Влияние новых форм методической работы на повышение конкурентоспособности педагога.
статья по теме

Плужникова Валентина Николаевна

Статья Влияние новых форм методической работы на повышение конкурентоспособности педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №21»

Влияние новых форм методической работы на повышение конкурентоспособности педагога.

        

Учитель географии: Плужникова В.Н.

              2010-2011        

Влияние  новых форм методической работы на    повышение конкурентоспособности  педагога.

Традиционная методическая работа предполагает  повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методах, приёмах, технологиях и умений за счет копирования  их в своей деятельности.

Воспитать  человека с современным мышлением, способного успешно самореализовываться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятии «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных проблем, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.

 Методическая работа становится средством повышения компетентности учителя и средством его профессионального роста. Одна из возможностей педагога повысить конкурентоспособность – это использование новых форм методической работы.

Целью современного образования становится социальная зрелость выпускников школ, как важнейший параметр развития личности и сохранения индивидуальности.

Одна из возможностей педагога повысить конкурентно- способность- это использование новых форм методической  работы как проведение элективных курсов.

Целью современного высшего образования становится социальная зрелость выпускников школ как важнейший параметр развития личности и сохранения индивидуальности. Содержание образования нацелено на передачу основ наук. Типичными стали психологическая и социальная невостребованность знаний, потеря представления школьников о  престижности квалифицированного сложного труда. Образование и успеваемость остаются заложниками вступительных экзаменов  в вузы.

Выпускники школ теряют жизненные ориентиры, позитивные стремления и мотивы. Произошел глубокий разрыв между возрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни. Этот разрыв ведет  к социальным проблемам.

Выпускник заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, нужных ему для выживания в условиях постоянного выбора. Школа должна предоставить школьнику возможность научиться реализовать свои замыслы. У значительной части  выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, формируется запрос на новый тип образования, сочетающий традиционное образование с обучением, ориентированным на требования окружающей жизни.  Это позволит составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного обучения. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Профильное обучение должно дать свободу человеку быть другим. Модель школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность комбинации учебных процессов,  что обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система будет включать в себя разные типы учебных предметов: базовые, общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор общеобразовательных курсов определяется базисным учебным планом.

Профильные общеобразовательные курсы предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.  Содержание профильных курсов определяется стандартом, а недельный объем - базисным учебным планом. Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они выполняют три основные функции:

  1.  Дополняют содержание профильного курса.
  2. Развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого  происходит на минимальном образовательном уровне, это позволит школьникам удовлетворить свои потребности и получить дополнительную подготовку.
  3. Направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников.

Профильное обучение выполняет задачи жизненного и профессионального самоопределение ученика. По мнению специалистов, на изучение одного элективного курса целесообразно отводить от 35 до 70 часов. Он может преподаваться в течении одного полугодия, учебного года или двух учебных лет.  Реализуются элективные курсы за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Представленные профильные элективные курсы расширяют  содержание базового курса географии, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи выпускного экзамена по географии.  Методика обучения элективным курсам должна развивать у  учащихся навыки организации умственного труда и самообразования. В процессе освоения элективных курсов желательно предоставить учащимся возможность использовать разные учебники, учебные пособия, практикумы, энциклопедии. Для промежуточной аттестации учащихся можно рекомендовать написание рефератов. При выполнении реферативных работ учащиеся могут обращаться к различным источникам.  Большим подспорьем здесь может быть использование интернет – технологий, учебных CD дисков. На мой взгляд элективные курсы по географии дают возможности запуска процессов самоопределение старшеклассников средствами образования. Для этого образовательная программа должна выполнять как минимум три задачи:

  1. Презентовать для старшеклассников ключевые контексты современного продуктивного самоопределения;
  2. Демонстрировать проблемные отношения к окружающей действительности как к пространству возможностей
  3. Служить навигатором в открытом образовательном пространстве.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности. Его главные цели – установление истины, развитие умения  работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Целью данных курсов  является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.

Основными задачами преподавание  профильных элективных курсов по  географии являются:

 -  представление учащимся научного исследования как единой системы;

- формирование у учащихся чувство значимости научного исследования;

-  пробуждение интереса учащихся к изучению предметных вопросов.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды занятий:

  1. Лекционные
  2. Практические
  3. Семинарские

Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды  занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятием исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной,  коммуникативной и речевой компетенции учащихся умений:

- вести устный диалог на заданную тему

- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

-   участвовать в работе конференций, чтений.

В процессе прохождения программ элективных курсов по географии формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:

- умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;

- навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;

- навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование;

- навыки овладения теоретическими знаниями по теме  своей работы и шире;

- умение оформлять доклад, курсовую работу, презентацию.

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ -  проведении предметного исследования и оформлении собственной исследовательской деятельности. По окончании каждого курса проводится публичная защита проекта - научно –учебного исследования по предметной тематике, осуществляется выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

В нашей школе элективные курсы проводят уже третий год.

9 кл.-«Путешествуем по городам Саратовской области»- позволяют расширить знания о малой Родине. Знания проводят в  виде лекций, экскурсий, видеопросмотров. Например, на занятии о нашем городе, после лекции просматриваем фильм о нашем городе. Такие занятия как о городах Пугачеве, Хвалынске, Вольске подключается материал увиденный на экскурсиях по этим городам.

10кл. – «Географическая культура»- который раскрывает в себе фундаментальные общекультурные знания об особенностях пространственно- временной организации и взаимодействии природы и общества.

На итоговых занятиях учащимся предлагается создать буклет по пройденным темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы методической работы, направленные на формирование аналитической компетентности педагогов

Дается описание  практического семинара с анализом и самоанализом урока....

Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)

Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)...

"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "

С целью обобщения и  распространения  педагогического опыта предлагаю познакомиться с  программой по самообразованию....

Методические рекомендации «Конкурсное движение как фактор повышения конкурентоспособности педагога»

Тенденции современного общества выдвигают требования к личности: способность жить в высокотехнологичном мире, уметь презентовать себя и самостоятельно ставить цели, планомерно достигать их, быстро реа...

Методическая статья по теме «Образовательное событие, как новая форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов»

Образовательное событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло....

Новые формы, методы и технологии повышения компетентности руководителей образовательных организаций в системе повышения квалификации

В статье раскрываются инновационные технологии повышения квалификации руководителя образовательной организации для успешного формирования профессионализма и компетентности в управленческой деятельност...

НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ, АССОЦИАЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Методическая поддержка - это оперативное и перспективное р...