Сообщение на педсовете
материал по теме

Работа учителя – одна из самых трудных. Мы должны быть немного психологами, немного психоаналитиками, немного лицедеями. Сообщение посвящено взаимодействию учителя с классом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_ponimat_bolshe.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство понимать больше, чем сказано

Работа учителя – одна из самых трудных. Мы должны быть немного психологами, немного психоаналитиками, немного лицедеями.  Входя в класс,  мы сразу определяем пойдет ли урок так, как было запланировано или придется его перестраивать. Ведь общение - процесс двусторонний.    Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры, и это взаимодействие не бу дет плодотворным и действенным, если педагог, призванный вести за собой, организовывать детей и управлять слож ными психологическими процессами, происходящими в ученическом коллективе, не будет видеть, слышать и чувствовать своих партнеров по поведению уче ников. Целенаправленным наблюдение учителя за детьми становится тогда, ког да он знает:

  1. на что следует обратить внимание;
  2. что это может означать;

     З) что из этого следует.

       Например, я прихожу в класс и вижу, что дети очень возбуждены, т.к. перед моим уроком у них была контрольная по математике или сочинение. Они были в напряжении долгое время и им сложно перестроиться. Нужно придумать что то, чтобы настроить их на биологический лад. Я просто рисую на доске солнышко, закрываю его бумажными тучками и предлагаю ребятам улучшить погоду в классе. Мы начинаем работать с терминами, необходимыми на этом уроке. Ребята отвечают на вопросы, после правильного ответа одну из тучек убираем. На этот простой прием поддаются даже старшеклассники.

Вывод можно де лать на основе комплексного наблюде ния за внешним видом учеников и их по ведением. Учителю полезно вырабаты вать в себе осознанную и направленную наблюдательность, и тогда ему многое расскажут об ученике его осанка, поза, походка, жесты, голос и выражение лица. Совокупность мимических и пантоми мических особенностей, соответству ющих состояниям грусти, гнева, ра дости, страха и прочим, является сиг налом этих состояний. Каждый из та ких сигналов, имеющих как осведо мительное, так и регулятивное значе ние для отразившего их человека, об ладает сложной структурой. В нее, как правило, входят признаки разных модальностей (воспринимаемых зри тельно, на слух, иногда кожно-мы шечным путем). Одни из признаков, образующих структуру такого сигна ла, характеризуются постоянством, другие- вариативностью. Учитель, осваивая сигналы состояний в ходе взаимодействия с учениками, выде ляет и объединяет признаки, харак терные для каждого состояния.

Важнейшим элементом в физическом облике человека является выражение лица (мимика). Выражение лица, также как и взгляд, отражает состояние ре бенка и его настроение. По выражению лица можно судить и об отношении уче ника к учителю: оно может быть привет ливым и отчужденным, признательным или недовольным и т.д. Большинство учителей в процессе общения чаще всего концентрирует свое внимание на лицах учеников. Это определяется тем, что на лице распо ложены важнейшие дистант рецепто ры, от лица исходит голос, слышимый другим человеком. Сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица школьников и сигнализируют об их состояниях. Обычно эмоции ассоци ируются с мимикой следующим обра зом:

удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кон чики губ, приоткрытый рот;

страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в сто роны, рот может быть открыт;

гнев - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

печаль - брови сведены, глаза потух шие, часто уголки губ слегка опущены; счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад. Художникам и фотографам давно из вестно, что лицо человека асиммет рично, в результате чего левая и пра вая стороны нашего лица могут отра жать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находят ся под контролем различных полуша рий мозга. Левое полушарие контро лирует речь и интеллектуальную дея тельность, правое - управляет эмоци ями, воображением и сенсорной дея тельностью. Связи управления пере крещиваются так, что работа домини рующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся больше му контролю. Поскольку работа право го полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой сторо не лица труднее скрыть чувства. Поло жительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сто ронах   лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария моз га функционируют совместно, поэто му описанные различия касаются ню ансов выражения. Особенно экспрессивны губы учеников. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дру желюбие, потребность в одобрении. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осто рожным в истолковании улыбки школьников. Улыбка, сопровождае мая приподнятыми бровями, выража ет, как правило, готовность подчи няться, в то время как улыбка с опу щенными бровями выражает превос ходство. Установку и чувства учеников можно определить по моторике, то есть по тому, как они стоят или сидят, по же стам и движениям. Значение многих жестов рук или движений ног в опре деленной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) учеников обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как не  скрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят ученики, подперев ладонями подбородок, обычно в за думчивости. Стоят, подбоченив шись ,- признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки учеников, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседни ков находятся в постоянном движе нии. Хотя кивание головы не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разре шение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говоря щего одобряюще и в групповой бесе  де, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

обычно учителю легко беседовать с теми учениками, У кого оживленное выражение лица и экспрессивная мо торика. Активная жестикуляция учени ков часто отражает положительные эмоции и воспринимается учителем как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерная жестикуля ция учеников, однако, может быть вы ражением беспокойства или неуве ренности.

О многом может сказать и поза. Когда учитель наклоняется к ученику во вре мя разговора, он воспринимает это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Дети чувству ют себя менее удобно, когда препода ватель в разговоре с ними откидывает ся назад или разваливается в кресле. Обычно учителю легко беседовать с теми учениками, кто принимает непри нужденную позу. Ученик, чувствующий свою зависимость, неуверенность в себе, стремится занять как можно меньше места в пространстве, сидит на стуле согнувшись. Совсем не такая поза у того, кто чувствует себя хозяи ном положения.

Правила чтения жестов и поз. Приступая к изучению языка телодвижений, Учителю следует помнить, что между конкретной позой или жестом челове ка и его внутренним состоянием не во всех случаях есть прямое соответствие. Чтобы не допустить ошибки, рекомендуется помнить правила чтения жестов и поз, которые сводятся к следующе му: 1) поза и жесты ученика могут быть обусловлены внешними обстоятельствами (холодно, неудобно сидеть и т.д.); 2) поза и жесты могут быть вызва ны причинами, не связанными с на строением ребенка (болит живот, че шется нос и т.п.); 3) наблюдать надо за совокупностью жестов, толкование же ста, «вырванного из контекста», не име ет смысла; 4) интерпретация поз и же стов зависит от того, кто интерпрети рует. Последнее правило сформулиро вал английский психолог Беннетт, ко торый обратил внимание на то, что один и тот же жест или поза разными людьми толкуется по-разному, а одно и то же толкование может вызвать раз личные эмоции. Это зависит от настро ения, установки, психологического склада тех, кто наблюдает. То есть не следует ставить знак равенства между тем, что видит какой-то субъект, и тем, как он это интерпретирует. Полезно знать общие закономерности соответ ствия жестов и поз внутреннему состо янию человека, помня о том, что суще ствуют и индивидуальные особеннос ти.

Положения рук у лица. Наклоненная в сторону голова ученика свидетельству ет о некоторой заинтересованности. Если кулак при этом подпирает щеку  учителя очень внимательно слушают. Если ученик к тому же оценивает ин формацию, его указательный палец будет, вытянут и упрется в висок, если при этом большой палец поддержива ет подбородок-ученик негативно от носится к информации, а быть может, и к учителю. Прямое, с небольшим на клоном вперед положение головы и взгляд исподлобья свидетельствуют о некоторой агрессивности ребенка.

Когда ученик говорит неправду или по лагает, что слышит ее, он невольно на правляет руку ко рту. Так бывает и при крайней застенчивости. Рот чаще все го закрыт одним пальцем или кулаком, палец может потирать место под но сом. В любом случае рука у рта - жест, который учитель может расценить как выражение нерасположения.

Положение рук и ног наблюдение за ру ками и ногами ученика даст учителю до полнительную информацию о его внут реннем состоянии. Раскрытые ладони рук говорят об открытости ребенка, его доверии к учителю. Руки, прижатые к гру ди, - о стремлении быть искренним. Беспокойные движения кистей, враще ние большого пальца свидетельствуют о нервозности, дискомфорте ученика. Иногда в таком состоянии руки спокой ны, а «пляшет» нога.

Переплетенные пальцы рук, лежащих на столе, говорят о том, что ребенок в на пряжении, он собран или раздражен, но старается этого не показать.

Скрещенные руки могут быть всего лишь удобной позой. Но в большинстве случаев они говорят об определенной настороженности ученика. Если при этом пальцы сжимают предплечье  ребенок находится в напряженном со стоянии; если пальцы впились в руки  он уже еле сдерживает себя.

Ребята сидят, скрестив ноги, когда им так удобно, в других случаях эта поза отражает их напряженное состояние. В состоянии напряжения некоторые при жимают друг к другу пятки или перекре щенные лодыжки, в то время как коле ни разведены.

Если ученик говорит не то, что думает. Случается, что ребенок, возражая, го ворит неправду. При этом он иногда прячет руки или контролирует их поло жение. Выдать может взгляд, устрем ленный в сторону и вниз, иногда - по чесывание века или оттягивание ворот ничка. Порой ребенок владеет собой на столько, что говорит неправду, гля дя вам в глаза. Его выдадут изломан ные линии бровей, напряженные угол ки губ, напряженный взгляд, старатель но подобранные слова. Уловив ложь, рекомендуется доброжелательно (с легким наклоном корпуса, с улыбкой и открытой ладонью) попросить его: «По вторите, пожалуйста, что вы сказали!»Второй раз эффектно сказать неправ ду обычно не удается.

Осанка ученика определяется привыч ным положением корпуса. Она может быть прямой, сутуловатой, гордой и т.д. И зависит от его отношения к спорту и внутреннего состояния, уверенности в себе, самодовольства или, наоборот, растерянности, подавленности и Т.П.

Бальзак назвал походку «физиономией тела». Походка может быть уверенной, упругой, спортивной, прыгающей, шар кающей, неуверенной, виноватой и Т.Д. В ней отражаются и физическое само чувствие, и настроение ученика. По по ходке судят и о характере ребенка: спо койном или порывистом, самолюбивом или застенчивом и т.д. Голос как один из компонентов обли ка значительно дополняет образ уче ника. По голосу можно определить в большинстве случаев физический то нус человека, его настроение. В зву чании голоса отражаются радость, со мнение, недовольство, обида, реши тельность, неуверенность и т.д. Учи тель, умеющий слушать, понимает больше , чем значат слова учеников. Он слышит и оценивает силу и тон голо са, скорость речи. Он замечает откло нения в построении фраз, как, напри мер, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражений лица полезны для понима ния сообщения.

Тон голоса- особо ценный ключ к по ниманию чувств учеников. Чувства на ходят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Лег ко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.

Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщений учеников. Некоторые чувства, напри мер энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазо не тональности или высоты звуков. Та кие чувства, как печаль, горе и уста лость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Скорость речи также отражает чувства учеников. Дети говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высо комерии или усталости. Допуская в речи незначительные ошиб ки, как, например, повторяя слова, не уверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, дети не вольно выражают свои чувства и рас крывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда ребенок неуверен в себе или собира ется удивить учителя.

Обычно речевые недостатки более вы ражены в состоянии волнения или ког да ученик пытается обмануть учителя.

Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля и т.п. по перечисленным признакам-сигналам мы судим о характерологических осо бенностях другого человека, его способ ностях, испытываемом им состоянии, именно благодаря им учитель имеет воз можность действовать в общении целе сообразно. А это очень важно для созда ния благоприятного для совместной творческой работы микроклимата в кол лективе, для взаимопонимания учителя и учащихся, и в конечном результате это сказывается на отношении учеников к труду, желании учиться. И так, в педагогическом общении учитель через невербальный канал получает зна чимую для него информацию об учени ках и благодаря ей целесообразно орга низует свое общение с детьми, управляя своим поведением. Только в этом случае он выполнит  роль ведущего партнера в педагогическом общении. Получить значимую для себя информа цию об учениках учитель сможет лишь при условии, если он умеет устанавли вать обратную связь с партнерами по общению, если он взаимодействует, контактирует с ними, а не возвышаясь воздействует на них. Обратная связь помогает определить уровень усвое ния учебного материала, уловить об щую атмосферу урока, его психологи ческий климат, настроение ребят и т.п. Ведь порой нам достаточно взглянуть на учеников, и мы чувствуем, интересен им материал или нет, понятен или не понятен, готовы ли они приступить к работе или еще внутренне не собра лись. Обратная связь, носящая в обще нии учителя и учеников принципиаль ный характер, важна на всех этапах уро ка в любой ситуации.

Учеными доказано, что в  состоянии эмоционального напряжения и конф ликта у ученика возникают многообраз ные движения смущения и беспокой ства: почесывание головы, носа, глаз, лба, подбородка, ушей, трогание  кос тюма, покручивание  ручки, закусыва ние губ, ерзанье на стуле, отбрасыва ние «мешающих»  волос. И если учитель будет слеп ко всем этим «мелочам», он не сможет установить обратную связь с учащимися.

Как важно учителю на любом этапе урока для установления контакта с учащимися уметь «читать по лицу», по мимике, жесту, позе, и уже затем, на блюдая внешние проявления челове ческого поведения (жесты, походку, манеру держать себя), надо попы таться как бы заглянуть внутрь чело века, уяснить себе внутренние причи ны того или иного его поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к педсовету, или мой краткий мониторинг

Небольшое выступление на весеннем педагогическом совете о пользе всемирной паутины...

Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение....

Сообщение для педсовета

Представление собственного опыта работы по теме "Формирование ключевых компетентностей на уроках математики при решении текстовых задач"...

Семиклассники. Трудные подростки (сообщение на педсовете)

"Семиклассники. Трудные подростки" (выступление на педсовете)...

Сообщение на педсовет "Портрет выпускника 2016 года"

портрет выпускника полной средней школы по ФГОС...

Сообщение на педсовете «Духовно-нравственное воспитание в семье» (из опыта работы)

Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.                  ...

Сообщение на педсовете на тему: "Нестандартные формы работы как эффективный способ социализации обучающихся".

Сообщение на тему: «Нестандартные формы работы как эффективный способ социализации обучающихся».  Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, техн...