музейная педагогига
материал (5 класс) по теме

Магдалинова Галина Сергеевна

Программа курса музейной педагогиги расчитанная на три года реализации. описаны плюсы и минусы ожидаемого результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnaya_rabota_muzeynaya_pedagogika.docx50.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Магдалинова Галина Сергеевна

Управление образованием МО Динской район

МОУ СОШ № 53

Тема: «Программа инновационной деятельности по внедрению музейной педагогики в учебно – воспитательный процесс».

Автор программы: Магдалинова Галина Сергеевна.

                                                       2009 г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….3-4

  1. Музейная педагогика в школьном процессе………………………………4
  1. Информационно-историческая справка о МОУ СОШ № 53……………..4
  2. Зачем нужна музейная педагогика в школах………………………………4-5
  1. Паспорт программы…………………………………………………………5-7
  2. Идея программы……………………………………………………………..7

3.1. Принципы программы………………………………………………………….7-8

3.2.Связьсдругимидисциплинами ………………………………………………….8-9

3.3. Особенности воспитательно-образовательной функции школьного музея….9

4. Направления работы………………………………………………………………9-10

            5.Ожидаемые результаты развития программы «Музейная педагогика в учебно-

               воспитательном процессе»……………………………………………………….10-11

            6.Календарный план мероприятий по реализации программы…………………..11-14

Библиографический список………………………………………………………...15

Рецензия……………………………………………………………………………...16

Приложения………………………………………………………………………….17-19

Введение.

       Можно считать национальной трагедией то , что в конце 20 века в России в эпоху позднего варварства, как, возможно, назовут наше время потомки, распалась связь времен. Пошел процесс дегуманизации общества, наступления массовой культуры. Возник процесс дегуманизации общества, наступления массовой культуры. Возник разрыв между образованием и культурой. Процесс обучения не ставит своей задачей формирование эмоций, нравственно-эстетического отношения к миру. Вместо того чтобы вести детей тропой искания, им преподносят лишь итоги поиска. Искусство все чаще заменяется эрзацем, псевдоискусством. Значительная часть общества сейчас считает, что важнее всего на свете не человеческие отношения , а материальное преуспевание.

      Самый большой дефицит в нашем обществе - не дефицит материальных благ, а дефицит культуры. Не удивительно, что для изменения ситуации мы обращаемся ,прежде всего, к музею-хранителю национальных культурных ценностей.

      Музей-учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

      Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах и выполняют те же функции, что и государственные. Музей является исследовательским и просветительским учреждением.

Признаки школьного музея:

1.Музейное собирание и хранилище коллекции.

2.Музейная экспозиция.

3.Актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию.

4.Программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.

Созданию школьного музея предшествует поисково-собирательская работа, оформление собранного материала  в тематические выставки и краеведческие уголки, накопление большого фактического материала, позволяющего в конечном счете создать музей.

  1. Музейная педагогика в школьном процессе.
  1. Информационно-историческая справка о МОУСОШ № 53.

      Из архивной справки от 19.06.1974 года видно, что в плодово – ягодном совхозе было построено школьное здание на 392 посадочных места. Ввод школьного здания предусматривался 25 августа 1974 года. Свою работу школа начинает 24 ноября 1974 года. В СШ № 53 свое обучение начало 173 человека, из них учащихся 8 класса 27 человек, 26 человек изъявили желание обучаться в 9 классе. Первым директором была Наливайко М.Е. Педагогическими кадрами с соответствующим образованием школа была укомплектована полностью. В то время в школе был музей космонавтики, создал его учитель физики В.Ф. Некрасов совместно с Краснодарским летным училищем им. Серова. Офицеры и курсанты помогли с созданием музея и комплектованием музейного фонда. Летчики приезжали в школу проводили беседы, лекции, неоднократно учащиеся выезжали в летное училище на экскурсии, беседы, встречи. Был в школе и зал В.И. Ленина, в то время каждый ученик обязан был хранить и чтить его память. В зале находились стенды с его биографией и политической деятельностью. Там проходили торжественные линейки, мероприятия посвященные пионерской дружине, в зале В.И. Ленина принимали в октябрята и пионеры. Предлагая свою программу,  хочу возродить, но немного в иной форме, хорошо забытое старое, создавая музей в школе широкой направленности.

    На данный момент в МОУ СОШ № 53 обучается 105 учащихся, директором школы является Кунаковская М.А., педагогическими  кадрами школа укомплектована полностью ( 20 учителей, заместитель директора по УВР). На современном этапе миссия школы - создание условий, содействующих формированию патриотического воспитания подрастающего поколения, сохранению и укреплению народных традиций, любви и уважения к своей малой Родине, оснащение учебно-воспитательного процесса памятным историческим материалом.

1.2. Зачем нужна музейная педагогика в школах?

     Музейная педагогика в школе необходима, так как может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры.

Отличительные черты в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

               Музейная педагогика дает возможность:

  1. Осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению.
  2. Сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на учеников.
  3. Раскрывать значимость изучаемого материала.
  4. Попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.
  5. Объяснить сложный материал на простых наглядных примерах.
  6. Организовать факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и общеобразовательной школе.

    Музейная педагогика направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты,  ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, повышает  его культуру, развивает интеллект.

2. Паспорт программы.

Полное наименование программы

Программа  инновационной деятельности в МОУ СОШ № 53 «Музейная педагогика в учебно- воспитательном процессе».

Разработчик программы

Магдалинова Галина Сергеевна, учитель истории.

Цели программы

1.Формирование культурного человека, патриота  своей Родины и гражданина мирового масштаба, творческой личности, субъекта воспитания, ориентирующегося на дальнейшие самостоятельные контакты с культурой.

2. Повышения качества образования.

Задачи программы

1.Воспитать с помощью музейной педагогики творчески активного, гармонично развитого ребенка, юного патриота Кубани.

2.Формировать историческое сознание, способность ощутить себя в потоке времени.

3.Помогать в самопознании, в выработке адекватной самооценки при сопоставлении себя с теми, кто жил до нас.

4.Воспитывать  музейную культуру учащихся, как часть общей культуры человека.

5.Формировать нравственные ориентиры музейными средствами ( проигрывание ребенком различных социальных ролей, поскольку нравственность - есть прежде всего: умение «влезть в чужую шкуру»).

Связь музейной педагогики с другими дисциплинами

- история материальной культуры;

-философия;

-историческая психология;

-искусствознание;

-языкознание;

-естественные науки.

Период и этапы реализации программы

Программа реализуется в период с 2009 по 2012 годы по следующим этапам:

1 этап ( 2009-2010 гг.): разработка текста программы, ее обсуждение, утверждение на методическом совете школы, педагогическом совете, управляющем совете школы. Ознакомление педагогического коллектива, родителей.

2 этап (2010-2011 гг.): начало реализации программы. Обеспечение необходимых ресурсов для реализации основного этапа программы.

3 этап (2012 г.): обобщение опыта и результата проведения программы.

Исполнители программы

Педагогический и ученический коллектив

МОУ СОШ № 53.

Возможные трудности, пути их преодоления

  1. Ограниченность экспонатов.( Активная работа совета музея по комплектованию фонда).
  2. Слабая материальная база школы, ограниченные возможности закупки современного оборудования для хранения экспонатов и оформления экспозиции музея. (Привлечение заинтересованных в проекте спонсоров).
  3. Невозможность посещать памятные места в очень отдаленных районах, также проводить экскурсии как по России ,так и за границей.

( Создание  и использование виртуальных  мультимедийных  экскурсий).

  1. Загруженность учащихся в подростковом возрасте. (Привлечение тех учащихся , кто хочет поступить в ВУЗ гуманитарной направленности, кто в будущем связывает свою жизнь с культурой).

Источники финансирования

Привлеченные  средства.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение творческой активности учащихся в поисково-экскурсионной деятельности.
  2. Создание музейной комнаты.
  3. Повышение мотивации учащихся к обучению через исследовательскую и собирательную деятельность.
  4. Создание комфортной среды общения и снятие психологических комплексов у учащихся путем активной работы в музейной комнате.

3. Идея программы.                                                    

3.1.Принципы программы

 Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

1.Систематическая связь с уроком, со всем учебно -воспитательным процессом.

2.Проведение научного и учебно- исследовательского поиска.

3.Использование в учебно- воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной  и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности.

4.Самостоятельность , творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и работы музея.

5.Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

6. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

3.2.Связь с другими дисциплинами.

      Музейная педагогика тесно связана со многими дисциплинами, которые хотя и не преподаются в нашей школе , но являются чрезвычайно важными: история материальной культуры , помогающая формировать чувство истории; философия , так как мы задумываемся над философскими проблемами времени и пространства, совершая «погружения» в прошлое; историческая психология , потому что нам приходиться сталкиваться с системой ценностей прошлых эпох;  искусствознание , так как половина наших путешествий в музее связана с проблемами искусства;  языкознание, так как мы ведем учет ценностей, и, наконец, связь с естественными науками , так как нас интересует проблема времени и пространства.

      В курсе музейной педагогики главное- передача информации. Если главным считать передачу информации, то в стенах музея действительно можно проводить обычные уроки истории, биологии, физики и др.

    Для дано программы  являются следующие  инновационные моменты:

-тесная взаимосвязь с базовым образованием;

-поддержка и распространение проектной и исследовательской деятельности;

-межпредметная интеграция;

-активное использование ИКТ и новых современных технологий в практике;

-широкое применение музейной педагогики;

-реализация творческого потенциала у учащихся.

3.3. Особенности воспитательно-образовательной функции школьного музея.

      Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый ученик нашел свою нишу, в которой он не только получал и добывал знания, но и соприкасался с направлениями культуры, активно проживая их в собственном творчестве. При этом каждый может проявить познавательную активность, навыки самопознания, самопрезентации. Выделение воспитательной функции школьного музея в качестве ведущей определяется ее значимостью: созданием особой  образовательной среды для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.

    Можно выделить основные отличия образования в условиях учебных занятий и в классах в условиях музея:

- школа - обязательное образование, а музей дает избирательное образование;

-по сравнению с информационным подходом, который преобладает в традиционной школе,  в музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта.

-на уроках образовательный процесс носит в основном вербальный характер, музей же учит детей самим  извлекать знания.

-в отличие от классно-урочной формы обучения, музей предполагает иной регламент, основанный на признании особого музейного этикета, пространственном перемещении, возможности включения непосредственно в ходе экскурсии в игровую или творческую деятельность.

4.Направления работы.*

-поиск;

-сбор реликвий;

-проведение классных часов, встреч с родителями, выпускниками , ветеранами труда, ВОВ и другими интересными людьми;

-составление альбомов , выставок, экспозиций, презентаций.

    Специфична образовательно-воспитательная деятельность школьного музея.  Работа школьного музея реализуется через различные  формы экспозиционно-выставочной и массово-просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействие на них посредством личного участия в работе музея. В школьном музее ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.         Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, своего поселка , края, района независимо от того, какую тему они изучают.

    Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

5.Ожидаемые результаты программы «Музейная педагогика в учебно -воспитательном процессе». Прогресс общества - в развитии исследовательской деятельности учащихся. Это одно из золотых правил музейного образования и его составляющей - музейной педагогики.

   Совершенно ясно, что эта программа гармонично включится в школьную программу, она ,наряду с другими предметами, способствует развитию творческой активности ребенка, знакомит его с предметным миром и его смыслами, с контекстами прошлого и настоящего и через них с основами культуры, т.е. решает задачи, не характерные для других школьных дисциплин.    Планируется:

  1. Повышение количества участников предметных олимпиад, НПК, конкурсов.
  2. Создание музейной комнаты, совета школьнгого музея.
  3. Организация встреч учащихся с известными и заслуженными людьми Динского района, Кубани, России.
  4. Создание реестра памятных мест п.Найдорф, Нововеличковского поселения Динского района.
  5. Поиск материала и создание книги Памяти. Участие в краевой акции «Согреем сердца ветеранам», районной акции «Как живешь , ветеран ?». Мероприятиям посвященных памятным датам.
  6. Повышение мотивации учащихся стоящих на различных видах учета, из малообеспеченных семей, опекаемых к обучению через исследовательскую и собирательскую деятельность.
  7. Создание комфортной среды общения и снятие психологических комплексов у учащихся путем активной работы в музейной комнате, подготовки и проведения экскурсий, классных часов, уроков мужества.

      Программа позволяет определить влияние музейной педагогики на образовательно-воспитательный процесс, разработать механизм повышения качества образования путем использования музейной педагогики, а также выявить инновационные способы и технологии создания системы гражданско-патриотического воспитания учащихся, основанных на анализе различных факторов влияния на образовательное пространство школы.

6.Календарный план мероприятий по реализации программы.

«Устои жизненные чтя,

 три мира воедино слито:

Семья, учитель и дитя».

1 этап

Сроки

Мероприятия

Участники

Сентябрь-ноябрь 2009 год

-Мониторинг мнения учащихся, родителей, педагогов о новой программы.

-Создание программы «Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе»Создание сайта, буклета.

-Создание совета музея,** исследовательской группы учащихся

-Презентация программы.

-Совет школы (родители, учителя, ученики).

-педсовет, методсовет.

Ноябрь 2009 год

Подготовка к юбилею 35-летию МОУ СОШ № 53

Администрация, совет школы.

2 этап

Сроки

Мероприятия

Участники

Декабрь 2009 – январь 2010

Создание условий для реализации программы:

  1. Подготовка музейной комнаты.
  2. Подготовка стендов и их оформление.
  3. Подготовка учащихся к оформлению экспозиций, комплектованию фонда, проведению экскурсий.

Администрация школы, методсовет, руководитель музея.

Январь 2010

Повышение уровня компетенции учащихся и педагогов.

Администрация  школы.

В течении 2010-2011года

Увеличение числа учащихся, заинтересованных в открытии музея.

Совет музея. Классные руководители.

Февраль 2010г.

Привлечение родительской общественности в реализации программы.

Совет школы, родительский комитет,

Совет президента школы.

Февраль 2010 год

Открытие музея.*** Открытие музея приурочить к месячнику посвященному 65-летию Великой Победы. С помощью мониторинга, среди учащихся, выбрать название музея.

Администрация школы.

Педагог -организатор.

Руководитель музея.

 В течении года( согласно плану) 2010-2011г.

Участия в фестивалях, смотрах, конкурсах различного уровня.

Методсовет, педсовет.

Март 2010 г.

Проведение уроков по истории края

Педагоги предметники.

Апрель 2010г.

Урок – экскурсия на выставку рисунков учащихся, посвященных Великой Отечественной войне

Совет музея, ученики МОУ СОШ № 53.

В течении года 2010-2011

Организация экскурсионных поездок.

Администрация , совет музея, педагог-организатор.

Февраль, май 2010 г.

Встречи с ветеранами.

Совет музея, педагог-организатор.

 В течении года ( к различным мероприятиям, урокам) 2010-2011г.

Создание презентаций.

Учителя - предметники

Январь 2010г.

Участия в научно-практических конференциях.

Учителя-предметники, учащиеся.

 В течении года( согласно проводимым мероприятиям) 2010-2011г.

Подготовка учащимися сообщений, докладов, рефератов по темам экспозиций.

Педагоги.

В течении года ( согласно проводимым мероприятиям) 2010-2011г.

Проведение бесед и консультаций для подготовки. Классных часов.

Совет музея. Классные руководители.

Март-апрель 2010 г.

Проведение акции «День дарения».

Учащиеся 1-11 классов, совет музея.

 Апрель 2010 г.

Проведение конкурсов и викторин по истории поселка Найдорф и экспозиционным темам музея.

Совет музея, учащиеся школы.

 В течении года 2010-2011г.

Организация и проведение мероприятий к традиционным государственным праздникам.

Педагоги, учащиеся школы.

Педагог- организатор досуга.

Май 2010г.

Подготовка праздника 65-летия Победы над фашистскими захватчиками.

Совет музея, педагог организатор.

18 мая 2010 г.

Организация праздника «День музейного работника».

Совет музея, администрация школы.

 Май 2010г.

Участие в турслете.

Администрация школы, педагоги, учащиеся 1-11классов.

Июнь 2010г.

Промежуточный мониторинг результатов реализации программы. Презентация.

Методсовет, педсовет, администрация, совет музея, родительская общественность.

Сентябрь 2010г.

Подготовка праздника «День знаний».

Педагог- организатор.

Сентябрь 2010 г.

Подготовка выставки , собранных предметов за лето.

Совет музея.

Октябрь 2010г.

Открытие выставки собранных материалов за лето.

Совет музея.

Ноябрь 2010г.

Празднование 4 ноября.

Ученики МОУ СОШ № 53.

Совет музея.

Декабрь 2010г.

Что такое конституция?

История первой конституции ….

Совет музея , администрация.

 В течении года 2010-2011 г.

Подготовка выставок, согласно собранному материалу и проводимым мероприятиям.

Совет музея.

Январь 2011г.

Участие в конкурсе сочинений «Подвиг милосердия», «Гроза над Кавказом»

Ученики школы.

Февраль 2011г.

Исторический памятник

1-4 классы.

Март 2011г.

Урок – интеллектуальная игра «Люблю тебя, мой край родной»

Учащиеся МОУ СОШ № 53.

9 мая 2011г.

«Мы помним Вас поименно», вахта памяти, посвященная  9 мая

Совет музея.

3 этап

Сроки

Мероприятия

Участники

Январь 2012г.

Создание буклета музея.

Совет музея.

Февраль 2012г.

Создание сайта.

Совет музея.

Март 2012 г.

Отчет о реализации программы

Руководитель музея.

В течении последующего времени применять музейную педагогику.

                                         Библиографический список.

1.Берельковский И.В. Школьные музеи Горьковской области : В помощь учителям, руководителям, активу школьных музеев.- Горький, 1987.

2. Основы экскурсоведения : Учебное пособие/ Под ред. Б.Е. Емельянова.-М., 1985.

3. Попова С.В. Школьный музей «Нижегородская старина» // Проблемы школьного воспитания.-Н. Новгород, 1999.-№ 3. – С. 44.

4. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи : Учебно-методическое пособие.- М., ФЦДЮТиК, 2006.-С.112.

5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории,М., 1974.

6. Туманов Е.Е. Школьный музей.М.,2002.

                                                 

                                                       Рецензия.

Приложения.

*Направления музея.

Поисково-собирательная группа.

Группа пропагандистов

Фондовая группа

Экспозиционная группа

Экскурсионная группа.

Направления

Музея

** Совет музея

Руководитель музея

Педагог- организатор

Совет школы

Администрация школы

Совет музея

Школьная библиотека, сельская библиотека


***Механизм открытия музея.

Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с районными отделами образования и культуры, аттестационной музейноя комиссией и оформляется приказом директора школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЕЙНЫЙ ПАУК

  З00 с лишним лет назад, в устье  реки Невы, недалеко от Финского залива, в один погожий тёплый день под маленьким кустиком, на свет появился маленький паук. Был он любопытным и непоседливым. Ему хот...

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИГА

Применение здоровьесберегающих технологий в обучении....

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...

Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....