Личностно-ориентированный урок
методическая разработка на тему

Ливоненкова Ирина Семёновна
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orien.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ  УРОК

Тип урока: 

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: 

Урок - размышление с опорой на субъектный личностный опыт учеников.

Обучающие цели:

  1. организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «…»; 
  2. создать условия для усвоения;
  3. обеспечить установление, учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

        

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  1. создать условия для развития у школьников умений формировать проблемы, предлагать пути их решения, находить, задумываться;
  2. создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать.

Воспитательные цели:   

  1. содействовать развитию умения общаться между         собой, помочь учащимся осознать ценность         совместной деятельности.

        

Оформление доски: Эпиграф. Имя урока.

Методы:        Работа в группах.

Самоанализ урока

 

Это урок личностно – ориентированной направленности. Его основная задача – создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитание и развитие индивидуальных особенностей.

                        

Психолого – диагностический аспект урока

1. Актуализация субъектного опыта учащихся:

        а) – предварительное (опережающее) задание;

        в) – начало работы «Мозговой штурм».

2. Задания на дом: разноуровневые.

        Создание на уроке ситуации выбора и успеха. Работа в группах требует умения прислушиваться друг к другу, принимать нужную точку зрения, строить высказывание так, чтобы слушателям всё было понятно.

3.  Индивидуально-творческая работа – обязательный элемент личностно-ориентированного урока.

4. Введение учащихся в диалог.

Урок личностно-ориентированной направленности не может считаться состоявшимися, если в нём не было эмоционального центра «озарения», которое ведёт к открытию истины, которая воодушевляет, придаёт веру в свои силы. Диалог между учениками и учителем обязателен на любом уроке.

5. Организация сотрудничества  совместной творческой деятельности.

        Учащиеся называют тех, кто работал лучше всех.

Нетрадиционные методы, обеспечивающие на уроке личностно-ориентированные ситуации

        Специфические методы обучения, которые в современной психолого-педагогической литературе порой называют нетрадиционными.        

                

Для создания личностно-ориентированной ситуации на уроке рекомендуется принимать такие методы обучения, с помощью которых учитель может возбудить самодеятельность учащихся, стимулировать их активность.

На уроке подтолкнуть их к актуализации их творческие силы. Назову некоторые методы обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста и работающие непосредственно на задачи развития личности.

         1. Метод экспрессии в творческой ситуации.

 Приёмы метода – рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, музыка, ритмика, то есть средства искусства.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт.

        2. Метод чтения вслух.

        3. Метод дискуссии и т.д.

        Различные ситуации выбора

Их вариативность обусловливается следующими обстоятельствами:

        ● – степенью свободы выбора ученика;

        ● – формой организации учебной деятельности;

        ● – смежностью предлагаемых для выбора заданий;

        ● – формой выполнения учебного задания;

        ● – степенью самостоятельности действий учащегося;

        ● – возможностью использования при выполнении задания различных источников информации.

Например, на этапе изучения нового материала по теме «Пищеварение в ротовой полости» предлагаю выяснить, что и как происходит с пищей в полости рта. Для этого учащиеся самостоятельно знакомятся с изложенной в учебнике информацией, затем отвечают по выбору на вопросы, записанные на доске, 1-го или 2-го варианта:

1-й вариант

1. Что такое глюкоза?

2. Что происходит с пищей в ротовой полости?

3. Почему важно переваривать пищу?

4. Почему после пережевывания пищи ощущается сладкий вкус?

2-й  вариант

1. Будет ли выделяться слюна у животного с перерезанными нервами, идущими от мозга к слюнным железам?

2. Почему в слюне собаки, которую кормили картофелем, содержится больше ферментов, чем у той которую кормили  мясом?

3. Щенка кормили молоком. Будет ли у него выделяться слюна при виде мяса?

4. Объясните правильность поговорки: «Когда я ем, я глух и нем».

        

Предложенные варианты отличаются по степени сложности здания. Если ответы на вопросы 1-го варианта ученики могут найти в тексте учебника, то 2-ой вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности, требует применения учащимися умения устанавливать причинно-следственные связи, а  также знаний из ранее изученных тем.

При проверке результатов выполнения заданий учитель сначала предоставляет слово ученикам, выбравшим 1-й вариант, а потом отвечают учащиеся, избравшие вопросы 2-го варианта.

На уроке природоведения при изучении темы «Комнатные растения», например, предлагаю ученикам выбрать и выполнить дома одно из 3-х заданий:

1).  Подготовить сообщение о комнатных растениях, за которыми ухаживают цветоводы класса.

2).  Написать сочинение-рассуждение «Можно ли дикорастущее растение сделать комнатным?».

3).  Оформить книжку-самоделку «Сказка о комнатных растениях» и т.д.

ПАМЯТКА (советы), помогающие учащимся осваивать алгоритм действий в ситуации выбора:        

        

I.    Внимательно прочти все варианты учебных заданий.

II.  Постарайся осмыслить каждое задание.

III. Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.

IV. Мысленно выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.

V.  Постарайся объяснить (обосновать) самому себе, что тот выбор, который ты хочешь сделать, является в данном случае наилучшим.

VI. Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.

VII. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного выбора.

Для субъектов коллективного выбора использовать в совместной деятельности следующий алгоритм действий:

        

1. Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий.

2. Вместе проанализируйте содержание и варианты выполнения каждого из них.

3. Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности членов своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий.

4. Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдаётся коллективное предпочтение.

5. Разработайте план совместных действий по решению избранного задания.

6. Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внёс свой вклад в выполнение задания.

7. Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной работы.

8. Оцените успешность сделанного выбора и результативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом.

Оптимальные  условия  для  организации  деятельности  учащихся  на  личностно-ориентированном  уроке:

♥ - краткость;

♥ - творческая группа;

♥ - ситуация успеха;

♥ - диалоговые и полилоговые формы общения;

♥ -толерантность, доверия;

♥ - условия для проявления самостоятельности;

♥ - темп урока, стиль;

♥ - домашнее задание, право выбора.

Рефлексия  - размышление, самонаблюдение, самопознание, деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий.

        

● Опережающее задание на тему: «Н.Н. Миклухо-Маклай на острове Новая Гвинея». География, 9 класс, тема урока: «Океания».

Первым учёным, изучившим природу и жизнь населения Новой Гвинеи, был русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай.

С молодых лет Миклухо-Маклай увлекался естествознанием. Он был географом, врачом, художником, этнографом, биологом.

В сентябре 1871 года он отправляется на Новую Гвинею, остров в Тихом океане, расположенный у берегов северной Австралии. На берег Миклухо-Маклай высадился один, без оружия.

Папуасы встретили его с недоверием. Маклая это не остановило; он вошёл в деревню, сел на циновку, снял башмаеи, лёг и … уснул. В последствие, своим вниманием, правдивостью, дружеским отношением он завоевал любовь и доверие папуасов. Папуасы полюбили Маклая, называли его своим братом. Когда он уехал, они годами хранили его вещи, оберегали жилище и ждали его возвращения.

Прошло много лет. В конце прошлого века группа российских  учёных посетила деревню, где жил Миклухо-Маклай. Они отметили, что жители этой деревни сохранили о нём добрую память. О Миклухе-Маклае на острове сложились легенды, появились сказания. Своим детям папуасы нередко и поныне дают имя Маклай. «Тамо-рус» (так звали Миклухо-Маклая местные жители) научил их пользоваться железными ножами и топорами, учил разводить новые полезные растения. Он много сделал, чтобы улучшить положение папуасов.

Восточное побережье, где жил и работал учёный и сейчас носит название «Берег Маклая». Собранный им богатейший материал о природе и жизни коренных жителей острова Новая Гвинея в виде дневников  был опубликован спустя много десятков лет лишь в 20 веке. Беспримерная преданность и мужество характеризуют путешественника как обаятельного человека с большим сердцем.

                

Задания на выбор в конвертах: 

Природоведение, 5 класс, тема урока: «Лес».

Карточка 1

☻ Вопрос – ответ:

1.  У дуба, клёна, берёзы листья крупные и нежные. Они появляются весной и опадают осенью. Как называются леса из таких деревьев?

2.  Почему лес можно назвать «многоэтажным домом» со множеством «квартир»?

3.  Какие животные обитают в лесу?

☻  Отгадай загадки:

1.  Клейкие почки, зелёные листочки,

     С белой корой стоит под горой.                (берёза)

2.  Дом со всех сторон открыт,

     Он резною крышей крыт.

     Заходи в зелёный дом –

     Чудеса увидишь в нём!                (лес) 

3.  Лесом катится клубок,

     У него колючий бок.

     Он охотится ночами

     За жуками и мышами.                (ёж)

Карточка 2

☻ Вопрос – ответ:

1.  Какие леса называют хвойными?

2.  Какие птицы обитают в лесу?

3.  Почему деревья и многие грибы называют добрыми соседями?

Отгадай загадки:

1.  Его весной и летом

     Мы видели одетым,

     А осенью с бедняжки

     Сорвали все рубашки.                        (дерево)

2.  С ветки на ветку быстрый, как мяч,

     Скачет по лесу рыжий циркач.

     Вот на лету он шишку сорвал,

     И в дупло убежал.                       (белка)

3.  Я в красной шапочке расту

     Среди корней осиновых,

     Меня увидишь за версту –

     Зовусь я … (подосиновик).

● Работа в парах (или  группах)

Тема урока: «Природные зоны России». География России, 7 класс.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель: Формирование целостного представления о природных зонах России.

Задание 1

 На столе учителя конверты. В конвертах находятся картинки с изображением растений и животных природных зон России и конверты с названием природной зоны. В выбранную природную зону нужно поместить те растения и животные, которые им соответствуют.

Задание 2

1).  Сколько поясов освещённости существует на земном шаре? Назовите их и запишите в тетрадь.

2). В каких поясах освещения расположена Россия?

3). Какой тип климата характерен для большей части территории нашей страны?

4). Сделайте вывод:  Вывод: Природные зоны России неодинаковы. В природе всё взаимосвязано: климат, растительность и животный мир. От климата зависят растительность, животный мир, почва и занятия человека.

Задание 3

1).  Почему изменяются почвы, животный и растительный мир с севера на юг?

2).  Какие природные зоны расположены на территории России?

3).  В какой природной зоне вы живёте?

4).  Сделайте вывод.  

Вывод: На территории России смена природных зон происходит с севера на юг. Для каждой природной зоны характерны свой неповторимый растительный и животный мир, особые почвы. На территории России расположены следующие природные зоны: арктические пустыни, тундра и лесотундра, леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, субтропики, в горах выражена высотная поясность и др.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный интегрированный урок по физике, математике, информатике "Графическое представление физических формул.Создание графиков в текстовом редакторе MS Word"

Тема урока:«Графическое представление физических формул. Создание графиков с использованием средств текстового редактора MSWord»Цели урока:используя математические знания, помочь учен...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно-ориентированная технология урока истории

Материал содержит описание личностно-ориентированной технологии урока истории, фрагменты уроков, сертификаты мастер-классов по данной технологии, награды учителя и учеников....

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...