занятий отдельными учащимися не учитываются);

Тп — количество времени, отведенное на производственное обучение учебным планом, ч (на данный период).

В том случае, когда мастером проводится индивидуальный учет выполнения программы производственного обучения или отработка отдельных ее тем связана с графиком перемещения на рабочих местах, опыт показал удобство применения (дополнительно к журналу) учетной формы.

2. Учет успеваемости по производственному обучению — это важнейший показатель, четко отражающий, в какой степени учащиеся освоили навыки выполнения изученных видов работ, с каким качеством и производительностью осуществляют изготовление продукции, какой уровень компетенции (квалификации) учащегося достигнут.

Для объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся следует исходить из ряда принципов, давно и успешно апробированных в системе НПО. Таковыми являются:

  1. систематичность и своевременность — когда проверка качества усвоения темы, раздела или вида работ происходит регулярно, а не от случая к случаю, когда информация об отставании обучаемого не является неожиданной и при выявлении недочетов можно оперативно скорректировать действия мастера и деятельность учащегося;
  2. индивидуальность и дифференцнрованность - когда мастером учитываются способности и возможности конкретного ученика и при этом сложность выполняемых работ, этап обучения; когда проявляется личностный гуманистический подход мастера в отношении темпа продвижения учащегося в освоении специальности;
  3. всесторонность и объективность оценки — когда осуществляется полное выявление фактического уровня знаний, умений и навыков по изученному материалу в соответствии с системой критериальных показателей.

Выставленная оценка должна отражать фактическую успеваемость. Ее справедливость не должна вызывать сомнений. Как излишняя строгость в оценке, так и неоправданная снисходительность в равной мере наносят делу вред. Молодые мастера должны осознавать, что оценка работы (справедливая и учитывающая индивидуальность!) — это мощный инструмент воспитывающего характера. Умело используя его, можно побуждать учеников к сознательному и успешному овладению специальностью. Подстегивая самолюбие сильного учащегося, можно ускорить достижение им больших успехов. Терпеливо помогая находить свои ошибки, недочеты более слабому ученику, можно вывести его на нужный уровень подготовки. И еще. Ни при каких обстоятельствах мастер не должен снижать оценку в качестве наказания за пропуски без уважительной причины или другие нарушения дисциплины. Оценка работы не может выставляться с учетом личных симпатий или антипатий. Педагог не имеет морального права на подобное проявление эмоций.

При производственном обучении учет успеваемости имеет следующие виды, напрямую связанные с этапами изучения программы.

Текущий учет включает: текущие наблюдения за результатами выполнения учебно-производственных заданий; беседы в ходе инструктажей, позволяющие определять понимание материала каждым учеником; контроль выполнения учащимися домашних заданий, самостоятельной работы с литературой и др., позволяющий определять увлеченность изучаемой специальностью.

Периодический учет — это проверочные (в конце полугодия и учебного года) и контрольные работы с целью получения данных по результатам обучения за конкретный период. Имеет целью осуществление систематического поэтапного контроля за уровнем профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, выполнением программы производственного обучения, получение данных для оценки учащихся за соответствующий период обучения.

Итоговый учет включает выпускные квалификационные (пробные) и выпускные письменные квалификационные работы, результаты которых призваны выявить уровень знаний выпускников в пределах профессиональной характеристики.

Список использованной литературы

  1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
  2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности целеполагания уроков производственного обучения

В статье раскрывается сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного об...

Положение о производственном обучении и производственной практике НПО

Положение о производственном обучении и производственной практике...

Особенности работы мастера производственного обучения

Особенности работы мастера производственного обучения Саркисян Л.Г., мастер производственногообучения ГБОУ НПО ПЛЖТ, Санкт – Петербург.Воспитательная работа  - это часть учебно-воспита...

План урока производственного обучения по теме: "Основы работы с операционной системой Windows"

План урока производственного обуения, практическая работа и инструкционная карта....

Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН. (педсовет 1 четверть)

Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного...

Особенности работы мастера производственного обучения с подростками.

Данная статья напрвлена на воспитание подростков в условиях учебного заведения, выхода из конфликтной ситуации....